Басня И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Предмет: Литературное чтение
Класс:3 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: знакомство детей с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица»; демонстрация сложности и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; выразительное чтения басни.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
· добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.
Развивающие задачи:
· развивать умение анализировать, сравнивать, сорпоставлять, обобщать, делать выводы;
· развивать творческое воображение, развивать навыки выразительного чтения;
· обогащать словарный запас;
· развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные задачи:
· содействовать формированию нравственных качеств у детей.
Оборудование: проектор, карточки.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Настрой на работу. Игра «Привет, сосед!»
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
2.Постановка целей и задач урока.
-Чтобы определить тему урока, поиграем в игру »Отгадай по описанию».
Вызывается дети. Ему дают картинки. Они описывают их, не называя, кто это. Дети отгадывают.
- Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.
- Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Птицы довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу.
- Да, ребята, вы большие молодцы! Это басня "Ворона и лисица"
- Что странного заметили в написании названия этой басни? (Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы).
- Почему?
- Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.)
-Знаю тему, давайте попробуем определить цели урока.
Знакомиться: с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль
- Читать: грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию.
3.Изучение нового материала.
Но прежде, давайте вспомним, что знаем о баснях.
В тесте нужно отметить букву правильного ответа.
1. Басня – это:
А) краткий рассказ;
Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. Басни писались с целью:
А) высмеять пороки людей
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить
3. Форма речи басни имеет:
А) прямое значение
Б) иносказательное значение
4. В басне:
А) есть вывод - мораль
Б) вывода нет, каждый придумывает ее сам
2.Чтение произведения.
3.Анализ литературного текста.
-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)
- Прочитайте первую строку в басне .
Вороне где-то бог послал кусочек сыру
- Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»?(Ворона случайно нашла кусочек сыра)
- А о каком времени суток идёт речь?(Когда мы завтракаем – утром)
-Что произошло дальше? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.
(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)
-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.(На ту беду Лиса близехонько бежала)
-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)
-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.(Вдруг сырный дух лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил)
-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)
4.Физкультминутка.
- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.
А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте.
- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.
5.Продолжения изучения нового материала.
1.Анализ образа героев
- А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
-Как я вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).
-Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша
-Автор назвал лису плутовка, что это означает?(Что она хитрая и обманщица)
-Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)
- Поработайте в паре. Прочитайте друг другу ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка,
что за глазки!
Рассказывать, так,
право, сказки!
Какие перышки!
какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас
была царь-птица!"
-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
-Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу
дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло
-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение- каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Как автор относится к героям?
-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?
(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)
-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)
-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
6.Работа в группах.
1)Игра «Найди ошибку»
Вороне где-то Бог послал кусочек сала
На ель Ворона взобралась
Поужинать совсем была, уж собралась
Плутовка к домику на цыпочках подходит
Вертит крылом, с Вороны нос не сводит
Ворона гавкнула во всё воронье горло.
2) Соедините стрелками словосочетания с фразой, выражающей его значение.
|
Словосочетание |
|
Значение |
|
Глаз не сводит |
Утратила способность здраво рассуждать |
|
|
На цыпочках подходит |
Смотрит пристально, не отрываясь |
|
|
Вскружилась голова |
Каркнула очень громко |
|
|
Во все горло |
Подходит тихо, осторожно |
|
|
Была такова |
Нашёл случайно, без особого труда |
|
|
Дыханье спёрло |
Исчезла, скрылась |
|
|
Бог послал |
Трудно стало дышать |
3) Дай характеристику героям. Метод «Весы». Какие качества преобладают?
Лисица Ворона
Хитрая некрасива
Красивая наивная
Льстивая доверчивая
Коварная простодушная
Лицемерная
Корыстная
4) Игра «Верно-неверно»
-вороне бог послал кусочек мяса?
- на дуб ворона взгромоздилась?
-поужинать собралась?
-сыр в лапах держала?
+на ту беду лиса близёхонько бежала?
+лисица видит сыр?
-вертит хвостом, на ворону не смотрит?
-ворона крикнула во всё воронье горло?
+сыр выпал?
7.Итог урока.
- Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор басни?
- Что такое басня?
-Что такое мораль басни?
- С каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню?
– Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
8.Рефлексия (на содержании фразеологизмов)
Подберите выражение, как ты работал на уроке:
-слышал краем уха,
-хлопал ушами,
-считал ворон
-шевелил мозгами
9.Домашнее задание.
Стр. 110 наизусть.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.