Литературное чтение 3 класс
Дата:
Урок №
Тема. Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана.
Цели. Создать условия для развития умений находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план; способствовать развитию навыков выразительного чтения, воображения, творческого мышления, памяти, связной речи; формированию нравственных представлений о героизме, храбрости; содействовать воспитанию способности сопереживать, сострадать и радоваться героям произведения.
Оборудование: учебник, предметные картинки
Ход урока
I.Организация класса
II.Актуализация опорных знаний
1.Устный опрос
2.Проверка домашнего задания
3.Беседа
– Каждый писатель лишь тогда может считаться писателем, если он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя этого есть свои методы и средства. И они самые разные.
– Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали?
– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?
– Прочитайте слова Л. Н. Толстого «Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов».
– Хорошая, настоящая книга как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять.
– Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
IV.Постановка учебной задачи
– Сегодня продолжим знакомство с произведениями Льва Толстого и познакомимся с новым удивительным рассказом «Прыжок».
– Объясните значение слова прыжок.
V.Работа по теме урока
1.Словарная работа
– В словаре С. И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела
с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.
– Прочитайте слово внизу – под названием рассказа.
– Как вы понимаете слово быль? – Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.
– Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть были высотой с 5-этажный дом. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. Скорость такого корабля была небольшой, и плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьянку, весёлого зверька, который потешал людей. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий. Действие рассказа разворачивается на корабле, который находится в открытом море. Это произведение тоже очень поучительное. Слушайте внимательно и думайте, что хотел нам сказать автор.
3.Физкультминутка
4.Работа над содержанием текста.
– Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
«Из-за чего мальчик совершил прыжок?»
– Кто виноват в том, что чуть было не случилась трагедия?
Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст. – Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?
– Могла ли люди предположить, что случится?
– Как вы думаете, откуда на корабле обезьяна?
– Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (Значит, ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)
– Почему малыш залез на мачту корабля?
– Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)
– Что она сделала в конце концов?
– Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
– Как спасли мальчика?
– Из-за чего мальчик совершил прыжок
VI.Закрепление изученного
1.Характеристика героев.
– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?
– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а матросы над ним смеялись.
– Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)
– А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика?
– Как вы думаете, почему капитан заплакал?
– Сравните их поведение. (Оно похоже.)
– Как автор относится к поступку мальчика?
– За что осуждает?
– Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае?
– Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации?
– А обезьяна? Она же дразнила его.
– Чему учит нас это произведение
2.Работа в группе.
Составляют план текста
3.Работа с пословицами
Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Всё хорошо, что хорошо кончается
VII.Итог урока. Рефлексия
Д/з. Прочитать текст. Пересказать основные события рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.