Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
4 кл
26.05.2018
Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».
Для слабослышащих младших школьников используют наглядный дидактический материал, на занятиях по математике. Использование средств наглядности способствует развитию воображения, запоминанию и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету, Учителю необходимо уделять специальное внимание развитию у глухих детей соответствующего восприятия и понимания изображенного на картине: схематических изображениях, чертежах.
доклад наглядность на уроках математики.docx
Доклад.   Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей. Учитель: Звонова В.В. Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет  наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей,  обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю  опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит  основой для развития понятийного мышления. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает  дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень  важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания.  В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда  может и отвлекать детей.  Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что  единственным источником наших знаний может быть “опыт, сообщаемый нам  через посредство наших чувств”. Принцип наглядности требует, чтобы в любом случае наглядность в обучении, в восприятии ребенка выступала в единстве с абстрактным словесно­ логическим мышлением. Использование средств наглядности способствует развитию воображения,  яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного  материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету,  Развивающее влияние наглядности зависит от разнообразных наглядных  пособий и методических приемов их использования. Наглядные средства, применяемые при обучении глухих детей делятся на три  группы: средства предметно­образной наглядности натуральные предметы, их  плоскостные, объемные изображения, средства знаковой наглядности схемы, опорные сигналы, чертежи, графики,  таблицы, карты, опорные конспекты, средства динамической наглядности ТОО в комбинации с 1­ой и 2­ой  группами; диафильмы, кинофильмы. Из перечисленных групп наглядных средств очевидно, что опора идет в  основном на зрительное восприятие, 1­ая группа средств наглядности компенсирует обедненность чувственного  восприятия глухих детей. Она обеспечивает формирование четких образов  предметов и явлений, а также закрепление и актуализацию образов,  сложившихся в прошлом опыте глухих де­ При использовании второй группы средств наглядности период и  преобразование наглядного мышления в конкретно­понятийное и абстрактно­ понятийное облегчается. Использование 3­й группы средств наглядности позволяет глухим детям  увидеть предмет в действии, в процессе и развитии. Выбор средств наглядности и их количество зависят: ­ от темы и цели урока, ­ от логики изложения материала; ­ от последовательности подачи материала,  ­ от этапа обучения; ­ от возраста учащихся; ­ от общего уровня знаний учащихся. Следовательно, в более слабом классе учащимся предлагается больше  наглядного материала, чем в классе, где обучаются сильные ученики. В  младших классах место для наглядности отводится гораздо больше, чем в  старших классах. Можно с полной уверенностью сказать, что опираясь на зрительное  восприятие, при правильно подобранных средствах наглядности и форм их  подачи, учащиеся могут воспринимать наиболее ценную и качественную  информацию, позволяющую лучше усваивать программный материал. Особенно важно данное условие для глухих детей воспринимающих  информацию об окружающем мире, где зрительному анализатору отводится  от 70%. до 90%. Необходимо отметить особенности зрительного восприятия глухих детей. Глухим детям требуется гораздо большее время на восприятие объекта;  глухие учащиеся чаще обращают внимание на выделяющиеся части предмета,  чем на части мало выделяющиеся; при выделении свойств предмета глухие  могут выделить второстепенные свойства и признаки вместо главных.  Одновременно у глухих детей затруднено восприятие пространственно­ временных отношений изображенных предметов, а также восприятие и  напоминание сюжета картины. Исходя из этого, учителю необходимо уделять  специальное внимание развитию у глухих детей соответствующего восприятия и понимания изображенного на картине /схематических изображениях,  чертежах/. Следовательно, восприятие у детей играет очень большую роль при  формировании представлений об явлениях природы, исторических, бытовых и общественных событиях, при развитии их мышления и познавательной  деятельности в целом, а также в трудовой деятельности при работе по чертежу или схеме. Отсюда видно, как. велика роль педагога при  непосредственном восприятии предметов и явлений. В процессе обучения наглядные пособия используются с различными целями:  для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений,  навыков, для проверки их усвоения.  Успех учебно­воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени  учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и  индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную  деятельность. Многие пособия учителя делают сами, стараясь, чтобы они  были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными,  чтобы дети их хорошо видели. Пособие изготавливают таким образом, чтобы  служили они не на одном, а на многих уроках в различных вариантах и  комбинациях. Чтобы наглядное пособие было более динамичным,  используется следующий способ его изготовления: на листе ватмана или  картона рисуют красочные фигурки и вырезают. Это дает возможность по­ разному использовать их, составлять с ними различные задания. Очень  популярны фигурки сказочных героев: Буратино, Незнайки, Чебурашки,  Красной Шапочки и т.д. В качестве наборных полотен при счете и решении задач, для составления  различных игровых сюжетов используют вырезанные из плотной бумаги или  картона фигурки деревьев, корзин. В каждой из них есть специальные  прорези, в которых можно вставить картинку с изображением фруктов,  овощей, грибов и других предметов (см. приложение № 9). На рисунке  изображен такой предмет (пр. груша), который специально изготовлен для  вставки в прорези. Наборное полотно будет удобным в использовании, если  прорези заменить кармашками из полосок бумаги, ибо в кармашек вставить  картинку гораздо легче и быстрее, чем в прорезь. На уроке математики учителя используют наборное полотно в виде  новогодней елки, очень удобное в работе (см. приложение № 4). Делается оно  так: рисуют ель на листе ватмана и вырезают, вырезанный рисунок  наклеивается на плотный картон так, чтобы приклеенными были только  нижние части каждой ветки (эти части заштрихованы), верхние же остаются  не приклеенными, образуя своеобразные кармашки, в которые можно вставить изображение елочных украшений (фруктов, овощей и т. д). Одним из лучших помощников на уроках математики является магнитная  доска или фланелеграф. Он удобен, эстетичен, прост в изготовлении. В  школьной мастерской либо силами родителей сначала делается основа в виде  подрамника (75х50 см.), к которому прибивается лист фанеры или  прессованного картона, обтянутого фланелью, лучше голубого или светло­ зеленого цвета. Для работы с фланелеграфом готовится множество всяких  фигурок: животные, матрешки, листики деревьев, цветы, фрукты, овощи,  геометрические фигуры и т.д. все это рисуется, а потом вырезается и  наклеивается на бархатную бумагу так, чтобы ворсистая поверхность бумаги  была на обратной стороне каждой фигурки для лучшего сцепления ее с  фланелеграфом. Достаточно приложить фигурку к поверхности  фланелеграфа и слегка прижать ее, как она будет хорошо держаться, даже  если фланелеграф будет находиться в вертикальном положении. Фигурку  можно легко и быстро снять, переместить в другое место: возможности  работы с фланелеграфом на уроке не ограниченны. Можно составить из фигур различные иллюстрации, комбинации, используемые в устном счете, решении  задач и при выполнении других заданий. На уроке математики интересно проходит работа с перфокартами, которая  помогает младшему школьнику лучше усвоить состав чисел первого десятка,  изучить приемы сложения и вычитания. Для этой работы заранее для каждого  ученика силами родителей и учащихся необходимо сделать карточки. В  верхней части карточки ­ рисунок с изображением, каких ­ либо предметов и  число, состав которого изучается на уроке. В нижней части, в «окошечках»  записаны цифры, входящие в состав данного числа, причем дается только  одна составная его часть. Другую должны заполнить учащиеся, наложив  карточку из своей кассы цифр на пустое «окошечко». Задания могут быть  самыми различными. Например: Как по­разному можно разложить 9 орехов в 2 кармана? Сколько надо доложить до 6 орехов, чтобы их стало 9? Сколько орехов надо взять у 9, чтобы их стало 5? 7 орехов ­ это 9 без скольких? 9 орехов ­ это 8 и сколько? Сколько из 9 орехов ты должен отдать товарищу, чтобы у тебя осталось 4? И  т.д. У каждого ученика имеется целый набор таких карточек на состав чисел 2  ­10, и младшие школьники очень любят работать с ними. Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах. Очень интересный  вариант ­ перфокарта в виде домика . В работе с ней ученики выполняют задания: в прорези «окошечек» вставляют  карточки с цифрами, соответствующими составу заданного числа. Каждому учителю известно, как трудно дается ученикам первого класса  изучение понятий «условие», «вопрос», «решение», «ответ» при первом  знакомстве с задачей и ее составными частями. Чтобы ученики лучше  запоминали название компонентов задачи, научились порядку работы с ней,  используется пособие в виде домика .Оно состоит из трех отдельных  прямоугольников и треугольника, на которых записаны названия составных  частей задачи: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Точно такое  пособие, но меньше по размеру имеется у каждого ученика. Работа с  пособием проводится на фланелеграфе или магнитной доске. Ученики  прочитали условие задачи, по заданию учителя нашли прямоугольник со  словом «условие» и прикрепили к фланелеграфу. Далее читают вопрос  задачи, и появляется новый прямоугольник со словом «вопрос» и т.д. работая  над задачей, младшие школьники постепенно «строят» домик и вместе с тем  учатся решать задачу. Такая работа для ученика ­ своеобразная памятка,  алгоритм решения задачи. Эффективность наглядного обучения зависит от правильного выбора средств  наглядности и от их правильного применения в процессе обучения. [28, с.74] Свою работу по обучению младших школьников учителя основывают, прежде  всего, на учете психологических особенностей детей данного возраста. Одной  из этих особенностей является то, что познавательная деятельность учащихся  первого класса удерживает его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес к изучаемому объекту. Так, например, он может быть занят любимой игрой  продолжительное время, и для этого не надо специально направлять и  удерживать его внимание на том объекте или виде деятельности, которые ему  далеко не безразличны, но ему трудно сосредоточиться на однообразной,  малопривлекательной работе. Эта особенность детей данного возраста  является одним из серьезных оснований для разработки специальных методов, для отбора таких средств обучения, которые будут активизировать  познавательную деятельность младших школьников. 1. «Незадачливый математик» На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками: 2 + 6 = ? 1 ? 8 = 9 ? ­ 2 = 8 7 ­ ? = 5 9 ? 3 = 6 8 + 1 = ? Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые  листики с записанными на них цифрами (2,8,10,9,+,­) и фигурка медвежонка.  Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры и ответы  записал на кленовых листочках. Подул ветер ­ и листочки разлетелись. Очень  расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть  листики с ответами на свои места. Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с правильными  ответами и заполняют ими пропуски. 2. «Точно по курсу» На доске записываются примеры без ответов: 5 ­ 3 = 7 + 2 = 1 + 5 = 10 ­ 2 = 4 + 3 = 6 ­ 3 = 6 + 4 = 9 ­ 5 = 10 ­ 5 = Внизу на доске под примерами выстраиваются кораблики. На парусе каждого  из них записаны цифры (8,2,9,10,7,3,4,6,5), которые являются ответами к  данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров,  записанных на доске, на каждом парусе записан только один из  вышеперечисленных ответов. Изготовить кораблики для этой игры можно быстро и просто: вырезаются два  одинаковых четырехугольника в форме лодочки и склеиваются в виде  кармашка. В кармашек вставляется карточка с цифрой. Получается кораблик  с парусом (см. приложение №7). Детям предлагается такая ситуация: в море начался шторм, и корабли  сбились с курса, надо им помочь ­ каждый кораблик провести точно по курсу.  Вызванные к доске учащиеся выходят, берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе  корабля. 3. «Магазин» На наборное полотно выставляют рисунок с изображением предметов,  которые можно купить в магазине. Вызванный ученик выходит к доске и  «покупает» любой предмет, выставляя монетки на наборное полотно.  Остальные ребята эту работу выполняют на своих индивидуальных полотнах.  Для этой игры необходимо заготовить набор монет большого размера. 4. «Проверяем Незнайку» Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом  прикрепляют изображение Незнайки, нарисованного на бумаге (либо  выставляет игрушку Незнайка). Детям предлагается ситуация: Незнайка,  решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке  исправить ошибки. 5. «Едем в автобусе» игра проводится с целью закрепления счета в пределах пяти и как  физкультминутка на уроке. По предложению учителя дети встают с мест,  произносят хором: «Поехали!» ­ и делают различные движения, подражая  автобусу. Дальше учитель объявляет: «Стоп! Остановка! Вошли пассажиры.  Взяли билеты». Дети останавливаются, садятся на места и на наборном  полотне из монет набирают столько монет, сколько нужно уплатить за проезд. Назначенные учителем «контролеры» проверяют правильность «уплаты за  проезд». 6. «Что сказало солнышко?» Для этой игры на листе ватмана рисуется красками большое солнышко с  лучами и вырезается. Рисунок прикрепляется к магнитной доске. К одному из верхних лучей прижимается магнитом карточка с числом, из которого надо  вычесть или к которому надо прибавить другие числа. Например, это число  10. К каждому нижнему лучу скрепками прикрепляют по 2 кружочка,  наложенных один на другой. На верхних кружочках записаны числа, которые  надо прибавить или вычесть из 10. на нижних ­ буквы, из которых  составляется какое­либо слово поощрительного содержания, например:  «молодцы», «спасибо», «отлично» и т.д. Учитель показывает указкой на  любое число, которое надо прибавить или вычесть из верхнего числа.  Вызванный ученик говорит ответ. Если он верный, учитель снимает кружочек  с буквой. Когда будут решены все примеры и откроются все буквы, ребята  прочитают, что сказало им солнышко за хорошую работу на уроке. 7. «Математическая тучка» Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки. Тучка  прикрепляется к магнитной доске. С помощью. Маленького магнита к тучке  прижимается карточка с числом, например 18. под тучкой прикрепляют  карточки с числами. По этому пособию можно решать примеры на сложение и вычитание, составлять задачи, закреплять состав любого числа. Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим  деятельность учащихся. Оно не только активизирует мыслительную  деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них  аккуратность, терпение. Выбирая наглядные пособия, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно  способствовало достижению учебно­воспитательной Цели: закреплению и  углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих детей».

Доклад на тему: «Использование опорных наглядностей на уроках математики при обучении слабослышащих  детей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2018
Посмотрите также: