Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл
Оценка 5

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
07.11.2017
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл
Адресаты люб.лирики.doc
ТЕМА «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина» (9 кл) Цели: ­ познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;  ­вызвать интерес к личности и творчеству поэта; ­ организовать деятельность учащихся по обобщению знаний учащихся по творчеству поэта;   ­создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение). Оформление:    репродукции   женских   портретов (Н.Гончаровой, Е.Воронцовой, М.Волконской, А.Керн, А.Олениной), звукозапись романса «Я помню чудное мгновенье», выставка книг по теме. портрет   А.С.Пушкина,                                                                           Эпиграф: Любви все возрасты покорны,                                                                                                    Её порывы благотворны…                                                                                                                            А.С.Пушкин                            Ход урока.   1.  Импровизированное начало урока.          ­ Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально  настроить учащихся на работу         2. Целеполагание и мотивация ­ Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему Когда порой влюбляется поэт, Он в рамки общих марок не вмещается Не потому, что он избранник, нет, А потому, что в золото и свет душа его тогда Кто были те, кто волновал поэта? Как пролетали ночи их и дни? Не в этом суть, да и неважно это. Всё дело в том, что вызвали они. Пускай хитры, горды или Он был не зря, Вот две души, две женщины, две Анны, Две красоты ­ Оленина и Керн. Одна строга и холодно ­ небрежна. Отказ в руке. И судьбы разошлись. Но он страдал, и строки родились: " Я вас любил безмолвно, безнадежно". Была другая лёгкой , как лоза. И ­ жажда, и ­ хмельное утоленье! Он счастлив был. И вспыхнула гроза любви: " Я помню чудное мгновенье»… ­Можете ли вы мне сказать чему будет посвящён наш урок?( урок будет посвящён любовной  лирики А.С.Пушкина)                               Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о любовной лирике поэта, попытаемся проникнуть в мир его поэзии, представить тех женщин, кому Александр Сергеевич посвящал свои стихотворения. Любовь  прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. В отличие от  дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как  чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный  ― источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел»,  «цветок засохший, безуханный».  3.Первичное усвоение материала ­ Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч­ся изучаемого материала.  познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина; обучать выразительному чтению.                                                           Сообщение ученика. Пушкин не икал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Александр Сергеевич был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако  любовную лирику поэта не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского  списка».Отметим, что в шедеврах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об  отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь для Пушкина  предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта,  ― житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно  биографическое разыскание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не  только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские  представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.                                                                   Слово учителя. Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь  писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного  блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что  обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как  поэт…» В 1820 году Пушкина отправляют на юг в ссылку. В дороге он встречается с семейством  генерала Раевского. С его дочерью Машей поэта связывает нежная дружба. Ей посвящено  стихотворение «На холмах Грузии» 2. Ученица читает стихотворение «На холмах Грузии»                       А.С.Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою; Тобой, одной тобой…Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит  оттого, ― Что не любить оно не может. ­ Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите о чем они. Как соотносятся их микротемы? (В этом стихотворении 3 предложения: первое – это описание места, где  находится поэт; пейзаж; второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной; чувства;  третье – поэт вновь переживает чувство любви. Можно сказать, что оказавшись в тех  местах, где когда­то бывал, поэт вспоминает о возлюбленной и вновь переживает любовь).  ­ Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью. печалью) ­ А чем вызвана грусть лирического героя? (Под влиянием воспоминаний вновь вспыхнуло  чувство любви. Лирический герой мысленно оглядывается на прожитые годы и с грустью думает о том. что многое изменилось. Чувствуется ностальгия по прошлому…) 3. Сообщение ученика. Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал­губернатора  М.С.Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одарённой, культурной  женщиной, которая была хороша собой. «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё  существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственной грацией, такою  приветливостью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие  без памяти влюблялись в неё»,  отмечает писатель В.Сологуб. ― Елизавета Ксаверьевна оставила в жизни поэта большой и глубокий след. Ей посвящены  стихотворения «Сожжённое письмо», «Талисман», «Ангел», «Храни меня, мой талисман» и  другие. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью М.С.Воронцова. Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское, Елизавета Ксаверьевна подарила на память  Александру Сергеевичу свой портрет в золотом  медальоне и кольцо с сердоликовым камнем.  Это кольцо Пушкин бережно хранил. Перед смертью поэт подарил это кольцо В.А.Жуковскому,  другу, учителю. О.С.Павлищева, сестра поэта, вспоминала, с каким нетерпением, Александр Сергеевич  ожидал писем из Одессы. Получив долгожданное послание, он запирался в своей комнате, чтобы  никто не мешал беседовать с любимой, а потом сжигал её письма… 4. Ученик читает стихотворение «Сожжённое письмо». А.С.Пушкин. «Сожжённое письмо». Прощай, письмо любви! Прощай: она велела. Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают  лёгкий дым, ― Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Тёмные свернулися листы; На лёгком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… 1. 2. Какое настроение вызывает это стихотворение?   Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический   и интонационный   характер   этой   части   текста.   Какие   стиховые   особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма? 3. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения?  7.Сообщение ученика. Это было летом 1825 года. Пушкин шёл по дороге в Тригорское. На душе было спокойно,  чисто и задорно. В конце концов, не так уж мрачна эта деревенская глушь, куда сослал его царь,  надеясь на то, что одиночество и уединение окажутся сильнее дерзкой и мятежной пушкинской  музы. Напрасно надеялись, Ваше Величество!                           В глуши сильнее голос лирный,                           Живее творческие сны! Пушкин неожиданно для себя  произнёс эти строки вслух и тут же улыбнулся своей  горячности. Он испытывал сейчас приятное чувство человека, заслужившего отдых. Вперёд, в Тригорское! Через несколько минут Пушкин уже входил в дом, на правах старого и желанного друга  без предупреждения. ― Осиповы обедали. Барышни радостно закивали ему. Сидевшая за столом дама, очевидно  гостья, подняла голову и спокойно посмотрела на него. (Демонстрируется портрет А.Керн). Милое, нежное лицо, мягкие, голубые глаза, волосы, волнами спадающие на виски и  зачёсанные назад. Во всей фигуре  спокойствие и непринуждённость. ― ― «Анна  Петровна Керн», Анна Петровна молча наклонила голову. Пушкин очень низко поклонился, но не сказал ни   представила её тётушка. слова. Анна Петровна тоже не нашлась, что сказать, но с удивлением отметила, что робость  видна была в его движениях. Возбуждённость и весёлость его пропали, и весь этот день потом он был странно молчалив. … Прощаясь с Осиповыми, Пушкин обещал прийти и знал, что непременно придёт, жаждал  этого момента и заранее думал о нём. Он возвращался домой той же дорогой, но теперь окружающее не занимало его. Другой мир,  где теснились воспоминания, надежды, мечты, думы, целиком завладели им. И странно:  воспоминания об Анне Керн невольно коснулись какой­то струны вдохновения, и теперь музыка  поэзии звучала в нём, может быть, незаметно для него самого, но она, эта музыка, была чудесным аккомпанементом к мыслям о Керн. Мелодия поэзии звучала теперь и в воспоминаниях о первой их встрече… Анна Петровна Керн, в 16 лет насильно выданная замуж за пожилого генерала Ермолая  Керна, гостила тогда в Петербурге: отец «вывозил её в свет». Пушкин увидел юную жену  генерала Керна на одном из вечеров у Олениных. Весь вечер он старался привлечь её внимание,  заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней. А когда она  уезжала и брат её садился в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и мучительно ему завидовал. Ученица читает стихотворение А.Дементьева «Встреча Пушкина с Анной Керн». А было это в день приезда. С ней говорил какой­то князь. «О боже! Как она прелестна!»― Подумал Пушкин, наклоняясь. Оно ничуть не оробела. А он нахлынувший восторг Переводил в слова несмело. И вдруг нахмурился, И смолк. Она, не подавая вида,  К нему рванулась всей душой, Как будто впрямь была повинна В его задумчивости той. Что сочиняете вы ныне? ― Чем, Пушкин, поразите нас?― А он  как пилигрим в пустыне Шёл к роднику далёких глаз. ― ― Что сочиняю? Ему хотелось ей в ладони Уткнуться. И смирить свой пыл. ― Я…не помню. Увидел вас― И всё забыл. Она  взглянула тихо, строго. И грустный шёпот, словно крик: ―  Зачем вы так? Ну, ради Бога! Не омрачайте этот миг… Ничто любви не предвещало. Полуулыбка. Полувзгляд. Но мы­то знаем  ― Здесь начало Тех строк,  Что нас потом пленят. И он смотрел заворожено Вслед уходившей красоте. А чьи­то дочери и жёны кружились в гулкой пустоте. И вот прошло шесть лет. Теперь они показались поэту тёмной бездной, по краям которой  горели две светлые точки, две встречи с Керн. Пушкин стал бывать в Тригорском ещё чаще. Гуляли в тенистом парке, катались на лодках  по Сороти, затевали игры, шарады. По вечерам Анна Петровна пела романсы, привезённые из  Петербурга. Время летело быстро, и вот наступил момент прощания. Анна Петровна уезжала в Ригу. В  день отъезда поэт пришёл в Тригорское и подарил ей на прощанье вторую главу «Онегина» в  неразрезанных листах, между которыми она нашла сложенный листок почтовой бумаги. В дороге Анна раскрыла книгу и развернула листок… 5.Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и  умений ­ Показать мастерство Пушкина – поэта любви; выявить особенности стихотворений; развивать  навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала,  глубины его понимания, установление уч­ся внутрипредметных и межпредметных знаний. ­ Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч­ся изученного материала ­ Помочь увидеть отражение творческих исканий и романтических представлений о любви в  интимной лирике, раскрыть красоту, благородство, искренность чувств, отраженных в  пушкинской поэзии Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье». А.С.Пушкин. К*** Я помню чудное мгновенье:                            В глуши, во мраке заточенья Передо мной явилась ты,                               Тянулись тихо дни мои Как мимолётное виденье,                              Без божества, без вдохновенья, Как гений чистой красоты.                          Без слёз, без жизни, без любви. В томленьях грусти безнадежной,             Душе настало пробужденье: В тревогах шумной суеты,                          И вот опять явилась ты, Звучал мне долго голос нежный                  Как мимолётное виденье, И снились милые черты.                              Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный            И сердце бьётся в упоенье, Рассеял прежние мечты,                           И для него воскресли вновь И я забыл твой голос нежный,                 И божество, и вдохновенье, Твои небесные черты.                               И жизнь, и слёзы, и любовь. 1825 ­ Так о чем же это стихотворение? (В послании А.С.Пушкина выражен восторг красотой. Для  поэта любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление  человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека,  и все его внутренние силы приходят в движение).  ­ Но только ли любовной теме посвящено это стихотворение? О чем и что оно говорит?  (Странным кажется на первый взгляд, что у такого поэта, как Пушкин, облик Керн предельно  обобщен. «Гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты» ­ вот и  все, чем отмечена героиня стихотворения. Такими определениями можно, пожалуй, наделить любую красивую женщину. Ясно, что Пушкин стремился нарисовать совершенный образ женской красоты).                                                              Рассказ учителя. Впервые Наталья Николаевна и Александр Сергеевич встретились в декабре 1828года на  балу у танцмейстера Иогеля. Красота Гончаровой поразила поэта. Он понял, что это прекрасное  созданье составит его счастье. Но не так просто было Пушкину получить согласие на брак. Его  будущая тёща была скупая, злобная и сварливая. Она требовала свидетельства о политической  благонадёжности поэта. Мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены,  иногда доводила его до истерики. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено. В  конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных  дел. Ехал на совсем короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окружённой  холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за Натали… три  месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлёта таланта и творческих способностей. Болдинская осень… 12.Ученик читает стихотворение «Мадона». А.С.Пушкин. «Мадона». Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём , средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель― Она с величием, он с разумом в очах― Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.                                                                                  1830 ­ Почему А.С. Пушкин так называет свою возлюбленную? (Красота Н.Н. Гончаровой была  воспета современниками, художниками и поэтами. Но, как известно, А. С. Пушкина больше  всего поражало сходство его избранницы с изображениями мадонны на картинах художников  эпохи Возрождения.) ­ Как выражает в стихотворении «Мадонна» поэт свой идеал счастья? 6. Проверка уровня усвоения знаний и умений ­Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям ­Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч­ся в рамках  изученной темы ­ Что объединяет все эти стихи? ­ В чем особенность любовной лирики Пушкина? 7.Домашнее задание 8. Рефлексия. Итог урока Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.  Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся Заключительное слово учителя. Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания  женственно­земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её  идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет  увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.                                            Приложение. А.С.Пушкин. «Сожжённое письмо». Прощай, письмо любви! Прощай: она велела. Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают  лёгкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье,   Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Тёмные свернулися листы; На лёгком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…                                                    1825 А.С.Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». ― На холмах Грузии лежит ночная мгла;             Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла;           Печаль моя полна тобою; Тобой, одной тобой…Унынья моего         Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит  оттого,          Что не любить оно не может.                                              1829 А.С.Пушкин. «Я вас любил». Я вас любил: любовь ещё, быть может, ― В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил  безмолвно, безнадежно,  То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.                                                                     1829 А.С.Пушкин. К*** Я помню чудное мгновенье:                            В глуши, во мраке заточенья Передо мной явилась ты,                               Тянулись тихо дни мои  Как мимолётное виденье,                              Без божества, без вдохновенья, Как гений чистой красоты.                          Без слёз, без жизни, без любви. В томленьях грусти безнадежной,             Душе настало пробужденье: В тревогах шумной суеты,                          И вот опять явилась ты, Звучал мне долго голос нежный                  Как мимолётное виденье, И снились милые черты.                              Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный            И сердце бьётся в упоенье, Рассеял прежние мечты,                           И для него воскресли вновь И я забыл твой голос нежный,                 И божество, и вдохновенье, Твои небесные черты.                               И жизнь, и слёзы, и любовь.                                                                                          1825    А.С.Пушкин. «Мадона». Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель,  Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём , средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель― Она с величием, он с разумом в очах― Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.                                                      1830 Литература, использованная для подготовки к уроку. 1. А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье». М., «Эксмо­пресс», 2002 2. Л.Гроссман. «Пушкин». М., «Молодая гвардия», 1958 3. Е. Карсалова. «Стихи живые сами говорят».М., «Просвещение», 1990 4. Ю.Лотман. «Александр Сергеевич Пушкин».Ленинград, «Просвещение», 1981 5. Е.Маймин. «Пушкин. Жизнь и творчество». М., «Наука», 1988

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина.Адресаты Лирики" по литературе 9 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017