доклад по теме самообразования: контроль качества обучения в учебных организациях

  • Научные работы
  • docx
  • 08.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе представлен доклад по теме самообразования на тему: Контроль качества освоения учебных программ. В работе обобщено- сущность, понятие и методы проведения всех видов контроля освоения учебных программ на разных этапах обучения в профессиональных организациях. Представлен метод нетрадиционного контроля.
Иконка файла материала даклад контроль знаний.docx
Тема: Контроль результатов обучения. План 1. Функции контроля знаний 2. Виды контроля 3. Методы контроля 4. Формы контроля знаний 1. Функции контроля знаний Контроль ­ обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий результаты учебной  работы; он обеспечивает обратную связь, является средством корректировки учебного процесса. Функции контроля: 1. воспитательная: это показ каждому обучающемуся его достижений в работе, побуждение  ответственно относиться к учению, воспитание трудолюбия и понимания необходимости  систематически трудиться, выполнять все виды учебных заданий. Особенное значение эта функция имеет на первом курсе, когда у обучающихся еще не сформированы  навыки регулярного учебного труда. 2. обучающая: углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе  контроля; выявление искажений в понимании учебного материала; активизация мыслительной  деятельности обучающихся. 3. развивающая: развитие логического мышления в ходе контроля, когда требуется умение  понять вопрос или задание, определить, что является причиной и следствием; развитие умений  сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие умений и навыков при решении  графических, практических и экспериментальных заданий. 4. диагностическая: показ результатов обучения, уровня сформированности умений и навыков;  выявление уровня соответствия знаний обучающихся образовательному стандарту;  установление пробелов в обучении, характера ошибок, объема необходимой коррекции  процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направление  дальнейшего совершенствования учебного процесса; способствование совершенствованию  педагогического мастерства преподавателя. Таким образом, контроль обеспечивает управление процессом обучения. 2. Виды контроляРационально применять следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический,  итоговый. Предварительный контроль:его применяют для определения исходного уровня обученности  обучающихся. На основе полученных результатов проводят адаптацию процесса обучения к  особенностям данного конкретного обучающегося. На первом курсе очень важно установить исходное соответствие познавательных возможностей  каждого отдельного обучающегося, чтобы рационально организовывать процесс обучения. Трудность  для учителя усугубляется тем, что уровень подготовки, поступающих на 1 курс существенно разный.  Следовательно, обучающихся с хорошими базовыми знаниями приходится искусственно тормозить, а  с остальными  вести работу по доведению до необходимого уровня. Предварительный контроль также осуществляется и перед изучением отдельных тем дисциплины,  в начале учебного года или полугодия. Цель его ­ ознакомиться с общим уровнем подготовки  учащихся по предмету. Текущий контроль: он осуществляется на каждом уроке, следовательно, оперативен, разнообразен по методам и формам. Текущий контроль состоит в наблюдениях за учебной деятельностью  обучающихся, усвоением ими учебного материала, выполнением д/з, формированием учебных умений  и навыков. Этот контроль выполняет функцию обратной связи, функцию подкрепления и мотивации. По результатам текущего контроля преподаватель дает оценку учебной деятельности  обучающегося и выставляет отметку. При этом следует учитывать возможное воздействие оценки на  учебную работу ученика: если преподаватель решит, что отметка не произведет нужного воздействия,  то он может ее не выставлять, а ограничиться оценочным суждением. При вынесении  неудовлетворительной оценки преподавателю следует сначала выяснить причины плохого ответа и  после этого решить, выставлять неудовлетворительную отметку или применить прием отсроченной  оценки. Периодический (тематический) контроль: проводится обычно после изучения важных тем и  больших разделов, а также в конце учебной четверти. Его цель ­ установить, насколько успешно  обучающиеся владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он  требованиям учебной программы. Обучающиеся в ходе такой проверки приучаются логически  мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное. Специфика этого вида контроля: 1. Обучающемуся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается  возможность пересдать материал, исправить полученную ранее отметку. 2. При выставлении окончательной отметки обучающийся не ориентируется на средний бал, а  может учитывать лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие более низкие, что делает контроль более объективным. 3. Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний  становится мотивированным действием обучающегося, отражает его интерес к учению.Формы проведения периодического контроля: • письменная к\р • Самостоятельная работа • Составление и решение кросворда • тест • зачет и др. Итоговый контроль: он проводится в конце учебного года и имеет цель установить уровень  подготовки, необходимый для продолжения обучения.  Формы итогового контроля: • к\р • тесты • Составление и чтение чертежа, схемы. • экзамены По его итогам определяется успешность обучения по данному предмету и готовность обучающегося   к дальнейшей учебе или трудовой деятельности. 3.Методы контроля Под методом контроля понимают способ действия преподавателя и обучающихся для получения  диагностической информации об эффективности процесса обучения. Методы контроля: 1. устный опрос­ самый распространенный метод контроля, состоящий в устных ответах  обучающихся по изученному материалу. Устный опрос на уроке является не столько контролем  знаний, сколько одной из разновидностей текущего повторения. 2. письменный опрос ­применяется реже, чем устный опрос; он постепенно вводится со 2­го месяца  обучения. Обычно он проводится в форме самостоятельной работы, контрольной работы.   3. проверка домашнего задания   ­ этот метод контроля является ведущим, позволяющим ежедневно  проверять усвоение материала, выявлять пробелы, корректировать учебную работу на последующих  занятиях. Формы проверки д/з: подготовленные заметки; презентации, доклады, рефераты.4.Формы контроля знаний Традиционные формы контроля знаний: ­ устный зачет по текущей теме ­тестовый контроль ­ самостоятельная работа (кроссворды, схемы, таблицы, доклады…) ­ контрольная работа Самостоятельная работа ­в качестве заданий могут выступать теоретические вопросы; задачи на  проверку умения решать ситуационные задачи; конкретные ситуации с целью проверить умение  обучающихся решать профессиональные вопросы. Самостоятельная работа может состоять из 1  задания. Письменная контрольная работа – можно применить от 2 до 8 вариантов. Задачи могут быть  повышенной сложности, не обязательные для выполнения, но за их решение обучающиеся получают  дополнительную хорошую отметку, а преподаватель возможность выявить знания и умения  обучающихся, не входящие в обязательные требования программы. Устный опрос­ организуется по­разному, в зависимости от целей и содержания проверяемого  материала: можно проверить выполнение д/з , выявить подготовленность обучающихся к изучению  нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. Качество устной проверки  зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов.  Тестовый контроль.По англ. слово "test" означает «проба», «испытание». Тест представляет собой  набор определенных заданий и вопросов, предназначенных для выявления уровня усвоения учебного  материала. Такие тесты называются тестами обученности (тестами достижений). Они направлены на определение уровня достигнутого в процессе обучения.  Обычно используются тесты с выбором ответа на вопрос из предлагаемых вариантов (избирательный  тест). Тесты, где требуется заполнить промежуток в тексте путем подстановки пропущенного слова,   (тест ­ подстановка). Тесты на установление соответствия между несколькими высказываниями (тест  на соответствие). По числу верных ответов можно определить коэффициент усвоения учебного материала. Тестирование имеет то преимущество, что позволяет преподавателю быстро получить срез уровня  обученности всей группы. Длительность выполнения теста не должна превышать 8­10 мин.   Нетрадиционные формы контроля: ­ рейтинговый контроль Рейтинговый контроль.    ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних  общеобразовательных школах в порядке эксперимента.  В нашей стране рейтинговая система стала применяться в последние годы вСуть этой формы контроля состоит определении рейтинга ученика по определенному учебному  предмету. Рейтинг понимается как уровень, положение, ранг обучающегося, который он имеет по  результатам обучения и контроля знаний. Иногда под рейтингом понимают «накопленную отметку». Все виды учебной работы учащихся оцениваются баллами. Заранее устанавливается, какой  максимальный балл можно получить. Устанавливаются обязательные виды работ и их количество в  учебном году. Определяются виды работ, за которые можно получить дополнительные и  поощрительные баллы (участие в олимпиадах). В этой системе обучающиеся понимают, что добиться  высокого рейтинга можно лишь при условии систематической учебы и выполнения всех видов работ. Регулярно ведется суммарный учет полученных баллов и результаты доводятся до сведения. Обычно  результаты выносятся для всеобщего обозрение на специальный лист, где указывается максимально  возможный балл рейтинга на данную календарную дату и средний балл рейтинга по группе. Такая  информация позволяет легче ориентироваться обучающимся, учителям и родителям в результатах  рейтингового контроля. Регулярное определение рейтинга обучающихся значительно активизирует их, вносит элементы  соревновательности. Примерная таблица рейтинга видов учебной работы по предмету. № Методы контроля Кол­во работ в полугодии Максимальный балл за один вид контроля Всего 1 Письменный опрос 2 3 4 5 6 7 к\р с\р лабораторные работы вопросы обучающихся преподавателю ведение конспекта устные ответы на вопросы. 10 2 2 2 ­ 1 ­ 8 15 10 5 ­ 10 ­ 80 30 20 10 20 10 ­сумма 170 Таблица перевода баллов рейтинга в отметку за полугодие рейтинг Отметка за семестр Менее 85 (менее 50% от суммы)  85 ­ 110 (50 ­ 65% от суммы)  1 1 – 145 (65 ­ 85 % от суммы)  Выше 145 (выше 85% от суммы) 2 3 4 5