Тема: Стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы»
Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова, умений сопоставлять название произведения и его содержание, определять тему, главную мысль, позицию автора.
Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о стихотворении «Встреча зимы» И.С. Никитина, совершенствование умений выявления главной мысли произведения; совершенствование умений выразительного чтения.
Задачи:
Обучающая - мотивировать обучающихся на восприятие и изучение стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы», обеспечить его восприятие, организовать анализ стихотворения.
Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать), развивать воображение у учащихся в процессе беседы.
Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству И.С. Никитина.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): познакомятся со стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы», выявят главную мысль стихотворения.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, осмысливают цели чтения, читают и воспринимают на слух стихотворные тексты.
Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, сопоставляют название произведения и его содержание, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): заинтересуются творчеством И.С. Никитина.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: наглядности, доступности.
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический
Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 1
часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.
Конструкт урока
Этапы урока открытия новых знаний |
Деятельность учителя |
Деятельность Учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивационный этап
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке |
-Добрый день, ребята. Меня зовут Юлия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Проверим готовность к уроку. -На парте у вас должны быть учебник, дневник и пенал. |
Здороваются с учителем.
Проверяют готовность к уроку.
|
Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.
|
2. Актуализация знаний и целеполагание.
(Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке |
- Какой раздел мы с вами изучаем? - С какими поэтами мы познакомились в этом разделе? - Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе? -Ребята, какие стихотворения И.С. Никитина вы знаете? -Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? -Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? -Откроем учебник на с.46 и прочитаем учебную задачу урока. |
-Поэтическая тетрадь. - Ф.И. Тютчев. -Стихотворения.
Ответы учеников.
-Мы узнаем еще одно стихотворение И.С. Никитина. -Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина. Читают учебную задачу урока.
|
Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы. Предметные: знают стихотворения И.С. Никитина, проявляют желание прочитать стихотворение «Встреча зимы». |
3. Открытие нового знания
(Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста |
-Ребята, а что вы знаете про Ивана Саввича Никитина? (выдает листы с текстом один на парту) -Предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо в тексте найти ответы на вопросы, которые находятся под текстом. (Вопросы: 1. Когда родился Иван Саввич? 2. Где родился поэт? 3. О чем писал Никитин? 4. В каком возрасте появились первые стихотворения Никитина? 5. Сколько детей было в семье Никитина?) -Давайте проверять. -Когда родился Иван Саввич? - Где родился поэт? - О чем писал Никитин?
- В каком возрасте появились первые стихотворения Никитина? - Сколько детей было в семье Никитина?
-Молодцы, ребята. -Давайте узнаем с каким стихотворением И.С. Никитина мы с вами сегодня познакомимся. Для этого откроем страницу 46. -С каким стихотворением мы сегодня познакомимся? - Прочитайте название стихотворения и предположите, о чем это стихотворение? - Предлагаю прослушать профессиональное прочтение этого стихотворения, а вы его внимательно послушайте и ответьте на вопросы: «Правильно ли вы предположили?», «Почему поэт так озаглавил своё стихотворение?». (Учитель читает стихотворение)
-Правильно ли вы предположили? -Почему поэт так озаглавил свое стихотворение?
|
Ответы учеников.
-3 октября 1824 года. -В Воронеже. - Его стихи наполнены любовью к природе и переживаниями за людей, которые живут в нужде. -25 лет.
-Иван Саввич был единственным ребенком в семье.
-Встреча зимы.
Читают название. Ответы учеников.
Слушают стихотворение и следят в учебнике.
Ответы учеников. -В стихотворении говорится встрече зимы, после поздней осени. |
Предметные – знают содержание стихотворения «Встреча зимы», знают краткую биографию И.С. Никитина. Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность. Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста. |
4. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
(Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного
(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы |
-Ребята, как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение? -Докажите примерами из текста.
-Как вы считаете, какая основная мысль данного стихотворения?
- Чему учит стихотворение "Встреча зимы"?
-Давайте прочитаем это стихотворение еще раз. (спрашивает учеников по абзацу) |
-От первого лица. -Да, в стихотворении созданы картины природы.
-Это стихотворение посвящено смене времен года: осени на зиму. -Описывая природу в предзимний и зимний период, поэт показывает свое отношение к Родине, к русскому человеку, любовь к природе. -Любить свою Родину, все ее преображения и изменения, ведь все ее изменения прекрасны. Читают стихотворение по очереди по абзацу.
|
Предметные: знают содержание стихотворения «Встреча зимы», основную мысль стихотворения. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. |
5. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)
Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы
Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения |
– Ребята, можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Приведите примеры. -Как называется этот художественный прием? -
-Как относится автор к Родине и русскому народу? Приведите примеры из текста. – Это стихотворение о природе? – Как вы считаете, это стихотворение наполнено грустью и скукой?
– Надо ли стараться передать эти чувства? – А потом? С какой интонацией и настроением надо читать?
-Почему? |
-Дождь стучал, туман вставал, плакал лес, смотрит весело лес и т.д. -Олицетворение.
-Да, поэт любил русскую зиму. -Да. -Стихотворение наполнено грустью и тоской в первых двух абзацах. -Да.
-Нужно потом читать с воодушевлением, радостью, предвкушением, величием. -Так как происходит восхваление природы зимой. |
Предметные: знают содержание стихотворения «Встреча зимы», эмоциональную окраску стихотворения. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы, умение внимательно слушать и следить за текстом. |
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону
Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку |
-Ребята, сейчас я вам предлагаю в парах потренироваться прочитать стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали, как же прекрасен лес в зимнее время. На подготовку я вам даю 5 минут. -Итак, давайте начнем выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (учитель спрашивает разных учеников) -Молодцы, ребята. |
Готовятся к выразительному чтению. |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: умеют работать с учебником. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. Предметные: знают стихотворение «встреча зимы», умеют выразительно читать это стихотворение. |
7. Рефлексия
Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
-Стихотворение какого поэта мы сегодня изучили? -Что вы о нем запомнили? -Какое стихотворение мы изучали? -О чем это стихотворение? Закончите предложения: Мне все … Я не понял … Я запомню… Мне понравилось… |
-Ивана Саввича Никитина.
-Стихотворение «Встреча зимы». Ответы учеников. Ответы учеников. |
Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. Предметные: знают краткую биографию И.С. Никитина, знают его стихотворение «Встреча зимы». |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания |
-Дома вам необходимо подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы». |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.