УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
от «16» августа 2021 г. ___________ И.А. Дикая
Протокол № 1 16 августа 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Экомир» (экология)
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год: 136 ч.
Возрастная категория: от 13 до 18 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 22440
Автор-составитель:
Коломойцева Марина Александровна
педагог дополнительного образования
ст. Камышеватская, 2021
Содержание программы
№ |
Наименование раздела, темы |
Стр. |
|
||
|
Введение |
3 |
1. |
Нормативно-правовая база |
|
2. |
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» |
3 |
2.1 |
Пояснительная записка программы. |
3 |
2.2 |
Цели и задачи. |
5 |
2.3 |
Содержание программы. |
6 |
2.4 |
Планируемые результаты. |
9 |
3. |
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических |
11 |
условий, включающий формы аттестации» |
||
3. 1. |
Календарный учебный график |
11 |
3. 2. |
Условия реализации программы. |
13 |
3. 3. |
Формы аттестации. |
14 |
3. 4. |
Оценочные материалы. |
14 |
3. 5. |
Методические материалы. |
15 |
3.6 |
Список литературы. |
16 |
3.7 |
Приложение 1. Протокол результатов итоговой аттестации обучающихся детского объединения 2021-2022 учебного года. |
17 |
Приложение 2. Оценочный лист. |
18 |
|
Приложение 3. Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения учащихся». |
19 |
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» разработана для учреждений дополнительного образования детей.
Программа призвана способствовать развитию нравственного потенциала детей, привлечению учащихся к познанию родной природы, вовлечению учащихся в практическую деятельность по охране природы.
1. Нормативно-правовая база
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
3. Приказ министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 553 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.20 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
8. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2020 г.
9. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 07 мая 2020 года № ВБ-967/04.
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций".
11. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования Ейский район, 2020 г.
12. Локальный акт «Режим занятий обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования Ейский район, 2020 г.
2. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
2.1 Пояснительная записка
Направленность. Программа относится к естественнонаучной направленности, способствует повышению экологической грамотности детей.
Новизна программы заключается во внутри- и межпредметной интеграции. Интегрированная программа «Экомир» объединяет области экологии, биологии, химии, научно-исследовательской деятельности, что особенно важно для всестороннего развития детей. Кроме этого, программа затрагивает экологические проблемы Краснодарского края и Ейского района. В процессе изучения учащимся предлагаются темы исследовательских работ и рефератов, над которыми работают при изучении разделов. Учащиеся привлекаются к исследовательской работе по оценке экологического состояния школьного помещения, пришкольного участка, улиц поселка и близлежащих территорий. Эта деятельность позволяет взглянуть на свою малую родину другими глазами.
Актуальность программы заключается в том, что она позволяет уравновесить аспекты интеллектуального, эстетического и физического воспитания и развития ребенка; способствует развитию у учащихся гуманистических ценностей, ориентаций и понимания возможности и необходимости личного вклада каждого гражданина в дело охраны и восстановления окружающей среды.
Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании экологической культуры ребенка, формировании условий для всестороннего развития личности, самоопределения и социализации в условиях современного общества. Приемы и методы работы направлены на формирование навыков исследовательской деятельности для развития наблюдательности, экологической грамотности, самостоятельности ребенка.
Отличительные особенности данной образовательной программы состоят во включении в программу различных методик получения экологических знаний, таких как исследовательская деятельность, проведение лабораторных и практических работ.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 13-18 лет. В объединение принимаются все желающие учащиеся, увлеченные биологией, химией, любящие природу, интересующиеся наукой и научными исследованиями, без предварительных испытаний. Количество обучающихся до 15 человек, возможно формирование как разновозрастных, так и групп одного возраста.
Программа рассчитана на детей разного уровня развития. В состав группы могут включаться одаренные дети. Возможно также зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья, если для их обучения не требуется создания специальных условий. Эти дети могут заниматься с основным составом объединения.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы - базовый.
Программа рассчитана на 1 год. На изучение программы отводится 136 часов. В рамках курса планируются экскурсии, практические занятия на местности и т.д.
Форма обучения: очная. В период возможных временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, программа предусматривает обучение детей с применением дистанционных технологий. В этом случае вносятся изменения в календарный учебный график, в расписание занятий в соответствии с рекомендациями.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного часа составляет 40 минут, перемена при двухчасовом занятии 10 минут. При дистанционном обучении продолжительность занятий 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса: состав группы на протяжении изучения программы постоянный. Возможно зачисление в объединение учащихся в течение учебного года после собеседования.
Форма и виды занятий по программе способствуют формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности и созданию конечного продукта – проекта. Для достижения результата проводятся практические и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, полевые занятия и экскурсии.
2.2 Цели и задачи
Цель программы.
- содействие развитию у обучающегося деятельностной компетенции через погружение в экологические проблемы современного общества.
Задачи:
Образовательные:
· изучение растений и животных ближайшего природного окружения, охраняемых животных и растений России и Краснодарского края, разнообразия живой природы, способов охраны природы;
· изучение связи между состоянием природы и здоровьем человека;
· приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций учащихся в выполнении научно-практических исследовательских работ;
· обучение навыкам самостоятельной исследовательской деятельности;
· обучение умению анализировать свою деятельность;
· изучение негативного влияния на природу экологических катастроф;
· изучение экологических проблем Ейского района.
Личностные:
· развитие исследовательских способностей, коммуникативных умений и навыков межличностного и делового общения;
· развитие умения анализировать предложенный материал и формировать свои мысли, умения донести свои идеи до слушателя;
· развитие правильной, грамотной речи;
· развитие познавательных способностей и индивидуальных наклонностей.
Метапредметные:
· формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности;
· развитие мотивации к исследовательской деятельности;
· формирование экологически грамотного отношения к природе;
· привитие любви к природе, к малой Родине.
2.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
собеседование |
2 |
Растения и животные ближайшего природного окружения |
20 |
2 |
4 |
|
3 |
Красная книга Краснодарского края |
18 |
2 |
8 |
|
4 |
Способы охраны природы |
10 |
2 |
4 |
|
5 |
Экологические проблемы малой родины. |
12 |
2 |
10 |
|
6 |
Экологические связи в живой природе |
12 |
|
2 |
Мини-проекты |
7 |
Охраняемые растения и животные России |
12 |
2 |
|
|
8 |
Экологический всеобуч |
14 |
2 |
2 |
|
9 |
Связь между состоянием природы и здоровьем человека |
16 |
2 |
4 |
|
10 |
Экологические катастрофы |
16 |
2 |
4 |
|
11 |
Итоговое занятие |
4 |
|
4 |
Итоговая аттестация – защита проекта |
|
Итого за год |
136 |
20 |
116 |
|
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с экологией. Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Практика: Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с колорадским жуком.
2. Растения и животные ближайшего природного окружения
Теория: Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся на территории поселка растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».
Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
Практика: Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных. Сбор материала для поделок из природного материала.
3. Красная книга Краснодарского края
Теория: Представители редких организмов (грибов, растений, животных) зубр, дрофа, фазан, пролески, подснежники, ятрышник многоточечный, цикламен.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих существ, необходимые меры их охраны.
Практика: Изготовление плакатов, буклетов, презентаций в защиту природы.
4. Способы охраны природы
Теория: Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Должанская коса и Ясенская переправа – уникальный природный заповедник.
Практика: Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны и мира
5. Экологические проблемы малой родины
Теория: Атмосфера – регуляторный механизм биосферы. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Парниковый эффект, его воздействие на климат. Состояние атмосферного воздуха Краснодарского края, города Ейска и Ейского района. Проблемы чистоты воздуха в п. Комсомолец. Современные способы очистки воздуха.
Водные ресурсы и их значение. Круговорот воды в природе. Антропогенное изменение водных ресурсов. Кислотные дожди. Оценка экологического состояния водных объектов Краснодарского края, меры по их устранению. Качество питьевой воды Ейского района и п. Комсомолец.
Почва, ее экологическое значение. Виды и источники загрязнения почв. Характеристика земельных ресурсов Краснодарского края. Уплотнение почв – одна из причин ее деградации. Загрязнение почв тяжелыми металлами, ядохимикатами, другие виды загрязнений. Проблемы почв Ейского района.
Химизация сельского хозяйства. Удобрения и их классификация. Средства химической защиты растений. Проблемы создания экологически чистой продукции. Проблемы экологизации сельского хозяйства Ейского района.
Проблемы лесного хозяйства. Уникальность лесного хозяйства Ейского района.
Практика: Способы охраны природы
6.Экологические связи в живой природе
Теория: Экологические связи в живой природе на примере парка. Понятие «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере парка или других примерах по усмотрению учителя). Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни парка: мышиный горошек – шмель – мышь - сова).
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух – осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи).
Практика: Построение экологической пирамиды
7. Охраняемые растения и животные России
Теория: Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мёртвая голова», жук-красотел, орёл-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира.
Практика: Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам
8. Экологический всеобуч
Теория: Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Практика: Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
9. Связь между состоянием природы и здоровьем человека
Теория: Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т.д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ).
Практика: Проведение опытов по очистке воды
10. Экологические катастрофы
Теория: Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережье. Исключение загрязнённого района из использования как место отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.
Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
Практика: Проведение бесед, диспутов, круглых столов по вопросам охраны окружающей среды.
11. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год. Подготовка к научной конференции.
Практика: Представление исследовательских проектов.
2.4 Планируемые результаты
Предметные результаты:
В процессе занятий объединения ребенок приобретет знания о растениях и животных ближайшего природного окружения; охраняемых животных и растениях России и Краснодарского края; разнообразии живой природы; способах охраны природы; о растительном и животном мире; основных экологических проблемах; научится правильно и красиво говорить, читать научные тексты.
Учащиеся получат навыки работы с научной литературой, в химической лаборатории; выполнения научно-практических исследовательских работ. В ходе индивидуальных занятий и занятий в малых группах ребята получат навыки исследовательской деятельности, работы с химическими реактивами, с живыми объектами, определят связи между состоянием природы и здоровьем человека.
Личностные результаты:
В ходе реализации образовательной программы обучающиеся разовьют исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получат и разовьют в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получат опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией, разовьют умения анализировать предложенный материал и формировать свои мысли, умения донести свои идеи до слушателя.
Метапредметные результаты:
Через работу в малых группах, через творчество и сотворчество учащиеся сформируют личностные качества, правильную, грамотную речь, разовьют творческие и познавательные способности и индивидуальные наклонности.
Обучающиеся через программу удовлетворят потребности в саморазвитии, самостоятельности, разовьют мотивацию к исследовательской деятельности, сформируют экологически грамотное отношение к природе, привьют любовь к природе, к малой Родине.
3. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график для очного обучения
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов и продолжительность занятия |
Форма проведения/организации занятия |
Место проведения занятия |
Примечание |
|
планируемая |
фактическая |
||||||
1. |
|
|
Вводное занятие. Экология как наука. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
2. |
|
|
Экологические факторы. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
3. |
|
|
Растительный мир Кубани |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
4. |
|
|
Животный мир Кубани |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
5. |
|
|
Растения и животные нашей местности |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
6. |
|
|
Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
7. |
|
|
Объяснение происхождения названий некоторых видов |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
8. |
|
|
Упражнения, закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
9. |
|
|
Сбор материала для поделок из природного материала. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Парк |
|
10. |
|
|
Определение видовой принадлежности растений |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
11. |
|
|
Определение видовой принадлежности животных |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
12. |
|
|
Представители редких организмов |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
13. |
|
|
Растения, занесенные в Красную книгу |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
14. |
|
|
Животные, занесенные в Красную книгу |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
15. |
|
|
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
16. |
|
|
Причины сокращения численности этих охраняемых организмов |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
17. |
|
|
Необходимые меры охраны редких организмов |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
18. |
|
|
Охраняемые природные территории |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
19. |
|
|
Изготовление плакатов, буклетов, презентаций в защиту природы. |
2 часа по 40 мин |
акция |
Уч.кабинет |
|
20. |
|
|
Путешествие по заповедникам |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
21. |
|
|
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
22. |
|
|
Памятники природы. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
23. |
|
|
Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
24. |
|
|
Должанская коса и Ясенская переправа – уникальный природный заповедник. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
25. |
|
|
Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны и мира |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
26. |
|
|
Атмосфера – регуляторный механизм биосферы. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
27. |
|
|
Состояние атмосферного воздуха Краснодарского края, города Ейска и Ейского района. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
28. |
|
|
Водные ресурсы и их значение. Круговорот воды в природе. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
29. |
|
|
Оценка экологического состояния водных объектов Краснодарского края |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
30. |
|
|
Уникальность лесного хозяйства Ейского района. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
31. |
|
|
Способы охраны природы |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
32. |
|
|
Экологические связи в живой природе на примере парка. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
33. |
|
|
Сеть питания, или пищевая сеть |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
34. |
|
|
Экологическая пирамида |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
35. |
|
|
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
36. |
|
|
Защитные приспособления у растений и животных |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
37. |
|
|
Построение экологической пирамиды |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
38. |
|
|
Охраняемые растения. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
39. |
|
|
Лекарственные растения. Охрана лекарственных растений. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
40. |
|
|
Охраняемые животные |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
41. |
|
|
Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
42. |
|
|
Примеры активных действий человека по охране животного мира |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
43. |
|
|
Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
44. |
|
|
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе |
2 часа по 40 мин |
акция |
Уч.кабинет |
|
45. |
|
|
Изготовление экологических памяток |
2 часа по 40 мин |
акция |
Уч.кабинет |
|
46. |
|
|
Подготовка и проведение бесед экологического содержания |
2 часа по 40 мин |
акция |
Уч.кабинет |
|
47. |
|
|
Подготовка и проведение экскурсии в природу |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Парк |
|
48. |
|
|
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека |
2 часа по 40 мин |
игра |
Уч.кабинет |
|
49. |
|
|
Загрязнители окружающей среды |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
50. |
|
|
Пути попадания вредных веществ в организм человека |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
51. |
|
|
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
52. |
|
|
Очистка воды бытовым фильтром |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
53. |
|
|
Использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
54. |
|
|
Проведение опытов по очистке воды |
2 часа по 40 мин |
акция |
Уч.кабинет |
|
55. |
|
|
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
56. |
|
|
Авария нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
57. |
|
|
Влияние нефти на обитателей моря и побережье |
2 часа по 40 мин |
экскурсия |
Уч.кабинет |
|
58. |
|
|
Исключение загрязнённого района из использования как место отдыха людей |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
59.
|
|
|
Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
60. |
|
|
Представление о радиоактивном загрязнении среды |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
61. |
|
|
Химическая эрозия почв |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
62. |
|
|
Сельское хозяйство, его роль в загрязнении окружающей среды |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
63. |
|
|
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
64. |
|
|
Значение прогнозов для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
65. |
|
|
Проведение бесед, диспутов, круглых столов по вопросам охраны окружающей среды. |
2 часа по 40 мин |
акция |
Уч.кабинет |
|
66. |
|
|
Подготовка проектов для конференции |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
67. |
|
|
Научно-исследовательская конференция |
2 часа по 40 мин |
конференция |
Уч.кабинет |
|
68. |
|
|
Итоговое занятие |
2 часа по 40 мин |
групповая |
Уч.кабинет |
|
При переходе в период возможных временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, на обучение с применением дистанционных технологий вносятся соответствующие изменения в календарный учебный график. Занятия проводятся на платформе ZOOM и в мобильном приложении WhatsApp. Продолжительность академического часа составляет 30 минут.
3.2. Условия реализации
Материально-техническое оснащение.
Для занятий необходим кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенный необходимым оборудованием;
стол преподавателя;
столы учащихся (из расчета один на два человека);
классная доска;
стулья;
ноутбук;
мультимедийный проектор;
микролаборатории;
микроскоп.
При переходе на дистанционное обучение: компьютер, ноутбук или планшет, подключение к интернету.
Кадровое обеспечение: для успешного решения поставленных в программе задач требуется педагог, умело использующий эффективные формы работы, имеющий творческое отношение к образовательному процессу.
Педагог должен иметь соответствующее образование: педагогическое, биологическое, экологическое. Личностные характеристики должны соответствовать требованиям специфики работы с детьми: коммуникативность, доброжелательность, педагогическая этика, активность.
3.3. Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Основной процедурой итоговой оценки достижения результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Промежуточный контроль проводится в форме собеседования.
Итоговая аттестация – защита проекта.
Формы контроля:
собеседования, индивидуальные консультации, беседа, тестирование и анкетирование, наблюдения, итоговые занятия.
При дистанционном обучении проводится выставка в режиме онлайн или офлайн.
3.4. Оценочные материалы
Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: участие обучающихся в научно-исследовательских и проектных конкурсах и итоговые конференции. Работы детей оцениваются по оценочным листам (Приложение 2), где учитываются следующие критерии: техника исполнения работы, оригинальность мышления, новизна идеи, выразительность и эстетика оформления.
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов заполняется диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения учащихся» (Приложение 3).
Степень выраженности оцениваемого качества: «высокий уровень», «средний уровень» и «низкий уровень».
Критерии выставления оценки «высокий уровень»:
Оценки «высокий уровень» заслуживает учащийся:
- показавший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, демонстрирующий систематический характер знаний по предмету.
Критерии выставления оценки «средний уровень»:
- показавший достаточное знание учебного материала, умеющий выполнять задания, предусмотренные программой.
Критерии выставления оценки «низкий уровень»:
Оценка «низкий уровень» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
При переходе в период возможных временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, на обучение с применением дистанционных технологий для оценки знаний обучающихся будут использоваться следующие формы контроля: участие обучающихся в творческих онлайн-конкурсах, онлайн-опрос. Отслеживание результатов осуществляется через фотоотчёты по WhatsApp. Формируется фото- и видеоролики, которые размещаются на сайте учреждения и в сети интернет.
3.5. Методические материалы
Описание методов обучения: при проведении занятий используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный, информационно-коммуникативный и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Описание технологий: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.
Для реализации технологий проводится работа с учебной и научной литературой, использование компьютерной техники и Интернета. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с живыми объектами и микроскопами. Обучаемые получают элементарные навыки работы с природными объектами, знакомятся с основными приемами наблюдения за живой природой, учатся работать с микроскопом. К концу обучения учащиеся могут самостоятельно провести наблюдение за живым объектом, составить отчет о наблюдении. На этом этапе у ребят формируется желание вести научные исследования.
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, использование ТСО, наблюдение, эксперимент, выполнение лабораторных работ, научно-исследовательская деятельность, научно-практические конференции и семинары в том числе в режиме онлайн или офлайн
1. Лекция – доведение до учащихся основных знаний по программе курса.
2. Индивидуальные занятия - обучение самостоятельной работе по выполнению научно-исследовательского проекта, индивидуальная исследовательская деятельность.
3. Проведение мероприятий (других форм)- публичное выступления.
4. Воспитательные формы работы- беседы, посещение различных мероприятий, совместные праздники, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, игры, викторины.
5. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на праздники (мероприятия).
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Тематика и формы методических материалов:
комплект гербариев;
таблицы;
микропрепараты по ботанике, биологии и зоологии;
микролаборатории;
магнитные плакаты.
Информационное обеспечение:
мультимедийные презентации;
образовательные диски (интерактивное учебное приложение)
Алгоритм учебного занятия:
Занятие включает в себя несколько этапов:
Общая часть: организационный момент, постановка темы занятия, применяемые методы и приемы, форма занятия.
Организационная структура:
1. Актуализация знаний, способов действия, форм достижения результатов.
2. Создание проблемной ситуации, вопросы, материалы,
3. Целеполагание, постановка целей и задач занятия.
4. Открытие нового знания, применение приемов и навыков работы, формирование умений, навыков по изучению нового материала.
5. Учебные действия по реализации цели и задач занятия.
Рефлексия: объективная оценка достигнутых результатов, работа над ошибками.
3.6. Список литературы
Литература для педагога
1. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Учитель, 2015 г.
2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва 2014 г.
3. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. Москва, 2014 г.
Литература для учащихся
1. Опытническая и исследовательская работа в школе. 1 и 2 том. Краснодар, 2014 г.
2. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. Детская литература 2015 г.
3.7 Приложения
Приложение 1
ПРОТОКОЛ
результатов итоговой аттестации учащихся
детского эколого-биологического объединения 20__- 20__учебного года
Дата проведения _______________ 20__ года.
Название детского объединения «________»
Ф.И.О. педагога _________________________
Номер группы __ год обучения __
Форма проведения защита проекта
Члены аттестационной комиссии ___________________________________
__________________________________________________________________
Результаты итоговой аттестации
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Итоговая оценка |
1. |
|
|
Всего аттестовано _____ человек учащихся.
Из них по результатам аттестации: высокой уровень ____ чел.,
средний уровень ____ чел., низкий уровень___ чел.
По результатам итоговой аттестации ____ учащихся полностью выполнили дополнительную общеобразовательную программу.
Подпись педагога _______________
Подписи членов аттестационной комиссии : ___________
Приложение 2
Оценочный лист
(эколого-биологическое направление)
Дата ________________ 2022 год
Название объединения __________________________________________
Педагог _________________________________________________
Группа № _____, год обучения _________
Все критерии оцениваются в 5-ти балльной системе
№ |
Фамилия, имя обучающегося |
Актуальность и новизна работы |
Оформление работы |
Логичность изложения материала |
Наглядность, личный вклад в работу |
Правильность постановки целей и задач проекта |
Уровень представленной работы |
Итоговая оценка |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Диагностическая карта
мониторинг результативности обучения
по программе__________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (72 ч.)
№ п/п |
ФИО учащегося |
Планируемые результаты |
Критерий |
Вывод на 15.09. 2021 г. |
Вывод на 31.05. 2021 г. |
||||||||||||||
|
|
Предметный результат |
Знание понятийного аппарата, используемого при реализации программы |
Знание первичной систематизации представлений о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека ценности |
Знание моделями экосистем реальной экологической деятельности с доступными объектами природы |
Знание теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства в природу при решении житейских проблем |
Практическое овладение системными знаниями о взаимодействии человека, природы и общества, об альтернативных способах разрешения экологических проблем, предотвращении нежелательных последствий антропогенных влияний на природу. |
Умение пользоваться экологическим мониторингом: биоиндикация, физико-химические методы |
Умение проводить исследовательскую деятельность в рамках разработки экологических проектов |
|
|
||||||||
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание обучения |
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание
|
|
|
||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий |
Высокий |
|
Степень выраженности оцениваемого качества:
Высокий уровень (3 б.):
учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой.
Средний уровень (2б.): учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой
Низкий уровень (1 б.): учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой
Диагностическая карта
мониторинг результативности обучения
по программе__________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (72 ч.)
№ п/п |
ФИО учащегося |
Планируемые результаты |
Критерий
|
Вывод на 15.09. 2021 г. |
Вывод на 31.05. 2021 г. |
|||||||
|
|
Метапредметные результат |
Уровень сформированности представлений о правилах и нормах взаимодействия с природой |
Оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности |
Уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения |
Уровень ценностной ориентации по отношению к природе |
|
|
||||
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
На начало обучения
|
На окончание обучения |
На начало обучения
|
На окончание обучения
|
|
|
|||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий |
Высокий |
Степень выраженности оцениваемого качества:
Высокий уровень (3 б.):
учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой.
Средний уровень (2б.): учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой
Низкий уровень (1 б.): учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.