2 класс. Урок литературного чтения. Тема. «Оценка взаимоотношений взрослых и детей. В. Осеева «Почему?».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Оценка взаимоотношений взрослых и детей. В. Осеева «Почему?».
Иконка файла материала Урок литературного чтения Осеева Почему.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок

имени Героя Советского Союза И.А. Евтеева»

Татищевского района Саратовской области

2 класс. Урок литературного чтения.

Тема. «Оценка взаимоотношений взрослых и детей. В. Осеева «Почему?».

Цель: формирование правильной читательской деятельности через знакомство с рассказом В. Осеевой “Почему?”

Задачи:

- познакомить детей с произведением В. Осеевой «Почему»;

- научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – главную мысль;

- развивать речь, логическое и критическое мышление, способствовать к вдумчивому чтению литературного произведения;

- воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость.

Планируемые результаты:

Личностные:

-       формирование уважительного отношения к иному мнению;

-       развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-       воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение;

Регулятивные:

-       овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;

-       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-       формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

-       использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

-       умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Коммуникативные:

-       готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-       излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке много гостей. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им, во время урока не будем отвлекаться. А гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах радостное настроение. Пусть оно не покидает Вас в течении всего урока.

- К какому уроку приготовились?

- Чем занимаемся на этих уроках?

- А вы как думаете, чем полезно чтение?

II. Мотивация к учебной деятельности

- Какой раздел учебника мы изучаем?

- С произведениями какого автора мы познакомились на предыдущих уроках?

Действительно, несколько произведений этого раздела одного автора – Валентины Александровны Осеевой. Давайте вспомним, какие рассказы вы знаете.

Показ учащимися иллюстраций и рассказы по ним.

- Какой вывод можно сделать? Чему учат читателя произведения В.А. Осеевой?

Все рассказы В. Осеевой учат вежливости, честности, уважению к людям.

III. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжим работу с рассказами В. Осеевой.

Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.

IV. Постановка учебной задачи

- Пользуясь опорными словами, поставьте задачи. 

Познакомиться … (с новым произведением)

Учиться …(находить главную мысль текста, выразительно читать)

Проанализировать …(поступки героев)

А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В. Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

V. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом, анализ

1. Знакомство с текстом

А) Создание проблемной ситуации

- В каких случаях задают вопрос «Почему»? (когда хотят выяснить причину)

– Как вы думаете, о чем спрашивает нас автор? (Предположения учащихся.)

Зарядка для ушей «Умные ушки»

• Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

• плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

- Ребята, сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

Б) Чтение первой части рассказа.

- Почему мальчик повёл себя именно так? (Мальчик сильно испугался, это была папина чашка.)

- Почему так сильно расстроилась мама? 

В) Читаем текст до второго вопроса (с. 97 – 99.) (Читают дети цепочкой)

– Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. (Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.)

– А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? (Лицо у мамы потемнело. Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум, ее лицо, шея и уши стали розовыми.)

– А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? Найдите в тексте. (Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно...")

– Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? Найдите в тексте. (Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.)

– Легко ли было маме принять такое решение? (Нелегко, ведь и она любит Бума!)

– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? (Она хотела, чтобы сын признал свою вину.)

– Как чувствовал себя мальчик?

- Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?

Г) Чтение 3 части произведения учителем

– Почему мама не ложилась спать? (Мама ждала, что сын признается, что это он разбил чашку.)

– Найдите доказательство в тексте, что мама ждала, что сын признается. («Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть».)

– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. А почему мальчик все-таки признаётся? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Совесть не давала ему покоя.)

– Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ. («На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".)

- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.

- А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее.

- Зачем автор приводит описание природы?

(Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.)

ФИЗМИНУТКА

VI. Работа по содержанию рассказа

1. – Название этого рассказа – вопросительное слово. Давайте ответим на этот вопрос для каждого из героев.

- Попробуйте дать ответ Буму. Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что…. 

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына. Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что…. 

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы. Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что… 

2. -Восстановите последовательность событий в рассказе

Бум один на крыльце.                            + картинки

Мальчик и собака.

У каждого своё почему.

Чашка разбилась.

Бум наказан.

Мальчик признался.

3. Собери пословицы

• От человека утаишь, а от совести не утаишь.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Ошибайся, да сознавайся.

• Добрый человек добру и учит.

– Выберите из них ту, которая выражает главную мысль текста.

VII. Подведение итогов.

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли мальчика? (Нет).

— Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

(из слов нужно выбрать те, которые подходят к тексту)


Взаимопонимание

Сострадание

Грубость

Уважение

Совесть (чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми)

Честность

Доброта

Ответственность

Бесчеловечность


 

VIII. Рефлексия

- Чему научил вас урок?

- Напишите СМС сообщение на телефоне.


Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…



IX. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также