Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Анализ сюжета были "Прыжок" Л.Н.Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект раскрывает умения составлять картинный план, способствует развитию речи, воображения.
Иконка файла материала чтение_.docx

Литературное чтение 3 класс

Дата:

Урок №

Тема. Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана.

Цели. Создать условия для развития умений находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план; способствовать развитию навыков выразительного чтения, воображения, творческого мышления, памяти, связной речи; формированию нравственных представлений о героизме, храбрости; содействовать воспитанию способности сопереживать, сострадать и радоваться героям произведения.

Оборудование: учебник, предметные картинки

Ход урока

I.Организация класса

II.Актуализация опорных знаний

1.Устный опрос

2.Проверка домашнего задания

3.Беседа

– Каждый писатель лишь тогда может считаться писателем, если он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя этого есть свои методы и средства. И они самые разные.

– Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали?

– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

– Прочитайте слова Л. Н. Толстого «Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов».

– Хорошая, настоящая книга как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять.

– Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

IV.Постановка учебной задачи

– Сегодня продолжим знакомство с произведениями Льва Толстого  и познакомимся с новым удивительным рассказом «Прыжок».

– Объясните значение слова прыжок.

V.Работа по теме урока

1.Словарная работа

 – В словаре С. И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела

с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

– Прочитайте  слово внизу – под названием рассказа.

– Как вы понимаете слово быль?Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии.

– Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба  на этом корабле была из твёрдых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть были высотой с 5-этажный дом. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. Скорость такого корабля была небольшой, и плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать  в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьянку, весёлого зверька, который потешал людей. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий. Действие рассказа разворачивается на корабле, который находится в открытом море. Это произведение тоже очень поучительное. Слушайте внимательно и думайте, что хотел нам сказать автор.

3.Физкультминутка

4.Работа над содержанием текста.

– Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

 «Из-за чего мальчик совершил прыжок?»

– Кто виноват в том, что чуть было не случилась трагедия?

Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст. – Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

– Могла ли люди предположить, что случится?

– Как вы думаете, откуда на корабле обезьяна? 

– Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (Значит, ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

– Почему малыш залез на мачту корабля?

– Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)

– Что она сделала в конце концов?

– Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

– Как спасли мальчика?

– Из-за чего мальчик совершил прыжок

VI.Закрепление изученного

1.Характеристика героев.

– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? 

– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а матросы над ним смеялись.

– Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

– А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика?

– Как вы думаете, почему капитан заплакал?

 – Сравните их поведение. (Оно похоже.)

– Как автор относится к поступку мальчика?

– За что осуждает?

– Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае?

– Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации?

– А обезьяна? Она же дразнила его.

– Чему учит нас это произведение

2.Работа в группе.

Составляют план текста

3.Работа с пословицами

Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Всё хорошо, что хорошо кончается

VII.Итог урока. Рефлексия

Д/з. Прочитать текст. Пересказать основные события рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей


 

Посмотрите также