Урок литературы в 5 классе
«А.П. Платонов «Никита». Образ главного героя. Проблематика рассказа».
1 СЛАЙД «Доброе утро. Доброго дня»
Цель: осмысление проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита».
Задачи урока:
Образовательные: - раскрыть особенности характера главного героя;
- формировать навыки анализа художественного
произведения;
- учить вчитываться в художественный текст и понимать
авторский замысел.
Развивающие: - развивать навыки познавательной активности, творческого
воображения, монологической и диалогической речи;
- развивать умение выразительно читать художественный текст;
- развивать умение находить информацию и систематизировать
полученные знания;
- развивать умение осуществлять оценку своей деятельности и
деятельности сверстников.
Воспитательные: - воспитывать внимательного и вдумчивого читателя;
- формировать у обучающихся нравственные качества:
доброта, отзывчивость, уважение к труду.
- пробудить чувство удивления миром окружающей природы.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение извлекать информацию, представленную в разных формах, осмысленное чтение, свободное восприятие текста художественного произведения, умение определять значения слов, давать характеристику героям произведения, систематизация знаний на основе метода «фишбоун», умение составлять рабочие листы к уроку.
Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, формирование умения высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции, стремление к речевому совершенствованию.
Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога, формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, формировать навыки работы в группах.
Предметные результаты: умение выделять и формулировать тему, идею произведения, умение составлять характеристику героям, обогащать словарный запас.
Метапредметные результаты: научить представлять продукт деятельности.
Ход урока.
Не забыть подготовить материал для работы: на парте – рабочий лист, конверт.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу… и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы.
Сегодня у нас в гостях замечательный писатель – Андрей Платонович Платонов.
2 СЛАЙД «А.П. Платонов»
- Андрей Платонович Платонов – выдающийся русский советский писатель XX века, поэт, публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент, инженер и изобретатель. Участник Великой Отечественной войны.
Настоящая фамилия писателя – Климентов.
А.П. Платонов родился в Воронеже.
- Покажите на карте, где находится этот город?
(географическая карта России)
- Ребята, я раздаю вам рабочие листы. Мы начнём работать с листа оценивания. В течение урока вы будете за каждый обозначенный критерий зарабатывать баллы – или 0, или 1 балл. Дали правильный ответ – ваша группа заработала 1 балл. Всем всё понятно?
II. Тема. Постановка темы и целей урока.
- Откройте, пожалуйста, учебник – стр. 33.
- Прочитайте название произведения А.П. Платонова.
- Опираясь на название произведения, определите тему урока.
(про мальчика Никиту……)
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
3 СЛАЙД «Тема урока»
- Переверните рабочий лист. Запишем тему нашу урока (в голове рыбы) –
«А.П. Платонов «Никита». Образ главного героя. Проблематика рассказа».
- Исходя из темы, сформулируйте цели урока. Каковы цели урока?
(Ответы обучающихся)
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
4 СЛАЙД «Цели урока»
- Сегодня на уроке мы с вами должны:
- раскрыть особенности характера главного героя;
- рассмотреть проблемы, которые ставит автор перед читателем.
5 СЛАЙД «А.П. Платонов «Никита»
III. Работа с первой частью рассказа.
- Кто главный герой произведения?
(пятилетний мальчик Никита)
- Возьмём наш рабочий лист. Приклеим в верхний левый угол рисунок с мальчиком.
- Что мы узнаём о семье Никиты? Найдите в тексте. Прочитайте.
(Мать работает в поле с раннего утра и до вечера. Отец ушёл на фронт.)
- Уходя на работу в поле, мать даёт Никите поручения. Какие? Найдите в тексте. Прочитайте.
(чтобы Никита не сжёг двора, собрал яйца от кур, чтобы чужой петух не
приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)
- И Никита всё это исполняет. Как характеризует главного героя данная информация? Какой Никита? Запишем определения в рабочий лист рядом с рисунком мальчика.
(взрослый, самостоятельный, трудолюбивый, исполнительный, ответственный)
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
IV. Работа со второй частью рассказа.
На 5 СЛАЙДЕ нажать ЗВУК.
- Оставшись один, Никита выходит во двор. Мы отправимся на прогулку по двору вместе с главным героем.
- Какой бы вы задали вопрос по дальнейшему развитию событий?
- Какие предметы, объекты видит во дворе главный герой? Перечислите с рабочего листа.
(пустая бочка, солнце, колодец, старый пень, старая баня)
- Какие фантазии возникают у мальчика при виде перечисленных предметов и объектов? Вам необходимо найти описание главным героем этих образов. Описание из текста я напечатала. Выберите правильный ответ. Соотнесите предмет и описание. Начнём вместе.
- Итак, пустая бочка. Какой представляется она мальчику? Приклеиваем информацию на рабочий лист рядом со словосочетанием «пустая бочка». Прочитайте.
6 СЛАЙД «Пустая бочка». Словарные слова!
- Что такое стёжка?
(Стёжка – здесь: дорожка, тропинка.)
1. Групповая работа. Кто сделает – даёт сигнал: звонок на парте.
2. Проверка. Чтение описаний.
|
пустая бочка |
В ней жил маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду. |
|
солнце |
Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. |
|
колодец |
Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Никита знал, какие они были, он их видел во сне. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
|
две земляные норы |
Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. Никита побежал скорее домой, взял там два куска хлеба со стола и принёс их. Он положил у каждой норы хлеб и сказал змеям: «Змеи, ешьте хлеб, а к нам ночью не ходите». |
|
старый пень |
У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул. |
|
стол |
Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
|
старая баня |
Старая и омшелая вся. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала!». «У ней голова есть – и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!» |
|
чужой петух |
Петух был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть её в половодье, чтобы идти гулять на свадьбу в чужую деревню. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
|
жёлтый цветок |
Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
|
колья из плетня |
Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
7 СЛАЙД «Солнце»
8 СЛАЙД «Колодец»
9 СЛАЙД «Старый пень»
10 СЛАЙД «Старая баня». Словарные слова!
3. Обратная связь.
- У кого из вас заполнение рабочего листа вызвало затруднение? Поднимите руки.
- У кого не вызвало затруднение? Поднимите руки.
4. Дополнительные сведения.
- Назовите предметы или образы, за которыми наблюдает Никита и которые не вошли в наш рабочий лист?
(две земляные норы, стол, чужой петух, жёлтый цветок, колья из плетня)
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
- Какие изобразительно-выразительные приёмы используются при описании предметов, за которыми наблюдает герой?
(эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
Давайте похлопаем мальчику Никите и порадуемся за него. Повторяем за мной заданный ритм. Затем встаём и прыгаем три раза. |
5. Характеристика героя. Запись в рабочий лист рядом с рисунком мальчика.
- Почему Никите кажется всё вокруг живое?
- Как характеризует героя данная особенность личности?
(Никита любопытный, любознательный, пытливый – любознательный,
стремится всё узнать, у мальчика богатое воображение)
6. Задание на воображение.
- А у вас, ребята, хорошее воображение?
- На что похожи, по вашему мнению, данные предметы?
11 СЛАЙД «Деревенское окно, часы, кленовый лист»
(ответы обучающихся)
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
V. Работа со третьей частью рассказа. Проблематика рассказа.
- Какое важное событие происходит в семье Никиты в конце произведения?
(с войны вернулся отец)
- Найдите этот эпизод в тексте. (стр. 38 – 39)
- Как вы думаете, почему в произведении нет портрета отца?
(потому что внешность здесь не имеет значения.
Об отце мы судим по его действиям)
- Чем отец стал заниматься дома, вернувшись с войны?
(Вернувшись с войны, отец взялся за мирный труд, за своё хозяйство:
стал колоть дрова, стругать доски, приучать сына к труду, к мужской
работе)
12 СЛАЙД «Эпизод из фильма»
- Просмотр эпизода из фильма «Никита». Режиссёр Марат Никитин.
Просмотр эпизода из фильма
(11.02 – 11.13, 11.28 – 11.47, 12.04 – 12.12, 12.27 – 13.10)
- Откроем учебник. Стр. 41. Найдите ключевые фразы в диалоге отца и сына.
1. Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
2. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.
3. Давай всё трудом работать, и все живые будут.
13 СЛАЙД «Ключевые фразы»
- Как вы понимаете смысл этих выражений?
(Если вещь сделана с усердием, с любовью, то в ней живёт душа
человека. Человек вложил в это свой труд)
(Нужно быть добрым на весь свой долгий век!
Нужно трудиться!)
(Добро – это прежде всего труд)
- Я знаю со слов учителя начальных классов и учителя технологии, что у нас есть ученик, который выполняет все задания по технологии очень усердно. Это Савелий.
- ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ.
- В рассказе раскрывается мысль, как можно по-настоящему оживить окружающий мир вокруг себя – при помощи добра и честного труда.
- И вы, ребята, стремитесь всегда делать добро и всегда старайтесь трудиться!
- Запишем в рабочем листке (там, где хвост) – ДОБРО, ЧЕСТНЫЙ ТРУД.
1. Проблема добра.
2. Проблема человеческого труда, который преображает мир.
14 СЛАЙД «Платформа СПГ»
- Мы все должны трудиться с добром и усердием на благо нашей Родины, Мурманской области. Как это делают, например, те, кто работает на уникальном сооружении, которое находится в 40 км к северу от Мурманска, в посёлке Белокаменка. Здесь построена платформа СПГ (эс пэ гэ), платформа по добыче и переработке сжиженного природного газа. Это первый в мире Центр строительства крупных морских сооружений. На нём производят основания гравитационного типа – специальные платформы для добычи СПГ.
VI. Рефлексия.
15 СЛАЙД «Смайлики»
- Возьмите смайлики. Продолжите фразы…
VII. Работа с листом оценивания. Выставление отметок.
- Подсчитайте набранные за урок баллы.
- Отметки за урок…
- Урок окончен. До новых встреч.
|
Словарь 1. Стёжка – здесь: дорожка, тропинка. 2. Омшелая – поросшая мхом, старая, заброшенная. 3. Щербатый – имеющий щербины, негладкий. Перен.: Такой, у которого отсутствуют один или несколько передних зубов. |
Лист оценивания
|
№ |
Критерии |
Баллы |
|
1. |
Определили тему урока. |
|
|
2. |
Определили цели урока. |
|
|
3. |
Назвали особенности характера героя. |
|
|
4. |
Правильно (и первые) заполнили таблицу. |
|
|
5. |
Назвали предметы и образы, за которыми наблюдает главный герой. |
|
|
6. |
Назвали изобразительно-выразительные средства языка. |
|
|
7. |
Выполнили задание на воображение. |
|
|
8. |
Объяснили смысл выражений. |
|
Итого:
|
|
В ней жил маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду. |
|
|
Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце. |
|
|
Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Никита знал, какие они были, он их видел во сне. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
|
|
У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул.
|
|
|
Старая и омшелая вся. «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала!». «У ней голова есть – и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!» |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.