МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Русский язык и литература». Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.1.мет.разработка (2).docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЛЬМЕНЬ-СУВОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

404334, Россия, Волгоградская область, Октябрьский район,

хутор Ильмень-Суворовский, ул. Школьная, дом 1

тел: 8 (84475) 6-69-95, E-mail: okt_sh.ilmen@volganet.ru

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Дисциплина: «Русский язык и литература».

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках

русского языка и литературы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Лулуева Элиза Байсолтаевна

учитель русского языка и литературы

 

 

2025 год

 

 

 

 

1.1. Наличие собственной методической разработки русскому языку и литературе.

Форма представления

Тема : «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».     

Актуальность:

Современная школа стремится к развитию всесторонней личности, умеющей творчески подходить к решению любых задач. Особую роль в данном процессе играют уроки русского языка и литературы, которые позволяют реализовывать потенциал учащихся, раскрывать их творческие способности и формировать у них вкус к красоте слова.

Данная методическая разработка направлена на создание условий для реализации творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, повышение интереса к предмету и привлечение школьников к активным видам деятельности.

Проблематика: Современные школьники стремятся к активному участию в учебном процессе, им недостаточно пассивного восприятия информации. Они нуждаются в новых подходах к изучению материала, позволяющих им проявлять инициативу, использовать свои интеллектуальные способности и стремиться к самостоятельности. Эффективным решением этой проблемы являются познавательные задания, стимулирующие развитие способностей и вызывающие интерес к их выполнению. В современном мире креативное мышление и способность находить нестандартные решения становятся необходимыми навыками. Сегодня приоритетной задачей образования является не только передача знаний, но и развитие творческого мышления учащихся, формирование навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, а также самореализация творческих способностей.

Я считаю, что именно школьные годы являются важным этапом в формировании творческой личности.

 

Основные цели и задачи методической  разработки

 

Цели:

- Формирование навыков самостоятельной творческой деятельности учащихся.

- Развитие творческих способностей, воображения и фантазии.

- Повышение интереса к изучению русского языка и литературы.

 

Задачи:

- Создавать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.

- Формировать навыки создания собственных текстов.

- Развивать умение выражать свои мысли в письменной и устной формах.

- Обеспечить взаимосвязь теории и практики на уроках русского языка и литературы.

Возраст обучающихся: 5-11 классы (11-16лет).

 

 

 

 

Формы и методы:

 

Эвристическая задача – один из эффективных вариантов привлечь внимание ребят и вызвать интерес. К примеру, попробовать представить себя учителем (в подобранном заранее тексте предложить ребятам вместо уже вставленных букв и знаков поставить многоточия и пробелы, но с таким условием, чтобы каждая орфограмма или пунктограмма, обозначенная детьми, была объяснена).

Еще больший интерес у обучающихся вызывает задание, где нужно в предложенном тексте найти ошибки, допущенные их сверстниками, классифицировать ошибку (орфографическую или пунктуационную), и самое главное – поставить отметку как настоящий учитель!

Так, внимание ребят сосредоточено на тексте, они учатся видеть «опасные» места, где допущена или возможно допустить ошибку. Всё это способствует развитию их творческого и лингвистического опыта каждого ребёнка. А учитель видит: какие правила орфографии и пунктуации недостаточно усвоены, что даёт возможность внести коррективы в тематическое планирование.

 

Уроки развития речи – это уроки творчества, где проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности.

Изложение. В системе работы они играют важную роль. С одной стороны, ребята воспринимают услышанный текст и могут его воспроизвести, опираясь на собственный словарный запас, с другой стороны, педагог в ненавязчивой форме помогает ребенку расширить и обогатить свой словарный запас, разнообразить грамматический строй устной и письменной речи.

Сочинение. Существенно способствуют развитию творческого потенциала ребят задания, связанные с устным или письменным словесным рисованием (с опорой на иллюстративный материал или без него). Порою детям достаточно предложить посмотреть в окно, на соседа, в свой портфель, чтобы появился на свет уникальный авторский текст (например, как поссорились ручка с карандашом). Можно усложнить задачу: предложить использовать те или иные правила орфографии и пунктуации с целью их повторения и закрепления.

 

 Словообразовательные эксперименты.

Используются задания, связанные с исследованием происхождения слов, созданием новых слов, поиском омонимов, синонимов и антонимов.

 

Пример: Придумайте слово по аналогии со словом «перечница» и дайте ему определение.

 

Моделирование гипотез.

Ученики выдвигают предположения относительно возможного результата какой-либо ситуации, основанной на имеющихся знаниях.

 

Пример: Предположите, каким мог бы быть русский язык, если бы ударение всегда падало на последний слог.

 

Перед началом выполнения задания полезно провести небольшую вводную беседу, обсудить возможные варианты решения и способы поиска необходимой информации.

 

Наконец, нельзя забывать о дифференциации заданий: одни задания могут предназначаться для сильных учеников, другие — для слабых

 

 

Развитие творческих способностей на уроках литературы.

 

 

 Литературное творчество.

 

Самостоятельное написание стихов и рассказов. Упражнения по созданию уникальных произведений развивают воображение и обогащают словарь учащихся.

 

Пример задания: 

Написать короткое стихотворение на тему весны, использующее метафоры и олицетворения.

 Экспрессивное чтение и исполнение.

 

Выразительное чтение стихов и прозы. Развитие артикуляционных навыков и интонационной выразительности.

 

Пример задания: 

Произнести монолог Татьяны из романа «Евгений Онегин» с соблюдением ритма и мелодики текста.

 

 Создание художественных проектов.

 

Оформление альбомов, постеров, презентаций на литературные темы.

 

Пример задания: 

Сделать альбом иллюстраций к поэме Пушкина «Руслан и Людмила», сопровождая каждую картинку описанием сюжета.

 

Советы по применению:

- Используйте задания поэтапно, начиная с лёгких и заканчивая сложными.

- Проводите регулярные обсуждения и оценку выполненных работ.

- Применяйте принцип обратной связи, предоставляя комментарии и поддержку своим ученикам.

 

Ожидаемые результаты использования методической разработки могут включать:

1. Повышение уровня мотивации учащихся: Уроки, включающие творческие задания, могут сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, что способствует повышению мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы.

2. Развитие креативного мышления: Творческие задания, такие как написание сочинений, участие в конкурсах помогают развивать у учащихся способность к нестандартному мышлению и поиску оригинальных решений.

3. Развитие коммуникативных навыков: Творческие задания часто предполагают взаимодействие между учащимися, что способствует развитию навыков общения, аргументации и публичных выступлений.

4. Повышение уровня грамотности: Творческие задания, связанные с написанием текстов, способствуют улучшению орфографических и пунктуационных навыков, а также расширению словарного запаса.

5. Развитие самостоятельности и ответственности: Творческие задания часто требуют от учащихся самостоятельного поиска информации и принятия решений, что способствует развитию самостоятельности и ответственности.

6. Подготовка к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности: Навыки, полученные в ходе выполнения творческих заданий, могут быть полезны в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности, где требуется креативность и умение работать с текстами.

 

Заключение

 

Данная методическая разработка Лулуевой Элизы Байсолтаевны, учителя русского языка и литературы МКОУ «Ильмень-Суворовская СШ», направлена на развитие творческих способностей учащихся, способствуя формированию полноценной личности, обладающей чувством прекрасного и способностью самовыражения.

 Применение указанных методов на уроках русского языка и литературы гарантирует повышение уровня интереса к предмету и качественную подготовку к экзаменам.

Таким образом, я должна не просто научить школьников правильно писать и говорить, но и привить любовь к слову, сделать занятия русским языком и литературой источником радости и вдохновения.

 

Год разработки: 2025.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также