Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области
Домотканый половик
Выполнили:
Курилова Анна,
Тулупова Кристина,
Бушмакина Слава,
Инькова Ксенья,
ученицы 8 класса
Руководитель: Ногтева С.В.,
учитель технологии
пгт Демьяново 2018 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………5
1.Что такое половик……………………………………………………………...5
2. Половик половику рознь………………………………………………………5
3.История половика………………………………………………………………7
4.Половик как оберег…………………………………………………………….8
5. Традиционные приёмы изготовления половиков…………………………..10
5.1. Половики-кружки…………………………………………………….10
5.2. Половики-дорожки……………………………………………..……11
Заключение……………………………………………………………………….14
Литература…………………………………………………………………….....15
Введение
И когда стеклянной галереей
Ты идешь, улыбна и легка,
Зацветают, весело пестрея,
Под ногой цветы половика.
Игорь Северянин
Одна из основных проблем современной деревни – сохранение и восстановление предметов быта народной старины. Домотканый половик, сделанный своими руками, является предметом быта народной старины, изделием русского народного промысла и создаёт в доме тепло и уют. В настоящее время в сельских и городских населённых пунктах редко у кого сегодня можно встретить на полу домашние полосатые самотканые дорожки и половики. Казалось, что их время уже давно прошло, уступив место коврам, линолеуму. Актуальность работы состоит в социальной значимости проблемы. Знания о мастерстве изготовления и значении предметов быта народной старины – это приобщение к русской народной культуре.
История половика неразрывно связана с историей человечества в целом, и в частности – с историей развития Вятского края и Подосиновского района. «Что такое «домотканый половик»? Как и когда появились половики? Для чего они были предназначены и как менялись?» - всё это стало предметом нашего исследования.
Гипотеза: домотканые половики – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.
Исходя из этого, целью работы будет являться изучение домотканых половиков для выяснения их истории, значения, технологии изготовления.
Задачи:
1. Подобрать литературу по теме исследования.
2. Дать развёрнутую характеристику понятия «половик».
3. Выяснить историю возникновения и значения русских домотканых половиков.
4. Познакомиться с традиционными приёмами изготовления половиков.
5. Обобщить полученные результаты.
6. Сделать вывод.
Объект исследования – домотканые половики.
Предмет исследования – литература об истории возникновения и значения половика, материал, из которого изготовлены половики, процесс изготовления половиков.
Методы исследования:
· анализ литературы по теме исследования;
· обобщение опыта жителей Подосиновского района, владеющих приёмами изготовления половиков;
· наблюдение.
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем:
· полученные данные войдут в основу районного праздника по технологии «Дело мастера боится»;
· на творческом отчёте школы будет проведён мастер-класс «Русские народные ремёсла» по изготовлению половиков-кружков из косичек.
Основная часть
1. Что такое половик
Половик — тряпка, используемая для вытирания обуви от дорожной пыли и грязи при входе в чистое помещение. Простой половик представляет собой кусок увлажнённой мешковины определённого размера, уложенный перед порогом квартиры или иного помещения. В последние годы промышленность выпускает специальные половики-коврики, половики-щётки, половики-решётки изготовляемые из дерева, пластмасс, и очень удобные в применении.
Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком, в первом случае они были длинны и узки, во втором — обычно круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда — растения типа рогозы, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть. Появление половиков в традиционном жилище связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе, однако художественное выполнение их говорит не только о практическом, но и эстетическом назначении. [5]
2. Половик половику рознь
В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой [7] понятие «половик» имеет ряд синонимов: половичок, дорожка, ковёр, коврик, мат.
Проведём наблюдение:
Половик - плетёный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу. [7]
|
|
||
Половичок — половик, узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани. [8] |
Половик-кружок |
Половичок-дорожка |
|
Ковёр - толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные. [6] |
Ковёр на полу |
Ковёр на стене |
|
Дорожка — узкий, длинный ковер, половик. [9] |
Ковровая дорожка |
||
Коврик – ковёр, изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употребляется для покрытия пола, украшения стен. [8] |
Коврик-кружок |
Коврик на полу |
|
Мат - плетёная постилка или покрышка, из мочал, пеньки или веревки, суконных кромок и пр. циновка, рогожа, плетево. В домах для утирки ног. [6] |
|
|
|
Результаты наблюдения показали общее и различие в синонимичном ряде к понятию «половик»:
Общее: половик - узкий половой коврик ручной работы (половик-кружок, половик-дорожка).
Различие: половики в современной интерпретации – фабричные изделия, имеющие нестандартную ширину и длину (ковёр, ковровая дорожка, коврик, циновка, рогожа, плетево).
3. История половика
Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.
У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.
Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. [10]
|
|
|
Круглый половик, связанный крючком |
Круглый половик косичкой |
Мы видим, что тканые половики имели прямоугольную форму, а коврики круглую. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Применялись коврики и половики по всему жилищу в самых всевозможных местах.
4. Половик как оберег
Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:
Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.
Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния. Вход и выход из жилища уже в древности имел сакральный характер, освещенный ритуальными действиями и словами. В повседневной жизни с порогом связывалось множество запретов:
· не разрешалось садиться или наступать на порог;
· здороваться или разговаривать через него;
· передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей;
· по украинским приметам, нельзя есть на пороге, иначе люди будут сплетничать;
· нельзя переливать через порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота;
· запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты;
· нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты;
· если рубить что-нибудь на пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у порога;
· нахождение на пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».
Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:
Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг.
Не блуждай во тьме, мой друг. [11]
В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.
В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу. [5]
5. Традиционные приёмы изготовления половиков
5.1. Половики-кружки
Как правило, в традиционной культуре круглые половики – «круги», «кружки» вязались крючком или сшивались из лоскутков:
|
|
|
Секреты изготовления половика-кружка мне рассказала моя мама, Титова Татьяна Дмитриевна:
Секрет первый - чем вязать?
Крючок подходящего размера или любая палочка, лучше с сучком, возле которого она слегка подстругивается ножом для придания ей формы крючка.
Секрет второй - из чего вязать?
Любые старые вещи, отслужившие свой век: полотно рвётся или разрезается вдоль длинной стороны на полоски шириной 1.5-2 см. Немного не дорезая до края полотна, поворачиваем и режем в другую сторону. Таким образом, всё полотно разрезается в одну длинную зигзагообразную нить.
Секрет третий - как вязать?
Вяжем столбиками без накида по кругу, исходя из народного правила «чтобы половик не скорчивался». Чтобы заменить «нить» на новую, накладываем друг на друга концы новой и старой полосок, складываем пополам и немного подкручиваем место соединения. При вязании этот стык получается незаметным.
|
|
|
Для плетения ковриков также использовалась более сложная техника плетения косичкой. Немного позже для упрощения использовались сплетенные косички, которые сшивались между собой.
5.2. Половики-дорожки
Самым распространенным материалом для создания половиков-дорожек, как и для половиков-кружков, были старые ткани. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики тканые на трех- и четырех нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.
Ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Приспособлением для домашнего ткачества служила простая
деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На
раму параллельно одной из её сторон натягивались нити -
основа будущей ткани. Ткач или ткачиха протаскивали или
пробирали вручную сквозь нити основы поперечную
скрепляющую нить - уток. Уток подбирался под первую нить
основы поверх второй, под третью - поверх четвертой, и так далее.
Ткацкий станок |
Ткацкий станок с тканью половика |
На старинном ткацком станке крестьянка делает половик |
Дорожки чаще ткали на двух нитах, но бытовали и трех-, и четырехнитовые варианты. В основу брали толстые прочные нити - хлопчатобумажные, льняные, конопляные. Для тканья половиков существовали специальные берда с крупными зубьями – «восьмерики», «девятерики». Нити основы в них распределялись с небольшой плотностью, так называемая «однозубица».
|
|
|
|
Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы. В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или черная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора. [12]
|
|
|
В настоящее время трудно обнаружить ткацкие станки, выполненные из дерева, и осталось мало жителей, которые могут ткать половики-дорожки вручную.
Заключение
В результате проделанной работы мы узнали, что искусство изготовления вязаных половиков, возникнув в глубокой древности, прошло многовековую историю и передаётся из поколения в поколение. Наряду с тем, что продолжают развиваться и совершенствоваться технологии изготовления половиков-кружков, уходят в прошлое традиции изготовления домотканых дорожек. Это связано, с одной стороны, с тем, что на смену длинным половикам пришли ковры, паласы и ковровые дорожки, с другой стороны, с тем, что вышли из употребления домашние ткацкие станки.
Мы выяснили, что домотканые половики:
Во-первых, это почти забытый вид рукоделия, изделия которого которое можно, пофантазировав применять и в быту, и в одежде. Например, из узких полосок ткани мы делаем чехлы для мобильных телефонов, косметички, а также оригинальные сумочки.
Во-вторых, использовать для ткачества можно шнурки, ленты и даже старые вещи, которые предварительно разрезаются на полоски. И если при шитье используется один тип ткани, в плетении и ткачестве можно комбинировать их как угодно.
В-третьих, - это интересно и с историко-энтографической точки, так как история древнего промысла связана и с историей моды, одежды, и с историей нашего края, моей малой Родины.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу: домотканые половики – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.
Литература
Художественная литература:
1. Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой» // lib.rus.ec›b/131811
2. Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет» // lib.rus.ec›b/132687
3. Распутин В.Г. «Живи и помни» // lib.ru›PROZA/RASPUTIN/rasputin_zhivi.txt
4. Солнцев Роман «Диалоги с Платоновой» // magazines.russ.ru›Нева›2006/5/so2.html
Словари:
5. ru.wikipedia.org
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ре. Л.В. Беловинского – М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. – 700[4]с.
7. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь // slovarus.info›rus_ef.php
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1987. – 797 с.
9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь // ushakova-slovar.ru
Справочная литература:
10. Как сделать домашний коврик // rmnt.ru
11. Там на неведомых дорожках… - половики и пороги //
6a6a yaga.livejournal.com›794.html
12. Традиционные приёмы изготовления половиков // knitter.spb.ru›articl/weaving/dorogi.php
Беседы с народными умельцами Подосиновского района
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.