Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Оценка 4.8

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Оценка 4.8
Лекции
doc
русская литература
9 кл
03.01.2018
Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Доклад по русской литературе, 9 класс, на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В работе освещены вопросы: какое место занимает в романе "мир зимы"; какой изображает зиму автор; какие образы помогают открыть цветоносную целительную силу русской зимы.Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Учитель: Владимирова Ольга Александровна
vlad4.doc
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 Научно­практическая конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста». Мир русской зимы в романе  А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Выполнила: Владимирова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 43. Томск 2016 Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».                                                                     Оставьте град неугомонный,                                                                       Где веселитесь вы зимой. («Евгений Онегин», 7 глава). Исследуя роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,  необходимо выяснить: ­ какое место в романе отведено «миру зимы»; ­ какой изображает зиму автор; ­  какие   образы   помогают   открыть   светоносную   целительную   силу   русской зимы. Актуальность романа заключается в том, что А.С. Пушкин, изображая мир зимы,   расширяет   границы   прекрасного,   показывает   это   время   как национальную   особенность   России;   перечитывая   роман,  открываешь   заново реальный и чарующий, дивный, добросердечный облик России.     Первый   реалистический   роман   в   русской   литературе,  «Евгений   Онегин» Пушкина, явился поэтическим открытием нового мирочувствования автора, которое проявилось, в частности, в изображении зимы. Об этом утверждали  Д.С. Лихачёв и Ю.М. Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин».           Двухлетняя   ссылка   поэта   в   Михайловское   (август   1824   –     сентябрь 1826гг.),   одиночество,   отсутствие   интенсивного   духовного   общения   с друзьями   таили   много   опасностей.   В  ссылке   произошло   и  то   сближение   с народом, понимание его, которое предопределило создание в Михайловском двух   вершинных   произведений:   трагедии   «Борис   Годунов»   и   четырёх   глав романа «Евгений Онегин».       В   романе   поэт   создал   целый   зимний   мир.   Он   разрушил   традиционное представление   о   страшной   русской   зиме   с   её   морозами,   медведями, огромными сугробами. Русская зима в романе не придуманная, а истинная, открываемая и познаваемая поэтом впервые, предстала перед читателем как  зримый образ родины.   Пушкин начал роман 9 мая 1823 года в Одессе. По тому, как упоённо он рисует картины зимней светской жизни в Петербурге в I главе, мы ощущаем тоску по утраченному образу жизни. Память   поэта   сохраняет  и  сцены  зимней  столицы,  но  настоящее   открытие русской зимы произошло в Михайловском в 1824­1825гг.     Пушкин, изображая мир зимы, расширяет границы прекрасного, показывает это время как национальную особенность России. Природа, зима живёт своей собственной жизнью, подчиняя и включая в неё автора, героев и читателей. Гибкость   и   богатство   души   Пушкина,   дар   непринуждённого   вхождения   в среду обозначились в Михайловском. Пушкин говорил об осени: «Моя пора», но в романе «Евгений Онегин» он впервые большое внимание уделяет зиме.    Автор нигде не пишет о зиме от своего имени, как бы растворяясь в общем описании. Только свою любимую героиню Татьяну он одаряет чувством любви к зиме, многим непонятным.       Первое   описание   зимы   дано   в  XLI  –  XLII    строфах  IY  главы.   Ему предшествует повествование об изменениях в образе жизни крестьян перед её приходом: «На нивах шум работ умолк»; «На утренней заре пастух \\ Не гонит уж коров из хлева». Поэт так хорошо знал крестьянский быт, подстерегающие опасности, связанные с приходом зимы.                                В избушке, распевая, дева                                Прядёт, и, зимних друг ночей,                                Трещит лучинка перед ней. Нельзя   не   заметить     сравнение   «лучинка   –   друг»,   по­пушкински добросердечное,   спасительное   во   мгле.   И   вот   уже   рядом   в   другой тональности:                                  И вот уже трещат морозы                                  И серебрятся средь полей. Зима обрисована двумя цветами: продолжительной темнотой и блистающим ярким   светом:   «Сиянье   розовых   снегов   \\   И   мгла»,   «Деревья   в   зимнем серебре»,                                       И мягко устланные горы                                     Зимы блистательным ковром Всё ярко, всё бело кругом.                                     ……………………………                                     Опрятней модного паркета                                     Блистает речка, льдом одета…                                     …………………………………                                      Блеснул мороз… Даже в «чудном» сне Татьяны «сияет луч светил ночных». И автор разряжает мрачные предчувствия тревожного сна.     Основной   лейтмотив   –    радость,  обновление,   вызванные   приходом   зимы после надоевшей томительной осени, когда                                       …зимы ждала, ждала природа.                                      Снег выпал только в январе…                                      …Зима! Крестьянин торжествуя                                       На дровнях обновляет путь.  В этом торжестве сливаются радость природы и жизни человека.     Как зримы, отточены, ясны по словесному рисунку бытовые зарисовки:  «На стёклах лёгкие узоры…»,  «В окне сквозь мёрзлое стекло//Зари багряной луч играет». Поэт оживляет зимние сцены то «весёлыми сороками», то вставит бытовую   картину,   то   игра   мальчишек:   «Мальчишек   радостный   народ\\ Коньками звучно режет лёд». Роман   наполнен   в   зимних   сценах   пафосом   национальной   жизни.   В   нём раскрываются   поэтические   пейзажи,   которые   переплетаются   с   бытовыми народными сторонами жизни, увиденными добросердечным человеком.                                           Бразды пушистые взрывая,                                         Летит кибитка удалая.    Поэт открыл силу русской зимы, рисуя национальные традиции, обычаи. « Настали святки! То­то радость!»  зимнее время от 25 декабря до 6 января – самое   весёлое,   шумное,   таинственное,   многообещающее,   наполненное множеством   обычаев,   верой   в   приметы.   Атмосферу   святочного   зимнего праздника, развлечения, игры Пушкин описывает весело, живо.     В этот целительный для души мир Пушкин помещает Татьяну, свой «милый идеал». Восприятие Татьяной живой природы, способность одухотворённого видения своих родных мест наполняет её душу радостью, которая и в 8 главе остаётся целительной силой.                                             Зимой, когда ночная тень                                            Полмиром доле обладает…                                            В привычный час пробуждена,                                            Вставала при свечах она. Татьяна любила «страшные рассказы // Зимою в темноте ночей» своей няни, о схожести которой с Ариной Родионовной писал Пушкин. Пушкин скажет о своей героине  главное, представляя её читателю:                                             Татьяна (русская душою,                                             Сама не зная, почему)                                            С её холодною красою                                            Любила русскую зиму. Приход долгожданной зимы автор показывает через восприятие Татьяны:                                …Проснувшись рано,                                          В окно увидела Татьяна                                          Поутру побелевший двор,                                          Картины, кровли и забор. Встречая зиму, она «первым снегом с кровли бани» спешила «умыть лицо,  плечо и грудь», потому что                                         …верила преданьям                                         Простонародной старины,                                        И снам, и карточным гаданьям,                                        И предсказаниям луны… Поэтому, тяжело переживая преподанный Онегиным первый урок жизни, его проповедь, она включилась и в святочные гаданья, таинственные, манящие, чарующие. Удивительно интонационное многообразие 9 строфы 5 главы.                                         Морозна ночь; всё небо ясно;                                        Светил небесных дивный хор                                         Течёт так тихо, так согласно… И дальше бытовая строчка, полная добросердечности:                                          Татьяна на широкий двор                                         В открытом платьице выходит… Затем настороженность:   «На месяц зеркало наводит…» И таинственность, обречённость:                                         Но в тёмном зеркале одна                                         Дрожит печальная луна… Пушкин   подробно   передаёт   все   детали   и   атмосферу   святочного   цикла   в строфах с 6 по 34.    Душный, бредовый сон Татьяны Пушкин преображает в фантастическую  поэзию. Вначале поэт даёт реальную картину зимней природы.                                         Ей снится, будто бы она                                         Идёт по снеговой поляне,                                         Печальной мглой окружена. Затем тревожную картину создаёт                                          Кипучий, тёмный и седой                                          Поток, не скованный зимой. А дальше утончённо­поэтические и трагически­безысходные                              Две жёрдочки, склеёны льдиной,                                        Дрожащий, гибельный мосток,                                        Положены через поток. Благодаря   знанию   обрядовой   народной   поэзии,  автор   помещает   героиню   в фольклорную   среду,   предрекая   ей   уже   не   книжную,   не   сказочную,   а собственную   судьбу.   Снимая   напряжённость   сна   Татьяны,   Пушкин   рисует «весёлый   праздник   именин»,   соседей,   приехавших   зимой   «в   возках,  \\   В кибитках, в бричках, и в санях». Трагическая сцена дуэли, происходящая «как в страшном, непонятном сне», как бы вытесняет пейзаж. Только в описании утра, его неспособности представить серьёзность того, что может произойти, Пушкин напишет:                                            Уж солнце катится высоко,                                             И перелётная метель                                             Блестит и вьётся; но постель                                             Ещё Евгений не покинул… Роковую перемену, происходящую в убитом Ленском, приметы смерти поэт показывает очень сдержанно, прибегая к сравнению из зимнего ряда.                                             Так медленно по скату гор,                                             На солнце искрами блистая,                                             Спадает глыба снеговая. Онегин   покидает   деревню,   и   после   шестилетних   странствий   и   встречи   с Татьяной, перебирая в памяти прошлое, он видит:                                             … на талом снеге,                                             Как будто спящий на ночлеге,                                             Недвижим юноша лежит. «Талый снег» под убитым Ленским – зримый, трагический, психологически сильный образ.    Как разнится приход зимы в 5 и 7 главах, снова данный через восприятие Татьяны. Героиню охватила тревога перед роковой переменой – отъездом  из деревни,   разрывом   с   той   средой,   которая   питала   её   душу   и   которой   она осталась верна и благодарна до конца, так как эта живая и естественная жизнь стала основой «самостояния» героини. «Вот север, тучи нагоняя, \\ дохнул, завыл»   ­   сдержанно,   даже   предостерегающе   звучат   эти   слова.   Но   затем «волшебница­зима»,   у   которой   своя   жизнь,   преображает   всё   вокруг. Щедрость, расточительность зимы так велика, что она одаривает не только красотой, но и радостью.                                              Пришла, рассыпалась; клоками                                              Повисла на суках дубов;                                              Легла волнистыми коврами                                              Среди полей, вокруг холмов;                                                                             Брега с недвижною рекою                                              Сравняла пухлой пеленою;                                              Блеснул мороз. И рады мы                                               Проказам матушки­зимы.                                               Не радо ей лишь сердце Тани. Из общего «мы», в котором звучит голос автора, выключена  Татьяна с её переживаниями. И в сценах в Москве и Петербурге мы больше не увидим природу в реальной жизни Татьяны. Она сохранится только в душе, в памяти.     Пушкин не раз обратится к изображению зимы в своих стихотворениях: «Зимнее   утро»,   «Зимняя   дорога»,   «Зимний   вечер»   и   другие,   но   только   в романе   он   создал   целый   зимний   мир,   вписывая   туда   Татьяну,   соседей, Онегина,   Ленского,   торжествующего   крестьянина,   радостных   мальчишек   и так   далее,   открыл   реальный   и   вместе   с   тем   чарующий,   дивный, добросердечный облик России. Литература: 1. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 2. Г.А. Губовский. «Пушкин и проблемы реалистического стиля». 3. Ю.М. Лотман. Комментарии к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 4. Д.С. Лихачёв. Комментарии к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 5. Е.А. Маймин. «Пушкин. Жизнь и творчество».

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Доклад по литературе на тему "Мир русской зимы в романе  А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018