МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА (УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ) НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ)
Карасева Зинаида Алексеевна
МБОУ СОШ №1 города Задонска
Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
Цель урока: развитие учебных знаний об особенностях строения, жизнедеятельности, среды обитания высших споровых растений: мхов, папоротников, хвощей, плаунов, а также понятий, непосредственно связанных с ними: предросток (протонема), заросток, вайи, архегонии, антеридии, спороносный колосок, спорангии.
Формирование УУД:
Личностные УД: действие смыслообразования.
Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Дидактические материалы: карточки – инструктажи для работы в группе, задания для фиксации затруднения, карточки для индивидуальной самостоятельной работы (со сверкой по образцу), информационные листы.
Оборудование: таблицы: Мхи, Папоротники, Хвощи, Плауны, гербарий высших споровых растений, на которых указан отдел и вид. Видеофрагмент «Размножение мхов», презентация к уроку.
Ход работы:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Что изучает наука биология? (Биология – наука о растениях). По каким признакам растения делят на низшие и высшие? (Низшие не имеют тканей, их тело не разделено на органы, высшие растения имеют ткани и органы). Какие растения называют споровыми? (Растения, размножающиеся с помощью спор). Что такое спора? (В биологической науке спорами принято называть специализированные клетки, предназначенные для размножения и расселения).
Работа в малых группах.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Строение высших споровых растений». Прочитайте инструктивную карточку.
Инструктивная карточка.
Практическая работа «Изучение строения мхов, папоротников, хвощей, плаунов».
Цель: выявление особенностей строения высших споровых растений: мха -кукушкин лён, папоротника - скребницы миниатюрной, хвоща полевого, плауна булавовидного.
1. Используя гербарный материал и таблицы, сравните внешнее строение растений, найдите стебель, листья, корневище, придаточные корни.
2. У каких растений обнаружили только листья и стебель? У каких растений имеются органы перечисленные в пункте 1? Какие функции выполняют эти органы?
3. Сделайте вывод о сходстве и различии кукушкина льна и скребницы миниатюрной, хвоща полевого, плауна булавовидного.
4. Можно ли скребницу миниатюрную отнести к Моховидным? Почему? ( Скребницу миниатюрную нельзя отнести к моховидным, так как у неё имеются корневище и корни, у мхов нет корневища и корней).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Давайте с вами повторим изученное.
Вы уже можете дать характеристику водорослей? (учащиеся отвечают на вопросы: - Что представляют из себя растения этого отдела? Как размножаются водоросли? На слайде определить виды водорослей? (Распознают представителей водорослей, называют их).
С целью обобщения знаний учащиеся делают вывод о водорослях.(Водоросли – низшие растения, размножаются вегетативно и с помощью спор, в жизненном цикле преобладает поколение гаметофит).
Учитель предлагает заполнить таблицу: Высшие споровые растения. (учащиеся выходят к доске, прикрепляют листы с надписями).
Отдел |
Органы |
спорофит |
гаметофит |
представители |
Моховидные |
Стебель, листья |
|
|
Кукушкин лён, сфагнум, моршанция |
Папоротниковидные |
Стебель, листья, корневище, придаточные корни |
|
|
Скребница миниатюрная, папоротник -орляк |
Хвощевидные |
Стебель, листья, корневище, придаточные корни |
|
|
Хвощ полевой |
Плауновидные |
Стебель, листья, корневище, придаточные корни |
|
|
Плаун булавовидный |
- Достаточно, ли у вас информации о высших споровых растениях?
-Предложите тему урока (Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны)
- Какую цель вы поставите перед собой? (Изучить особенности строения, жизнедеятельности мхов, папоротников, хвощей, плаунов. Познакомиться с представителями этих отделов).
Тема записывается на доске и в рабочих листах. Высшие споровые растения. Папоротники. Практическая работа «Изучение строения папоротника».
Задание. Продолжаем работать с таблицей. Попробуйте, заполнить чистые строки знаками «плюс» (я знаю) или «вопрос» (не знаю или сомневаюсь).
- Поднимите руки, у кого стоит вопрос! В чем ваше затруднение? (Я пока не могу определить что является спорофитом у этих растений, и что представляет собой их гаметофит.)
- Поднимите руки, кто расставил «плюсы»? Вы можете свой выбор обосновать? В чем ваше затруднение? (Я пока не могу обосновать, так как папоротники относятся к другому отделу растений).
3. Выявление места и причины затруднения.
- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?
Одни не знают, что представляет собой гаметофит и спорофит, другие не имеют эталона знаний, чтобы обосновать, что представляют собой растения этих отделов.
Учащиеся проговаривают вслух:
(«Я не знаю, что представляет у этих растений гаметофит, а что является спорофитом»).
(«У меня нет эталона, чтобы обосновать, что представляют собой растения этих отделов).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель обращается к классу. Класс делится на две группы. (Первая группа изучает мхи; вторая группа изучает папоротники, хвощи, плауны). На столах таблички с надписью отдела и наукой, изучающей данные растения. Мохообразные. (Бриология – наука о мхах) Папоротники. Хвощи, Плауны (Птеридология - наука о папоротниковидных).
Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать о мхах, их особенностях и где их можно встретить?
− Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать о папоротниковидных: папоротниках, хвощах, плаунах их особенностях и где их можно встретить?
- Из каких источников будем использовать информацию? (учебник, информационные листы, гербарии, иллюстрации). (Учащиеся приступают к работе в группах)
5. Реализация построенного проекта.
Класс работает с текстом параграфа, информационными листами, гербарием.
Учащиеся получили следующую информацию из различных источников.
Учитель включает видеофрагмент о размножении мхов.
Далее учитель консультирует учащихся о жизненном цикле папоротников. Спрашивая, помнят, ли учащиеся что такое жизненный цикл, спорофит, гаметофит, спора, гаметы. Учитель уточняет определения, данные учащимися, в случае их ошибки, некоторые предлагает исправить учащимся, если они поднимают руку.
Жизненный цикл. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование поколений полового и бесполого с преобладанием последнего.
Бесполое поколение представлено спорофитом - многолетним травянистым растением, на котором образуются споры. Половое поколение представлено заростком – зеленой многоклеточной фотосинтезирующей пластинкой или нитью. Оплодотворение папоротников связано с водой.
После чего учитель предлагает выполнить задание
- На слайде текст, в котором пропущены слова. Вставьте в текст пропущенные слова.
Мхи, папоротники, хвощи, плауны – это …………. ………… растения. Для их размножения необходима ……. , поэтому они растут …. ………. .
В жизненном цикле мхов преобладает поколение ………., оно представлено ……. ……… растением. Спорофит представлен …… .. спорами. У папоротников хвощей и плаунов в жизненном цикле преобладает поколение ……….. Растения этого поколения имеют …………. Поколение гаметофит преставлено ………. .
Происходит фронтальное обсуждение результатов самостоятельной работы и фиксация следующего эталона.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель предлагает заполнить таблицу, с заполнением которой учащиеся не справились в начале урока. в начале урока. Таблица размещена на доске и на партах на рабочих листах, учащиеся заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя. Фронтальная беседа.
1. Какие усложнения в строении органов появились в процессе эволюции у папоротников, хвощей и плаунов, по сравнению со мхами? (корневище, придаточные корни, стебель имеет хорошо развитую проводящую систему.).
2. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников, хвощей и плаунов? (поколение спорофит).
3. Что представляет собой у папоротниковидных поколение гаметофит?
4. Какие представители мхов и папоротниковидных встречаются в наших лесах? (Щитовник мужской). Какие виды папоротников человек использует как декоративные растения? (Нефролепис).
Отдел |
Органы |
спорофит |
гаметофит |
представители |
Моховидные |
Стебель, листья |
Нить, коробочка со спорами |
Листостебельное растение |
Кукушкин лён, сфагнум, маршанция |
Папоротники |
Стебель, листья, корневище, придаточные корни |
Зелёное растение |
заросток |
Орляк, щитовник мужской |
Хвощи |
Стебель, листья, корневище, придаточные корни |
Зелёное растение |
заросток |
Хвощ полевой |
Плауны |
Стебель, листья, корневище, придаточные корни |
Зелёное растение |
заросток |
Плаун булавовидный |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Ответить на вопросы карточки.
1. Рассмотрите рисунок, на котором показан цикл развития папоротника.
2. Напишите, что указано цифрами 1 – 10.
3. Чем отличается строение папоротника от строения мхов?
4. Что развивается из зиготы папоротника?
Самопроверка проводится по образцу, представленному на слайде.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель предлагает решить биологическую задачу.
Известно, что 12 тыс. видов современных папоротников произрастают в тропиках, а 6 тыс. видов встречается в лесах умеренных широт. Практически нет папоротников в степях и пустынях. Почему? Обоснуйте свой ответ. (Папоротникам для размножения необходима вода. Папоротники произошли в мезозойскую эру, когда на Земле был мягкий влажный климат, как сейчас наблюдается в тропиках).
На слайде размещено задание: (продолжите фразу)
У мхов:
Жизненная форма:
(многолетние травянистые растения, очень низкие)
У Папоротниковидных:
Жизненная форма:
(многолетние травянистые растения. Встречаются и древовидные папоротники до 25 метров высотой.)
Среда обитания высших споровых растений:
( Тенистые влажные места (леса, овраги, болота) Встречаются и засухоустойчивые виды и водные растения)
Внешнее строение высших споровых растений:
(высшие растения, имеет стебли, листья и придаточные корни, у мхов имеются только стебель и листья). Листья папоротников – вайи состоят из черешка и рассеченной пластинки, выполняют функцию фотосинтеза и спороношения. Стебель слабо развит..
Внутреннее строение (развитие тканей):
(у мхов плохо развиты ткани. У папоротниковидных хорошо развитые проводящие, покровные и механические ткани).
Питание:
( Автотрофы, питаются в процессе фотосинтеза, так как листья содержат хлорофилл. У папоротников листья еще выполняют функцию спороношения).
Размножение:
( половое и бесполое - спорами и вегетативным способом).
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель вы ставили на уроке?
- Достигли вы поставленной цели? Обоснуйте.
- Какие трудности возникали при выполнении заданий?
- Смогли преодолеть трудности?
- Какое задание вам помогло преодолеть трудности?
Домашнее задание:
Параграф 21, прочитать, пересказать. Выучить новые понятия. Найти легенду о папоротниках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.