Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы»"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Никифорова Ю.Н..docx

Тема: Стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы»

Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова, умений сопоставлять название произведения и его содержание, определять тему, главную мысль, позицию автора.

Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о стихотворении «Встреча зимы» И.С. Никитина, совершенствование умений выявления главной мысли произведения; совершенствование умений выразительного чтения.

 

Задачи:

Обучающая - мотивировать обучающихся на восприятие и изучение стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы», обеспечить его восприятие, организовать анализ стихотворения.

Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать), развивать воображение у учащихся в процессе беседы.

Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству И.С. Никитина.

 

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): познакомятся со стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы», выявят главную мысль стихотворения.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, осмысливают цели чтения, читают и воспринимают на слух стихотворные тексты.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, сопоставляют название произведения и его содержание, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): заинтересуются творчеством И.С. Никитина.

 

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности.

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический

Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.
Конструкт урока

 

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.      Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Добрый день, ребята. Меня зовут Юлия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Проверим готовность к уроку.

-На парте у вас должны быть учебник, дневник и пенал.

Здороваются с учителем.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

 

2.      Актуализация знаний и целеполагание.

 

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы  с текстом на уроке

- Какой раздел мы с вами изучаем?

- С какими поэтами мы познакомились в этом разделе?

- Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе?

-Ребята, какие стихотворения И.С. Никитина вы знаете?

-Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

-Откроем учебник на с.46 и прочитаем учебную задачу урока.

-Поэтическая тетрадь.

- Ф.И. Тютчев.

-Стихотворения.

 

Ответы учеников.

 

-Мы узнаем еще одно стихотворение И.С. Никитина.

-Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина.

Читают учебную задачу урока.

 

 

 

Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы.

Предметные: знают стихотворения И.С. Никитина, проявляют желание прочитать стихотворение «Встреча зимы».

3.      Открытие нового знания

 

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

-Ребята, а что вы знаете про Ивана Саввича Никитина?

(выдает листы с текстом один на парту)

-Предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо в тексте найти ответы на вопросы, которые находятся под текстом.

(Вопросы:

1. Когда родился Иван Саввич?

2. Где родился поэт?

3. О чем писал Никитин?

4. В каком возрасте появились первые стихотворения Никитина?

5. Сколько детей было в семье Никитина?)

-Давайте проверять.

-Когда родился Иван Саввич?

- Где родился поэт?

- О чем писал Никитин?

 

 

 

- В каком возрасте появились первые стихотворения Никитина?

- Сколько детей было в семье Никитина?

 

-Молодцы, ребята.

-Давайте узнаем с каким стихотворением И.С. Никитина мы с вами сегодня познакомимся. Для этого откроем страницу 46.

-С каким стихотворением мы сегодня познакомимся?

- Прочитайте название стихотворения и предположите, о чем это стихотворение?

- Предлагаю прослушать профессиональное прочтение этого стихотворения, а вы его внимательно послушайте и ответьте на вопросы: «Правильно ли вы предположили?», «Почему поэт так озаглавил своё стихотворение?».

(Учитель читает стихотворение)

 

-Правильно ли вы предположили?

-Почему поэт так озаглавил свое стихотворение?

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3 октября 1824 года.

-В Воронеже.

- Его стихи наполнены любовью к природе и переживаниями за людей, которые живут в нужде.

-25 лет.

 

-Иван Саввич был единственным ребенком в семье.

 

 

 

 

 

-Встреча зимы.

 

Читают название.

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение и следят в учебнике.

 

Ответы учеников.

-В стихотворении говорится встрече зимы, после поздней осени.

Предметные – знают содержание стихотворения «Встреча зимы», знают краткую биографию И.С. Никитина.

Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность.

Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста.

4.      Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

 

(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

-Ребята, как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение?

-Докажите примерами из текста.

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы считаете, какая основная мысль данного стихотворения?

 

 

 

- Чему учит стихотворение "Встреча зимы"?

 

 

-Давайте прочитаем это стихотворение еще раз.

(спрашивает учеников по абзацу)

-От первого лица.

-Да, в стихотворении созданы картины природы.

 

-Это стихотворение посвящено смене времен года: осени на зиму.

-Описывая природу в предзимний и зимний период, поэт показывает свое отношение к Родине, к русскому человеку, любовь к природе.

-Любить свою Родину, все ее преображения и изменения, ведь все ее изменения прекрасны.

Читают стихотворение по очереди по абзацу.

 

Предметные: знают содержание стихотворения «Встреча зимы», основную мысль стихотворения.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

5.       Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

 

Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

– Ребята, можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Приведите примеры.

-Как называется этот художественный прием?

-

 

 

 

-Как относится автор к Родине и русскому народу? Приведите примеры из текста.

– Это стихотворение о природе?

– Как вы считаете, это стихотворение наполнено грустью и скукой?

 

– Надо ли стараться передать эти чувства?

– А потом? С какой интонацией и настроением надо читать?

 

-Почему?

-Дождь стучал, туман вставал, плакал лес, смотрит весело лес и т.д.

-Олицетворение.

 

-Да, поэт любил русскую зиму.

-Да.

-Стихотворение наполнено грустью и тоской в первых двух абзацах.

-Да.

 

-Нужно потом читать с воодушевлением, радостью, предвкушением, величием.

-Так как происходит восхваление природы зимой.

Предметные: знают содержание стихотворения «Встреча зимы», эмоциональную окраску стихотворения.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы, умение внимательно слушать и следить за текстом.

6.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

-Ребята, сейчас я вам предлагаю в парах потренироваться прочитать стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали, как же прекрасен лес в зимнее время. На подготовку я вам даю 5 минут.

-Итак, давайте начнем выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»

(учитель спрашивает разных учеников)

-Молодцы, ребята.

Готовятся к выразительному чтению.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные: умеют работать с учебником.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: знают стихотворение «встреча зимы», умеют выразительно читать это стихотворение.

7.       Рефлексия

 

Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Стихотворение какого поэта мы сегодня изучили?

-Что вы о нем запомнили?

-Какое стихотворение мы изучали?

-О чем это стихотворение?

Закончите предложения:

Мне все …

Я не понял …

Я запомню…

Мне понравилось…

-Ивана Саввича Никитина.

 

-Стихотворение «Встреча зимы».

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

Предметные: знают краткую биографию И.С. Никитина, знают его стихотворение «Встреча зимы».

8.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам необходимо подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы».

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.

 

 


 

Посмотрите также