Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Оценка 5
Мероприятия
docx
информатика +1
Все классы
20.01.2017
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Огромную роль в формировании элементов инженерной компетенциии школьников в процессе реализации дополнительных образовательных программ играет лего-конструирование и робототехника.
Доклад на тему:
«Формирование инженернотехнического мышления обучающихся
через легоконструирование и робототехнику.»
Подготовил:
учитель информатики
МБОУ «ООШ№6»
Заиченко Г. В.
г.Губкинский
2016г В Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года
особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций в программе
модернизации российской экономики, в первую очередь в сфере техники и
технологий. В России решение проблем качества инженернотехнического
образования относится к числу приоритетов государственной политики
Особую роль в связи с этим в системе образования играет развитие
технического творчества детей.
Актуальность данного направления обусловлена современными
тенденциями социальноэкономического развития нашей страны, повышением
роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. Предприятия и
организации нуждаются в обновлении инженернотехнического персонала,
отвечающего современным квалификационным требованиям.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной
деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой
высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии,
автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
Главное в инженерном мышлении решение конкретных, выдвигаемых
производством задач и целей с помощью технических средств для достижения
наиболее эффективного и качественного результата.
При этом
рационализация, изобретение и открытие как результаты научнотехнического
творчества порождают качественно новые результаты в области науки и
техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Огромную роль в формировании элементов инженерной компетенциии
школьников в процессе реализации дополнительных образовательных
программ играет легоконструирование и робототехника.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта
познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Воспитание
перспективных инженерных кадров нужно начинать еще в школьном возрасте,
ориентировать подростков на приобретение навыков технического
творчества, прививать интерес к техническим исследованиям, развивать
имеющиеся способности творческой технической одаренности. В связи с этим
возрастает роль легоконструирования и робототехники в урочной и
внеурочной деятельности учащихся,
образовательные потребности школьников,
способных удовлетворить
оказать помощь в
профессиональном самоопределении.
Основной целью дополнительного образования является
удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка, оказание помощи в
самореализации.
В современных условиях российское образование располагает возможностями
формирования составляющих творческого потенциала подростков:
• стремление к развитию, духовному росту;
• способность удивляться, способность полностью ориентироваться в
проблеме, отдавать себе отчет в ее состоянии;
• спонтанная гибкость;
• адаптивная гибкость;
• оригинальность;
• дивергентное (многовариантное) мышление;
• способность к быстрому приобретению новых знаний;
• восприимчивость (открытость) по отношению к новому опыту;
• способность легко преодолевать умственные границы и перегородки;
• способность уступать, отказываться от своих теорий;
• способность «рождаться каждый день заново»; • способность отбрасывать несущественное и второстепенное; способность к
тяжелому упорному труду;
• способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу
и др.
Обучение современных школьников основам инженерной грамотности,
поощрение исследовательской и экспериментальной деятельности,
формирование у обучающихся элементов инженерной культуры, развитие
открытой и успешной личности являются основными направлениями в лего
конструировании и робототехнике
Ценным средством в новой модели занятий ЛЕГО и робототехники служит
проектная деятельность учащихся, которая реализуется с помощью
проблемного изложения знаний, поискового и исследовательского способов
обучения, работа в группах и результат — формирование творческих
технических способностей школьника и социальных компетенций. Метод
учебного проекта возник в начале 20 века как метод проблем, основанный на
личной заинтересованности ребенка в приобретении знаний для решения
реальной проблемы. Для этого ребята могут пользоваться как уже
полученными знаниями, так и новыми, которые им еще предстоит приобрести.
Проект подразумевает совместную деятельность учащихся с применением
знаний, полученных из страха допустить ошибку, раскрепощает юного
конструктора. Очень важно поддержать ребенка в любых его творческих
начинаниях. Похвалить поиски своего пути, даже если они не увенчались
успехом. Возрастание качества конструирования стимулирует реализацию
творческого потенциала, исчезает страх неудачи, возрастает уверенность в
своих силах. Роль учителя состоит в том, что он направляет мысль ученика
для поиска информации.
Форма проведения занятий по легоконструированию и робототехнике
строится на воспроизведении изученного материала с различной степенью
преобразования содержания: • включение старого содержания в контекст нового;
• построение задач на применение знаний в новой ситуации;
• творческие задачи, требующие ранее усвоенных знаний.
На самых первых занятиях, когда ребята еще только знакомятся с
простейшими конструкциями, можно уже пронаблюдать их проектную
деятельность.
Рождение любого урока начинается с осознанного, правильного и
четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться;
затем определения задач — как учитель достигает поставленной цели; затем
установления средств — что поможет учителю в достижении цели. При
изучении темы «Типы графических изображений» преподавателем ставится
цель — сформировать понятия способов описания конструкций, закрепить
названия деталей LEGO. Цель достигается через поставленные перед
ребятами задачи:
• Построить из всех деталей конструктора самую высокую башню.
• Изучить способы скрепления легодеталей и придать жесткость прямо
угольной форме.
• Зафиксировать свой замысел на бумаге с использованием чертежных
инструментов (линейка, простой карандаш, ластик).
Для решения учащимися задач учитель демонстрирует фотографии различных
башен, построенных с древнейших времен до наших дней, иллюстрации
чертежных инструментов. Рассказывает историю создания людьми высоких и
прочных башен, акцентируя их внимание на причине построения именно
такого вида башен. При исследовании упоминает о природных си лах,
действующих на здания (ветер, землетрясение, солнце, дождь, снег и т. д.). В
последующей проектной деятельности ребятам вначале необходимо
разложить поставленную задачу на составляющие элементы, изучить их
последовательно, один элемент за другим, затем изученные блоки
воссоединить и достичь поставленной цели — например, построить башню. Научиться переносить свои замыслы на бумагу, используя чертеж, работать по
другим графическим рисункам и чертежам. Привлечь знания из других
областей наук: рисование, математика, физика, окружающий мир, литература
и т. д.
В ходе исследования конструкции на прочность, работоспособность,
обнаружение изъянов и их устранение детьми приобретаются новые научные
знания, не известные им доселе, но известные науке. Степень эффективности
решаемых детьми задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и
глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно
оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять
свои знания.
Объясняя свой опыт, школьник приучается понимать окружающий его мир. У
него при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые
островками незнания), которые требуют уточнения. Все это способствует
возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В
этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно
осваивая его. Освоение ребятами практическими навыками строится на
работе в группе, что приучает школьников к сотрудничеству и коммуникации,
а также присутствию соревновательного интереса между группами.
Приобретается личный опыт человека, способного самостоятельно
определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям
и интересам других людей. Каждая группа самостоятельно решает
поставленную перед всем классом задачу, создает и исследует свою
конструкцию, каждый участник приобретает собственный опыт и опыт работы
в коллективе.
Развиваются такие навыки, как наблюдательность, оформление мысли в
устной и письменно речи, умение анализировать, рассуждать, творчески
применять знания в решении новых познавательных и практических задач.
Структура комплектации конструкторов позволяет ребятам приобретать знания о простейших механизмах (рычаг, колесо, блоки, ременные и зубчатые
передачи, зубчатореечные передачи, червячная передача, кулачковый
механизм, кривошатунный механизм) и собрать модели с их применением.
Например, при изучении темы «Открыть ворота!» перед учащимися ставится
задача собрать пять типов ворот, открывающихся с использованием
зубчатореечной передачи; ременной передачи; зубчатой передачи; блоков и
совмещенных видов передач. Сочетание преподавателем объяснительно
иллюстративного, репродуктивного, исследовательского методов при
изложении учащимся сведений о технических изобретениях и сборке
конструкций развивает их память и вливается в их личный опыт. А
организация изучения поэлементного построения и исследования учебного
материала способствует складыванию в сознании школьников правильной
целостной картины мира, развитию способов познания (анализ, синтез,
обобщение, абстрагирование, сравнение). Изыскивая пути развития
творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся,
складывается и новый портрет педагога: это консультант, воспитатель,
исследователь, руководитель проектов. ЛЕГОуроки готовят ребят к
самостоятельному решению проблем, задач, с которыми придется
сталкиваться в жизни, где необходимо мыслить и действовать,
самостоятельно добывать и творчески применять знания и опыт в различных
ситуациях. Немаловажен и тот факт, что в проектной деятельности на на
таких занятиях закрепляются знания об истории создания механизмов и
использования их
школьника проходит такие этапы как:
человеком на протяжении веков. Движение мысли
• обдумывание (анализ) проблемы,
• высказывание предположений (построение гипотез),
• построение их с помощью наблюдений, рассуждений,
• формулирование выводов, сообщение и их защита. Таким образом легоконструирование и робототехника отличаются
целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой
развертывания деятельности учителя и учащихся и являютяются
мотивационным импульсом в формировании инженернотехнического
мышления обучающихся.
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Доклад на тему: «Формирование инженерно-технического мышления обучающихся через Lego-конструирование и робототехнику.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.