Конспект урока "Мини - проект "Почему скисает молоко?"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Почему скисает молоко.docx

6 класс

Тема урока:Мини – проект «Почему скисает молоко?»

Цель урока: обобщить знания о представителях царства Бактерии, об их значении в природе и жизни человека; развивать исследовательские навыки, познавательный интерес к процессам и явлениям, используемым человеком в быту.

Задачи:
Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере.
Развивающая: формировать умения и навыки формулировать и решать проблемы.
Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ход урока.

1.                 Организационный момент

2.                 Проверка полученных знаний и умений.

А) Биологический калейдоскоп (дайте определение следующим биологическим понятиям):


- прокариоты;

- эукариоты;

- мембрана;

- цитоплазма;

- ядро;

 

- органеллы;

- включения;

- рибосомы;

- органические вещества клетки.


 


 Б) Биохудожник.

-  Нарисуйте часть клетки,  которая отделяет её внутреннее содержимое от окружающей среды. (Мембрана)

- Что находится в клетке под мембраной? (Цитоплазма)

- Клетка, которая получилась у вас на рисунке является прокариотической или эукариотической? (Прокариотической)

-  Что нужно сделать, чтобы превратить прокариотическую клетку в эукариотическую? (Дорисовать ядро)

 Какие органеллы присутствуют в эукариотической клетке? (Вакуоль, митохондрии, в клетках растений – пластиды)

3.                 Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Бактерии, несмотря на то, что они такие крошечные, умеют делать очень многое. Одни бактерии принимают участие в образовании почвы, другие работаю настоящими мусорщиками,  очищая нашу планету от сотен тонн органических остатков, третьи  вызывают серьёзные заболевания или отравления человека и животных. Но мы сегодня поговорим о молочно – кислых бактериях. Это бактерии, которые дарят нам  простоквашу, сыры, йогурты, творог, сметану и многие другие вкусности. А еще мы поговорим об уникальном продукте питания – о молоке. Молоко превращает маленького, беспомощного львенка в огромного и смелого льва. Новорожденный слоненок благодаря молоку становится самым крупным животным суши.  Молоко является одним из самых ценных продуктов питания и для человека. По пищевой ценности оно может заменить любой продукт, но ни один продукт не заменит молоко. Со времен глубокой древности молоко используют в лечебных целях. «Источником здоровья», «белой кровью» называли молоко древние философы. «Между сортами человеческой еды, - писал И.И. Павлов, - в исключительном положении находится молоко».

4.                 Постановка проблемного вопроса.

А каков состав молока? Благодаря чему именно молоко является тем продуктом питания, которое дает человеку энергию с первых дней жизни? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос нам поможет наука – ХИМИЯ.

5.     Изучение нового материала

Всем известно,  что в состав пищи могут входить шесть компонентов – белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Я предлагаю выяснить, какие из этих шести компонентов входят в состав молока?

 

 

 

 

 

Если молоко скиснет и долго постоит,  происходит разделение фракций. На дне сосуда будет находиться жидкость. Понятно, что в состав этой жидкости входит вода. Но, кроме воды в состав этой жидкости входит еще что – то. Об этом мы можем судить по тому, что вода прозрачная, а жидкость в сосуде окрашена.

 

 

 

 

 

 

 

Что способно окрасить воду? Конечно же, минеральные соли. Проведем опыт. В пробирки с водой добавим купрум сульфат, калий перманганат и натрий хлорид. Жидкость в пробирке с купрум сульфатом окрасилась в голубой цвет, с перманганатом калия – в розовый, с натрий хлоридом – в серый.

 

Вопрос к классу: Что доказывает проведенный эксперимент?

Предполагаемый ответ: В молоке присутствуют минеральные соли.

Рассказ учителя: Действительно, в молоке – огромное количество  минеральных веществ. Это кальций, магний, калий, натрий, фосфор, хлор и сера, железо, медь, цинк, марганец, кобальт, йод, молибден, фтор, алюминий, кремний, селен, олово, хром, свинец. Попадая в организм человека они становятся частью ферментов и  гормонов, тем самым обеспечивая протекание очень важного процесса - обмена веществ.

Итак, мы выяснили,  что в состав молока входит вода и минеральные соли.  А что присутствует в молоке еще? Все мы знаем, что, если свежее молоко постоит, то на поверхности его собираются сливки. Сливки – молочный жир. Жир имеет меньшую плотность,  чем вода, поэтому всегда поднимается вверх. Доказать это очень просто. В пробирку с водой нальем растительное масло. Даже, если мы взболтаем пробирку, масло со временем поднимется вверх.

 

 

 

 

 

 

 

Следующий опыт поможет нам выяснить, что в молоке находятся углеводы и  белки. Свежее молоко сладкое на вкус. Это связано с тем, что оно одержит молочный сахар – лактозу. Лактоза – углевод, т.к. только углеводы способны придавать сладкий вкус пище. Именно сладость лактозы привлекает в молоке молочно - кислые бактерии. Поглощая лактозу, бактерии выделяют кислоту, а она приводит к тому, белок казеин, содержащийся в молоке, сворачивается.

 

Белок имеет свойство сворачиваться под воздействием температуры, физических факторов (радиация) и под воздействием химических веществ, одно из которых – кислота. Благодаря этому можно быстро вызвать сворачивание казеина добавлением в свежее молоко любой пищевой кислоты  - сока лимона или уксуса. (Демонстрация)

Мы убедились, что в состав молока входят вода, минеральные соли, белок, жиры и углеводы. А входят ли в состав молока витамины? Ответ на этот вопро дал в 1880 году русский ученый Николай Иванович Лунин.  Свои опыты он проводил на мышах.    В эксперименте принимали участие  две клетки с мышами. Обитателям одной клетки Лунин ежедневно давал цельное коровье молоко. Это была самая здоровая пища, ибо организм матери вырабатывает молоко специально для выкармливания детей. В нем есть все необходимые для жизни и роста животных вещества. Ученые были уверены, что они знают каждую составную часть молока. В справочниках Лунин прочитал, что в каждом килограмме цельного коровьего молока содержится 39 граммов жиров, 32 грамма белков, 51 грамм углеводов, 7 граммов солей и 871 грамм воды. Мыши охотно принимали молоко и развивались, как на воле.

Пищу для обитателей второй клетки Лунин готовил специально. Он сам делал молоко из сливочного масла, сахара, солей и других веществ. И у него получался напиток, похожий на настоящее коровье молоко. Сходство было не только внешним. В искусственном молоке Лунина содержалось ровно столько жиров, белков, углеводов, солей и воды, сколько их было в настоящем молоке.

Мыши не заметили обмана. Они охотно теснились вокруг блюдечка с искусственным молоком и поглощали его так же быстро, как выпивали коровье молоко их соседи. Но уже через две недели в поведении мышей из второй клетки произошла перемена. Сначала они стали более, вялыми. Затем начал пропадать аппетит. Они уже не набрасывались с прежней жадностью на блюдечко с молоком. Мыши стали худеть, а еще через несколько дней Лунину пришлось извлекать из клетки умерших животных. Вскоре во второй клетке не осталось в живых ни одной мыши.

А в первой клетке все до единой мыши были совершенно здоровы и попрежнему устраивали веселую возню при появлении блюдечка со свежей порцией коровьего молока.

Лунин много раз повторял свой опыт. И всегда получал тот же результат. Мыши прекрасно выживали, когда их кормили настоящим коровьим молоком, но они погибали, питаясь искусственным молоком.

В 1881 году Лунин напечатал статью о своих опытах. Он написал в ней: «Очевидно, в естественной пище — такой, как молоко, должны присутствовать в малых количествах, кроме известных главных составных частей пищи, еще и неизвестные вещества, необходимые для жизни».

6.     Закрепление изученного материала.

Прочитайте интересные факты о молоке. Расскажите, какая информация вас больше всего поразила.

1.                 Люди начали употреблять молоко около 10 000 лет назад, когда одомашнили первых животных – коз и овец.

2.                 Слово «Галактика» произошло от греческого слова «galactos», что означает — молоко. Именно поэтому нашу Галактику называют «Млечный путь».

3.                 Пытаясь разгадать секрет долгожителей, ученые заметили интересный факт – молоко является одним из основных продуктов в их рационе.

4.                 Достаточно съесть хлеб с маслом, чтобы почувствовать себя лучше. В качестве бонуса организм получит витамин D. Из-за нехватки солнечных лучей, зимой и осенью его получить сложнее, но, к счастью, он содержится в сливочном масле.

5.                 Во время грозы молоко скисает значительно быстрее. Наши предки находили этому факту мистическое объяснение. Современные биохимики предполагают, что скисание связано с влиянием длинноволновых электромагнитных импульсов или сфериксов на микроорганизмы, однако точный механизм этого процесса до конца все еще не изучен.

6.                 Йогурт — самый востребованный продукт и самый диетический, вряд ли найдете человека, для которого йогурт под запретом. У него много достоинств, но самое главное — борьба со старением. Это эликсир молодости.

Ответьте на вопросы теста:

1. Наука о микроскопических организмах называется:


А)Микология

Б) Микробиология

В) Бактериология

Г) Цитология


2. Бактерии, имеющие форму палочки, называются:


А)кокки

Б) спириллы

В) вибрионы

Г) бациллы


3. Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:


А)многоядерным

Б) прокариотам

В) эукариотам

Г) одноядерным


4. Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называются:


А) сапрофиты

Б) хемотрофы

В) фототрофы

Г) паразиты


5. Бактерии размножаются делением материнской клетки:


А) надве новые клетки

Б) на три новые клетки

В) на четыре новые клетки

Г) на множество клеток


6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:


А)бескислородной

Б) кислородной

 

В) то в кислородной, то в бескислородной


7.Некоторые виды бактерий способны десятки лет сохранять жизнеспособность, так как они:


А) имеют постоянную форму тела

Б) участвуют в круговороте веществ

В) питаются органическими веществами

Г) при неблагоприятных условиях образуют спору


8. Клубеньковые бактерии обогащают почву:


А)соединениями азота

Б) соединениями серы

В) углекислым газом

Г) кислородом


9.Заболевание, вызываемое бактериями:


А)грипп

Б) холера

В) чесотка

Г) лишай


10. Что не относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями:


А)соблюдение правил личной гигиены

Б) термическая обработка пищи и воды

В) прививки и вакцины

Г) употребление овощей прямо с грядки

7. Домашнее задание