Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценит, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
метод проектов.doc
Введение
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю.
Я знаю, где и как эти знания применить»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и,
осуществив его, оценит, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе
есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида
деятельности учащихся – проектной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования,
утвержденной
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года,
говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа,
модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его
его познавательных и созидательных способностей».
личности,
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся.
Если становится задача обучить ребенка самостоятельному проявлению в
деле самообучения, творца собственного «я» с освоением проектирования как
способа организации такого обучения, необходимо вооружать его методами,
приемами этой деятельности. Таким образом, целью современной школы является
обучение проектированию как общеучебному универсальному (надпредметному)
умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное
умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому
1 внедрять проектное обучение надо в учебновоспитательный процесс
общеобразовательной школы как элемент всеобуча.
Проектная деятельность строится на основе какоголибо содержания,
освоенного и осваиваемого учащимися. Так как в процессе работы над проектом
присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в
ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода
проектов в практику преподавания предмета будет способствовать как
формированию общеучебных умений и навыков, так и освоению предметного
содержания.
В своей работе я представлю существующие взгляды и сложившиеся подходы к
применению метода проектов в классноурочной системе при обучении учащихся
биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать,
формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная
технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного
результата.
Цели работы:
1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной
деятельности учителя биологии.
2. Разработать метод проектов по биологии на тему «Дыхание».
В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект развития и становления метода проектов в
отечественной педагогике и за рубежом.
2. Раскрыть ценности, смысл и сущность процесса проектирования, принципы этой
деятельности.
3. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя биологии в
школе.
2 Гипотеза исследования: Если содержание долгосрочного внеурочного проекта
совпадает с тематическим урочным планированием, то на его основе вполне
возможно создание мини проектов и их реализация во время урока.
Объект исследования: проектные и исследовательские уроки как средства
обучения биологии и их эффективность в учебновоспитательном процессе
(организация биологического образования школьников).
Предмет исследования: выявление методических условий эффективного
использования проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии.
Хотелось бы подчеркнуть, что метод проектов формирует большое количество
умений и навыков постановки и решение задач.
Участники проектной деятельности: учитель и обучающиеся.
Практическое значение: В настоящее время проектная деятельность
подразумевает переход от традиционных образовательных форм к тесному
сотрудничеству ученика и учителя, как равноправных партнеров. Образование
должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но и
умения и навыки, способные уже сегодня, а тем более завтра, помочь ему в
решении его насущных жизненных проблем.
Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и
обобщение информации, но и представляет собой самостоятельное исследование,
демонстрирующее авторское видение и решение той или иной проблемы.
Кроме того, я решала вопросы занятости детей во внеурочное время,
развития интереса к творческой и исследовательской работе, привития навыков
работы с различного рода информацией с целью повышения интереса к биологии и
экологии, как предметам естественнонаучного цикла обучения.
3 Многим ребятам мало информации из учебника, тесно в рамках обычного
традиционного урока.
Именно проектная деятельность дает возможность
ученикам выражать собственные идеи, а не просто красиво излагать идеи и мысли
учебника. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления
воспринимаемого учебного материала. Дети часто приходят с волнующими их
вопросами на перемене, просят организовать дополнительные занятия, особенно
интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием
микроскопа.
Что же может заинтересовать школьника выполнить проектную работу?
полезные практические результаты от выполненной работы, поощрения;
признание творческих способностей одноклассниками;
удовлетворение интереса к предмету исследования, приумножение знания о нем,
приобретение новых навыков творческой работы;
понимание ценности полученного личного опыта для будущей деятельности,
например, как студента ВУЗа.
Необходимо приложить усилия, чтобы дать ребенку возможность проявить
способствовать
заинтересовать,
разжечь интерес к предмету,
себя,
самоутверждению в процессе коллективной творческой деятельности, пробудить
инициативу исследований. Самостоятельно собранный материал воспринимается
всегда как более ценный, чем подготовленный учителем.
Базой исследования являются обучающиеся ООШ с.Рассвет филиал МОБУ
СОШ с.Гафури МР Буздякский район РБ.
Структура: данная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение,
список литературы.
4 Глава 1. Анализ научной, педагогической и методической литературы.
Дидактические особенности проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов – это организованная поисковая, исследовательская
деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или
иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но
организацию процесса достижения этого результата.
В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие
учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску,
один не может
каждым из учащихся осуществляется поразному:
продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта,
наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный
стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и
личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что
также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную
информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и
ценностную окраску. Независимо от желания учителя в прцоессе передачи знаний
участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс
познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тутто и
возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и
5 как обязательное условие реализации этого на практике – устранение
доминирующей роли педагога в процессе учения сегодня является метод проектов.
1.1. История становления метода проекта.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как
предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире
постиндустриального общества. «Брошенный вперед» таков точный перевод с
латинского слова «проект».
Метод проектов зародился во второй половине
века в
сельскохозяйственных школах США. Основываясь на теоретических концепциях
XIX
«прагматической педагогики», он вобрал в себя важнейшие идеи гуманистического
направления в философии и образовании. Основоположником этой концепции был
американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859 – 1952). Согласно его
воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает
практический результат и направлено на благо всего общества. При этом
значимость пользы определяется чувством самоудовлетворения. Со временем
прагматизм превратился в определенную идеологию, адекватную «американскому
образу жизни», в основе которой лежал критерий полезности.
Джон Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и
реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.
Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его
личности. Исходя из этого, Дж. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной
педагогики», строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка.
Согласно этой концепции обучение должно сводится к игровой и трудовой
деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его
познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь
6 познания представляется более соответствующим природе ребенка, нежели
традиционное сообщение ему готовых знаний. Конечным результатом обучения, по
Дж. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которым
понималась способность в первую очередь к самообучению. При такой системе
обучения целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные
задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым
понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание
вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
Дж. Дьюи считал, что естественной любознательности обучаемого, его
практикоориентированной познавательной активности вполне достаточно для
полноценного интеллектуального развития и образования.
Основные положения теории прагматизма в образовании по Дж. Дьюи
можно сформулировать следующим образом:
Философию прагматизма можно считать общей теорией
образования, поскольку она говорит о приобретении человеком разумного и
эмоционального отношения к природе и другим людям.
Ключевым словом, объединяющим человека и мир в неразрывное
единство, является «опыт».
Человеческий опыт складывается из экспериментов человека с
жизнью, он требует владение методами научного исследования в самом широком
смысле слова).
Обретение в процессе жизненного опыта знания (истины, или веры) и
есть образование.
Вся психологическая жизнь человека возникает вследствие
взаимодействия людей друг с другом, в ходе которого один человек вынужден
вставать, зачастую, на точку зрения другого при формировании собственного
поведения.
7 Опора на свой личный опыт.
Общефилософские идеи нашли свое воплощение в идеях воспитания и обучения.
Наиболее важными среди них можно сформулировать следующим образом:
Идеи Дж. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX века.
Современная дидактика успешно использует наглядность, практические и
лабораторные работы, поисковые и проблемные методы обучения. Однако следует
отметить, что недооценка Дж. Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода
в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих
способностей у ребенка были ошибочны.
Идеи Дж. Дьюи достаточно широко реализовывались в 1884 – 1916 гг. в
различных учебных заведениях его учениками и последователями –
американскими педагогами У. Килпатриком, Э.Коллингсом и Е. Пархерстом.
Одним из путей внедрения идей Дж. Дьюи стало обучение по «методу
проектов». Дети выполняли «проекты» конкретные задания. При этом
предполагалось, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для
достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения
новых знаний являлся «рефлекс цели» (понятие было введено в физиологию
российским физиологом И.П. Павловым).
Проектом по У. Килпатрику
является любая деятельность,
выполненная «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности
группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Уильям Херд Килпатрик выделил четыре типа проектов:
1) Воплощение мысли во внешнюю форму.
2) Получение эстетического наслаждения.
3) Решение задачи, разрешения умственного затруднения, проблемы.
4)
Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.
8 Таким образом, интересы учащихся находят свое отражение в разнообразных
проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением
учащимися новых знаний и умений, т.е. с их учением. Чрезмерное внимание к
стихийным интересам ребенка и так называемому сопутствующем обучению,
отрицание ведущей роли учителя в школе безусловно снижали ценность самого
прагматического принципа – «обучение посредством делания», т.е. организации
самостоятельной деятельности учащихся для решения заинтересовавших их
проблем.
Метод проектов вел, по сути, к ликвидации учебных предметов, поскольку для
решения практической задачи учащиеся пользовались лишь отрывками знаний,
вследствие чего нарушалась внутренняя логика отдельных предметов.
Следовательно, идея У. Килпатрика о построении учебного процесса только с
учетом интересов ребенка не целесообразна.
Сегодня понятно, что без структурирования изучаемого материала с учетом
возрастных особенностей учащихся, без программ по отдельным предметам,
руководствуясь только сиюминутными интересами школьников, сделать
педагогический процесс эффективным невозможно. Однако идеи У. Килпатрика
получили развитие и не потеряли актуальности в наши дни и прежде всего – идея
повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно
ими спланированной и интересующей их деятельности.
Большой вклад в реализацию проектной деятельности внес профессор
университета в штате Миссури Э. Коллингс. Ему принадлежит и одна из первых
классификаций учебных проектов. Так, ученый выделял:
проектные игры – детские занятия, непосредственной целью которых является
участие в разного рода групповой деятельности;
экскурсионные проекты – занятия, предполагавшие целесообразное изучение
проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
9 повествовательные проекты – проекты, направленные на получение удовольствия
от рассказа в самой разнообразной форме:
конструктивные проекты – проекты, нацеленные на создание конкретного,
полезного продукта.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически
параллельно с американскими. Уже в конце XIX в. в школе Л.Н. Толстого сельские
ребята на природе выполняли различные проектызадания. Начиная с 1905 года,
опытные школы П.П. Блонского и С.Т. Шацкого активно работали по проблеме
внедрения проектных методов в практику обучения.
В 20е гг. «Метод проектов» и его вариант «Дальтонплан» стал применяться в
практике отечественных школ – сначала опытных, а затем и в некоторых массовых.
Наиболее полно идеи Дж. Дьюи и У. Килпатрика получили обоснование, с учетом
российской действительности, в работах В.Н. Шульгина и М.В. Крупениной
(репрессирована в 1938 г.), Б.В. Игнатьева, а на практике были реализованы А.С.
Макаренко, ученики которого создавали лучшие в мире (в то время) электродрели
и фотоаппараты ФЭД.
Примерно в это же время сходная по идеям и принципам деятельность
возникла в юннатских кружках, в частности в кружке при Московском зоопарке
под руководством П.А. Мантейффеля, организованном в 1924 году. КЮБЗ сразу
создавался как серьезная школа по подготовке биологических (зоологических)
кадров. В первые годы существования кружка в нем работали, помимо
зоологических отделов, секции гистологии, генетики, изучения внутренней
секреции и даже геологии. Результатом деятельности юннатов являлись написание
работ по итогам проведенной полевой работы или наблюдений в зоопарке, которые
защищались на общих собраниях.
Однако массовое и непродуманное введение в практику школ комплексно
проектных программ привело к резкому сокращению объема общеобразовательных
10 знаний по основным учебным предметам. В результате школа не могла обеспечить
учащимся необходимого объема систематических знаний: выпускники не имели
достаточной подготовки для дельнейшего профессионального обучения.
Переосмыслив основные идеи Дж. Дьюи, мы вновь возвращаемся к методу
проектов, так как он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В
современном отечественном образовании сложились условия востребованности
этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все
стороны этого непростого и универсального дидактического средства для
правильного и эффективного его использования.
Евгения Семеновна Полат крупнейший исследователь метода, высказывает
справедливое опасение: «В последнее время метод проектов становится в нашей
стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные
опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум».
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он
возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом
проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и
образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а
также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога
С.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
1.2.
Методучебных проектов – образовательная технологи XXI века.
11 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с
групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение
какойто проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование
разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний,
умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти
технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего
умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека
постиндустриального общества.
Глава 2. Разработка метода проектов
2.1.
Основные требования к использованию метода проектов
Метод проектов всегда предусматривает решение какойто проблемы. А
решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование
совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой –
необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки,
техники, технологии, творческих областей.
12 Учебный проект определяется как определенным образом организованная
целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников
под руководством учителя является новое знание.
Е.С.Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов.
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов.
определение базовых знаний из различных областей, необходимых для
работы над проектом.
структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных
результатов).
использование исследовательских методов:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования.
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного
исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических
методов, творческих отчетов, просмотров и т.д.)
13 Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных
методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными,
поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея
определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно
говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме
того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
Тематика проектов может касаться какогото теоретического вопроса школьной
программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,
дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно
рекомендуемые органами образования, относятся к какомуто практическому
вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему
привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их
творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается
вполне естественная интеграция знаний.
2.2.
Основные этапы выполнения проекта
При применении метода проектов для решения разнообразных задач выделить
6 основных этапов, которые представлены в таблице (Приложение 1).
Проанализировав методику работы над проектом разных авторов, я пришел к
выводу, что особой разницы по организации работы над проектом между этими
методиками нет. Они отличаются друг от друга терминологией и оформлением. Я
предлагаю два варианта.
I вариант.
Деятельность учителя.
14 Поисковый этап. Поиск и анализ проблемы. Выбор темы проекта. Планирование
проектной деятельности по этапам. Сбор, изучение и обработка информации по
теме проекта.
Конструкторский этап.
Поиск оптимального решения задачи проекта.
исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна. выбор
технологии изготовления экономическая оценка, экологическая экспертиза.
Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап. Составление плана практической реализации проекта.
Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль
качества. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.
Оценка качества выполнения проекта. Анализ
результатов выполнения проекта. Изучение возможностей использования
результатов проектирования.
Деятельность учащегося
1) Подготовка: определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования;
2) Планирование: определение источников информации; определение способов
сбора и анализа информации; определение способа представления результатов;
установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение
задач (обязанностей) между членами команды.
3) Исследование: сбор информации; решение промежуточных задач.
4) Результаты или выводы: анализ полученных данных; формулирование
выводов.
5) Оценка результатов и процесса; оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.
15 2.3.
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого
консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что
учащиеся выполняют чтото неверно. Но важно в ходе консультаций только
отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара
консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы,
возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности
и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода
проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но
процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно
организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат
проектирования.
2.4.
Роль учащихся при выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками
процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в
16 «команде».
При этом происходит формирование такого конструктивного
критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме
обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и
уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно». Школьники
свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной
цели, им никто не говорит, как и что необходимы делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное
педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап)
учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную
проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание
ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес
к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала
ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную
оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
2.5.
Оценка выполненной работы
Большинство преподавателей склоняются к рейтинговой оценке. Ниже
приведены возможные способы и критерии оценки.
На каждого учащегося учителем, классом, группой, в которой он работает,
заполняется карта проектной деятельности. Каждая позиция в карте оценивается
определенным количеством баллов, которые потом суммируются, делятся на три
(для нахождения среднего арифметического между мнениями учителя, класса и
рабочей группы) и переводятся в проценты от максимально возможного
количества баллов. Итоговая оценка выставляется исходя из соотношения: 85 –
100% «5»; 7085% «4»; 5070% «3»; менее 50% «2» (в этом случае, если
позволяет время, учащемуся предлагается переделать итоговый проект, а текущий
зачет заменяют дифференцированным зачетом с оценкой)
17 2.6.
Основные трудности, возникающие в ходе над проектом
Работа по методу проектов предполагает наличие не только широкого
кругозора его участников, но и умения справляться с возникающими трудностями.
Обобщая накопленный педагогический опыт, можно выделить несколько наиболее
типичных.
Трудности учащихся: определение ведущих целей и задач; поиск путей решения,
выбор оптимальных путей при наличии альтернативы; осуществление
и
аргументирование выбора; самостоятельные действия; сравнение полученного с
требуемым; корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективное оценивание процесса и результатов проектирования.
Трудности учителя: необходимость затрат большого количества времени на
индивидуальную работу с каждым учащимся, понимание его возможностей;
опасность постановки нереальной для данного ребенка задачи; отсутствие
специально отведенного времени в ходе учебной деятельности.
Если выполнения проекта возникают неразрешимые трудности, то следует,
выяснив их причины, вернуться к этапу подготовки (постановки цели). При работе
по данному методу наилучшие результаты достигаются при концентрации
внимания на главных вопросах, от решения которых в первую очередь зависит
реализация проектов. Прежде всего, это вопросы организации проектирования и
стимулирования деятельности на этапах подготовки и планирования.
Особенностью технологии работы является то, что многие проекты имеют в
итоге продуктивный выход и социальную ценность.
Поэтому с самого начала необходимо четко представлять себе вашу
аудиторию. Ответьте на следующие вопросы как можно раньше и вернитесь к ним,
когда начнете планировать отчет по проекту.
18 Кто будет слушать Ваш отчет? (специалисты; хорошо информированные
читатели; читатели, которые ничего не знают об этой теме)
Что Вы собираетесь делать? (Развлечь; сообщить новые фактические сведения;
помочь понять чтото лучше; помочь решить некую практическую проблему)
Что слушатели знают о Вашей теме? (Почему она им интересна. Признают ли
они этот вопрос проблемой, осознают они эту проблему или нет? Необходимо ли
предварительно убедить их в важности данной проблемы?)
Для решения проблемы учебного времени предлагается использовать так
называемое цикловое планирование. Под ним понимается цепочка уроков,
совокупность и развитие которых полностью охватывало бы изучение той или иной
темы. Вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики
Цикловое планирование
усвоения и применения полученных знаний.
предусматривает не конкретное содержание, а только логику развития
познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя. Под
цитированием понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к
вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей
деятельности учителя.
Педагог перед учебным годом должен выделить ведущую тему (раздел) или
несколько тем (разделов), которые будут вынесены на проектирование. Он должен
определить цели, задачи урока по теме или вопросам программы, а также
последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой
логикой познания и особенностями концепции обучения. Потом учителя нужно
сформулировать 1520 индивидуальных групповых тем на класс. Далее
необходимо разработать содержание деятельности учителя и учащихся и
подобрать средства обучения.
Глава 3. Современная классификация учебных проектов
19 Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои
неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе
доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практикоориетированный проект
рекомендаций по восстановлению экономики страны) это проекты, обязательно
(от учебного пособия до пакета
предполагающие практический выход.
исследовательский проект – исследование какойлибо проблемы по всем
правилам научного исследования;
информационный проект – сбор и обработка информации по значимой
проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация
в сети Интернет);
творческий проект – максимально свободный авторский подход в
решении проблемы.
ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые
игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна
классификация проектов по: тематическим областям;
масштабам деятельности; срокам реализации; количеству исполнителей; важности
результатов.
Но независимо от типа проекта, все они: в определенной степени
неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей;
ограничены времени;
предполагают координированное выполнение
взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроекты и межпредметными.
20 Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной
области знания.
Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством
специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают –
внутриклассными,
внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как
правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием
возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
Минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть;
Краткосрочные – на 46 уроков.
Недельные, требующие 3040 часов; предполоагается сочетание классных и
внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную
неделю оптимальной формой организации проектной работы;
Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые;
выполняются, как правило, во внеурочное время.
Виды презентации проектов: научный доклад; деловая игра; демонстрация
видеофильма; экскурсия; телепередача; научная конференция; инсценировка;
театрализация; игры с залом; диалог с исторических или литературных
персонажей; спортивная игра; спектакль; путешествие; реклама; пресс
конференция.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 710.
Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только
презентация.
21 Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек,
задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть
скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по
методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в
результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был
достигнут результат.
Глава 4. Условия эффективного использования метода проектов в школьной
практике
4.1.
Особенности организации и использования метода проектов
Широкому и успешному внедрению метода проектов в педагогическую
практику мешает ряд объективных и субъективных причин. К объективным
причинам можно отнести классноурочную форму обучения, занимающую не менее
98 % учебного времени. Гармоничная интеграция метода проектов в этом случае
достаточно затруднительна по причине загруженности исполнителей проекта
текущими уроками и избыточными домашними заданиями. Хорошо успевающие
школьники одновременно с усвоением обязательного по программам содержания
вынуждены заниматься еще и проектной деятельностью. В подавляющем
большинстве случаев такая работа идет за счет свободного времени ученика, и в
результате синхронизация выполнения работ нередко нарушается, что приводит к
общей дезорганизации и в конечном счете ставит под угрозу весь проект. Однако
винить школьника в том, что он предпочел подготовку к зачету или контрольной
работе деятельности по проекту, мы не имеем права. Не следует забывать и о
работе учителяпредметника, ведь на него ложится большая и очень сложная
дополнительная нагрузка по руководству проектом. Часто такая работа по
степени интеллектуального напряжения значительно превосходит то, чем учитель
22 занимается на обычном уроке. Здесь требуется постоянная коррекция текущей
деятельности школьников с учетом меняющихся задач.
Все вышеперечисленные затруднения на практике часто приводят к
формальному отношению к проектной деятельности, как со стороны большинства
учителей, так и со стороны многих учеников. В результате проектная работа часто
подменяется бездумным копированием доступной информации, не имеющей
практического и воспитательного значения, а часто и не являющейся социально
значимой для самого школьника.
Среди субъективных причин, влияющих на эффективность метода проектов,
следует считать проблему постановки учителями целей обучения, развития и
воспитания. Педагогическая практика показывает, что учителя часто не могут
сформулировать цели собственной деятельности, а поэтому слабо представляют,
какими могут быть цели школьников, овладевающих не только новым
содержанием, но и новыми умениями: наблюдать, анализировать, сравнивать,
стоить гипотезу, продумывать эксперимент, обрабатывать базы данных и т.п. Это,
безусловно, демонстрирует низкую мотивацию к постановке целей самих учителей.
Такая мотивация не способствует повышению качества педагогического труда.
Е.В. Хижнякова констатирует, что в массовой практике наметилась негативная
тенденция к освоению внешней, организационной стороны ученического
исследования и проектирования, в ущерб изменениям содержания образования и
личностному росту педагогов и школьников – участников проекта. Можно
выделить следующие особенности названной тенденции:
Подмена сущностной стороны работы презентационной составляющей, когда с
самоценным выступает предъявление результатов проекта, в котором невозможно
отличить степень вклада ученика и «помогающего» ему учителя;
Подмена ученического проектирования и исследования простой реферативной
работой, без соблюдения норм данных типов деятельности;
23 «Переименование» традиционных форм (коллективные творческие дела,
общешкольные мероприятия и пр.) в «проекты» и «исследования». При этом
происходит, как правило, жесткое организационное включение детей в
деятельность без учета их личной позиции.
Сложность реализации проектных и исследовательских методов,
необходимость выработки новых профессиональных педагогических позиций,
затруднения в их реализации в условиях классноурочной системы организации
учебного процесса спровоцировали отношение к ним как к «элитарным»,
предназначенным исключительно для одаренных детей.
4.2. Организация и проведение эксперимента в биологии.
Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как
биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время.
Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные
возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных
навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную
возможность развивать образное и логическое мышление.
В.Ю. Извеков считает, что сочетание ученического и педагогического
проектирования повышает заинтересованность учащихся: уроки созданные
совместно, для них более значимы. Такая организация работы позволяет заранее
наметить группы, которые будут готовить и проводить определенные уроки. При
этом может быть выделен перечень учебных действий, которые необходимо
совершить до урока, в ходе и после его проведения.
На подготовительном этапе проектная группа:
уточняет тему занятия, разрабатывает цели и задачи, этапы, ожидаемые
результаты, коллективные и персональные задания, разбивает задания на элементы;
определяет способы выполнения заданий, роли в группах, а также порядок
взаимодействия, правила поведения учащихся;
24 договаривается с учителем и экспертами о способах оценки групповой и
индивидуальной деятельности, готовит необходимую литературу и раздаточные
материалы.
На основном этапе – в ходе урока – организаторведущий наблюдает за работой
в парах; уточняет и корректирует задания; консультирует по их условиям.
Эксперты анализируют и оценивают качество выполненных заданий, выступления,
соблюдения правил.
На завершающем этапе урока в группах обсуждаются итоги общей и
индивидуальной работы. Группы обмениваются опытом выполнения заданий, а
также вносят предложения по улучшению проектной деятельности в классе.
Школьники в ходе рефлексивного анализа урока характеризуют собственную
работу, работу групп, ведущего и экспертов, выделяют то, что им особенно
понравилось.
Структура урокапроекта может включать в себя целый ряд форм работы, в
том числе нетрадиционных, например:
презентацию пройденного материала, домашней работы одной или несколькими
учебными группами, прессконференцию;
подготовленные доклады и выступления;
ознакомление с текстом нового учебного материала;
интервьюирование в парах и пар в группах по теме;
учебные викторины и конкурсы по теме урока; вопросы и упражнения на время;
придумывание историй, фантазий, сказок по теме урока;
описание наблюдений, микроисследований;
обсуждение учебного материала, дискуссию;
встречу с интересным человеком, специалистом, старшеклассником;
учебные игры: деловые, имитационные, ролевые;
выполнение художественных работ: рисование, лепку и т.д.;
25 спонтанное инсценирование по материалам изученного;
оценку результатов и групповые поощрения.
На разных стадиях изучения темыпроекта какието элементы уроковпроектов
становятся основными, и на них делаются акценты. Неэффективные элементы
структуры заменяются новыми.
Результаты работы проектных групп
представляются на стендах в классе, на деловых собраниях, на выставках
проектных работ и т.д.
Учитель на уроках выполняет направляющую,
консультирующую,
организующую и контролирующую функции, в то время как ученики занимаются
активной деятельностью, формирующей их компетентности.
Любая инновация связана с определенными проблемами. Данный подход
требует много затрат времени при подготовке, использования множества
методической литературы учителем, предполагает конструирование большого
числа новых дидактических материалов, заставляет искать нестандартные задания,
приемы и подходы.
Существует и другие проблемы, например, проблема оценивания уровня
компетентности учащихся, и проблема перестройки мышления учеников, которые
успели в значительной степени привыкнуть к пассивной форме усвоения знаний.
И, тем не менее, данная система является перспективной, т.к. нацеливает
учителя и ученика на конечный результат: самостоятельное приобретение
конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, т.е.
формирует очень важное в настоящее время качество – компетентность.
Глава 5. Проекты как средство развития познавательной деятельности
школьников на уроке биологии
26 5.1. Разработка урока проекта по биологии на тему «Дыхание» (Приложение
2)
Примерные проектные задания для самостоятельной работы учащихся 6
класса (так как комплект проблемных вопросов формируется совместно на уроке,
то и задания могут различаться).
5.2. Разработка урока с элементами проектирования в 7 классе «Обобщение и
повторение материала по теме «Класс Пресмыкающиеся» (Приложение 3)
Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся».
Задачи урока:
1) Закрепить знания о морфологии, экологии и этологии пресмыкающихся;
2) Выявить характерные черты представителей различных отрядов
пресмыкающихся;
3) Формировать умения сравнивать представителей различных отрядов
пресмыкающихся;
4) Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать, выделять
главное;
5) Развивать интерес к биологическим знаниям, внимание и бережное отношение к
животным.
Постановка проблемы. В данной работе это проблема содержания в
животных, относящихся к классу
домашних условиях экзотических
Пресмыкающихся игуан.
Определение объекта исследования: зеленая игуана.
Определение предмета исследования – это особенности строения и условий
жизни игуан.
27 Формулировка гипотезы.
животных игуан, трудно ли содержать их в домашних условиях?
Зная особенности жизни и строение необычных
Постановка задачи урока: Проверить гипотезу и сделать соответствующие
выводы.
Методы урока: Беседа, рассказ, доклады учащихся по заданным темам,
познавательная командная викторина среди учеников 7 класса, элемент учебного
проектирования.
Оборудование урока: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи, таблицы и
рисунки пресмыкающихся.
Глава 6. Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ
формирования личности
6.1. Проектная деятельность в воспитательном процессе
Я получила первый опыт управления проектной деятельностью
воспитанников, и увидела, что у детей плохо сформированы навыки работы с
информацией, тяжело идет самопрезентация, на тот момент, еще не все дети
владели навыками создания и управления компьютерными презентациями.
Анализ первого опыта использования метода проектов в воспитательной работе
позволил сделать следующие выводы:
вопервых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом
организовать деятельность воспитанников для его достижения;
вовторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта,
позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом
возраста и индивидуальных особенностей.
Педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем:
28 Вопервых, воспитание эмоциональноценностных отношений к событиям,
явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование
социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как
чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни
человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и
т.д.
Вовторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и
опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые
умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать,
распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки
сотрудничества, самопрезентации и многие другие.
А также, проекты это возможность для создания ситуаций успеха, как
личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только
успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет
успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает
уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует
саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например,
первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а
может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает
коллектив класса.
6.2. Ожидаемые результаты проектной деятельности в воспитательном
процессе
Предполагается что применение метода проектов будет способствовать
формированию у воспитанников следующих компетентностей:
Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать,
нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
Информационнокоммуникационных (посредством приобретения опыта поиска
нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений,
29 их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных
материалов);
Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого
самовыражения, самопрезентации).
Работа над проектом оказалась настолько интересной и полезной, что
возникло желание и дальше использовать этот метод в работе. Успехи у нас уже
есть (Приложение 4, 5)
Заключение
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию
обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов
организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить
характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах
поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий
процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и
способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала
обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки,
ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода
учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы
всякого обучения и развития личности, с чем связна ориентация на групповые
формы обучения,
на многообразие форм
взаимодействия, межличностных отношений и общения. Для осуществления
совместную деятельность,
проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть
пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи
мне – и я забуду, покажи мне и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь»
(китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства,
умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять
30 различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной
технологией, основные этапы которой я постаралась изложить в своей работе.
Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и
освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний
результат проектной деятельности накопление поведенческих, коммуникативных,
организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во
внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей
(лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В
процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые
им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать
результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать
необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность,
взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать
результаты своей деятельности публично.
Таким образом, представляется интересным использование метода проектов
в системе воспитательной работы с учащимися.
Выводы
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему
усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов
обучения.
3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков
самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной
информации.
31 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ
(практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения
утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
Использованная литература
1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в
Рефлексивноорганизационные проблемы
образовании и управлении.//
формирования мышления и личности в образовании и управлении М.: ИРПТ И ГО
МАГО, 2003.
32 2. Алексеев Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики.
– Тюмень: ТГУ, 1997. – 216 с.
3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить,
проектировать, исследовать: Управленческий аспект. 3 –е изд. М.: 5 за знания,
2007. – 352 с.
Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию
успешности ученика М.: 5 за знания, 2006. – 96 с.
Громыко Ю.В. Организационнодеятельностные игры как средство развития
образования. М., 1993 .
Громыко Ю.В. Новое содержание образования. Пособие для учителя. – М., 2001.
Громыко Ю.В. Системномыследеятельностный подход к проектированию//
Проектирование и программирование развития образования. М.: МАПО, 1996.
Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. История разработки деятельностного
4.
5.
6.
7.
8.
содержания образования. Пособие для учителя.М., 2001.
9. Дьюи Дж. Демократия и образование. – ПедагогикаПресс, 2000.384с.
10. Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе. – М.: ВербумМ,
2001. 48 с.
11. Извеков В.Ю. Ассистент учителя. Пособие. – М.:НПЗК, 2004.
12. Килпатрик У.Х. Основы метода М.Л., 1928.
13. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов/под
редакцией А.В. Хуторского. М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК»,
2007. 327 с.
14. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской
деятельности учащихся// Завуч. 2001. № 1.
15. Лернер Г.И. Материалы курса «Педагогическая теория современному учителю»:
лекции 4 –5 . М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. 20 с.
16. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое
пособие / Под редакцией В.С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.
33 17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под
ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 272 с.
18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М.::
АРКТИ, 2003. – 112 с.
19. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной
целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы».
20. Проектные и исследовательские методы в Московском образовании: опыт работы
городских сетевых экспериментальных площадок// Сост. и общ. ред. Е.В.
Хижнякова. – М., Пушкинский институт, 2007. – 168 с.
21. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших
классах: современные подходы – М.: АПК и ПРО, 2002 . 32 с.
22. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.: АРКТИ,
2005. – 80 с.
23. Соловьева Н.И. Основы организации учебнонаучной работы студента М.: АПК и
ПРО, 2003. 55 с.
24. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований. – М.: Издво
«Барс», 1997. – 392 с.
25. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно
ориентирванной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. № 2.
26. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001. 544 с.
Приложение 1
Этапы работы
над проектом
Подготовка
Содержание
работы на каждом
этапе
Выбор темы и
определение целей
проекта.
Постановка
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Обсуждают
предмет
исследования с
учителем и
Знакомит со
смыслом
проектного
подхода и
34 проблемы.
Переход к
сфокусированной
теме.
Формулирование
гипотезы.
Определение
источников
информации.
Определение
способов
представления
результатов
(формы отчета).
Установление
процедур и
критериев оценки
результатов и
процесса.
Формирование
исследовательских
групп учащихся.
Сбор информации,
решение
промежуточных
задач. Основные
инструменты:
интервью, опросы,
наблюдения,
эксперименты.
Овладение
методикой
исследования.
Анализ
информации.
Формулирование
выводов.
Планирование
Исследования
Обработка
полученных
результатов и
построение
получают
необходимую
дополнительную
информацию.
Устанавливают
цели
Вырабатывают
план действий.
Формулируют
задачи.
мотивирует
учащихся.
Помогает в
постановке
целей.
Предлагает
идеи.
Высказывает
предположения
Выполняют
исследование,
решая
промежуточные
задачи.
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью.
Сопоставляют
полученную
информацию.
Наблюдает,
советует.
35 аргументации
Отчет об
исследовании
и его
представление
Оценка
выполненной
работы
Представление
результатов в
форме устного
отчета, доклада с
демонстрацией
иллюстративных
материалов,
письменного
отчета
Анализ и
обсуждение
результатов
проекта
Отчитываются,
обсуждают
Участвуют в
коллективном
обсуждении и
дают оценку
собственной
деятельности
Слушает и
задает
целесообразные
вопросы или
выступает в
роли рядового
участника.
Оценивает
усилие
учащихся, их
креативность,
качество
использование
источников,
потенциал
продолжения
работы,
качество отчета
Приложение 2
Проектное задание по теме: «Дыхание»
I. Прочитайте текст учебника на с. 153156 и дополнительную информацию.
Выполните следующие задания:
36 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дайте определение понятию «дыхание».
Какой газ при дыхании поглощается?
Какой газ при дыхании выделяется?
В каких органах растения происходит дыхание?
В какое время суток происходит процесс дыхания? Нужен ли для этого свет?
рыхление является важным агротехническим приемом при выращивании
растений. В чем заключается физиологический смысл этого приема?
7.
Какое значение имеет дыхание для растений?
Практическая часть (опыты, доказывающие дыхание растений)
I. Опыт, показывающий дыхание растений
II. Опыт, доказывающий дыхание органов растения
37 Проведите опыт, показывающий дыхание растений.
1.
2.
3.
4.
Для чего в опыте поставлен сосуд с прозрачной известковой водой?
Почему опыт по дыханию проводится в темноте?
Что будет с растением, если прекратится процесс дыхания?
Заполните таблицу по сопоставлению процессов дыхания и фотосинтеза.
Особенности процесса
Фотосинтез
Дыхание
В каких клетках происходит?
Какой газ поглощается?
Какой газ выделяется?
Что происходит с органическими
веществами?
Какова роль света?
Что происходит с энергией?
5.
Соедините стрелками прямоугольники в упрощенной схеме «Взаимосвязь
фотосинтеза и дыхания».
Передвижение веществ в растении и отложение запасных веществ
38 Внимательно рассмотрите рисунок, стрелками укажите направления передвижения
веществ по растению
Растворенные органические вещества – красным цветом;
вода с минеральными солями – синим цветом.
Вопросы для умников и умниц:
1.
2.
Опытным путем было выяснено, что семена растений тоже дышат. Почему
нельзя закладывать на хранение влажные семена?
При дыхании растения получают энергию. На какие процессы используется эта
энергия?
3.
Что происходит с органическими веществами при дыхании?
4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
5. Сделайте выводы о значении дыхания для растений, о взаимосвязи дыхания и
фотосинтеза, о взаимосвязи всех процессов жизнедеятельности растений.
39 Обмен веществ в растительном организме
Примеры опорных конспектов используемых для проведения урока
40 Разработка урока с элементами проектирования в 7 классе «Обобщение и
повторение материала по теме «Класс Пресмыкающиеся»
41
Приложение 3 Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся».
Задачи урока:
1. Закрепить знания о морфологии, экологии и этологии пресмыкающихся;
2. Выявить характерные черты представителей различных отрядов
пресмыкающихся;
3. Формировать умения сравнивать представителей различных отрядов
пресмыкающихся;
4. Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать, выделять
главное;
5. Развивать интерес к биологическим знаниям, внимание и бережное отношение
к животным.
Постановка проблемы. В данной работе это проблема содержания в домашних
условиях экзотических животных, относящихся к классу Пресмыкающихся игуан.
Определение объекта исследования: зеленая игуана.
Определение предмета исследования – это особенности строения и условий жизни
игуан.
Формулировка гипотезы. Зная особенности жизни и строение необычных животных
игуан, трудно ли содержать их в домашних условиях?
Постановка задачи урока: Проверить гипотезу и сделать соответствующие выводы.
Методы урока: Беседа, рассказ, доклады учащихся по заданным темам,
познавательная командная викторина среди учеников 7 класса, элемент учебного
проектирования.
Оборудование урока: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи, таблицы и рисунки
пресмыкающихся.
42 Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Когдато животных этого класса называли гадами, по латыни они называются
очень красиво Рептилии, а задача сегодня на уроке повторить и обобщить знания о
животных класса Пресмыкающиеся.
Современные пресмыкающиеся представляют остатки когдато
многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К
нашему времени из 17 отрядов осталось всего 4. Давайте назовем их.
Отряд 1 – Клювоголовые
Отряд 2 – Черепахи
Отряд 3 – Крокодилы
Отряд 4 – Чешуйчатые: подотряд Змеи и подотряд Ящерицы
2. Повторение пройденного материала (опрос):
Назовите среду обитания пресмыкающихся.
Каковы особенности строения
позволяющие им жить на суше?
по сравнению с земноводными,
Являются ли пресмыкающиеся теплокровными животными? Да? Нет?
Почему?
Каковы особенности строения их кровеносной системы?
Как дышат пресмыкающиеся?
Как устроена выделительная система пресмыкающихся?
Чем размножение пресмыкающихся отличается от размножения
земноводных?
3. Обобщение и систематизация материала.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
43 На прошлом уроке 4 ученика получили индивидуальные задания обобщить
сведения о пресмыкающихся и в краткой форме изложить их и продемонстрировать
рисунки и фотографии.
1 ученик – Отряд черепахи.
Современные виды имеют панцирь, который состоит из карапакса (спинного
щитка) и пластрона (брюшного щитка);
Шейный и хвостовой отдел позвоночника подвижны;
Челюсти лишены зубов, но покрыты рогом (роговой клюв), имеющим острые
края;
Хорошо развито зрение, обоняние и слух хуже;
Самые крупные представители: слоновая галапогосская (1,5 м, 400 кг) и
кожистая морская (до 2 м, 600 кг);
Населяют моря, пресные водоемы, болота, сухопутные биотопы;
Могут долго голодать. Рекорд – в Парижском зоопарке одна небольшая
черепаха голодала 6 лет.
Очень живучи: у японцев черепаха – эмблема долговечности.
2 ученик – Отряд крокодилы.
крупные животные от 1,52 до 46 м;
хвост сжат с боков;
зубы сидят в ячейках, крепки, остры;
кожа толстая грубая, покрыта крупными роговыми щитками;
обитают в пресных и солоноватых водоемах;
44 у единственных в этом классе развита забота о потомстве;
четырехкамерное сердце;
короткий плоский язык по всей длине неподвижно прикреплен к ротовой
полости;
хищники;
яйца покрыты твердой известковой скорлупой.
3 ученик – Отряд чешуйчатые. Змеи.
безногие рептилии;
зубы загнуты назад;
кожа покрыта роговыми чешуйками;
большая подвижность лицевых костей;
глаза у змей кажутся совершенно неподвижными, т.к. веки срастаются,
образуя прочную оболочку.
4 ученик – Отряд Чешуйчатые. Ящерицы.
кожа покрыта роговой чешуей;
способны к аутотомии (отбрасывании хвоста);
зубы не сидят в ячейках, они плотно срослись с челюстью;
образ жизни разнообразный, водных форм мало;
развито зрение, слух, осязание, термолокация.
Задание: Прослушав сообщения учащиеся должны открыть тетрадь и записать
в 4 столбика о крокодилах, черепахах, ящерицах и змеях по 3 прилагательных и по 3
глагола, которыми бы их можно охарактеризовать.
45 Далее проверка работы.
4. Использование метода проектирования.
Слово учителя:
Как вы думаете, легко ли содержать этих необычных животных в неволе?
Какие им нужно создавать условия?
Чтобы ответить на эти вопросы, к вам на урок приглашены ученики 8 класса
«А» Стопниковы Маша и Никита. Они являются авторами проектно
исследовательской работы «Подружиться с … игуаной», которую вы видели на
школьной естественнонаучной конференции, и вызвавшую живой интерес у
школьников. Маши и Никита покажут вам домашнее видео со своим домашним
питомцем, а после его просмотра предложат ответить на вопросы.
Вступление: Ребята, нашу игуану зовут Гуня, ей 3 года, она относится к виду
зеленых игуан.
Просмотр видео фильма о жизни игуаны в домашних условиях (10 минут).
Вопросы:
1) Как вы думаете, где живут игуаны?
2) Скажите, к какому отряду относится наша игуана?
3) По каким признакам ее можно отнести к Классу Пресмыкающихся?
4) Чем питается игуана? Почему важно большое внимание уделять
разнообразию рациона?
5) Наша Гуня любит лазать и плавать в теплой воде в ванной. О чем это
говорит?
6) У игуаны просторный террариум. Как его нужно оборудовать, чтобы ей
было комфортно?
46 7) Почему игуаны считаются достаточно опасными животными? Ведь не
случайно наш проект назван «Подружиться с игуаной».
8) Как вы думаете, хорошо ли игуаны поддаются дрессировке? Почему?
9) Что нужно сделать любителю природы, прежде чем завести экзотическое
животное дома?
Если у вас возникли вопросы к нам, мы с удовольствием на них ответим.
Вопросы учеников:
Гуня мальчик или девочка? Как это определить?
Где продаются игуаны? По какому принципу выбирают этих животных?
Сколько стоит это животное?
Как узнать заболела ли игуана? Чем ее лечить?
Часто ли ее надо выпускать гулять по квартире? Купать?
Кого Гуня больше любит?
Как она относится к собаке, живущей с вами? А собака к ней?
До какого размера она может вырасти?
47 Сколько лет живут игуаны?
Итог урока:
Слово учителя: таким образом, в ходе интересной познавательной беседы мы
с вами пришли к одному важному выводу. Давайте его сформулируем.
Прежде чем заводить какоелибо животное, необходимо прочитать
литературу по этому вопросу, проконсультироваться со специалистами,
оценить свои силы и возможности. Ведь не случайно Антуан де Сент
Экзюпери написал: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили».
48 Результаты участия обучающихся в мероприятиях районного уровня.
Приложение 4
Номинации
Ф.И.О.
участника
Мест
о
Клас
с
Исследователь
ская работа по
теме
«Лекарственные
растения»
«Психология»
(Молодежь
выбирает космос)
«Макет»
«Мягкая
игрушка»
Ахметгалина
Гузель
Ахметгалнин
а Гузель
Клинов
Максим
Молчанова
Дарья
Валеева
Луиза
«Самый лучший
кроссворд»
Имаеева
Лиана
49
1
1
2
1
1
1
9
9
9
7
5
5
Малая
академия наук
школьников РБ
«Шежере»
(Родословная
Ахметгалиных)
№
п/
п
1
2
3
Название
мероприяти
я, конкурсы
Республикан
ская выставка
«Юннат2011»
Конкурс
детского
творчества
«Ради мирной
жизни на
земле!»,
посвященного
80летия со Дня
образования
гражданской
обороны МЧС
России
Конкурс «В
рамках Дни «Самый лучший
кроссворд»
«Самый лучший
рисунок»
«Аппликация»
«Кроссворд. Моя
семья – моя
крепость»
«Иллюстрация»
«Кроссворд.
Цвети, мой край
родной!»
«Иллюстрация»
«Декоративно
прикладное
искусство»
Салавата
Юлаева»
4
5
6
Литературно
творческий
конкурс «Пою
мою
республику»
Конкурс на
лучшее знание
государственно
й символики
Российской
Федерации и
Республики
Башкортостан»
7 Конкурс
Стенная газета
стенных газет
«Молодежь
против
коррупции»
Сулейманова
Юлия
Молчанова
Дарья
Саитгареева
Диана
Сабитова
Вильяна
Хуснутдинов
а Рината
Иванова
Анастасия
Федурайкина
Кристина
Федурайкина
Кристина
Сабитова
Вильяна
Иванова
Анастасия
Валеева
Луиза
Федурайкина
Кристина
1
1
1
2
2
1
2
1
2
1
3
3
8
7
7
6
4
9
6
6
6
9
6
6
50 Результаты участия обучающихся в мероприятиях республиканского уровня
Приложение 5
№
п/
п
1
2
3
Название
мероприятия,
конкурсы
Республиканс
кая выставка
«Юннат
2011»
Малая
академия
наук
школьников
РБ
Конкурс
детского
творчества
Номинации
Ф.И.О.
участника
Место
Кла
сс
Исследовательс
кая работа по
теме
«Лекарственны
е растения»
«Шежере»
(Родословная
Ахметгалиных)
Ахметгали
на Гузель
участн
ик
Ахметгалн
ина Гузель
участн
ик
«Макет»
Молчанова
Дарья
участн
ик
9
9
7
51 «Ради мирной
жизни на
земле!»,
посвященного
80летия со
Дня
образования
гражданской
обороны
МЧС России
Литературно
творческий
конкурс
«Пою мою
республику»
4
Валеева
Луиза
участн
ик
5
«Мягкая
игрушка»
«Декоративно
прикладное
искусство»
Федурайки
на
Кристина
призер
6
52
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Доклад а тему "Метод проектов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.