Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Теффи. «Жизнь и воротник»
Цель: познакомить учащихся с творчеством Тэффи, используя знания об изобразительно-выразительных средствах, дать возможность понять, как автор показывает влияние вещей на человека.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Формы организации учебной деятельности |
Содержание учебной деятельности |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||
I. Мотивационно-целевой этап. Прослушивание песни в исполнении М. Боярского «Песня о вещах». II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала. 1. Писательница Тэффи, происхождение её псевдонима, её книги, писательская и общественная деятельность. 2. Прослушивание рассказа «Жизнь и воротник» в актерском исполнении. 3. Анализ текста. В ходе практической работы заполняется цитатная таблица «Периоды ²воротничковой жизни²», в которой находят отражение: а) постепенное появление в рассказе предметов и их влияние на нравственное состояние Олечки; б) реалистические и фантастические события в рассказе; в) способы создания комических ситуаций. 4. Инсценировка фрагмента рассказа. 5. Обобщающая беседа. 6. Письменный ответ на проблемный вопрос «Смешное и грустное в рассказе “Жизнь и воротник”?» IV. Самоконтроль и самооценка. Графическое отображение полученной информации (прием «До – После») V. Рефлексия учебной деятельности.
|
Комментирует: ― Было время, когда люди довольствовались минимумом вещей. Ставит проблемный вопрос: ― А как сейчас выглядит наш дом? Какую роль играют вещи в нашей жизни? Могут ли они влиять на нашу жизнь?
Рассказ учителя.
Ставит учебную задачу.
Ставит учебную задачу.
Организует диалог, комментирует ответы.
Ставит учебную задачу. Ставит учебную задачу. Организует диалог, комментирует ответы.
Повторяет проблемный вопрос: ― Так могут ли вещи влиять на нашу жизнь? (Вещь меняет человека: превращая ее в смысл жизни, человек становится рабом своих низменных желаний.) |
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
|
Воспринимать литературные произведения. Анализировать сюжет, тематику проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведения. Характеризовать основных героев произведений, вы являть художественные средства их создания. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Определять художественные средства, создающие комический эффект в рассказах. Инсценировать рассказ или его фрагмент. Фиксировать новое знание во внешней речи. |
Эстетическое воспитание: - понимание эмоционального воздействия изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы как средства самовыражения. Ценность научного познания: - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; - установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. |
Познавательные 1. Базовые логические действия: выявляют и характеризуют существенные признаки объекта (литературного героя). 2. Базовые исследовательские действия: используют вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании. 3. Работа с информацией: Применяют различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев. Коммуникативные 1. Общение: воспринимают и формулируют суждения в соответствии с условиями и целями общения; сопоставляют свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживают различие и сходство позиций. 2. Совместная деятельность: используют преимущества индивидуальной и групповой работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы. Регулятивные 1. Самоорганизация: выявляют проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе. 2. Самоконтроль: овладевают способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании. 3. Эмоциональный интеллект: понимают мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы. Принятие себя и других: осознанно относятся к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев. |
1. Характеризовать литературного героя. 2. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. 3. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). 4. Участвовать в коллективном диалоге. 5. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. 6. Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности прозаического произведения. |
Учебные задания для разных этапов учебного занятия. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
1. «Периоды ²воротничковой жизни² Олечки»
Появление новых предметов |
Нравственное состояние Олечки |
Поступки Олечки |
Способы создания комических ситуаций |
«…Увидела крахмальный дамский воротник». |
«Как женщина честная, она сначала подумала: ²Еще что выдумали!²». |
«Затем зашла и купила». |
Ирония, антонимическое противопоставление |
«Но воротничок потребовал новую кофточку». |
«Олечка мучилась всю ночь…» |
«… А утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег». |
Олицетворение, манера неожиданности |
«Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками». |
«Олечка заложила серебро и браслетку». |
«На душе у нее было беспокойно и жутко…» |
Олицетворение |
«…Воротничок потребовал новых башмаков…» |
«…Она легла в постель и проплакала весь вечер». |
«На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок». |
Олицетворение, манера неожиданности |
«…Подходящие к характеру воротничка». |
«Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке…» |
«Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки…» |
Олицетворение |
|
«Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги…» |
«…Купила безобразный полосатый диван»». |
Слова с негативной эмоциональной окраской |
|
«Где-то в глубине души еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения». «Раз даже она решилась открыть все мужу». |
«Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность». |
Антонимическое противопоставление |
«Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости».
|
«Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды…» |
«Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались». |
Олицетворение, антонимическое противопоставление, сатира |
«…Но воротник ловко вел свою линию». |
«Вся душа у нее дрожала...» |
«Да и знала ли она это дурацкое слово — «профукала»? Она ли это сказала?». |
Фразеологизмы в ироничном значении, манера неожиданности, вульгаризм |
«Честный муж бросил ее…, на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке». |
«Она так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на ²обнимусь²». |
«Кроткая Олечка служит в банке». |
Эффект недоразумения |
2. Графическое отображение полученной информации (прием «До – После») (этап самоконтроля и самооценки)
Цитатная таблица
Олечка Розова до покупки воротника |
Олечка Розова после покупки воротника |
«Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью». «Как женщина честная». |
«Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник. Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность». |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.