Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

  • Научные работы
  • ppt
  • 08.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Текстоцентрический подход презентация.ppt
Текстоцентрический подход на уроках русского языка
Текст – «в лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению». ( Ожегов С.И., Шведова Н.Е. «Толковый словарь русского языка» )
Причины недостаточно высокого владения русским языком учащимися в следующем: ► на уроках русского языка недостаточное внимание уделяется работе с текстом; ► серьезная работа начинается, как правило, только в старшей школе.
►Текстоцентрический подход предполагает осмысливание текста как речевого произведения. ►В основе принципа текстоцентризма – единство языковой речевой и правописной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это способность человека решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях обучения.
Работа с текстом на уроках русского языка создает условия ►- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; ► - для формирования представлений о языковой системе, реализации внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; ► - для личностно-ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности.
► В 5-6 классах –выявление системы языковых средств ► В 7 классах – использование языковых средств всех всех уровней; уровней в тексте разных стилей, составление учащимися собственных текстов с учетом законов текстообразования, ► В 8 классе –практическое использование языковых средств в текстах не только разных стилей, но и жанров; ► В 9-11 классах –рассмотрение текстов на межпредметной основе (русский язык и литература).
► ► ► ► ► ► ► Тексты, обучающие выразительному чтению. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств. Тесты с элементами лексико-фонетического анализа. Тексты с элементами синтаксического анализа. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения. Тексты – комментарии к стихотворениям. Сочинение по заданному плану.
 Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более длинные; выберите нужный тон, темп чтения принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности. (словосочетания), которые отображают тему текста.  Определите тему, идею текста. Выпишите ключевые слова  Дайте название тексту. Объясните содержание названия.  Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.  Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором. Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)? предложениями). Ориентировочные задания при анализе текста:  Докажите, что это текст. (Укажите средства связи в тексте, между  Определите тип речи. Докажите свое мнение.  Объясните значение выделенных слов. Дайте характеристику лексики  Составьте план текста. Подготовьтесь к его пересказу. текста.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: 1.Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели - формируется речевая компетенция в единстве с языковой и - развиваются универсальные способы мыслительной - воспитывается любовь к родному языку к родине. Происходит обучения в их комплексе: прописной; деятельности; усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции. компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность. 2. С целью формирования у учащихся коммуникативной 3. Необходим переход преимущественно к продуктивной

Посмотрите также