Тема: Генетика и теория эволюции.
Цели: изучить основные понятиями науки «популяционная генетика», показать связь между генетикой и эволюционным учением, роль знаний по генетике в изучении вопросов эволюции, развивать мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, решать задачи, постепенно формировать научное мировоззрение.
Оборудование: раздаточный материал (задачи)
Ход урока.
1 Актуализация знаний.
Перечислить основные положения эволюции (наследственная изменчивость, естественный отбор, популяция).
- какой процесс поставляет материал для эволюции
- какой фактор эволюции является основным
- что является единицей эволюционного процесса?
2 Изучение нового материала.
Популяционная генетика .
Популяционная генетика – наука, занимающаяся изучением эволюционных процессов в генетике. Она зародилась в начале 20 века. С.С. Четвериков в 1926 году написал работу «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики», которая послужила началом создания Современной Теории эволюции, объединившей генетику и учение Дарвина. Популяционная генетика является составной частью данной теории и занимается выяснением механизмов микроэволюции (процесс, связанный с образованием новых видов).
Объединение особей в популяцию обеспечивается их свободным скрещиванием – панмексией (все смешивание). Каждая особь имеет одинаковые шансы на спаривание. Причём панмексия внутри популяции всегда выше, что приводит к обмену генами в ней, формируя генофонд (совокупность генов) популяции. Важнейшей особенностью генофонда является его неоднородность, так как он определяется частотой встречаемости генов или генотипов.
Проблемный вопрос.
В19 веке английский инженер Дженкинс высказал сомнение в том, что возникающие изменения признаков могут иметь значение для эволюции. Единичные особи, несущие полезные изменения, скрещиваются с нормальными, не имеющими отклонений.
В результате число отклонений у потомков в 1-ом поколении уменьшается, по меньшей мере, вдвое, во 2-ом – вчетверо и.т.д. Постепенно уклонение становится столь редким, что не может играть никакой роли в эволюции.
- Прав ли был Дженкинс? (Уч-ся высказывают свои предположения)
1.Частота генов и генотип.
Английский математик Дж. Харди и немецкий генетик Вайнберг сформулировали закон о частотах встречаемости генотипов в генофондах популяций.
Если частоту встречаемости рецессивного гена обозначить через q, а доминантного гена через p,то генофонд популяции можно выразить следующим образом: p+q =1, где 1=100%. А если выразить частоту встречаемости генотипа с помощью решётки Пеннета:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
то можно получить квадратное уравнение: (p+q)2 =p2 +2pq+q2=1 – это уравнение Харди-Вайнберга.
Идеальные условия
1. Неограниченно большая численность;
2. Свободное скрещивание (панмиксия);
3. Отсутствие естественного отбора;
4. Отсутствие мутационного процсса;
5. Отсутствие миграций.
Закон Харди-Вайнберга – в популяции устанавливается генотипическое равновесие (частоты генов и генотипов остаются неизменными из поколения в поколение).
Но закон Харди-Вайнберга характерен только для идеальной популяции, в которой выполняются условия:
- большие размеры популяции
- панмексия неограниченна
- отсутствие мутаций
- отсутствие естественного отбора
- нет миграций из других популяций
На основе этих условий можно сделать вывод, что закон Харди-Вайнберга в природе не выполняется, но он имеет большое значение в практике сельского хозяйства, в селекции и в медицине. Так, с помощью него можно определить и предположить процессы, происходящие в популяции.
В идеальной популяции из поколения в поколение сохраняется строго определенное соотношение частот доминантных и рецессивных генов (1), а также соотношение частот генотипических классов особей (2).
p + q = 1, (1)
р2 + 2pq + q2 = 1, (2)
где p — частота встречаемости доминантного гена А; q — частота встречаемости рецессивного гена а;
р2 — частота встречаемости гомозигот по доминанте АА;
2pq — частота встречаемости гетерозигот Аа;
q2 — частота встречаемости гомозигот по рецессиву аа.
Задача 1
Среди 8400 растений одного из сортов ржи 21 растение имело рецессивный признак альбинизма. Рассчитайте частоты аллелей альбинизма и нормальной пигментации, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
Решение:
1) частота растений с альбинизмом составляет 21/8400=0,0025;
2) альбинизм имеют растения с генотипом аа, в равновесной популяции доля таких растений составляет q2;
3) частота аллеля q в популяции составляет 0,05;
4) частота аллеля p в популяции составляет 1- q = 0,95;
5) частота генотипа Аа в равновесной популяции составляет 2pq = 0,095
6) частота генотипа AA в равновесной популяции p2 = 0,9025.
Задача 2
В одной из человеческих популяций курчавые волосы имеют каждый шестнадцатый. Рассчитайте частоты аллелей курчавых и прямых волос в популяции, а также частоты всех возможных фенотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди – Вайнберга. Ответ поясните.
Решение:
1) частота людей с курчавыми волосами составляет 1/16=0,0625;
2) курчавые волосы имеют люди с генотипом АА, в равновесной популяции доля таких людей составляет p2;
3) частота аллеля p в популяции составляет 0,25;
4) частота аллеля q в популяции составляет 1- p = 0,75;
5) частота волнистых волос (генотип Аа) в равновесной популяции составляет 2pq = 0,375
6) частота прямых волос (генотип аа) в равновесной популяции q2 = 0,5625.
Закрепление (решение задач)
Праворукость у человека – аутосомный доминантный признак. В популяции 4200 человек из обследованных имели ведущую правую руку, а 800 – левую. Рассчитайте частоты аллелей праворукости и леворукости, а также частоты всех возможных генотипов, если принять, что популяция находится в равновесии Харди – Вайнберга. Ответ поясните.
Решение:
1) частота леворуких людей составляет 800/(800+4200)=0,16;
2) леворукие люди имеют генотип аа, в равновесной популяции доля таких особей составляет q2;
3) частота аллеля q в популяции составляет 0,4;
4) частота аллеля p в популяции составляет 1- q = 0,6;
5) частота генотипа Аа (праворукие, гетерозиготы) в равновесной популяции составляет 2pq = 0,48
6) частота генотипа AA (праворукие, гомозиготы) в равновесной популяции p2 = 0,36.
В лаборатории популяции дрозофил 96% особей имеют аутосомно – доминантный признак серого цвета тела. Рассчитайте частоты аллелей черного и серого тела, а также частоты всех возможных генотипов, если принять, что популяция находится в равновесии Харди – Вайнберга. Ответ пасните.
Решение:
1) частота дрозофил с чёрным телом составляет 100% - 96% = 4% (0,04)
2) чёрное тело имеют дрозофилы с генотипом аа, , в равновесной популяции доля таких особей составляет q2;
3) частота аллеля q в популяции составляет 0,2;
4) частота аллеля p в популяции составляет 1- q = 0,8;
5) частота генотипа Аа (серое тело, гетерозиготы) в равновесной популяции составляет 2pq = 0,32
6) частота генотипа AA (серое тело, гомозиготы) в равновесной популяции p2 = 0,64.
Задание на дом.
решить
задачу: В популяции безродных собак города Владивостока было найдено 245
животных коротконогих и 24 с нормальными ногами. Коротконогость у собак - А,
нормальная длина ног – а. Определить частоту аллелей А и а и генотипов АА, Аа,
аа в данной популяции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.