ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ» (в рамках компетенции Т9 «Сельскохозяйственные биотехнологии»)

  • docx
  • 15.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1_5_DOP_dlya_detey_14-18_let_GBPOU_ASKhK (1).docx

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Александровский сельскохозяйственный колледж»

 

                                                            

 

 

 

 УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ АСХК

________________ С.С.Бурлаченко

30 08.2024 год

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« ОСНОВЫ  БИОТЕХНОЛОГИИ  И МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ»

(в рамках компетенции Т9  «Сельскохозяйственные  биотехнологии»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Александровское,  2024г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы  биотехнологии  и молекулярной биологии» рассмотрена и утверждена учебно-методической комиссией   ГБПОУ АСХК  (протокол № _1_ от 30.08 .2024г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Основы  биотехнологии  и молекулярной биологии» . Имеет естественнонаучную направленность. Уровень программы - базовый.

 

 

Трудоемкость (час)

 

Лекции

69

Практические, лабораторные и семинарские занятия

39

Деловые игры, круглые столы, мастер классы и др

-

Самостоятельная работа слушателей

-

Итоговая аттестация

Итоговая проектная работа

ВСЕГО:

108

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы  биотехнологии  и молекулярной биологии». Имеетестественнонаучнуюнаправленность. Уровень программы - базовый.

Актуальность программы

Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства лекарств, различныхвеществ и продуктов с использованием природных биологических объектов и процессов.

Люди с древнейших времен выступали в роли биотехнологов: пекли хлеб, варили пиво,получали молочнокислыепродукты, вино. Приэтомонииспользовалиразличныемикроорганизмы, даже не подозревая об ихсуществовании.

Сегодня биотехнология – это интегральная наука, определяющая научно-техническийпрогресс. Биотехнология – единственная дисциплина, объединяющая фундаментальную иприкладную науку, а также производство.

Основные направления биотехнологии:

·        создание новых биологически активных веществ и лекарственных препаратов для медицины, позволяющих осуществить в здравоохранении раннюю диагностику и лечение тяжелых заболеваний;

·        создание микробиологических средств защиты растений от болезней и вредителей, бактериальных удобрений и регуляторов роста растений; новых высокопродуктивных и устойчивых к  неблагоприятным факторам внешней среды сортов и гибридов сельскохозяйственных растений;

·        создание ценных кормовых добавок и биологически активных веществ для повышения продуктивности животноводства. Разработка новых методов биоинженерии для эффективной профилактики. Диагностики и терапии основных болезней сельскохозяйственных животных;

·        разработка новых технологий получения ценных продуктов для использования в пищевой, химической промышленности, сельском хозяйстве и др.  Создание технологий глубокой и эффективной переработки сельскохозяйственного сырья, промышленных и бытовых отходов.

Развитие и широкое использование современных биотехнологий в медицине, пищевой,фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономикиявляетсяопределяющимдляустойчивогосоциально-экономическогоразвитиястраны,повышениякачестважизнинаселения.

Важнейшимфакторомуспешногоразвитияотечественнойбиотехнологииявляется дальнейшеесовершенствованиесистемыбиотехнологического образования.

         Данная программа учитывает интересы и склонности учащихся и предоставляетвозможность выбора собственной траектории обучения, позволяет учащимся, целенаправленноготовящимся к поступлению в вузы по биологическим специальностям,убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Данная программа является одной из составляющих биологического образованиясовременного человека.

Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллельмежду основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, атакже выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известнымногочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными исамостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а такжевирусологию и биотехнологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все онипредставляютсобойкомплексценнейшихфундаментальныхзнаний,накопленныхцивилизацией.

В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и  природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.

В возрасте 14-18 лет происходит знакомство с основамиестественных наук в их единстве и взаимосвязях. Это даёт ученику ключ к осмыслениюличного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми ипредсказуемыми, найти свою нишу (по интересам) в области естественных наук.

Особенность программы заключается в объединении в одну образовательную программу разрозненных ранее методик подготовки, написания и публичного представления исследовательских работ детей. Кроме того, созданы отдельные разделы, направленные на обучение эффективному представлению результатов своей деятельности.

В рамках данной программы благодаря интеграции естественнонаучных и некоторых социально-гуманитарных знаний могут успешно (в полном соответствии с возрастными особенностями) решаться задачи биоэкологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма.Таким образом, создаётся прочный фундамент для дальнейшего развития личности.

Важная особенность программы состоит также в том, что в ходе её освоения учащиесяовладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе намногообразном материале природы и культуры родного края.

Адресаты программы. Программа предназначена для школьников в возрасте 14-17 лет.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, предусматривает 108 часов обучения.

Режим занятий - по 3 часа 1 раз в неделю.

Состав группы. Группы могут быть одно- или разновозрастными, смешанными или однополыми. Для более успешного усвоения курса количество детей в группе до 15 человек.

Формы работы: лекция, лабораторная работа, практическая работа, семинар, консультация.

Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме с использованием следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративных, практических, исследовательских, проблемных.

В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность обучающихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций.

Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме на основе технологий: информационно-коммуникационных, практико ориентированных, здоровье сберегающих.

Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и следующими документами:

–Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;

–Концепция развития дополнительного образования детей от 4 9 2014 №1726-р;

–Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Обутверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам»;

–Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм»;

–Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);

–СанПиН2.4.4.3172-14«санитарно-эпидемиологическиетребованиякустройству,содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительногообразования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014г. №41).

 

 

1.     Цель реализации программы

Цель: формирование особой образовательной среды, способствующей расширению и углублению знаний по биологии, развитию познавательного интереса и удовлетворению образовательных потребностей и склонностей одаренных школьников

Задачи:

1. познакомить обучающихся с основными направлениями и методами биотехнологии, её значением в жизни человека;

2. осветить достижения, проблемы и перспективы биотехнологии;

3. развивать умение работать с различными источниками информации, способами обработки полученных данных с помощью компьютерных программ;

4. раскрыть социальные и этические аспекты развития биотехнологии, способствовать формированию собственного мнения о фактах биотехнологического внедрения в повседневную жизнь.

 

2.      Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Деятельность образовательного учреждения в обучении биотехнологиям должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты

1) знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

2) соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

3) знание характеристик основных методов биотехнологии (генная, клеточная инженерия, клонирование);

4) знание общих принципов осуществления биотехнологических процессов;

5) понимание сферы применения биотехнологии (сельское хозяйство, медицина, пищевая промышленность, энергетика и т.п.);

6) умение классифицировать основные отрасли биотехнологии;

7) умение соотносить биотехнологию и биоэтику;

8) умение работать с различными источниками информации.

В результате освоения программы слушатель должен:

знать:

         Технику безопасности и охрану труда;

         Принципы работы с оборудованием и инструментами, необходимыми для соблюдения условий стерильности;

         Основные термины и понятия сельскохозяйственной биотехнологии;

         Особенности и принципы биотехнологических методов, используемых в работе срастениями;

         Биологические закономерности развития растительного мира;

         Морфологические и анатомические структуры растений;

         Закономерности роста и развития сельскохозяйственных культур;

         Принципы составления питательных сред для культивирования растений;

         Основные приемы приготовления питательных сред для культивирования растительных тканей;

         Основы асептики биотехнологических производств;

         Принципы создания лаборатории биотехнологии;

         Предназначение всех помещений лаборатории;

         Правильно организовывать рабочее место.

уметь:

         Безопасно и правильно работать с инструментами, используемыми в работе,

         Самостоятельно работать с микроскопической оптической техникой, весами и т.д.;

         Применять конкретные методы биотехнологии растений в своей профессиональнойдеятельности для достижения конечного результата;

         Правильно выполнять биотехнологические работы;

         Правильно подбирать компоненты для питательных сред;

         Готовить питательные среды;

         Готовить растворы дезинфицирующих средств;

         Проводить стерилизацию инвентаря, дезинфекцию оборудования и помещений;

         Проводить стерилизацию питательных сред;

         Проводить стерилизацию растительного материала.

 


 

3. Учебный план

дополнительной  общеразвивающей  программы

« Основы  биотехнологии и  молекулярной  биологии»

Категория слушателей: Программа предназначена для школьников в возрасте 14-17 лет.

Срок обучения: (108 часов)

Форма обучения: (очная)

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего (час)

Аудиторные

Форма аттестации, контроля

Лекции

Практические занятия

Выездные занятия, деловые игры и т.д.

1.       

 Раздел 1. Биотехнология: прошлое и бедующее.

30

18

12

 

 

2.       

Раздел 2 Клеточная инженерия

9

9

 

 

 

3.       

Раздел 3.  Современные технологии в профессиональной сфере

45

21

24

 

Защита реферата

4.       

Раздел 4 Генная инженерия

6

6

 

 

 

5.       

Раздел 5 Биотехнология на службе у людей

15

12

3

 

 

6.       

Итоговое занятие

3

3

 

 

Итоговая проектная работа

7.       

Итого:

108

69

39

 

 

Форма  текущего контроля :  тестирование, лабораторные работы, беседа.

Форма итогового  контроля:  защита  групповых проектов в форме презентации.


 

3.1  учебно- тематический план

дополнительной  общеразвивающей  программы

« Основы биотехнологии и  молекулярной  биологии»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего (час)

Аудиторные

Форма аттестации, контроля

Лекции

Практические занятия

Выездные занятия, деловые игры и т.д.

1.       

 Раздел 1. Биотехнология: прошлое и бедующее.

30

18

12

 

 

2.       

Тема  1 Вводное занятие. ИТБ

3

3

 

 

Наблюдение

 

3.       

Тема  2. Биотехнология и её  задачи

3

3

 

 

Наблюдение

 

4.       

 Тема 3 Биологические объекты и продукты   биологических процессов

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

 

5.       

Тема  4 Прокариоты.

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

6.       

Тема  5 Эукариоты.

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

7.       

Тема 6 Изучение дрожжевых клеток.

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

8.       

Раздел 2 Клеточная инженерия

9

9

 

 

 

9.       

Тема 1 Культура клеток высших растений.

 

3

3

 

 

Наблюдение

 

 

10.   

Тема 2 Клональное

микроразмножение растений.

 

3

3

 

 

Наблюдение

 

11.   

Тема 3 Вторичный метаболиз растительных культур.

3

3

 

 

Наблюдение

 

12.   

Раздел 3.  Современные технологии в профессиональной сфере

45

21

24

 

 

13.   

Тема 1. Размножение растений в условиях invitro

3

3

 

 

Наблюдение

14.   

Тема 2 Биотехнология клеток растений

3

3

 

 

Защита реферата

15.   

Тема 3. Приготовление  маточных растворов питательных сред

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

16.   

Тема 4.Приготовление  маточных растворов  регуляторов роста и витаминов

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

17.   

Тема 5. Общие принципы  приготовления питательных сред

3

3

 

 

Наблюдение

 

18.   

 Тема 6. Приготовление  различных питательных сред для  культивирования растений

6

 

6

 

Наблюдение

Практическая

работа.

 

19.   

Тема 7.Оздоровление   растений  invitro

3

3

 

 

Наблюдение

 

20.   

Тема 8.Изолирование, стерилизация эксплантов и введение  растительных тканей в  культуру invitro

12

 

12

 

Наблюдение

Практическая

работа.

 

21.   

Тема 9  Клонирование позвоночных

3

3

 

 

Наблюдение

Практическая

работа.

22.   

Раздел 4 Генная инженерия

6

6

 

 

 

23.   

Тема 4.1 Трансформация у бактерий. Трансдукция. Вирусы и бактериофаги.

3

3

 

 

Наблюдение

 

24.   

Тема 4.2. Методы генной инженерии.

3

3

 

 

Наблюдение

 

25.   

Раздел 5 Биотехнология на службе у людей

15

12

3

 

 

26.   

Тема 1 Биотехнология в медицине.

6

3

3

 

Наблюдение

Практическая

работа.

 

27.   

Тема 2 Области применения трансгенных растений.

3

3

 

 

Наблюдение

 

28.   

Тема 3 Биотехнология и этика.

3

3

 

 

Наблюдение

 

29.   

Итоговое занятие

3

3

 

 

Итоговая проектная работа

30.   

Итого:

108

69

39

 

 

 


 

3.2.Учебная программадополнительной  общеразвивающей  программы

« Основы  биотехнологии и  молекулярной  биологии»

Раздел 1. Биотехнология: прошлое и бедующее.

Тема1.1.  Вводное занятие. ИТБ (3часа)

         Теория: Предмет и задачи курса. Возможности биотехнологии. Исторические этапы развития биотехнологии. Современное состояние. Связи биотехнологии с биологическими, химическими, техническими и другими науками. Экономические и коммерческие аспекты биотехнологии. Контроль продукции. Новые направления в развитии биотехнологии. Культура безопасного труда. Основы безопасного труда и эффективнаяорганизация рабочего места в соответствии со стандартами Ворлдскиллс и спецификацией стандартов Ворлдскиллс по компетенции.

Тема  1.2. Биотехнология и её  задачи(3часа)

Теория : Основные  понятия,  объект и методы  биотехнологических исследований.  Этапы развития  биотехнологии. Систематика  и классификация   микроорганизмов. Особенности роста популяции микроорганизмов

Тема 1.3 Биологические объекты и продукты   биологических процессов (6 часов)

Теория: Принцип отбора биообъектов для производства. Первичные и вторичные метаболиты. Основные критерии оценки биотехнологических процессов: продуктивность, экологическая чистота, конечная концентрация продукта и т.п. Способы усиления активности биообъектов. Сверхсинтез продуктов у биообъектов с измененным генотипом. Стабильность генетических свойств мутантов и рекомбинантов. Хранение биообъектов: методы и условия хранения. Субкультивирование (периодические пересевы), хранение при низких и ультранизких температурах, лиофилизация, хранение в высушенном состоянии. Изменения в клетках при обезвоживании. Условия реактивации и определение жизнеспособности клеток. (3часа)

Практика: Строение и органоиды клеток. (3часа)

Тема 1.4 Прокариоты.(6 часов)

Теория: Прокариоты. Виды. Строение. (3часа)

Практика: Строение и органоиды клеток. Размножение. (3часа)

 

Тема  1.5 Эукариоты.(6 часов)

Теория: Эукариоты. Строение и органоиды клеток. Размножение. (3часа)

Практика: Сравнение строения бактериальной, растительной и животной клеток. (3часа)

 

Тема1.6 Изучение дрожжевых клеток. (6 часов)

Теория: Дрожжевые клетки. Строение и органоиды клеток. Размножение. (3часа)

Практика: Изучение дрожжевых клеток. (3часа)

Раздел 2 Клеточная инженерия

Тема 2.1 Культура клеток высших растений.

Теория: Основные методы современной клеточной инженерии - гибридизация ( или фузия) иреконструкция клеток. Основные понятия и процессы темы.Культура клеток высших растений - типичные микрообъекты. (3часа)

 

Тема 2.2Клональноемикроразмножение растений.

Теория :Этапы и методы клональногомикроразмножениярастений.Факторы, влияющие на размножение растений. Микрочеренкование. Коэффициентразмножения. (3часа)

Тема 2.3 Вторичный метаболиз растительных культур.

Теория: Вторичный метаболизм растительных культур. Приспособленность растений к условиям внешней среды. (3часа)

 

Раздел 3.  Современные технологии в профессиональной сфере

Тема 3.1. Размножение растений в условиях invitro

Теория. Размножение растений в условиях invitro.Состав и приготовлениематочныхрастворовпитательныхсреддлякультивирования клеток и тканей растений invitro. Основные среды для культивирования растений. Выбор растения-донора, выбор экспланта. Способы стерилизации растительных эксплантов и введение в культуру invitro апикальных и латеральных меристем.Современные технологии микроразмножения растений. Адаптация микрорастений. (3часа)

 

Тема3.2 Биотехнология клеток растений  ( Защита рефератов )

Культура клеток высших растений.

Каллусогенез как основа создания клеточных культур.

 Суспензионные культуры и условия их культивирования

Клеточные технологии в создании генетического разнообразия и ценных для селекции исходных форм.

 Стабильность и вариабельность генома растительных клеток invitro.

 Сохранение invitro генофонда в коллекционных центрах.

Биотехнологии на основе изолированных протопластов.

Методы слияния, культивирования протопластов.

Регенерация клеток, клеточных культур и растений из протопластов.

Клональноемикроразмножение и оздоровление растений.

Агротехническое применение клеточных культур растений. (3часа)

Тема 3.3. Приготовление  маточных растворов питательных сред(6 часов)

Теория:  Приготовление маточных растворов питательных сред.

Состав питательных сред. Макросоли. Микросоли. Источники кальция, железа. Углеводы.(3 часа)

Практические занятие(3часа)

Расчет требуемого  количества солей  для приготовления   маточных растворов  среды  Кворина- Лепуавра (QL)

Расчет требуемого  количества солей  для приготовления   маточных растворов  среды  Мурасиге и Скуга(МS)

Приготовление  макросолей , микросолей,  источников кальция , хелат железа для среды  Кворина- Лепуавра (QL)

Приготовление  макросолей , микросолей,  источников кальция , хелат железа для среды  Мурасиге и Скуга(МS)

Приготовление  одно-нормального  раствора щелочи

 

Тема 3.4.Приготовление  маточных растворов  регуляторов роста и витаминов (6 часов)

Теория:  Приготовление маточных растворов регуляторов роста и витаминов.Фитогормоны и регуляторы роста как важнейшие компоненты питательных сред.Витамины. Особенности приготовления.(3 часа)

Практические занятия.  ( 3 часа)

Расчет требуемого количества  витаминов   регуляторов роста для среды  Мурасиге и Скуга(МS) и среды  Кворина- Лепуавра (QL)

Приготовление маточных растворов регуляторов роста ивитаминов.

 

Тема 3.5. Общие принципы  приготовления питательных сред( 3 часа)

Теория:  Общие принципы приготовления питательных сред.

Типы питательных сред. Способы приготовления.

        

Тема 3.6. Приготовление  различных питательных сред для  культивирования растений

Практическое занятие(6 часов)

Приготовление питательных сред Мурасиге и Скуга(МS) и среды  Кворина- Лепуавра (QL)

Стерилизация питательных сред.

 Автоклав -  устройство и принцип работы

Автоклавирование питательных сред

Разлив  сред по культивационным сосудам

 

Тема 3.7.Оздоровление   растений  invitro (3 часа)

Теория: Оздоровление растений invitro. Вирусы и бактерии и их влияние на растения. Методы оздоровления растений.Термотерапия. Химиотерапия. Оздоровление растений в условиях invitro. Типы эксплантов.

Способы получения и методы стерилизации эксплантов.

 

Тема 3.8.Изолирование, стерилизация эксплантов и введение  растительных тканей в  культуру invitro (12 часов)

Практические занятия (12 часов) .

Работа в ламинарном боксе

Расчет и приготовление  стерилизующих  веществ, для различных эксплантов.

Подготовка растительных тканей  и стерилизация растительного материала.

Подготовка и введение растительных тканей в культуру invitro различных культур

Тема3.9  Клонирование позвоночных

Теория: Клонирование позвоночных животных. Реконструкция клеток.История появления на свет овцы Долли.

Раздел 4 Генная инженерия

Тема 4.1 Трансформация у бактерий. Трансдукция. Вирусы и бактериофаги. (3часа)

Теория: Бактерии – это настоящие клетки. Вирусы – самая примитивная форма жизни, стоящая на границе между живой и неживой природой. Взаимоотношения вирусов и бактерий.

 

Тема4.2   Методы генной инженерии. (3часа)

Теория: Борьба бактерий против вирусной инфекции, или Природный скальпель разрезает ДНК. Вектор больших перемен. Методы генной инженерии. «Работа» генов вчужеродных клетках. Обобщение по теме «Генная инженерия». Биотехнология в медицине. Новые методы селекции растений. Области применения трансгенных растений. Взгляд оптимиста и скептика на генномодифицированные продукты питания. Биотехнология и этика.

Раздел 5 Биотехнология на службе у людей

Тема 5.1 Биотехнология в медицине.

Теория: Биотехнология значительно облегчает разработку новых лекарственных препаратов.Получение продуктов брожения с помощью дрожжей. Получение органических кислот, витаминов и белков. (3часа)

Практика: брожение. Наблюдения. (3часа)

 

Тема 5.2 Области применения трансгенных растений.

Теория:  Получениетрансгенных растений для сельскохозяйственного использования. (3часа)

Тема 3 Биотехнология и этика.

Теория: Биоэтика. Круг этических проблем в сфере медицины. Исследование социальных,экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы.

Диспут: пищевые добавки — вещества, которые в технологических целях добавляютсяв пищевые продукты в процессе производства, упаковок. Вы За или Против?

 

Итоговое занятие(3часа)

Защита исследований.

Теория: что мы узнали о биотехнологиях. Подведение итогов, обсуждение результатов работпо исследовательским темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Организационно-педагогические условия

 

К проведению занятий по программе повышения квалификации допускаются штатные преподаватели вуза (совместители внутренние и внешние) с соответствующей квалификацией преподаваемых дисциплин, а также преподаватели, привлеченные по договору возмездного оказания образовательных услуг физическим лицом, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и стаж работы в сфере преподаваемых дисциплин.

4.1. Материально-технические условия реализации программы

Наименование

специализированных

аудиторий,

кабинетов,

лабораторий

Вид

занятий

Наименование оборудования,

программного обеспечения

 

аудитория

лекции

Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  доска.

Лаборатория мастерской «Сельскохозяйственные биотехнологии»

Практические занятия, мастер класс, тестирование, демонстрационный  экзамен

 Оборудование, оснащение  рабочих мест, инструменты и расходные материалы в соответствии с инфраструктурным листом по компетенции «Сельскохозяйственные биотехнологии»

 

4.2 Календарный учебный графикдополнительной  общеразвивающей программы

 

Сроки  реализации программы

1 семестр

2 семестр

Всего  учебных недель

Начало учебного года

16 недель

 20 недель

  Окончание учебного года

1 год

сентябрь

У     А

У       ИА

май

36

    Условные обозначения:

У  учебные занятия по расписанию

 А – аттестация текущая, промежуточная

ИА – итоговая аттестация

 

    5 Учебно-методическое обеспечение программы

         техническое описание компетенции;

         комплект оценочной документации по компетенции;

         печатные раздаточные материалы для слушателей;

         учебные пособия, изданных по отдельным разделам программы;

         профильная литература;

         отраслевые и другие нормативные документы;

         электронные ресурсы и т.д.

         официальный сайт оператора международного WorldSkillsInternational - Союз «Молодые профессионалы (ВорлдскиллсРоссия)»(электронный ресурс) режим доступа: https://worldskills.ru;

         единая система актуальных требований Ворлдскиллс (электронный ресурс) режимдоступа: https://esat.worldskills.ru.

 

6.     Оценка качества освоения программы

6.1 Форма  аттестации

 Промежуточная   аттестация проводится в форме подготовки и защитыреферата.Итоговая  аттестация в форме  защиты проектных работ 

6.2  Оценочные и методические материалы

Контрольно-измерительные материалы за 1-е полугодие (промежуточные)

Контроль результатов реализации программы осуществляется в виде защиты рефератов, создания презентаций и работ исследовательского характера.

Рекомендуемые темы рефератов для обучающихся.

1. Сообщения:

1) История биотехнологии;

2) Ученые, занимавшиеся изучением новых биотехнологий.

2. Работы исследовательского характера:

1) «Положительное и отрицательное в биотехнологии»;

2) «Биотехнология в быту»;

3) «Клонирование: за или против?»;

4) «Польза от лекарств, полученных биотехнологическими методами»

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Показатели

1.Новизна реферированного текста Макс. - 5 баллов

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;

- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

 

3. Обоснованность выбора источников Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению

Макс. - 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу; грамотность и культура изложения;

- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

- соблюдение требований к объему реферата;

культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность Макс. - 5 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

литературный стиль.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 25 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

1. 25 - 20 баллов - «отлично»;

2. 19 - 15 баллов - «хорошо»;

3. 14 - 10 баллов - «удовлетворительно;

4. менее 9 балла - «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Контрольно-измерительные материалы за год (итоговые)

Контроль результатов реализации программы осуществляется в виде защиты проектных работ.

1. Перечень проектов для самостоятельной деятельности:

1) Генная инженерия: перспективы развития;

2) Организмы - доноры и реципиенты целевых генов;

3) Биологическая война - опасность для человечества.

 

Общие критерии оценивания проекта

Максимальный уровень достижений обучающихся

А

Планирование и раскрытие плана, развитие темы

4

B

Сбор информации

4

C

Выбор и использование методов и приемов

4

D

Анализ информации

4

Е

Организация письменной работы

4

F

Анализ процесса и результата

4

G

Личное участие

4

ИТОГО

28

 

Общий уровень достижений обучающихся переводится в оценку по следующей шкале:

28-21 баллов: «отлично»;

20-16 баллов: «хорошо»;

15-8 баллов: «удовлетворительно»;

7-0 баллов: «не удовлетворительно».

1. Планирование и раскрытие плана, развитие темы. Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

2. Сбор информации. Высший балл ставится, если персональный проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники.

3. Выбор и использование методов и приемов. Высший балл ставится, если проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.

4. Анализ информации. Высший балл по этому критерию ставится, если проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме.

5. Организация письменной работы. Высший балл ставится, если структура проекта и письменной работы (отчета) отражает логику и последовательность работы, если использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, графики, сноски, макеты, модели и т. д.).

6. Анализ процесса и результата. Высший балл ставится, если учащийся последовательно и полно анализирует проект с точки зрения поставленных целей, демонстрирует понимание общих перспектив, относящихся к выбранному пути.

7. Личное участие. Считается в большей степени успешной такая работа, в которой наличествует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта и, наконец, если ребенок обнаружил собственное мнение в ходе выполнения проекта.

С критериями оценивания проектов обучающиеся знакомятся заранее. Также они сами могут предложить какие-либо дополнения в содержание критериев или даже дополнительные критерии, которые, на их взгляд, необходимо включить в критериальную шкалу. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, обучающиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности, могут улучшить отдельные параметры, предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.

7.     Список используемой литературы

Для обучающихся:

1. Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие// Библиотека элективных курсов/ Е.А.Никишова - М.: Вентана-Граф, 2009

2. Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 272 с.- ил. (Библиотека элективных курсов).

Для педагога:

1. Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2003.

2. Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие/Библиотека элективных курсов/ Е.А.Никишова - М.: Вентана-Граф, 2009

3. Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 272 с.- ил. (Библиотека элективных курсов).

4. Микробиология: 10 - 11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2012. - 64 с. - (Библиотека элективных курсов).

5.Загоскина Наталья Викторовна , Назаренко Людмила Владимировна  Основы биотехнологии. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО  2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 162 с. : [8] с. цв. вкл. —(Серия : Профессиональное образование).

6.Калинин Ф.Л., Кушнир Г.П., Сарнацкая В.В. Технология микроклонального размножения растений

7.Чечина, О. Н.Сельскохозяйственнаябиотехнология : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. Н. Чечина. — 3-е изд., перераб. и доп. —Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 266 с. — (Профессиональное образование). — Текст : непосредственный.

Интернет-ресурсы:

1. www.it-n.ru

2. www.zavuch.info

3. www.1september.ru

4. http://school-collection.edu.ru

5. http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/ (микробиология)

6. myshared.ru (презентации по микробиологии)

 

Составитель программы:

 

Цуркова И.В.                                                                         _______________

Преподаватель спец. дисциплин


 

Скачано с www.znanio.ru