данный материал представляет итоговое повторение по литературе за учебный год, ученики вспоминают авторов произведений, соотносят произведение и писателя, узнают писателей и поэтов по их портретам, работа развивает устную и письменную речь, учит анализировать, выделять главное и второстепенное. данная работа выявляет знания учащихся по предметуконспект урока-игры
итоговый урок по литературе 9 класс.doc
"Портрет"
Кто, увидев свой портрет, написанный художником А. Кипренским, сказал: "Себя как в зеркале я
вижу, но это зеркало мне льстит?"
(А.С. Пушкин)
Первыми книгами по которым он учился были «Арифметика» Магницкого и «Грамматика»
Смотрицкого.
(М.Ломоносов)
Был губернатором Олонецкой и Тамбовской губерний
(Г.Р.Державин)
Этого писателя принято считать родоначальником сентиментализма
(Н.М.Карамзин)
Он погиб в Тегеране при нападении на русское посольство
(А.С. Грибоедов)
Его карьера была прервана, он был арестован , лишен чинов и дворянского достоинства, сослан в
Илимский острог за свою книгу
(А.Н.Радищев)
Соотнести произведения и автора
1 карточка
1. Путешествие из Петербурга в Москву
2. Слово о полку Игореве
3. К Чаадаеву
4. Властителям и судиям
5. Анчар
6. Пророк
2 карточка
1. К морю
2. Горе от ума
3. «На холмах Грузии…»
4. Бедная Лиза
5. Вечернее размышление о Божием Величестве
6. «Я вас любил…»
Собери крылатое выражение. Из какого оно произведения?
А гений и злодейство – две вещи несовместны (Сальери, Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Служить бы рад – прислуживаться тошно (Чацкий, Грибоедов «Горе от ума»)
При помощи подсказок угадать литературного героя. Составить герою
Эраст
«Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и
проиграл почти всё своё имение». Чтобы поправить дела, герой женится на пожилой богатой вдове.
Молодой офицер, дворянин, соблазнивший бедную крестьянскую девушку, живущую в одной из
подмосковных деревень со старушкой матерью.
Герой – не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своём обмане. Он
столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Автор принимает
его раскаяние. Оправдывает героя и общественное мнение, о чём свидетельствует резкое увеличение
количества дворянских детей, получивших это экзотическое имя. Поверьте, детей не стали бы
называть именем отрицательного героя. Не пережив предательства героя, его бывшая возлюбленная топится в пруду.
«… Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к
Лизиной могилке…» пишет автор.
Чацкий
Герой категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которых рождает и
пропагандирует эта среда. Такие отношения во многом были подсказаны автору комедией
«Мизантроп» Мольера и её героем Альцестом.
Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
Вероятные прототипы этого образа – П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Написание фамилии героя в
первой редакции комедии было похоже на фамилию Чаадаева. (Чадский)
Влюблён в Софью.
«Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…» В финале герой уезжает, унося с собой репутацию
безумного.
Фамусов
Фамилию Павла Афанасьевича производят от латинского слова, обозначающего «молва, слух,
общественное мнение» (fama).
Ему принадлежит высказывание: «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь».
Герой черпает суждения из «забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма».
Юношу Чацкого, не требующего «ни мест, ни повышенья в чине», занимающегося наукой, герой не
может признать, «ввести в своё семейство», потому что он воспринимает его как лицо
антигосударственное, лично ему опасное. То ли дело Скалозуб!
В его доме происходит действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Евгений Онегин
В образе этого героя запечатлены черты, характерные для поколения 1820х гг.: равнодушие к чинам
и служебной карьере, политическое вольнодумство, культ праздности, изящного наслаждения и
личной независимости.
Он блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и поэтому
«наследник всех своих родных», один из которых престарелый дядюшка, в чью деревню и
отправляется герой в самом начале произведения.
Он – петербургский денди. Как культурнопсихологический феномен дендизм отличается эстетизмом
жизненного стиля, культом утончённости, красоты, изысканного вкуса во всём – от одежды, от
«красы ногтей» до блеска ума.
«Всем сердцем юношу любя», он – хотя и невольно – убивает на дуэли своего единственного друга.
Считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гименея», он не готов разделить чувств влюблённой в
него девушки. В финале же романа герои как бы меняются местами: теперь ему суждено выслушать
отказ уже замужней княгини.
“Из каких произведений эти строки?”
(Команды получают карточки. Время на обдумывание – 2минуты. За каждое узнанное
произведение команды получают по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 5)
Карточка для 1 команды
1. “Глаголом жги сердца людей…” (“Пророк”)
2. “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (“К Чаадаеву”) 3. «Игорькнязь во златстремень вступает…» («Слово…»)
4. «Тут в ее глазах блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела…» (Карамзин)
5. «Как рано мог он лицемерить…» («Евгений Онегин»)
6. «Там равна сила естества…» («Вечернее размышление о божием величии…»)
7. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» («Памятник» Державин)
8. третья часть населения представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных» (Радищев)
Карточка для 2 команды
1. “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…”(“ памятник
себе воздвиг…”)
2. «Выбрав в поле место для ночлега…» («Слово…»)
3. «С сего часа дни ее были днями тоски и горести…» (Карамзин)
4. «Мне не смешно, когда маляр негодный \ Мне пачкает Мадонну Рафаэля…» («Моцарт и
Сальери»)
5. «О вы, которых ожидает отечество от недр своих…» («Ода на день восшествия…»)
6. «Кто ты, мой ангел ли хранитель…» («Евгений Онегин»)
7. «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге …» («Памятник» Державин)
8. «Я взглянул окркст себя – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» (Радищев)
Выразительное чтение «Слова…» (ч.1 гл.17, .ч.2 гл. 8)
“Экзамен”
“Поэтический”
(Команды поочерёдно берут билеты с вопросами, время на подготовку – 2минуты. Максимальное
количество баллов за ответ на вопрос – 5)
1. Господствующее литературное направление 18 века в России?
2. Автор «Истории государства Российского»?
3. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в творчестве Н.М.
Карамзина.
4.
« Я связь миров повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Название стихотворного жанра.
5. «Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рожать».
Автор стихотворения?
6. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит».
Название стихотворении Г.Р.Державина?
7. Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина?
8. Как в дальнейшем сложилась жизнь Ольги Лариной после гибели Ленского?
(Ушла в монастырь, вышла замуж, уехала путешествовать)
9. Какое произведение начинается прологом “У лукоморья дуб зелёный…” (Поэма “Руслан и
Людмила”)
10. Кто смертельно ранил на дуэли Пушкина? (Дантес)
11. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова “персты”, “зеницы”, “уста”, “вещие”,
“десница”, “виждь”? (“Пророк”)
12. К какому жанру относится произведение Пушкина “Моцарт и Сальери”? (Маленькая
трагедия”)
Задание: прочитать отрывок, вставляя пропущенные слова (отрывки из романа «Енгений Онегин»).
Конкурс капитанов
1. Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все (пьют) и все кричат;
Он засмеется — все (хохочут).
Нахмурит брови — все (молчат)
Он там (хозяин), это ясно:
И Таня уж не так (ужасна),
И, любопытная, теперь
Немного растворила (дверь)...
Вдруг (ветер) дунул, загашая
Огонь (светильников) ночных;
Смутилась шайка (домовых),
Онегин, (взорами), сверкая,
Изза (стола), гремя, встает
Все (встали) он к дверям (идет).
2. Спор громче, (громче) вдруг Енгений
Хватает длинный (нож), и вмиг
Повержен (Ленский) страшно тени
Спустились; нестерпимый (крик)
Раздался... (хижина) шатнулась...
И (Таня) в ужасе проснулась,
Глядит, уже (в комнате) светло;
В окне сквозь мерзлое (стекло)
Зари (багряный) луч играет;
дверь отварилась (Ольга) к ней, Авроры северной аллей
И легче ласточки, (влетает)
«Ну, (говорит), скажи же ты мне,
Кого ты видела (во сне)?»
Чтение учащимися строк из романа «Евгений Онегин».
1 карточка
1. Путешествие из Петербурга в Москву
2. Слово о полку Игореве
3. К Чаадаеву
4. Властителям и судиям
5. Анчар
6. Пророк
2 карточка
1. К морю
2. Горе от ума
3. «На холмах Грузии…»
4. Бедная Лиза
5. Вечернее размышление о Божием Величестве
6. «Я вас любил…» А гений и злодейство – две вещи несовместны
Служить бы рад – прислуживаться тошно
Эраст
1. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в
карты и проиграл почти всё своё имение». Чтобы поправить дела, герой женится на пожилой
богатой вдове.
2. Молодой офицер, дворянин, соблазнивший бедную крестьянскую девушку, живущую в одной
из подмосковных деревень со старушкой матерью.
3. Герой – не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своём обмане.
Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Автор
принимает его раскаяние. Оправдывает героя и общественное мнение, о чём свидетельствует
резкое увеличение количества дворянских детей, получивших это экзотическое имя. Поверьте,
детей не стали бы называть именем отрицательного героя.
4. Не пережив предательства героя, его бывшая возлюбленная топится в пруду.
5. «… Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл
меня к Лизиной могилке…» пишет автор.
Чацкий
1. Герой категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которых
рождает и пропагандирует эта среда. Такие отношения во многом были подсказаны автору
комедией «Мизантроп» Мольера и её героем Альцестом.
2. Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
3. Вероятные прототипы этого образа – П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Написание фамилии
героя в первой редакции комедии было похоже на фамилию Чаадаева. (Чадский)
4. Влюблён в Софью.
5. «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…» В финале герой уезжает, унося с собой
репутацию безумного. Фамусов
1. Фамилию Павла Афанасьевича производят от латинского слова, обозначающего «молва, слух,
общественное мнение» (fama).
2. Ему принадлежит высказывание: «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь».
3. Герой черпает суждения из «забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма».
4. Юношу Чацкого, не требующего «ни мест, ни повышенья в чине», занимающегося наукой,
герой не может признать, «ввести в своё семейство», потому что он воспринимает его как лицо
антигосударственное, лично ему опасное. То ли дело Скалозуб!
5. В его доме происходит действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Евгений Онегин
1. В образе этого героя запечатлены черты, характерные для поколения 1820х гг.: равнодушие к
чинам и служебной карьере, политическое вольнодумство, культ праздности, изящного
наслаждения и личной независимости.
2. Он блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и
поэтому «наследник всех своих родных», один из которых престарелый дядюшка, в чью
деревню и отправляется герой в самом начале произведения.
3. Он – петербургский денди. Как культурнопсихологический феномен дендизм отличается
эстетизмом жизненного стиля, культом утончённости, красоты, изысканного вкуса во всём – от
одежды, от «красы ногтей» до блеска ума.
4. «Всем сердцем юношу любя», он – хотя и невольно – убивает на дуэли своего единственного
друга.
5. Считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гименея», он не готов разделить чувств
влюблённой в него девушки. В финале же романа герои как бы меняются местами: теперь ему
суждено выслушать отказ уже замужней княгини.
Карточка для 1 команды
1. “Глаголом жги сердца людей…” (“Пророк”)
2. “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” (“К Чаадаеву”)
3. «Игорькнязь во златстремень вступает…» («Слово…»)
4. «Тут в ее глазах блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела…» (Карамзин)
5. «Как рано мог он лицемерить…» («Евгений Онегин»)
6. «Там равна сила естества…» («Вечернее размышление о божием величии…»)
7. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» («Памятник» Державин)
8. третья часть населения представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных» (Радищев)
Карточка для 2 команды
1. “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…”(“ памятник
себе воздвиг…”)
2. «Выбрав в поле место для ночлега…» («Слово…»)
3. «С сего часа дни ее были днями тоски и горести…» (Карамзин) 4. «Мне не смешно, когда маляр негодный \ Мне пачкает Мадонну Рафаэля…» («Моцарт и
Сальери»)
5. «О вы, которых ожидает отечество от недр своих…» («Ода на день восшествия…»)
6. «Кто ты, мой ангел ли хранитель…» («Евгений Онегин»)
7. «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге …» («Памятник» Державин)
8. «Я взглянул окркст себя – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» (Радищев)
1. Господствующее литературное направление 18 века в России?
2. Автор «Истории государства Российского»?
3. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в
творчестве Н.М. Карамзина.
4.
« Я связь миров повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Название стихотворного жанра.
5. «Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рожать».
Автор стихотворения?
6. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит».
Название стихотворении Г.Р.Державина? 7. Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина?
8. Как в дальнейшем сложилась жизнь Ольги Лариной после гибели Ленского?
(Ушла в монастырь, вышла замуж, уехала путешествовать)
9. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова “персты”, “зеницы”,
“уста”, “вещие”, “десница”, “виждь”? (“Пророк”)
10.«Мне завещал отец:
Вопервых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»
Чьи это слова?
Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все …… и все кричат;
Он засмеется — все ………
Нахмурит брови — все …….
Он там (……), это ясно:
И Таня уж не так (……..),
И, любопытная, теперь
Немного растворила (………)...
Вдруг (………) дунул, загашая
Огонь (…………..) ночных;
Смутилась шайка (…………),
Онегин, (……….), сверкая,
Изза (………), гремя, встает
Все (………) он к дверям (……….).
Спор громче, (………) вдруг Енгений
Хватает длинный (……), и вмиг
Повержен (……..) страшно тени
Спустились; нестерпимый (………)
Раздался... (………) шатнулась...
И (……..) в ужасе проснулась,
Глядит, уже (……….) светло;
В окне сквозь мерзлое (………..)
Зари (…………) луч играет;
дверь отварилась (………) к ней,
Авроры северной аллей
И легче ласточки, (…………)
«Ну, (……….), скажи же ты мне,
Кого ты видела (……..)?»
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Игра по итогам курса 9 класса по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.