урок по литературному чтению "Ворона и Лисица"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

знакомство детей с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица»; демонстрация сложности и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; выразительное чтения басни;• добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному
Иконка файла материала Ворона и Лисица.docx

  Басня И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Предмет: Литературное чтение

Класс:3 класс

 Тип урока: изучение нового материала

 Цели урока: знакомство детей с   басней И. А. Крылова «Ворона и лисица»; демонстрация сложности и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;  выразительное чтения басни.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

·         добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи:

·         развивать умение анализировать, сравнивать, сорпоставлять, обобщать, делать выводы;

·         развивать творческое воображение, развивать навыки выразительного чтения;

·         обогащать словарный запас;

·         развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи:

·         содействовать формированию нравственных качеств у детей.

 

Оборудование: проектор, карточки.

 

Ход урока.

1.Орг.момент.

Настрой на работу. Игра «Привет, сосед!»

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

2.Постановка целей и задач урока.

-Чтобы определить тему урока, поиграем в игру »Отгадай по описанию».

Вызывается дети. Ему дают картинки. Они описывают их, не называя, кто это. Дети отгадывают.

- Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.

-  Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Птицы  довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу.  

- Да, ребята, вы большие молодцы! Это басня "Ворона и лисица"

 - Что странного заметили в написании названия этой басни? (Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы).

- Почему?

- Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.)

-Знаю тему, давайте попробуем определить цели урока.

Знакомиться: с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль

- Читать: грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию.

3.Изучение нового материала.

Но прежде, давайте вспомним, что знаем о баснях.

В тесте нужно отметить букву правильного ответа.

 1. Басня – это:

А) краткий рассказ;

 Б) поучительный рассказ;

В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

2.  Басни писались с целью:

А) высмеять пороки людей

 Б) научить правильному поведению

В) показать пример для подражания

 Г) рассмешить

3.  Форма речи  басни имеет:

А) прямое значение

Б) иносказательное значение

 4.  В басне:

А) есть вывод - мораль

Б) вывода нет, каждый придумывает ее сам

 

 2.Чтение произведения.

  3.Анализ литературного текста.

  -Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)

- Прочитайте первую строку в басне .

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

- Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»?(Ворона случайно нашла кусочек сыра)

- А о каком времени суток идёт речь?(Когда мы завтракаем – утром)

-Что произошло дальше? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.

(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.(На ту беду Лиса близехонько бежала)

-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)

-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.(Вдруг сырный дух лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил)

-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)

4.Физкультминутка.

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте.  

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.

5.Продолжения изучения нового материала.

1.Анализ образа героев

- А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

-Как я вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).

-Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша

-Автор назвал лису плутовка, что это означает?(Что она хитрая и обманщица)

-Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)

- Поработайте в паре. Прочитайте друг другу ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

"Голубушка, как хороша!
          Ну что за шейка, что за глазки!
          Рассказывать, так, право, сказки!
          Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
          Ведь ты б у нас была царь-птица!"

-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

-Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
          От радости в зобу дыханье сперло, 
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло

-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)

-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение- каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Как автор относится к героям?

 -Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)

 -В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.

-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

6.Работа в группах.

1)Игра  «Найди ошибку»

Вороне где-то Бог послал кусочек сала

На ель Ворона взобралась

Поужинать совсем была, уж собралась

 

Плутовка к домику на цыпочках подходит

Вертит крылом, с Вороны нос не сводит

 

Ворона гавкнула во всё воронье горло.

2)   Соедините стрелками словосочетания с фразой, выражающей его значение. 

Словосочетание

 

Значение

Глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать

На цыпочках подходит

Смотрит пристально, не отрываясь

Вскружилась голова

Каркнула очень громко

Во все горло

Подходит тихо, осторожно

Была такова

Нашёл случайно, без особого труда

Дыханье спёрло

Исчезла, скрылась

Бог послал

Трудно стало дышать

 

3) Дай характеристику героям. Метод «Весы». Какие качества преобладают?

Лисица                                  Ворона

Хитрая                                  некрасива

Красивая                               наивная

Льстивая                               доверчивая

Коварная                               простодушная

Лицемерная

Корыстная

4) Игра «Верно-неверно»

-вороне бог послал кусочек мяса?

- на дуб ворона взгромоздилась?

-поужинать собралась?

-сыр в лапах держала?

+на ту беду лиса близёхонько бежала?

 +лисица видит сыр?

-вертит хвостом, на ворону не смотрит?

 -ворона крикнула во всё воронье горло?

+сыр выпал?

7.Итог урока. 

 - Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?  

- Кто автор басни?  

- Что такое басня?  

-Что такое мораль басни?  

- С каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню?  

 – Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

8.Рефлексия (на содержании фразеологизмов) 

Подберите выражение,  как ты работал на уроке:

 -слышал краем уха,

-хлопал ушами,

-считал ворон

-шевелил мозгами

9.Домашнее задание. 

Стр.  110 наизусть.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также