МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ)
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
10 кл—11 кл +1
13.05.2020
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ)
Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон. Цель урока: развитие учебных знаний об особенностях строения, жизнедеятельности, среды обитания высших споровых растений: мхов, папоротников, хвощей, плаунов, а также понятий, непосредственно связанных с ними: предросток (протонема), заросток, вайи, архегонии, антеридии, спороносный колосок, спорангии.
урок биологии 5 класс.docx

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА (УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ) НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ)

Карасева Зинаида Алексеевна

МБОУ СОШ №1 города Задонска

Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

Цель урока: развитие учебных знаний об особенностях строения, жизнедеятельности, среды обитания высших споровых растений: мхов, папоротников, хвощей, плаунов, а также понятий, непосредственно связанных с ними: предросток (протонема), заросток, вайи, архегонии, антеридии, спороносный колосок, спорангии.

Формирование УУД:

Личностные УД: действие  смыслообразования.

Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Дидактические материалы: карточки – инструктажи для работы в группе, задания для фиксации затруднения, карточки для индивидуальной самостоятельной работы (со сверкой по образцу), информационные листы.

Оборудование: таблицы: Мхи, Папоротники, Хвощи, Плауны, гербарий высших споровых растений, на которых указан отдел и вид. Видеофрагмент «Размножение мхов», презентация к уроку.

                                               Ход работы:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Что изучает наука биология?  (Биология – наука о растениях). По каким признакам растения делят на низшие и высшие? (Низшие не имеют тканей, их тело не разделено на органы, высшие растения имеют ткани и органы). Какие растения называют споровыми? (Растения, размножающиеся с помощью спор). Что такое спора? (В биологической науке спорами принято называть специализированные клетки, предназначенные для размножения и расселения).

Работа в малых группах.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Строение высших споровых растений». Прочитайте инструктивную карточку.

                                          Инструктивная карточка.

Практическая работа «Изучение строения мхов, папоротников, хвощей, плаунов».

Цель: выявление особенностей  строения высших споровых растений: мха -кукушкин лён, папоротника - скребницы миниатюрной, хвоща полевого, плауна булавовидного.

1. Используя гербарный материал и таблицы, сравните внешнее строение растений, найдите стебель, листья, корневище, придаточные корни.

2. У каких растений обнаружили только листья и стебель? У каких растений имеются органы перечисленные в пункте 1? Какие функции выполняют эти органы?

3. Сделайте вывод о сходстве и различии кукушкина льна и скребницы миниатюрной, хвоща полевого, плауна булавовидного.

4. Можно ли скребницу миниатюрную отнести к Моховидным? Почему?             ( Скребницу миниатюрную нельзя отнести к моховидным, так как у неё имеются корневище и корни, у мхов нет корневища и корней).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Давайте с вами повторим изученное.

Вы уже можете дать характеристику водорослей? (учащиеся отвечают на вопросы: - Что представляют из себя растения этого отдела? Как размножаются водоросли? На слайде определить виды водорослей? (Распознают представителей водорослей, называют их).

С целью обобщения знаний учащиеся делают вывод о водорослях.(Водоросли – низшие растения, размножаются вегетативно и с помощью спор, в жизненном цикле преобладает поколение гаметофит).

  Учитель предлагает заполнить таблицу: Высшие споровые растения. (учащиеся выходят к доске, прикрепляют листы с надписями).

 

Отдел

Органы

спорофит

гаметофит

представители

Моховидные

Стебель, листья

 

 

Кукушкин лён, сфагнум, моршанция

Папоротниковидные

Стебель, листья, корневище, придаточные корни

 

 

Скребница миниатюрная, папоротник -орляк

Хвощевидные

Стебель, листья, корневище, придаточные корни

 

 

Хвощ полевой

Плауновидные

Стебель, листья, корневище, придаточные корни

 

 

Плаун булавовидный

 

- Достаточно, ли у вас информации о высших споровых растениях?

-Предложите тему урока (Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны)

- Какую цель вы поставите перед собой? (Изучить особенности строения, жизнедеятельности мхов, папоротников, хвощей, плаунов. Познакомиться с представителями этих отделов).

Тема записывается на доске и в рабочих листах. Высшие споровые растения. Папоротники. Практическая работа «Изучение строения папоротника».

Задание. Продолжаем работать с таблицей. Попробуйте, заполнить чистые строки знаками «плюс» (я знаю) или «вопрос» (не знаю или сомневаюсь).

- Поднимите руки, у кого стоит вопрос!  В чем ваше затруднение? (Я пока не могу определить что является спорофитом у этих растений, и что представляет собой их гаметофит.)

- Поднимите руки, кто расставил «плюсы»? Вы можете свой выбор обосновать? В чем ваше затруднение? (Я пока не могу обосновать, так как папоротники относятся к другому отделу растений).

 3. Выявление места и причины затруднения.

- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?

Одни не знают, что представляет собой гаметофит и спорофит, другие не имеют эталона знаний, чтобы обосновать, что представляют собой растения этих отделов.

Учащиеся проговаривают вслух:

(«Я не знаю, что представляет у этих растений гаметофит, а что  является спорофитом»).

(«У меня нет эталона, чтобы обосновать, что представляют собой растения этих отделов).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель обращается к классу. Класс делится на две группы. (Первая группа изучает мхи; вторая группа изучает папоротники, хвощи, плауны). На столах таблички с надписью отдела и наукой, изучающей данные растения. Мохообразные. (Бриология – наука о мхах) Папоротники. Хвощи, Плауны (Птеридология - наука о папоротниковидных).

Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать о мхах, их особенностях и где их можно встретить?

− Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать о папоротниковидных: папоротниках, хвощах, плаунах их особенностях и где их можно встретить?

- Из каких источников будем использовать информацию? (учебник, информационные листы, гербарии, иллюстрации). (Учащиеся приступают к работе в группах)

5. Реализация построенного проекта.

Класс работает с текстом параграфа, информационными листами, гербарием.

Учащиеся получили следующую информацию из различных источников.  

Учитель включает видеофрагмент о размножении мхов.

Далее учитель консультирует учащихся о жизненном цикле папоротников. Спрашивая, помнят, ли учащиеся что такое жизненный цикл, спорофит, гаметофит, спора, гаметы. Учитель уточняет определения, данные учащимися, в случае их ошибки, некоторые предлагает исправить учащимся, если они поднимают руку.

Жизненный цикл. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование поколений полового и бесполого с преобладанием последнего.

Бесполое поколение представлено спорофитом  - многолетним травянистым растением, на котором образуются споры. Половое поколение представлено заростком – зеленой многоклеточной фотосинтезирующей пластинкой или нитью. Оплодотворение папоротников связано с водой.

После чего учитель предлагает выполнить задание

- На слайде текст, в котором пропущены слова. Вставьте в текст пропущенные слова.

Мхи, папоротники, хвощи, плауны – это ………….    ………… растения. Для их размножения необходима ……. , поэтому они растут …. ………. .

В жизненном цикле мхов преобладает поколение ………., оно представлено ……. ……… растением. Спорофит представлен …… .. спорами. У папоротников хвощей и плаунов в жизненном цикле преобладает поколение ……….. Растения этого поколения имеют …………. Поколение гаметофит преставлено ………. .

Происходит фронтальное обсуждение результатов самостоятельной работы и фиксация следующего эталона.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель предлагает заполнить таблицу, с заполнением которой учащиеся не справились в начале урока. в начале урока. Таблица размещена на доске и на партах на рабочих листах, учащиеся заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя. Фронтальная беседа.

1. Какие усложнения в строении органов появились в процессе эволюции у папоротников, хвощей и плаунов, по сравнению со мхами? (корневище, придаточные корни, стебель имеет хорошо развитую проводящую систему.).

2. Какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников, хвощей и плаунов? (поколение спорофит).

3. Что представляет собой у папоротниковидных поколение гаметофит?

4. Какие представители мхов и папоротниковидных встречаются в наших лесах? (Щитовник мужской). Какие виды папоротников человек использует как декоративные растения? (Нефролепис).

 

Отдел

Органы

спорофит

гаметофит

представители

Моховидные

Стебель, листья

Нить, коробочка со спорами

Листостебельное растение

Кукушкин лён, сфагнум, маршанция

Папоротники

Стебель, листья, корневище, придаточные корни

Зелёное растение

заросток

Орляк, щитовник мужской

Хвощи

Стебель, листья, корневище, придаточные корни

Зелёное растение

заросток

Хвощ полевой

Плауны

Стебель, листья, корневище, придаточные корни

Зелёное растение

заросток

Плаун булавовидный

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Ответить на вопросы карточки.

1. Рассмотрите рисунок, на котором показан цикл развития папоротника.

  2. Напишите, что указано цифрами 1 – 10.

2цикл3. Чем отличается строение папоротника от строения мхов?

4. Что развивается из зиготы папоротника?

Самопроверка проводится по образцу, представленному на слайде.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель предлагает решить биологическую задачу.

Известно, что 12 тыс. видов современных папоротников произрастают в тропиках, а 6 тыс. видов встречается в лесах умеренных широт. Практически нет папоротников в степях и пустынях. Почему? Обоснуйте свой ответ. (Папоротникам для размножения необходима вода. Папоротники произошли в мезозойскую эру, когда на Земле был мягкий влажный климат, как сейчас наблюдается в тропиках).

На слайде размещено задание: (продолжите фразу)

У мхов:

Жизненная форма:

(многолетние травянистые растения, очень низкие)

У Папоротниковидных:

Жизненная форма:

(многолетние травянистые растения. Встречаются и древовидные папоротники до 25 метров высотой.)

Среда обитания высших споровых растений:

( Тенистые влажные места (леса, овраги, болота) Встречаются и засухоустойчивые виды и водные растения)

Внешнее строение высших споровых растений:

(высшие растения, имеет стебли, листья и придаточные корни, у мхов имеются только стебель и листья). Листья папоротников – вайи состоят из черешка и рассеченной пластинки, выполняют функцию фотосинтеза и спороношения. Стебель слабо развит..

 Внутреннее строение (развитие тканей):

(у мхов плохо развиты ткани. У папоротниковидных хорошо развитые проводящие, покровные и механические ткани).

Питание:

( Автотрофы, питаются в процессе фотосинтеза, так как листья содержат хлорофилл. У папоротников листья еще выполняют функцию спороношения).

Размножение:

( половое и бесполое  - спорами и вегетативным способом).

9. Рефлексия учебной деятельности.

-  Какую цель вы ставили на уроке?

-  Достигли вы поставленной цели? Обоснуйте.

- Какие трудности возникали при выполнении заданий?

- Смогли преодолеть трудности?

- Какое задание вам помогло преодолеть трудности?

Домашнее задание:

Параграф 21, прочитать, пересказать. Выучить новые понятия. Найти легенду о папоротниках.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА (УЧЕБНОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА (УЧЕБНОГО

Работа в малых группах. - Сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Строение высших споровых растений»

Работа в малых группах. - Сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу «Строение высших споровых растений»

Хвощевидные Стебель, листья, корневище, придаточные корни

Хвощевидные Стебель, листья, корневище, придаточные корни

Из каких источников будем использовать информацию? (учебник, информационные листы, гербарии, иллюстрации)

Из каких источников будем использовать информацию? (учебник, информационные листы, гербарии, иллюстрации)

Отдел Органы спорофит гаметофит представители

Отдел Органы спорофит гаметофит представители

Учитель предлагает решить биологическую задачу

Учитель предлагает решить биологическую задачу
Скачать файл