Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.05.2018
Народные праздники как средство выражения национального характера, оставаясь яркой формой отдыха и игрового творчества взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием играют особую роль в приобщении детей к народной культуре. Современный народный традиционный праздник, проводимый в условиях современного мегаполиса, конечно, несет некоторые черты стилизации. Современный человек сможет только наблюдать, сопереживать, но сразу стать его героем, подлинным участником ему трудно. Поэтому, выбирая обряд, мы придаем ему форму сказочного действа, привлекая детей к участию в нем.
При подготовке детского праздника учитываем возрастные психофизические особенности детей и применяем только те обряды, которые были бы доступны пониманию детей и подростков. Поэтому, при выборе темы традиционного народного детского праздника необходимо учитывать степень восприятия и понимания его обрядового содержания, предусмотреть место для пояснительного материала, в котором раскрывался бы смысл праздника, его традиционное название, обычаи, специфические особенности, разучить песни, игры, хороводы, произведения словесного фольклора.Народные праздники как средство выражения национального характера, оставаясь яркой формой отдыха и игрового творчества взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием играют особую роль в приобщении детей к народной культуре. Современный народный традиционный праздник, проводимый в условиях современного мегаполиса, конечно, несет некоторые черты стилизации. Современный человек сможет только наблюдать, сопереживать, но сразу стать его героем, подлинным участником ему трудно. Поэтому, выбирая обряд, мы придаем ему форму сказочного действа, привлекая детей к участию в нем.
При подготовке детского праздника учитываем возрастные психофизические особенности детей и применяем только те обряды, которые были бы доступны пониманию детей и подростков. Поэтому, при выборе темы традиционного народного детского праздника необходимо учитывать степень восприятия и понимания его обрядового содержания, предусмотреть место для пояснительного материала, в котором раскрывался бы смысл праздника, его традиционное название, обычаи, специфические особенности, разучить песни, игры, хороводы, произведения словесного фольклора.
Праздник Филиппов день.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение общеобразовательная школаинтернат № 1
основного общего образования г. Томска.
«Русский праздник
традиции и обряды»
Филипповка:
Беляева Ирина Ивановна
Сообщение подготовила воспитатель:
1 Томск
Народные праздники как средство выражения национального характера,
оставаясь яркой формой отдыха и игрового творчества взрослых и детей,
объединенных совместными действиями, общим переживанием играют особую
роль в приобщении детей к народной культуре. Современный народный
традиционный праздник, проводимый в условиях современного мегаполиса,
конечно, несет некоторые черты стилизации. Современный человек сможет
только наблюдать, сопереживать, но сразу стать его героем, подлинным
участником ему трудно. Поэтому, выбирая обряд, мы придаем ему форму
сказочного действа, привлекая детей к участию в нем.
При подготовке детского праздника учитываем возрастные психофизические
особенности детей и применяем только те обряды, которые были бы доступны
пониманию детей и подростков. Поэтому, при выборе темы традиционного
народного детского праздника необходимо учитывать степень восприятия и
понимания его обрядового содержания, предусмотреть место для пояснительного
материала, в котором раскрывался бы смысл праздника, его традиционное
название, обычаи, специфические особенности, разучить песни, игры, хороводы,
произведения словесного фольклора.
Знакомство с обрядами должно быть построено так, чтобы дети сами как бы
мысленно переносились на несколько веков назад и становились его
непосредственными участниками.
В нашей школе, мы проводим народные праздники, приглашая на них
учащихся всех классов. С учащимися через систему ФГОС ведется
культурологическиознакомительная работа.
На таких занятиях ведется целенаправленная подготовка к очередному
празднику по предварительно составленному сценарному плану, подобранному
музыкальному и литературному материалу. В ход праздника включаются все
присутствующие на нем. Чем лучше дети знают содержание и понимают цель
праздника, тем активнее принимают в нем участие.
У каждого праздника – свой смысл, свое назначение. Например, у
многочисленных осенних праздников свои традиционно прикрепленные к ним
черты:
«Семенов день» прощание с летом, «зажигание нового огня», выпекание
каравая;
«Осенины» праздник встречи осени, прославление её;
«Капустники» праздник урожая, игр и обрядов, связанных со сбором и
переработкой овощей;
«Кузьминки» прощание с осенью, встреча зимы, первые посиделки,
молодежные песни, игры, связанные со знакомством, любовной тематикой.
2 С темой праздника тесно связаны и традиционные обряды, игры, хороводы,
используемые в его содержании. Так в «Осенинах» и «Капустниках» присутствуют
одинаковые по теме хороводы и игры, в содержании которых используются обряды
сбора урожая, а вот на «Кузьминки» уже хороводы не водили, поэтому в
музыкальном материале используются припевки, частушки, вечёрочные и игровые
песни. Для этого же праздника характерно «вождение Кузьмы» сатирического
персонажа – «жениха», выбирающего невесту за красоту и умение.
Для участия детей в обрядах зимних святок мы организуем обряд
«колядования» по школе, с заходом в классы, приобщая к древним традициям
даже тех, кто не принимает участия в обучении. Проводим святочные посиделки с
показом вертепного театра, вечерочными песнями, играми, танцами, в ходе
которых приучаем этическим нормам общения и поведения на массовых
мероприятиях.
В обычаях и обрядах масленичной недели используем обряды: хождение по
кругу с песнями, катание с гор, взятие снежного городка, сжигание соломенной
куклы, поедание обрядовой пищи – блинов. Все это является непременной частью
масленичных гуляний, в которых активную роль играют и родители.
В течение всей пасхальной недели дети играют в крашеные яйца (крутят,
катают по желобу, устраивают «бой»). Проводятся такие игровые программы, как
«Поем весну, аукаем» и «Птиц встречаем». Кроме игровых программ проводятся
этические беседы, экскурсии в православные храмы.
В занимательной игровой форме решаются задачи духовнонравственного
воспитания детей средствами игрового фольклора.
Таким образом, народный календарный праздник в воспитании детей может
рассматриваться как оптимальное средство изучения основ народной культуры
России.
3 Добрый день, весёлый час!
Рады видеть вас у нас!
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам: «Радости!
Удач, успехов и везения!»,
Чтоб пожелать всем в зале
Прекраснейшего настроения.
Пусть песни, танцы, игры и шутки
К нам в миг пожалуют сюда.
Сегодня праздник – русский праздник
Филиппов день – день пред началом нового
«холодного поста».
Сегодня, 27 ноября, Православная церковь отмечает старинный русский праздник
«Филиппов день»
Это день памяти одного из 12 апостолов – Филиппа. Он был верным учеником
Иисуса Христа.
А начиналось всё так. Однажды в одной деревне появился нищий 12 – летний
мальчик по имени Феофил. Принял его к себе крестьянин Василий. Скоро о
кротком богобоязненном мальчике узнал священник Корнилий и позвал его. Со
слезами ребёнок упал ему в ноги и сказал: «Прости меня, батюшка. Я не помню
своих родителей. Имя мне – Феофил. Позволь остаться в твоём монастыре сколько
могу». Преподобный принял его и поручил старцу Флавиану, научить мальчика
грамоте и Священному писанию. Вся братия полюбила его, и через 3 года он был
принят в служители церкви с наречением ему имени Филипп.
Прошли годы. Однажды ночью Филипп услышал голос Христа: «Иди по миру
и неси людям добро». Он оставил монастырь и пошёл в Белозерский край. Здесь,
на реке Андоге, он нашёл тихое прекрасное место, построил часовню и прожил
оставшуюся жизнь.
Филипп учил приходивших к нему: чтить родителей, уважать окружающих
людей, помогать нищим и убогим, говорить всегда всем правду. Ученик Христа,
он проповедовал всю свою жизнь добро и за это стал святым. Умер он в 45 лет.
Его святые мощи почитают до нашего времени. Они исцеляют людей. В честь
Филиппа назван день – 27 ноября и рождественский пост.
4 На Руси этот пост называли «холодным», ведь выпадал он на морозное время
года.
Апостолу Филиппу молятся при разных недугах, особенно при глазных
болезнях и укусах змей, в печали и скорби.
Что делать в Филиппов день:
Перед постом заговенье День Святого Филиппа является днем заговенья
(подготовки к посту), то есть православный россиянин в этот день последний раз
перед постом позволяют себе употреблять скоромную пищу. По этому поводу
накрывается богатый стол. В народе этот день принято было называть
«пельменным заговеньем».
На заговенье перед «холодным» постом, родители, имеющие замужних
дочерей, приглашали их с семьями к себе в гости, приходили на пельменное
заговенье кумовья, заглядывали в гости и соседи. А со следующего дня до самого
Рождественского сочельника и наступало время поста. Но на Филиппы крестьяне
не только сами заговлялись, но и заботились о дедушкедомовом и его семействе.
Вечером Филиппова дня хозяева выносили во двор немного еды со словами:
«Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами
заговлятъ».
Произнеся эту присказку, люди возвращались в избу ужинать,
предварительно поклонившись до самой земли всем четырем сторонам света.
Кланяясь, не крестились. Часть оставшегося ужина прикрывали скатертью и
оставляли на столе опять же для домового с домовихой и их деток, а часть
раздавали нищим.
Со дня Филиппа приходил конец осенним свадебным неделям, после него
свадьбы начинали играть лишь после святочного периода. При этом про Филиппов
день говорили в народе: «Филипп не ко всем прилип», имея в виду незамужних и
неженатых парней и девушек, не сумевших до сей поры найти себе пару.
Зимние заботы
К Филиппову дню женщины изготавливали для себя традиционную куклу
оберег «Филипповку». Еще одно имя этой куклы «многоручица»: ведь у нее
имелось целых шесть рук (три с правой, три с левой стороны). Эта куколка была
призвана обеспечить успех в традиционных женских работах, считалось, что она
магическим образом помогает и по хозяйству управиться, и за детьми приглядеть,
да и в рукодельных делах подсобить. С Филиппова дня начинали молотить.
Работа требовала большой тщательности:
♦ «Через сноп не молотят»;
♦ «Свесив рукава, снопа не обмолотишь»;
♦ «Что смолотишь, то и в амбар положишь».
5 Судили о днях близких и далеких по погодным приметам.
♦ Если на Филиппа пасмурно, а деревья одеты в иней, то на следующий год
ожидали хорошего урожая хлебов.
♦ Ясный день Филиппа ничего хорошего крестьянину не предвещал,
ожидали плохого урожая.
♦ Снег в этот день сулил ненастный май.
♦ Карканье воронья предвещало оттепель.
Со дня Филиппа начинается «волчий месяц», когда серые хищники собираются
в стаи и от этого смелеют: подходят почти вплотную к деревням и нападают на
людей, оказавшихся, к несчастью, на дороге в одиночестве. К этому времени на
дворе стоит уже самое настоящее глухозимье. Филиппов день последний, когда
нечисть открыто гуляет по белу свету. По старинным поверьям, с началом поста
вся она прячется под землю и будет там находиться до начала Святок.
6
Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Доклад «Русский праздник Филипповка: традиции и обряды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.