Урок литературы в 5 классе "Образ главного героя. проблематика рассказа"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы предназначен для обучающихся 5 класса. Учащиеся должны знать содержание текста. На уроке дети учатся раскрывать образ главного героя произведения, а для этого - вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел. Для достижения поставленных целей используется рабочий лист, созданный учителем.
Иконка файла материала Урок. Образ главного героя. проблематика рассказа..docx

Урок литературы в 5 классе

«А.П. Платонов «Никита». Образ главного героя. Проблематика рассказа».

 

1 СЛАЙД «Доброе утро. Доброго дня»

 

Цель: осмысление проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита».

Задачи урока:

     Образовательные: - раскрыть особенности характера главного героя;

                                        - формировать навыки анализа художественного

                                          произведения;

                                        - учить вчитываться в художественный текст и понимать

                                          авторский замысел.

     Развивающие: - развивать навыки познавательной активности, творческого

                                   воображения, монологической и диалогической речи;

                                 - развивать умение выразительно читать художественный текст;

                                 - развивать умение находить информацию и систематизировать

                                   полученные знания;

                                 - развивать умение осуществлять оценку своей деятельности и

                                   деятельности сверстников.

     Воспитательные: - воспитывать внимательного и вдумчивого читателя;

                                      - формировать у обучающихся нравственные качества:

                                        доброта, отзывчивость, уважение к труду.

                                      - пробудить чувство удивления миром окружающей природы.

Формируемые УУД:

     Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение извлекать информацию, представленную в разных формах, осмысленное чтение, свободное восприятие текста художественного произведения, умение определять значения слов, давать характеристику героям произведения, систематизация знаний на основе метода «фишбоун», умение составлять рабочие листы к уроку.

     Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом.

     Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, формирование умения высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции, стремление к речевому совершенствованию.

     Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога, формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, формировать навыки работы в группах.

 

     Предметные результаты: умение выделять и формулировать тему, идею произведения, умение составлять характеристику героям, обогащать словарный запас.

     Метапредметные результаты: научить представлять продукт деятельности.

 

 

 

 

 

Ход урока.

     Не забыть подготовить материал для работы: на парте – рабочий лист, конверт.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу… и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы.

     Сегодня у нас в гостях замечательный писатель – Андрей Платонович Платонов.

2 СЛАЙД «А.П. Платонов»

- Андрей Платонович Платонов – выдающийся русский советский писатель XX века, поэт, публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент, инженер и изобретатель. Участник Великой Отечественной войны.

     Настоящая фамилия писателя – Климентов.

     А.П. Платонов родился в Воронеже.

- Покажите на карте, где находится этот город?

              (географическая карта России)

 

- Ребята, я раздаю вам рабочие листы. Мы начнём работать с листа оценивания. В течение урока вы будете за каждый обозначенный критерий зарабатывать баллы – или 0, или 1 балл. Дали правильный ответ – ваша группа заработала 1 балл. Всем всё понятно?

 

II. Тема. Постановка темы и целей урока.

- Откройте, пожалуйста, учебник – стр. 33.

- Прочитайте название произведения А.П. Платонова.

- Опираясь на название произведения, определите тему урока.

                            (про мальчика Никиту……)

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

3 СЛАЙД «Тема урока»

- Переверните рабочий лист. Запишем тему нашу урока (в голове рыбы) –

«А.П. Платонов «Никита». Образ главного героя. Проблематика рассказа».

- Исходя из темы, сформулируйте цели урока. Каковы цели урока?  

                            (Ответы обучающихся)

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

4 СЛАЙД «Цели урока»

- Сегодня на уроке мы с вами должны:

                    - раскрыть особенности характера главного героя;

                    - рассмотреть проблемы, которые ставит автор перед читателем.

 

5 СЛАЙД «А.П. Платонов «Никита»

III. Работа с первой частью рассказа.

- Кто главный герой произведения?

          (пятилетний мальчик Никита)

- Возьмём наш рабочий лист. Приклеим в верхний левый угол рисунок с мальчиком.

- Что мы узнаём о семье Никиты? Найдите в тексте. Прочитайте.

          (Мать работает в поле с раннего утра и до вечера. Отец ушёл на фронт.)

- Уходя на работу в поле, мать даёт Никите поручения. Какие? Найдите в тексте. Прочитайте.

          (чтобы Никита не сжёг двора, собрал яйца от кур, чтобы чужой петух не

           приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)

- И Никита всё это исполняет. Как характеризует главного героя данная информация? Какой Никита? Запишем определения в рабочий лист рядом с рисунком мальчика.

         (взрослый, самостоятельный, трудолюбивый, исполнительный, ответственный)

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

IV. Работа со второй частью рассказа.

На 5 СЛАЙДЕ нажать ЗВУК.

- Оставшись один, Никита выходит во двор. Мы отправимся на прогулку по двору вместе с главным героем.

- Какой бы вы задали вопрос по дальнейшему развитию событий?

- Какие предметы, объекты видит во дворе главный герой? Перечислите с рабочего листа.

             (пустая бочка, солнце, колодец, старый пень, старая баня)

 

- Какие фантазии возникают у мальчика при виде перечисленных предметов и объектов? Вам необходимо найти описание главным героем этих образов. Описание из текста я напечатала. Выберите правильный ответ. Соотнесите предмет и описание. Начнём вместе.

- Итак, пустая бочка. Какой представляется она мальчику? Приклеиваем информацию на рабочий лист рядом со словосочетанием «пустая бочка». Прочитайте.

6 СЛАЙД «Пустая бочка». Словарные слова!

- Что такое стёжка?

          (Стёжка – здесь: дорожка, тропинка.)

 

1. Групповая работа. Кто сделает – даёт сигнал: звонок на парте.

2. Проверка. Чтение описаний.

пустая бочка

В ней жил маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду.

солнце

Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Никита знал, какие они были, он их видел во сне. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. Никита побежал скорее домой, взял там два куска хлеба со стола и принёс их. Он положил у каждой норы хлеб и сказал змеям: «Змеи, ешьте хлеб, а к нам ночью не ходите».

старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул.

стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

старая баня

Старая и омшелая вся. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала!». «У ней голова есть – и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!»

чужой петух

Петух был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть её в половодье, чтобы идти гулять на свадьбу в чужую деревню. Петух этот – тоже человек, только тайный.

жёлтый цветок

Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

колья из плетня

Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

                                                 7 СЛАЙД «Солнце»

                                                 8 СЛАЙД «Колодец»

                                                9 СЛАЙД «Старый пень»

                                                10 СЛАЙД «Старая баня». Словарные слова!

3. Обратная связь.

- У кого из вас заполнение рабочего листа вызвало затруднение? Поднимите руки.

- У кого не вызвало затруднение? Поднимите руки.

 

4. Дополнительные сведения.

- Назовите предметы или образы, за которыми наблюдает Никита и которые не вошли в наш рабочий лист?

     (две земляные норы, стол, чужой петух, жёлтый цветок, колья из плетня)

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

- Какие изобразительно-выразительные приёмы используются при описании предметов, за которыми наблюдает герой?

                        (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте похлопаем мальчику Никите и порадуемся за него.

Повторяем за мной заданный ритм. Затем встаём и прыгаем три раза.

 

5. Характеристика героя. Запись в рабочий лист рядом с рисунком мальчика.

- Почему Никите кажется всё вокруг живое?

- Как характеризует героя данная особенность личности?

             (Никита любопытный, любознательный, пытливый – любознательный,

              стремится всё узнать, у мальчика богатое воображение)

 

6. Задание на воображение.

- А у вас, ребята, хорошее воображение?

- На что похожи, по вашему мнению, данные предметы?

11 СЛАЙД «Деревенское окно, часы, кленовый лист»

(ответы обучающихся)

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

V. Работа со третьей частью рассказа. Проблематика рассказа.

- Какое важное событие происходит в семье Никиты в конце произведения?

                     (с войны вернулся отец)

- Найдите этот эпизод в тексте. (стр. 38 – 39)

- Как вы думаете, почему в произведении нет портрета отца?

                     (потому что внешность здесь не имеет значения.

                      Об отце мы судим по его действиям)

- Чем отец стал заниматься дома, вернувшись с войны?

                    (Вернувшись с войны, отец взялся за мирный труд, за своё хозяйство:

                     стал колоть дрова, стругать доски, приучать сына к труду, к мужской

                     работе)

 

12 СЛАЙД «Эпизод из фильма»

- Просмотр эпизода из фильма «Никита». Режиссёр Марат Никитин.

Просмотр эпизода из фильма

(11.02 – 11.13, 11.28 – 11.47, 12.04 – 12.12, 12.27 – 13.10)

- Откроем учебник. Стр. 41. Найдите ключевые фразы в диалоге отца и сына.

     1. Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.

     2. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

     3. Давай всё трудом работать, и все живые будут.

 

13 СЛАЙД «Ключевые фразы»

- Как вы понимаете смысл этих выражений?

                                (Если вещь сделана с усердием, с любовью, то в ней живёт душа

                                 человека. Человек вложил в это свой труд)

                                (Нужно быть добрым на весь свой долгий век!

                                 Нужно трудиться!)

                                (Добро – это прежде всего труд)

- Я знаю со слов учителя начальных классов и учителя технологии, что у нас есть ученик, который выполняет все задания по технологии очень усердно. Это Савелий.

- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.

- В рассказе раскрывается мысль, как можно по-настоящему оживить окружающий мир вокруг себя – при помощи добра и честного труда.

- И вы, ребята, стремитесь всегда делать добро и всегда старайтесь трудиться!

- Запишем в рабочем листке (там, где хвост) – ДОБРО, ЧЕСТНЫЙ ТРУД.

     1. Проблема добра.

     2. Проблема человеческого труда, который преображает мир.

14 СЛАЙД «Платформа СПГ»

- Мы все должны трудиться с добром и усердием на благо нашей Родины, Мурманской области. Как это делают, например, те, кто работает на уникальном сооружении, которое находится в 40 км к северу от Мурманска, в посёлке Белокаменка. Здесь построена платформа СПГ (эс пэ гэ), платформа по добыче и переработке сжиженного природного газа. Это первый в мире Центр строительства крупных морских сооружений. На нём производят основания гравитационного типа – специальные платформы для добычи СПГ.

 

VI. Рефлексия.

15 СЛАЙД «Смайлики»

- Возьмите смайлики. Продолжите фразы…

 

VII. Работа с листом оценивания. Выставление отметок.

- Подсчитайте набранные за урок баллы.

- Отметки за урок…

- Урок окончен. До новых встреч.

   

 

 

 

Словарь

1. Стёжка – здесь: дорожка, тропинка.

2. Омшелая – поросшая мхом, старая, заброшенная.

3. Щербатый – имеющий щербины, негладкий. Перен.: Такой, у которого отсутствуют один или несколько передних зубов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания

 

Критерии

Баллы

1.

Определили тему урока.

 

2.

Определили цели урока.

 

3.

Назвали особенности характера героя.

 

4.

Правильно (и первые) заполнили таблицу.

 

5.

Назвали предметы и образы, за которыми наблюдает главный герой.

 

6.

Назвали изобразительно-выразительные средства языка.

 

7.

Выполнили задание на воображение.

 

8.

Объяснили смысл выражений.

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ней жил маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду.

 

Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

 

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Никита знал, какие они были, он их видел во сне. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

 

 

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул.

 

 

Старая и омшелая вся. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала!». «У ней голова есть – и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!»

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также