Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Текстоцентрический
подход на уроках
русского языка
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Текст –
«в лингвистике: внутренне
организованная последовательность
отрезков письменного произведения или
записанной либо звучащей речи,
относительно законченной по своему
содержанию и строению». ( Ожегов С.И.,
Шведова Н.Е. «Толковый словарь русского
языка» )
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Причины недостаточно высокого
владения русским языком учащимися в
следующем:
► на уроках русского языка недостаточное
внимание уделяется работе с текстом;
► серьезная работа начинается, как
правило, только в старшей школе.
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
►Текстоцентрический подход предполагает
осмысливание текста как речевого
произведения.
►В основе принципа текстоцентризма –
единство языковой речевой и правописной
компетенции.
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Коммуникативная
компетенция – это
способность человека решать
языковыми средствами те или
иные задачи в разных сферах
и ситуациях обучения.
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Работа с текстом на уроках русского
языка создает условия
►- для осуществления функционального подхода
при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
► - для формирования представлений о языковой
системе, реализации внутрипредметных, а
также межпредметных связей курсов русского
языка и литературы;
► - для личностно-ориентированного
преподавания русского языка, для
формирования языковой личности.
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
► В 5-6 классах –выявление системы языковых средств
► В 7 классах – использование языковых средств всех
всех уровней;
уровней в тексте разных стилей, составление
учащимися собственных текстов с учетом законов
текстообразования,
► В 8 классе –практическое использование языковых
средств в текстах не только разных стилей, но и
жанров;
► В 9-11 классах –рассмотрение текстов на
межпредметной основе (русский язык и литература).
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
►
►
►
►
►
►
►
Тексты, обучающие выразительному чтению.
Тексты с элементами анализа
художественно-изобразительных средств.
Тесты с элементами лексико-фонетического
анализа.
Тексты с элементами синтаксического
анализа.
Тексты – сопоставления разных редакций
стихотворения.
Тексты – комментарии к стихотворениям.
Сочинение по заданному плану.
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка):
определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и
более длинные; выберите нужный тон, темп чтения принимая во
внимание содержание текста, его языковые особенности.
(словосочетания), которые отображают тему текста.
Определите тему, идею текста. Выпишите ключевые слова
Дайте название тексту. Объясните содержание названия.
Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
Укажите средства художественной выразительности, которые
используются автором. Как реализуются в тексте стилистические
возможности языковых средств (фонетических, лексических,
грамматических)?
предложениями).
Ориентировочные задания при анализе текста:
Докажите, что это текст. (Укажите средства связи в тексте, между
Определите тип речи. Докажите свое мнение.
Объясните значение выделенных слов. Дайте характеристику лексики
Составьте план текста. Подготовьтесь к его пересказу.
текста.
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1.Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели
- формируется речевая компетенция в единстве с языковой и
- развиваются универсальные способы мыслительной
- воспитывается любовь к родному языку к родине. Происходит
обучения в их комплексе:
прописной;
деятельности;
усвоение духовной культуры разных
народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические
позиции.
компетенции необходимо проводить плановую, системную
работу с текстом, начиная с 5 класса
деятельности, т.к. только в ней формируется истинная
грамотность.
2. С целью формирования у учащихся коммуникативной
3. Необходим переход преимущественно к продуктивной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.