Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(блокфлейта)
Срок реализации: 2017– 2021годы
Составитель: Голубева Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
(духовые инструменты)
г. Железногорск
2017
Структура программы
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы
1.2.Актуальность программы
1.3.Отличительные особенности программы
1.4.Адресат программы
1.5.Объем программы
1.6.Формы организации образовательного процесса
1.7.Срок освоения программы и режим занятий
2.Цель и задачи программы
3.Содержание программы
3.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения
3.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения
3.3. Учебно-тематический план 3-го года обучения
3.4. Учебно-тематический план 4-го года обучения
4.Планируемые результаты
II. Комплекс организационно – педагогических условий
1.Условия реализации программы
2.Формы аттестации/контроля
3.Критерии оценивания
4.Методические рекомендации преподавателям
III. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» составлена в соответствии с нормативно – правовой базой:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Концепция развития дополнительного образования на 2015–2020г.г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. No1726-р;
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013г. № 1008;
-«Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
-Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ – «Федеральный институт развития образования», Москва, 2015;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4 № 3172-14, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2014 г. № 33660);
-Примерная программа по флейте для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, рекомендованная методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры РФ;
- Устав МОУ «Гимназия №1».
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовании. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно – эстетического возрождения России через усиление роли музыкального образования подрастающего поколения. При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» учитывались потребности российского современного общества в эстетическом воспитании граждан, привлечении наибольшего количества детей к художественному творчеству.
Программа имеет художественную общеразвивающую направленность, основывается на принципах свободы выбора, вариативности, гибкости для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
1.2.Актуальность программы продиктована необходимостью формирования интереса к музыкальному искусству, воспитания художественного вкуса, слушательской и исполнительской культуры, потребности самостоятельного общения с музыкой, как составляющей музыкальной культуры, а также определяется запросом детей и их родителей (законных представителей) на программы художественной направленности.
Важнейшей составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, владению музыкальным инструментом.
Обучение игре на блокфлейте занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Блокфлейта– это универсальный музыкальный инструмент, который представляет реальные возможности для получения общего музыкального образования.
Актуальность создания данной программы продиктована современными объективными условиями. Блокфлейта дает возможность ознакомить обучающегося со всеми общими основными правилами и принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука. Аппликатура блокфлейты весьма схожа с аппликатурой многих деревянных духовых инструментов, позволяющая в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.
Блокфлейта – замечательная альтернатива своим большим собратьям (кларнету, флейте, саксофону и т.д.) Мы привыкли говорить о блокфлейте лишь как о вспомогательном инструменте, подготавливающем юного исполнителя к переходу на профессиональный инструмент. В то же время блокфлейта является вполне самостоятельным и самодостаточным инструментом. Стоит лишь вспомнить, что для нее писали свои произведения величайшие композиторы: Г.Ф. Телеман, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, А. Вивальди. Блокфлейта в европейских странах звучит на лучших концертных сценах. Желание вернуть блокфлейте некогда утерянные позиции, и позволить ей занять подобающее своей истории и возможностям место, и побудило к написанию данной программы. Эта программа рассчитана на четырехлетнее обучение.
Исходя из реалий сегодняшнего темпа жизни – ограниченного количества времени, которое ребенок может посвятить своему увлечению, данная общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» для учащихся со средними музыкальными способностями представляет один из возможных вариантов раскрытия их творческого потенциала, реализации индивидуальных способностей.
1.3. Отличительная особенность программы заключается в том,что она предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. Обширный и разнообразный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Основными принципами отбора музыкального репертуара являются художественная ценность, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность. При этом освоение флейтовой техники не требует от начинающего музыканта значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Блокфлейта подходит для начального обучения, так как по ряду особенностей легка в освоении, более чем другие духовые инструменты и доступна для детей, которые ещё не могут играть на них. Это касается и лёгкости звукоизвлечения (слабый уровень сопротивления воздушной струе), а также небольшого размера (что позволяет детям без усилий дотягиваться до всех клапанов) и лёгкости самого инструмента. Использование блокфлейты как подготовительного инструмента даёт возможность начинать обучение на духовых инструментах уже с 6-7лет.
1.4.Адресат программы
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы – 7-12 лет. Обучение по данной программе доступно всем детям, которые не всегда ставят целью связать свою будущую профессию с музыкой, но желающим освоить навыки игры на блокфлейте. Специальных критериев наличия музыкальной одаренности у детей не требуется. Единственным условием приема является желание учиться и наличие инструмента. Для успешных занятий учащемуся необходимы способность проявить терпимость и усидчивость, умение организовать свою домашнюю работу, навыки обращения с нотными изданиями.
В целях получения учащимися дополнительного развития, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков в программу включены занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Педагогическая целесообразность введения данной программы в том, что она дает возможность всем желающим, независимо от их природных данных, получить начальное музыкальное образование.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевой игры. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
1.5.Объем программы
Сведения о количестве учебных часов
Вид учебной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работы, |
|
|
Затраты учебного времени |
|
|
Всего часов |
|||||
нагрузки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Годы обучения |
1-й год |
|
2-й год |
3-й год |
4-год |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полугодия |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
Количество |
15 |
18 |
|
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
|
|
недель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные |
15 |
18 |
|
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
135 |
|
занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная |
15 |
18 |
|
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
135 |
|
работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная |
30 |
36 |
|
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
270 |
|
учебная нагрузка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6.Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Между всеми годами обучения осуществляется внутренняя преемственность и логика изложения материала, что соответствует требованиям общеразвивающей программы. Обучение ориентировано на общие художественно-творческие способности учащихся.
Виды занятий
Виды занятий по программе определяются содержанием программы:
-индивидуальные занятия на инструменте;
-мелкогрупповые занятия на инструменте;
-академические концерты;
-концерты;
-творческие отчеты;
-ролевые игры;
-творческие проекты;
-презентации;
-конкурсы.
Виды обучающей деятельности:
l учебно-исполнительская;
l учебно-теоретическая;
l творческая (креативная);
l культурно-просветительская (творческая практика учащихся).
Виды практической деятельности являются основой учебных занятий и воспитательной деятельности внеклассных мероприятий.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
-аналитический(сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
1.7.Срок освоения программы и режим занятий
При реализации программы «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий первого года обучения составляет 33 недели , со второго по четвёртый годы обучения составляет 34 недели в год.
Общая трудоемкость при 4-летнем сроке обучения составляет 270 часов. Из них: 135 часов – аудиторные занятия, 135 часов – самостоятельная работа, направленная на выполнение программы (выполнение домашнего задания учащимися, посещение учреждений культуры, театров, музеев, концертов, участие детей в творческих мероприятиях, культурно – просветительской деятельности).
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
l 1- 4 год обучения – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
l 1 - 4 год обучения – по 1 часу в неделю.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о духовом исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на блокфлейте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
l создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
l формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
l привитие устойчивого интереса и потребности в творческой исполнительской деятельности с учетом доступного учебно-педагогического репертуара с учетом индивидуальных способностей учащихся;
l воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
l приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на блокфлейте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
l приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
l воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на блокфлейте;
l развитие навыков музицирования: подбор мелодий по слуху, умения играть в ансамбле.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач ,используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации.
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» обеспечивается:
· доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
· учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными блокфлейтой, пианино, столом, шкафом и имеет звукоизоляцию.
В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебная программа рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание программы способствует приобщению обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию первой флейты, педагог - второй. В дальнейшем играют дуэтом или трио
.3.1. Учебно-тематический план первого года обучения
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
|
Формы |
Формы |
|
||
п/п |
|
|
|
|
|
организации |
аттестации |
|
|
Всего |
Теория |
Практи |
|
|
|||
|
|
|
занятий |
|
|
|||
|
|
|
|
ка |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
Введение |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Игра на блокфлейте как |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
вид музыкальной |
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседа по технике |
|
|
|
|
|
|
|
|
безопасности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Знакомство с |
|
|
|
|
|
|
|
|
инструментом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Донотный период. |
4 |
2 |
2 |
|
индивидуальная |
|
|
|
Звукоизвлечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
Основы игры на блокфлейте. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Знакомство с нотной |
|
|
|
|
индивидуальная |
|
|
|
грамотой, музыкальными |
5 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
терминами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Организация игрового |
|
|
|
|
индивидуальная |
|
|
|
аппарата, |
8 |
3 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. |
Освоение штрихов |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4. |
Постановка исполнительского дыхания |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Работа над репертуаром |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Начальная работа над |
|
|
|
|
индивидуальная |
|
|
|
техникой игры (гаммы, |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
упражнения, этюды), |
|
|
академический |
|
|||
|
|
|
|
|
|
концерт |
|
|
|
пьесами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. |
Чтение нот с листа |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. |
Игра в ансамбле |
2 |
1 |
1 |
|
групповая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. |
Подбор по слуху |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Культурно-массовая работа |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
1 |
|
групповая, |
Праздники, |
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
посещение |
|
|
|
|
|
|
|
|
музеев, |
|
|
|
|
|
|
|
|
выставок, |
|
|
|
|
|
|
|
|
концертов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
1 |
|
групповая, |
Концерты, |
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
академически |
|
|
|
|
|
|
|
|
й концерт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
35 |
16 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Вводный урок. Беседа по технике безопасности и правилах поведения вгимназии, в учебном кабинете. История происхождения блокфлейты. Знакомство с инструментом. Флейта и блокфлейта - сходство и различия. Знакомство с устройством блокфлейты
2.Донотный период. Понятие о мелодии.Ритм-организация звуков во времени.Знакомство с регистрами. Подбор попевок и песенок по слуху одним пальцем. Развитие элементарных ритмических представлений. Игра подобранных по слуху одноголосных мелодий и песенок от разных нот. Сочинение мелодий к детским стишкам.
3.Изучение нотной грамоты. Взаимосвязь звуковысотности и графическогоизображения, графическое восприятия нотной записи. Скрипичный ключ. Изучение расположения нот на нотоносце и нахождение их на клавиатуре. Использование игровых форм при запоминании расположения нот на нотоносце. Чередование сильных и слабых долей. Изучение длительностей и пауз, простейших ритмических комплексов. Понятие о метроритме, размере, такте, затакте, темпе. Формула: вижу-слышу - знаю.
4.Организация игрового аппарата. Особенности постановки за инструментом -непринужденность, отсутствие напряженности ,. Естественное положение рук, , опора ног. Подготовительные упражнения для развития дыхательного аппарата: «Радуга», «Прогулка», «Паучок» и т.д,
5.Формирование первоначальных навыков, освоение штрихов (non legato, legato, staccato). Усвоение основных инструментальныхнавыков, приемов звукоизвлечения, имеющих выразительное значение для передачи различных по эмоциональному строю настроений. Штрих – ( в переводе
с немецкого - линия, черта). Non legato - ноты, не объединенные лигой, раздельное исполнение звуков. , Legato - ноты, объединенные лигой, связное исполнение мелодии. Выработка навыков связывания звуков без лишних движений и толчков языка. Staccato - короткое, отрывистое исполнение звуков, противоположное legato. Работа над аппликатурой.
6.Постановка исполнительского дыхания.Понятие о дыхании, принцип формирования струи, атака языка, постановка губ.
7.Формирование технических навыков (гаммы, упражнения, этюды)
Умение вести ровную мелодическую линию на легато , в гаммах с одним знаком в ключе в умеренном темпе. Слуховой контроль.
Работа над этюдами – продолжение работы над техникой (пальцевой беглости, четкости и так далее).
8.Чтение нот с листа. Формирование навыка чтения нот с листа. Анализ музыкального произведения: осознание ладотональности, метроритма, охват мелодической фразы, аппликатура. Разбор простых мелодий.
9.Подбор мелодий по слуху. Практика игры по слуху(подбор небольшихотрывков из народных, детских песен), транспонирование продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует развитию творческих навыков учащихся.
10.Ансамбль. Игра вдвоем-вид совместного музицирования. Игра в ансамбле: учитель-ученик. Освоение первоначальных игровых движений,
вовлечение ребенка в активное музицирование. Индивидуальное воспроизведение партии, игра в ансамбле с преподавателем, метрическое соотношение, взаимодействие и единение между учеником и преподавателем. Начало работы над художественным образом.
3.2. Учебно-тематический план второго года обучения
№ |
Название раздела, |
Количество часов |
|
Формы |
Формы |
|
||
п/п |
темы |
|
|
|
|
организации |
аттестаци |
|
Всего |
Теория |
Практи |
|
|
||||
|
|
|
занятий |
|
|
|||
|
|
|
|
ка |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
Музыкальные формы |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Структуры музыкальных произведений |
4 |
1 |
3 |
|
индивидуальная |
|
|
|
, |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
Работа над репертуаром |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Работа над |
|
|
|
|
|
Академичес |
|
|
разнохарактерными |
9 |
2 |
7 |
|
|
кий концерт |
|
|
пьесами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Инструктивный материал |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Работа над |
|
|
|
|
индивидуальная |
|
|
|
упражнениями, |
7 |
2 |
5 |
|
|
Итоговое занятие |
|
|
гаммами, этюдами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Навыки музицирования |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Игра в ансамбле |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. |
Чтение с листа |
3 |
1 |
2 |
|
групповая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3. |
Подбор по слуху |
2 |
1 |
1 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
Культурно-массовая работа |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
1 |
|
групповая, |
Праздники, |
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
посещение |
|
|
|
|
|
|
|
|
музеев, |
|
|
|
|
|
|
|
|
выставок, |
|
|
|
|
|
|
|
|
концертов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
2 |
4 |
|
групповая, |
Академичес |
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
кие |
|
|
|
|
|
|
|
|
концерты, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
35 |
11 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Формы музыкальных произведений. Понятие о форме. Строение музыкальных произведений. Мотив ,фраза, предложение.
2.Разнохарактерные пьесы. Представление о характере мелодии,фразе,цезуре-дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений.
Освоение элементарной динамики. Работа над выразительными средствами для воплощения музыкально-художественного содержания произведения: динамика.
3.Гаммы, упражнения, этюды
Работа над инструктивном материалом, совершенствование технических приемов игры , звукоизвлечения. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки, над звуковой отчетливостью, плавностью, ровностью звуков в игре гамм; работа над достижением «стройности» звучания.
3.3. Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации(контроля) |
|
|||||
|
|
|
|
|||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|
|||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
|
|
|
|||||||
|
||||||||||
1 |
|
Работа над репертуаром |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Работа над |
|
|
|
|
индивидуальная |
Акаднмический концерт |
|
||
|
разнохарактерными |
10 |
2 |
8 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||||
|
пьесами |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
||||||||||
2. |
|
Инструктивный материал |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Работа над |
|
|
|
|
индивидуальная |
|
|
||
|
упражнениями, |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
|
||
|
гаммами, этюдами |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
Навыки музицирования |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.1. |
Чтение с листа |
1 |
- |
1 |
|
групповая |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.2. |
Подбор по слуху |
1 |
- |
1 |
|
индивидуальная |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
Культурно-массовая работа |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
3 |
1 |
2 |
|
групповая, |
Праздники, |
|
||
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
посещение |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
музеев, |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
выставок, |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
концертов |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
6. Концертная деятельность.
|
5 |
1 |
4 |
групповая, |
Академичес |
|
|
|
|
индивидуальная |
кий |
|
|
|
|
|
концерт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
35 |
8 |
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ |
Название раздела, |
Количество часов |
|
Формы |
Формы |
|
||
п/п |
темы |
|
|
|
|
организации |
аттестаци |
|
Всего |
Теория |
Прак |
|
|
||||
|
|
|
занятий |
и |
|
|||
|
|
|
|
тика |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
(контроля) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
Работа над репертуаром |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Работа над |
|
|
|
|
индивидуальная |
|
|
|
произведениями крупной |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. |
Изучение пьес |
|
|
|
|
индивидуальная |
Академичес |
|
|
кантиленного и |
8 |
2 |
6 |
|
|
кий концерт |
|
|
виртуозного характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. |
Чтение с листа |
2 |
- |
2 |
|
индивидуальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
Исполнительские навыки |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Совершенствование |
6 |
2 |
4 |
|
индивидуальная |
|
|
|
технических навыков |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Культурно-массовая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
групповая, |
|
Праздники, |
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
|
посещение |
|
|
|
|
2 |
- |
2 |
|
|
музеев, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выставок, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
концертов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Концертная деятельность, итоговые занятия. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
групповая, |
|
Академичес |
|
|
|
|
|
|
|
индивидуальная |
|
кие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
концерты, |
|
|
|
|
4 |
- |
4 |
|
|
итоговое |
|
|
|
|
|
|
Занятие, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
музыкальны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е гостиные. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
35 |
8 |
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа по всем разделам плана углубляется, совершенствуется.
В распределении изучаемого материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения. Содержание программы «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию. В ней отражено разнообразие репертуара, его направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе исполняемая программа может значительно отличаться по уровню трудности. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
В программе также отражено количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе. В работе над репертуаром нужно учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
В данной программе и отражены несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Годовые требования
Первый год обучения
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные гаммы, в тональностях до одного знака включительно (в медленном темпе). Легкие упражнения и пьесы. 3-5 этюдов и упражнений, 4-6 пьес
Во втором полугодии, , в конце учебного года – академический концерт (2 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы:
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Чешская народная песня «Аннушка»
Моцарт В. Аллегретто
Чешская народная песня «Пастушок»
Витлин В. Кошечка
Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня
Моцарт В. Вальс
Русская народная песня «Как под горкой»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Бетховен Л. Сурок
Дунаевский И. Колыбельная
Красев М. Топ-топ
Кабалевский Д. Маленькая полька
Моцарт В. Аллегретто
Перселл Г. Ария
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
1. Ходила младешенька по борочку (русская народная песня)
2. Моцарт В.А. Аллегретто
2 вариант
1. Аннушка (чешская народная песня)
2. Шуман Р. Мелодия
Второй год обучения
Продолжение работы над постановкой дыхания, рациональной постановкой корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона. Ознакомление с настройкой инструмента. Изучение музыкальной терминологии.
За учебный год учащийся должен выучить мажорные и минорные гаммы, трезвучия в тональностях до одного знака включительно (в медленном движении). 3-5 этюдов средней трудности (по нотам) 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа легких пьес (в медленном движении).
В течение учебного года учащийся должен сыграть на академических концертах в первом и втором полугодии 2 разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Пьесы
Бах И.С. Менуэт
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. Колыбельная
Чайковский П. Итальянская песенка
Бах И.С. Менуэт
Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Люлли Ж. Песенка
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
1. Этюд (по выбору)
2. Моцарт В.А. Майская песня
3. Дунаевский И. Колыбельная песня
2 вариант
1. Этюд (по выбору)
2. Бетховен Л. Экосез
3. Корнели А. Гавот
Третий год обучения
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания (в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания), техникой языка, извлечением звука, изучение аппликатуры.
Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. 3-5 этюдов и упражнений (по нотам). 4-6 пьес. Учащиеся навыков с чтения листа легких пьес (в умеренном движении).
В течение учебного года учащийся должен сыграть на академическом концерте в первом и втором полугодии- 2 разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989
Пьесы:
Русские народные песни:
«Во поле берёза стояла»,
«Я на камушке сижу»,
« Заинька, попляши»,
« В зеленом саду»,
«Лисичка»
Шуберт Ф. Романс
Шуман Р. Пьеска
Лысенко Н. Колыбельная
Шостакович Д. Хороший день
Глинка М. Жаворонок
Моцарт В. А. Менуэт
Глюк К. В. Танец
Гречанинов А. Вальс
Бетховен Л. Немецкий танец
Цыбин В. Листок из альбома
Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»
Гедике А. Танец
Бах Й. С. Менуэт
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
1. Шостакович Д. Шарманка
2. Чайковский П. Сладкая грёза
2 вариант
1. Данкла Ш. Романс
2. Глюк К. Танец
Четвертый год обучения.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания; скоординированностью всех элементов исполнительской техники. Самостоятельная настройка инструмента. Расширение знаний музыкальной терминологии. Развитие навыков чтения с листа и самостоятельной работы.
Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до трех знаков включительно. 3-5 этюдов и упражнений (по нотам). 4-6 пьес.
В течение учебного года учащийся должен сыграть на академическом концерте в первом полугодии (2 разнохарактерных произведения), в конце учебного года- итоговое занятие (2 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989
Должиков Ю. Нотная папка флейтиста. - М., 2004.
Пьесы
Шуберт Ф. «Вальс»
Глюк К.В. «Веселый танец»
Бетховен Л. «Песня»
Шуман Р. «Маленький романс»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник»
Шостакович Д. «Вальс-шутка», «Гавот»
Цыбин В. «Улыбка весны»
Хачатурян А. Андантино
Бетховен Л. Экосез
Чайковский П. «Сладкая греза», «Грустная песенка», «Колыбельная в бурю»
Глюк К. «Гавот»
Лятте Р. «Радость от прекрасного дня»
.
Примеры итоговых программ:
1 вариант
1. Чайковский П. «Сладкая греза»
2. Глюк К. «Гавот»
2 вариант
1. Шуман Р. «Маленький романс».
2. Шуберт Ф. «Веселый танец».
4.Планируемые результаты
В процессе изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» у учащихся будут сформированы:
Личностные компетенции
-основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и творческой деятельности;
-нравственных и эстетических чувств:
-любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
-уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
-ценностное отношение к музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
Предметные компетенции
- усвоены элементы музыкальной грамоты;
-формирование навыков исполнения музыкальных произведений
(сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
-приобретение основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-формирование навыков публичных выступлений, навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
Метапредметные компетенции
Познавательные
Умение:
-развить мотивации к обучению;
-воспринимать музыку и размышлять о ней;
-самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
-проводить анализ музыкального произведения;
-применять полученные знания о музыке как виде искусств для решения разнообразных художественно – творческих задач.
Коммуникативные компетенции
-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-оценивание современной культуры и музыкальной жизни общества и
видение своего предназначения в ней;
-размышления о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязь с жизнью и
другими видами искусств;
-импровизация в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности.
Регулятивные компетенции
-способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка);
-понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных обязанностей, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
-умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время.
II. Комплекс организационно – педагогических условий
1.Условия реализации программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Музыкальный инструмент (блокфлейта) » обеспечивается:
l доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
l учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными пианино и имеющими звукоизоляцию.
В гимназии созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
2.Формы аттестации/контроля
Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
l текущий контроль успеваемости учащихся,
l промежуточная аттестация,
l итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качествомосвоения какого-либо раздела учебного материала и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к обучению, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, где учитываются:
l отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
l качество выполнения домашних заданий;
l инициативность и проявление самостоятельности - как на занятии, так и во время домашней работы;
l темпы продвижения.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им задач на данном этапе.
Формами промежуточной аттестации являются академические концерты (исполнение 2-х разнохарактерных пьес - декабрь, май), контрольные занятия, классные концерты, тематические вечера и прослушивания к ним, праздники, конкурсы и фестивали, а также мероприятия культурно - просветительской и творческой деятельности образовательной организации. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации в мае месяце в присутствии комиссии, назначаемой приказом директора образовательной организацией, выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. При проведении итоговой аттестации применяется форма академического концерта, дифференцированного зачета.
3.Критерии оценивания
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, учитываются:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на дифференцированном зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале; на недифференцированном зачете выставляется оценка «зачет» или «не
зачет».
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
|||||||
|
|
|
|
|||||
дифференцированный |
предусматривает |
исполнение |
программы, |
|||||
зачет/ («отлично») |
соответствующей году обучения, наизусть, |
|||||||
|
выразительно; отличное знание текста, владение |
|||||||
|
необходимыми |
техническими |
приемами, |
|||||
|
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание |
|||||||
|
стиля исполняемого произведения; использование |
|||||||
|
художественно |
оправданных |
технических |
|||||
|
приемов, |
|
позволяющих |
|
создавать |
|||
|
художественный |
образ, |
соответствующий |
|||||
|
авторскому замыслу |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||||
дифференцированный |
программа |
соответствует |
году |
обучения, |
||||
зачет/ («хорошо») |
грамотное исполнение с наличием мелких |
|||||||
|
технических |
|
недочетов, |
|
небольшое |
|||
|
несоответствие темпа, недостаточно убедительное |
|||||||
|
донесение образа исполняемого произведения |
|||||||
|
|
|||||||
дифференцированный |
программа не соответствует году обучения, при |
|||||||
зачет/ |
исполнении |
обнаружено плохое знание нотного |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||
(«удовлетворительно») |
текста, |
технические |
ошибки, |
характер |
||||
|
произведения не выявлен |
|
|
|||||
|
|
|||||||
дифференцированный |
незнание наизусть нотного текста, слабое |
|||||||
зачет/ |
владение навыками игры на инструменте, |
|||||||
(«неудовлетворительно») |
подразумевающее плохую посещаемость занятий |
|||||||
|
и слабую самостоятельную работу |
|
||||||
|
|
|||||||
недифференцированный |
отражает достаточный уровень подготовки и |
|||||||
зачет |
исполнения на данном этапе обучения. |
|
||||||
|
|
|
|
|
||||
4.Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей флейты, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей и возможностей ученика.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.
III. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нотная литература
1. Аллерм Ж.М. «DuetHits» для двух флейт и фортепиано
2. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта». Методика для начинающих. 1, 2 части. UniversalEditionF.G.Wien 1996
3. БрерсМ., КастеляйнЯ. Школаигрынафлейте «Horen, lessen & spielen, Schule fur querflote, m. Audio-CD (Musiknoten)». DeHaskeDeutschland 1999
4. Гарибольди Дж. «58 первоначальных упражнений для флейты». Leipzig: EditionPeters
5. Гарибольди Дж. «30 этюдов для флейты». Будапешт: EditioMusica, 1986
6. Должиков Ю.«Нотная папка флейтиста». Части 1, 2. М., Дека-ВС, 2004
7. Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих. СПб, Композитор, 2002
8. «Камерная музыка для начинающих» для двух мелодических инструментов и бассо континуо. Будапешт: Editio Musica
9. Легкие пьесы для флейты и фортепиано. Сост. Ю.Ягудин. М., Музыка, 1968
10. «Легкие пьесы и ансамбли для флейты». Сост. О.Чернядьева. СПб, «Северный Олень», 2000
11. Платонов Н. «Школа игры на флейте». М., Музиздат, 1958
12. Пьесы для флейты и ф-но. Пер. В.Вишневского. М., «Композитор», 2000
13. Хрестоматия для флейты: 1-3 классы ДМШ. Часть 1. Сост. Ю.Должиков. М., Музыка, 2010
14. Altѐs Joseph-Henri «Method for the Boehm Flute». New York, Carl Fisher, 1918
15. Dapper Кlaus «Das Querflötenbuch». Voggenreiter Verlag, 2000
16. Juchem D. Brochhausen A. «Flute goes Classic». Schott Music
17. Flute Methods, Studies and Ensembles: The Ultimate Collection. Includes training materials, plus duos, trios and quartets, from 39 major composers.
18. Story M. «Pop Quartets for All». Alfred Music Publishing, 2008
19. Weinzierl E., Wachter E. «Romantic Miniatures. Vol. 1 (Selection de Piezas Clasicas) para Flauta y Piano». Schott, 2013
Методическая литература
Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки. Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, Музична Украина, 1976
Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994
Вендрова Н. Воспитание музыкой. М., Просвещение, 1991
Гисслер-Хаазе Барбара «Волшебная флейта». Методика для начинающих
Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1983
Должиков Ю.Н. «Артикуляция и штрихи при игре на флейте». Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1984
Евтихиев П.Н., Карцева Г.А.Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Тамбов, Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова,1994
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., Музиздат, 1958
Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
http://www.myflute.ru/
http://www.larrykrantz.com/
http://aaabdurahmanov.narod.ru/links.html
http://www.virtualsheetmusic.com/downloads/Indici/Flute.html
http://notes.tarakanov.net/flauto.htm
http://www.forumklassika.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.