МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – БАЛАНДЫШСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ТЮЛЯЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Надежда»
Направленность: художественно- эстетическая
Возраст обучающихся 11-15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Мингазова Люция Маратовна
учитель татарского языка и литературы
Баландыш, 2023.
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Матрица образовательной программы
3. Учебный план
4. Содержание учебного плана
5. Планируемые результаты освоения программы
6. Организационно-педагогические условия реализации программы
7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
8. Список литературы
9. Приложение №2 – Календарный учебный график
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Надежда» реализуется в рамках художественно-эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Надежда». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов и рекомендаций:
Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей (утверждено постановлекнием Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
и иных нормативных правовых документов.
Новизна программы
В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:
• смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на
социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий
по направлению деятельности;
• изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом
интеграции общего и дополнительного образования;
• модифицировано содержание программы в контексте профессионального
непрерывного образования;
• усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения
комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая
речь, сценическое движение, грим;
• изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом
возрастных особенностей).
Педагогическая целесообразность программы:
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания
каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной
цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она
предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить
воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного
опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному
самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной
направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип
гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический
подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в
полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и
учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать
получение качественных результатов юных актёров.
Актуальность программы
Актуальность программы очень велика, так как искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность. Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.
Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у обучающихся адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
Отличительные особенности предлагаемой дополнительной образовательной программы от уже существующих программ.
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
5.
Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием
здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического
и социального здоровья обучающегося.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так
как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная
познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и
наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств,
пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют
интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Данная программа предназначена для обучающихся центра детского творчества и рассчитана на детей 11-15-летнего возраста. Программа рассчитана на 2 года обучения, 2 раза в неделю по 2 часа, 128 часов в год.
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные). В репетиционно-постановочные занятия педагоги включают необходимое количество разделов программы самостоятельно, комбинируя их в зависимости от тематики драматического произведения и сложности его постановки.
Программа также включает разные виды занятий:
• учебное занятие;
• занятие – игра;
• открытое занятие;
Формы проведения занятий:
• коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (главных героев спектакля);
• групповая, в которой обучение проводится с группой обучающихся (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
• парная, предполагающая общение с двумя обучающимися при постановке диалогов, дуэтов;
• индивидуальная, используемая для работы с обучающимся по усвоению сложного материала и подготовки к монологу.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие творчески активной личности обучающегося средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
Задачи |
Год обучения |
||
I |
II |
|
|
Образовательные |
● расширение, обогащение художественного кругозора ● знакомство с элементами сценической грамоты ● словарь театральных терминов |
●совершенствование профессионального мастерства ● освоение техники актерского мастерства · освоение навыков сценического движения · совершенствование навыков сценической речи |
|
Развивающие |
● развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления ● развитие воображения, фантазии ● развитие речевого аппарата ● развитие пластической выразительности |
● развитие выразительности речи ● развитие воображения ● развитие коммуникативных навыков ● развитие образного, ассоциативного мышления |
|
Воспитательные |
● формирование детского коллектива ● воспитание трудолюбия, чувства коллективности, взаимозависимости, опыт партнерства
|
● формирование нравственных качеств личности, коррекция личностного развития, толерантность ● воспитание эмоциональной культуры личности ● формирование волевых качеств личности |
|
Предполагаемые результаты.
К концу I года обучения дети будут:
Знать |
Уметь |
· театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример |
· иметь навыки актерской смелости: активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству «Бяка и Бука», «Китайская машинка», «Кот и мышка» и др. · уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах: «Болото», «Дождь», «Игра в снежки», «Смола», «Речка» и др. · иметь навыки пластического решения образа (мышка, кошка, петух, собака, лиса и др.) · в сценической речи навыки силы звука, эмоциональности · интонирование (3,4 интонации в паре с партнером) · понятие об ускорении и замедлении речи · органичное действие в упражнениях по сценической речи «Ах, какой цветок», «Ой, какой зверек», «Ой, как дует из окошка» и др. |
К концу II года обучения дети будут:
Знать |
Уметь |
· театральные термины: режиссер, драматург, декоратор, осветитель, бутафория, реквизит, премьера |
· уверенно выполнять любые упражнения по актерскому мастерству · упражнения с воображаемыми предметами, уметь придумать и исполнить · иметь представление об этюде · воплощать пластическое решение образа · уметь действовать и импровизировать в предлагаемых обстоятельствах · уверенно интонировать в упражнениях по сценической речи · совмещать сценическую речь и движение · эмоционально читать стихи · выполнять несложные упражнения по сценическому движению (фехтование), пространственное перемещение |
Программа «Надежда» не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самостоятельное творчество обучающихся. Основной принцип реализации программы – дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого обучающегося.
Программа предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из результатов диагностики и стартовых возможностей каждого ребенка.
Программа предусматривает два уровня освоения: стартовый и базовый.
Виды и формы контроля ЗУН обучающихся
- Входной контроль (начальная диагностика) - собеседование, анкетирование;
- Текущий контроль - беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование;
- Итоговый контроль (итоговая аттестация) - зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, защита творческих проектов.
- Тематический;
- Предварительный;
- Устный;
- Письменный;
- Фронтальный;
- Индивидуальный.
Способы проверки ЗУН обучающихся
При освоении каждого этапа программы предусмотрена начальная диагностика и итоговая аттестация, целью которых является определение:
- состояния двигательных и телесно-ориентированных техник;
- способности к импровизации;
- артистических способностей;
- художественно-словесной выразительности.
Формы проведения итогов реализации программы
- Участие в конкурсах
- Участие в концертах
- Защита творческих работ и проектов
Условия реализации программы.
Набор обучающихся осуществляется с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к театральному виду деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:
Материально-техническое обеспечение |
Дидактико-методическое обеспечение |
· наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, гардероба, санитарных комнат) · компьютер · проектор · экран · магнитофон · столы · стулья · ковровое покрытие · декорации · костюмы · видеокамера · фотоаппарат · маты, матрацы |
· книги и иллюстрации для детей по истории театра · сборники пьес и другого постановочного материала · игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов · DVD диски (с аудио и видео материалами); · DVD диски с обучающими материалами
|
Матрица дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровни |
Критерии |
Форм и методы диагностики |
Методы и педагогические технологии |
Результаты |
Методическая копилка дифференциро- ванных заданий
|
Стартовый |
Предметные:
- о сценической речи;
|
Фронтальная индивидуаль- ная, комбинированная форма. Методы: беседа, опрос, игра наблюдение |
Групповые технологииТехнология коллективной творческой деятельности, коммуникативная технология Методы: проектов, разьясне- ния, дискуссий, организа ция опыта |
Предметные: Знают работать с изученными системами при показе спектакля;
|
Облегчённая - группа учащихся готовит выразительное чтение произведения, среднему - план для пересказа, повышенному - группа работает мультиплика- торами или готовит инсценировку отрывка). |
Метапред- метные: знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа |
. |
|
Метапред- метные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя |
|
|
Личностные: -соблюдать правила и дисциплину;
|
|
|
Личностные: высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
Базовый |
Предметные:
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению |
Фронтальная, индивидуаль ная, комбинированная форма Методы: беседа, опрос, игра, наблюдение |
Групповые технологии,технология коллектив- ной творческой деятель ности, коммуника- тивная технология. Методы: проектов, разьясне- ния, дискуссий, организация опыта |
Предметные:
- импровизировать; - работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями |
Облегчённая - группа учащихся готовит выразительное чтение произведения, средняя - план для пересказа, повышенная - группа работает мультиплика- торами или готовит инсценировку отрывка). |
Метапредметные:
знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа
|
|
|
Метапредмед- ные: Определять и формулировать цель деятельности . -Проговаривать последовательность действий. |
|
|
Личностные: определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
|
|
|
Личностные: правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению |
|
|
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности . Проговаривать последовательность действий . Высказывать своё предположение (версию) |
|
|
Метапредмет-ные: определять и формулировать цель деятельности .
|
|
|
Личностные: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели |
|
|
Личностные: быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодейст- вия |
|
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/ п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Теория. час |
Практика, час. |
Форма организации занятий |
Форма аттестации (контроля) |
1 |
Вводное занятие. Дать представление о занятиях в объединении. Рассказать о правилах поведения. Провести инструктажи по технике безопасности |
2 |
2 |
0 |
|
Мониторинг наблюдение |
2 |
«Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение. |
18 |
10 |
8 |
круглый стол |
Опрос |
3 |
«Учимся играть в театре». Этюды, зачины, миниатюры. |
30 |
0 |
30 |
ролевые игры |
Просмотр этюдов |
4 |
Знакомство с техникой сцены, ее назначение. |
10 |
5 |
5 |
Лекции |
Репетиция |
5 |
«Приобщение к театру». Пластика. Пантомима. |
16 |
1 |
15 |
|
Мониторинг наблюдение |
6 |
Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ. |
12 |
2 |
10 |
круглый стол |
Обсуждение отзывы |
7 |
Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, старшим ученикам. |
16 |
0 |
16 |
ролевые игры |
Творческая работа |
8 |
Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни |
16 |
0 |
16 |
Спектакль |
Просмотр этюдов |
9 |
Итоги года. Рейтинги и награждения. Контроль ЗУН. |
8 |
0 |
8 |
круглый стол |
Обсуждение. Контрольная работа. |
|
Всего в году |
128 |
|
|
|
|
Второй год обучения |
№ п/ п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Теория. час |
Практика, час. |
Форма организации занятий |
Форма аттестации (контроля) |
1 |
Вводный урок. Подведение итогов лета. Знакомство с расписанием. Организационные вопросы. |
2 |
2 |
0 |
|
Мониторинг наблюдение |
2 |
Тренинг. Коллективные игры. Освоение актерских навыков. Снятие зажимов. |
20 |
1 |
19 |
ролевые игры |
Просмотр этюдов |
3 |
«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение |
20 |
0 |
20 |
Игры |
Репетиция Обсуждение отзывы |
4 |
Сценическая речь |
20 |
5 |
15 |
Беседы |
Мониторинг наблюдение |
5 |
Сценическое движение |
26 |
20 |
6 |
Лекция |
Конкурс |
6 |
Грим |
8 |
2 |
6 |
Репетиция |
Обсуждение |
7 |
Учебный спектакль, Работа за столом. Репетиции. Пробы. Премьера |
30 |
10 |
20 |
Спектакль |
Отчетный Спектакль |
8 |
Контроль ЗУН. Итоги года. |
2 |
0 |
2 |
Анкета |
Мониторинг наблюдение |
|
Всего в году |
128 |
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие. Рассказ о театре миниатюр, его целях и задачах. Рассказ о нормах поведении и технике безопасности при выполнении различных трюков. Просмотр видеоролика (по технике безопасности). Начальная диагностика (2 ч.).
«Тренинг». Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение. Дать представление об актерском тренинге, с помощью различных упражнений добиваться снятия зажимов как речевых. Так и физических. (18 ч.).
«Учимся играть в театре». Этюды, зачины, миниатюры. Развивать индивидуальные актерские способности через комплекс упражнений и этюдов на беспредметное действие. Все начинается с этюдов на память физических действий (ПФД), игры в кругу и по очереди: этюды «Колобок», «Я помогаю маме» (показ) (30 ч.).
Знакомство с техникой сцены, ее назначение . Дать представление об устройстве сцены (10 ч.).
«Приобщение к театру». Пластика. Пантомима . Дать представление о разных театрах (16 ч.).
Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ.
Развивать воображение, фантазию для постановки собственных этюдов Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ (12 ч.).
Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, старшим ученикам.
Развивать сценическую культуру, научить не бояться публичного выступления. Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, старшим ученикам (16 ч.).
Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни
Способствовать концертной деятельности обучающихся, активизировать концертную деятельность (16 ч.).
Итоги года. Рейтинги и награждения. Дать анализ и самоанализ деятельности. Контроль ЗУН. (8 ч.).
Содержание программы 2-го года обучения
Введение.
Ознакомить с графиком занятий и репетиций, творческими планами. Напомнить правила поведения, правила техники безопасности (2 ч.).
Тренинг. Лекция «Актерский багаж» и актерский ансамбль» (20 ч.).
«Ролевые игры».
Развивать способности к актерскому перевоплощению. Это упражнения, развивающие навыки перевоплощения: как играть предлагаемые обстоятельства, характер, конфликт событий; атмосферу, отношения – составные образа роли. Задача и ее решение. Пристройка, приспособления. Работа над индивидуальностью. Весь урок должен идти в четком ритме, с общей пробой и потом индивидуальным показом и обсуждением (20 ч.).
Сценическая речь. Развивать артикуляционный аппарат (20 ч.).
Сценическое движение. Беседа «Сценическое движение и техника безопасности». Ознакомить с основами сценического движения, техникой безопасности при исполнении различных трюков, фехтовании и т.д. Овладение основными приемами сценического движения (26 ч.).
Грим. Научить накладывать сценический грим (8 ч.).
Учебный спектакль.
Чтение пьесы. Застольный период. Ознакомить с драматургическим материалом. Научить определять событийный ряд. Давать характеристику персонажам (30 ч.).
Итоги года. Развивать умение оценивать собственный вклад в спектакль, подводить итоги. Оценка результатов года по итогам зрительской анкеты. Контроль ЗУН. (2 ч.).
Планируемые результаты.
Личностные
- сформированность целостного мировоззрения, нравственности и нравственного поведения;
- стремятся к самостоятельности в принятии решений, в выборе профессии и
сферы самореализации;
- владеют навыками самообразования, стремятся повышать свой общекультурный уровень
- усваивают базовые ценности «труд», «ответственность»;
- учатся уважать свой труд, труд товарищей и педагогов.
- знают и уважают театральных артистов, режиссеров, драматургов и деятелей театрального искусства из национальной, отечественной и зарубежной истории и современников.
- следят за развитием современной театральной сферы;
-умеют работать в команде, доводить начатое дело до конца;
Метапредметные
- умеют самостоятельно использовать учебные пособия и периодическую
литературу, словари, справочники;
- умеют синтезировать знания, приобретаемые в рамках школьной программы со знаниями, полученными в классе и применять их на практике;
- участвуют в различных концертных программах, конкурсах;
- умеют организовать совместную групповую деятельность при выполнении
практико-ориентированного задания и нести личную ответственность;
- умеют проводить публичные выступления в группе, на концертах, конкурсах, фестивалях;
- умеют самостоятельно искать, систематизировать, использовать информацию;
-умеют подбирать информацию из разных источников: интернета, справочной литературы;
- организуют социально-полезную деятельность в классе (уборка,
коллективные мероприятия);
- принимают участие в профориентационной работе (знакомятся с
представителями профессии «артист» (артист театра), участвуют на концертах, в конкурсах и фестивалях).
-иметь представления о различных жанрах драматургии;
-иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении творческих задач.
Предметные
- Учащиеся овладеют знаниями, навыками и умениями художественно-эстетического направления для создания сценических образов;
- умение выдвигать свои творческие идеи по созданию сценических образов персонажей и план их реализации;
- умение придерживаться разработанного плана;
- смогут применить творческие возможности в области искусства, обусловленные личностным потенциалом ребенка;
- научатся свободно владеть специфическими понятиями, атрибутами,
терминами;
- сформируется эмоционально - волевое отношение к познанию, постоянное
стремление к активной деятельности (трудолюбие);
- сформируется представление о будущем профессиональном выборе;
- будут уметь характеризовать драматическое произведение,
- будут уметь согласовывать слово и мимику.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение 1 год обучения
№ |
Название раздела, темы |
Формы занятии |
Приемы и методы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Тех оснащение |
||||||
|
Введение в курс программы |
рассказ-беседа |
Словесный |
|
|
||||||
Раздел 1. «Тренинг» |
|||||||||||
1.1. |
Знакомство с историей возникновения театра |
Рассказ-беседа |
словесный, наглядный, интерактивный |
Наглядно- иллюстрационный материал |
Ноутбук, проектор |
||||||
1.2 |
Термины Театрального искусства |
беседа,игра |
словесный, наглядный |
наглядно иллюстрационный материал |
Ноутбук, проектор |
||||||
1.3 |
Развитие творческой активности, индивидуальности. |
рассказ-беседа тренировочные упражнения, игра |
словесный, наглядный, практический |
наглядно иллюстрационный материал |
|
||||||
1.4 |
Начальная диагностика ЗУН |
беседа,игра,самостоятельная работа |
словесный, наглядный, практический |
вопросы и задания |
|
||||||
1.5. |
Снятие зажимов. Раскрепощение. |
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
словесный, наглядный, практический |
наглядно иллюстрационный материал. |
|
||||||
1.6. |
Упражнения для развития дикции |
рассказ-беседа, тренировочное упражнение |
словесный, практический |
|
аудио аппаратура, аудиозаписи |
||||||
Раздел 2. «Учимся играть в театре». |
|||||||||||
2.1 |
Приобретение координации и двигательно-слуховых навыков |
рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
словесный, наглядный, практический |
наглядно-иллюстрационный материал |
аудио аппаратура, аудиозаписи |
||||||
2.2. |
Развитие ритма и актерской выразительности |
рассказ- беседа,тренировочное упражнение |
словесный, наглядный, практический |
наглядно-иллюстрационный материал |
аудио аппаратура, аудиозаписи |
||||||
2.3. |
Этюды, зачины, миниатюры. |
рассказ- беседа,трениро-вочное упражнение |
словесный, наглядный, практический |
наглядно-иллюстрационный материал |
аудио аппаратура, аудиозаписи |
||||||
Раздел 3. Техника сцены |
|
||||||||||
3.1 |
Знакомство с техникой сцены, ее назначение |
рассказ-беседа
|
словесный, наглядный,
|
наглядно-иллюстрационный материал |
Проектор, ноутбук |
|
|||||
3.2 |
Дать представление об устройстве сцены |
рассказ- беседа
|
словесный, наглядный.
|
наглядно-иллюстрационный материал |
Проектор, ноутбук |
|
|||||
Раздел 4. «Приобщение к театру». Пластика. Пантомима |
|
||||||||||
4.1 |
Знакомство с разными театрами |
рассказ-беседа,
|
словесный, наглядный,
|
наглядно-иллюстрационный материал |
Проектор, ноутбук |
|
|||||
Раздел 5. Самостоятельные этюды. |
|
||||||||||
5.1. |
Постановка отрывков из спектакля на основе изученного материала |
Инсценировка |
практический |
|
аудио-видео аппаратура, аудио- видеозаписи |
|
|||||
5.2. |
Развитие воображения фантазии для постановки этюдов
|
тренировочные упражнения |
практический |
|
Ноутбук, аудиозаписи |
|
|||||
Раздел 6. Показ самостоятельных работ на зрителя, родителей, старшим ученикам.
|
|
||||||||||
6.1. |
Самостоятельные этюды. Просмотры и анализ |
Инсценировка |
практический |
|
аудио-видео аппаратура, аудио- видеозаписи, |
|
|||||
6.2.
|
Развитие сценической культуры
|
тренировочные упражнения
|
Практический
|
|
Ноутбук, аудиозаписи |
|
|||||
Раздел 7. Участие в праздниках, обрядах, программах, общественной жизни
|
|
||||||||||
7.1. |
Активизация концертной деятельности обучающихся |
тренировочные упражнения |
практический |
|
аудио-видео аппаратура, аудио- видеозаписи |
|
|||||
Раздел 8. Контроль ЗУН. Итоги года |
|
||||||||||
8.1. |
Диагностика ЗУН приобретенных за 1 год обучения |
самостоятельная работа |
словесный, наглядный, работа под руководством педагога, самостоятельна я работа |
наглядноиллюстрационный материал |
|
|
|||||
8.2 |
Контрольные занятия и выступления |
самостоятельная работа |
работа под руководством педагога, самостоятельна я работа |
|
аудио аппаратура, аудиозаписи |
|
|||||
Методическое обеспечение 2 год обучения
№ |
Название раздела, темы |
Формы занятии |
Приемы и методы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Тех оснащение |
||||||
|
Введение |
рассказ-беседа |
Словесный |
|
|
||||||
Раздел 1. «Тренинг» |
|||||||||||
1.1 |
Лекция «Актерский багаж» и актерский ансамбль» |
рассказ-беседа тренировочные упражнения, игра |
словесный, наглядный, практический |
наглядно иллюстрационный материал |
|
||||||
1.2 |
Начальная диагностика ЗУН |
беседа,игра,самостоятельная работа |
словесный, наглядный, практический |
вопросы и задания |
|
||||||
Раздел 2. «Ролевые игры». |
|||||||||||
2.1 |
Развитие способности к актерскому перевоплощению |
рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
словесный, наглядный, практический |
наглядно-иллюстрационный материал |
аудио аппаратура, аудиозаписи |
||||||
2.2. |
Пристройка, приспособления. Работа над индивидуальностью |
рассказ- беседа,тренировочное упражнение |
словесный, наглядный, практический |
наглядно-иллюстрационный материал |
аудио аппаратура, аудиозаписи |
||||||
Раздел 3. Сценическая речь |
|
||||||||||
3.2 |
Развивать артикуляционный аппарат |
рассказ- беседа
|
словесный, наглядный.
|
наглядно-иллюстрационный материал |
Проектор, ноутбук |
|
|||||
Раздел 4. Сценическое движение |
|
||||||||||
4.1 |
Овладение основными приемами сценического движения |
рассказ-беседа,
|
словесный, наглядный,
|
наглядно-иллюстрационный материал |
Проектор, ноутбук |
|
|||||
Раздел 5. Грим. |
|
||||||||||
5.1. |
Обучение накладывать сценический грим |
рассказ- беседа,трениро-вочное упражнение |
словесный, наглядный. практический |
наглядно-иллюстрационный материал |
аудио-видео аппаратура, аудио- видеозаписи |
|
|||||
Раздел 6. Учебный спектакль.
|
|
||||||||||
6.1.
|
Обучение определять событийный ряд, давать характеристику персонажам
|
рассказ- беседа
|
словесный, наглядный. практический
|
|
Ноутбук, аудиозаписи |
|
|||||
6.2. |
Постановка отрывков из спектакля |
Инсценировка |
практический |
|
аудио-видео аппаратура, аудио- видеозаписи, |
|
|||||
Раздел 7. Контроль ЗУН. Итоги года |
|
||||||||||
7.1. |
Диагностика ЗУН приобретенных за 2 год обучения |
самостоятельная работа |
словесный, наглядный, работа под руководством педагога, самостоятельна я работа |
наглядноиллюстрационный материал |
|
|
|||||
7.2 |
Контрольные занятия и выступления |
самостоятельная работа |
работа под руководством педагога, самостоятельна я работа |
|
аудио аппаратура, аудиозаписи |
|
|||||
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемы параметры) |
Критерии |
Степень выраженность оцениваемого качества |
Возможное число баллов |
Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка ребенка |
||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
1
5
10 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
2. Практическая подготовка ребенка |
||||
Практические |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
Минимальный уровень – ребенок овладел |
1
5
10 |
Отчетный концерт |
3. Обще учебные умения и навыки ребенка |
||||
Учебно-интеллектуальные
Умениепользоваться Умение слушать и слышать педагога (г) Умение Умение вести Учебно-организационные Умение Навыки |
Самостоятельность в
Адекватность восприятия
Способность |
Минимальный уровень умений – ребенок
Минимальный уровень – ребенок овладел |
1
5
10
1
5
10 |
Анализ работы |
№ |
ФИО |
Теоретическая и практическая работа |
Динамика личностного развития |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретические знания |
Практические знания |
Общеучебные умения и навыки |
Личные достижения |
Баллов |
Организационные волевые качества |
Ориентационные качества |
Поведенческие качества |
Баллов |
Уровень |
|
|||||||||||||||||||||||||||
а |
б |
в |
г |
д |
ж |
з
|
|
|
Терпение |
Воля |
Самоконтроль |
Интерес к зан. |
Самооценка |
Конфликтность |
Тип сотрудничест. |
|
|
|
|||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Педагог объединения:
Объединение Группа
Минимальный уровень 1 балл – низкий уровень, средний уровень – 5 баллов, высокий уровень – 10 баллов
Список литературы
Литература, используемая педагогом
1. “Әдәбият белеменә кереш” 1998 ел
2. Х. Халиков “Зиһен ачкычлары” 2001 ел
3. “Сәхнә” “Мәгариф”, “Сөембикә”, “Ялкын” журналлары
4. Табышмаклар, тизәйткечләр, тел шомарткычлар. 1997 ел
5. Вагыйзов С.Г. Кызыклы грамматика – Казан; Татарстан китап нәшрияты, 1980 ел.
6. Зиннурова Ф.М. Бала сөйләмендәге кимчелекләрне төзәтү – Казан: Мәгариф, 2005.
7. Тәрбия нигезләре – Казан: Мәгариф,2005.
8. Хуҗиахметова Ә.Н. Тәрбия мәңгелек “фәлсәфә” – Казан: Мәгариф, 2001.
9. Шәймарданов Р.Х., Сибгатуллин Р.Г. Татар милли педагогикасы –Казан: “Матбугат йорты” нәшрияты, 2000.
10. “Мәктәп сәхнәсе” сериясеннән китаплар.
11. Хәнуз Мәхмутов, Илтани Илялова, Бәян Гыйззәт. Октябрьга кадәрге татар театры. – Казан, 1988.
12. Б.Гыйззэт, Х.Мэхмутов, А.Эхмэдуллин, И.Илялова. Татар совет театры. – Казан, 1975.
13. А.Эхмэдуллин. Сэхнэ хэм тормыш. – Казан, 1976.
14. Р.Жиханшина. Кунелем туреннэн.
15. Төрле альбомнар, белешмэлэр, рэсем-фотолар, артист язмалары.
16. Әдәбият дәреслекләре.
17. Сәхнә әсәрләре : Г.Камал, К.Тинчурин х.б.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Тел – халыкның көзгесе: Ф.Ю.Әхмәдуллина, Л.В.Мирошниченко,
Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова. – Казан: Мәгариф, 2009.-255б.
2. Иң матур сүз [төз.-авт.К.В.Закирова]. – Яңадан эшләнгән һәм тулыл.
2нче басма. – Казан:Татар.кит.нәшр., 2012.-431б.
3. “Мәктәп сәхнәсе” сериясеннән китаплар.
4. Татар әдәбиятыннан хрестоматияләр, 5-9 сыйныф, Казан, ”Хәтер”нәшрияты,1999.
5. Әдәплелек дәресләре (хрестоматия). Фәнни редакторы профессор Р.А.Низамов. Казан: Мәгариф, 2000.
6. Могҗизалы мәктәп сәхнәсе.Казан: Мәгариф, 2003.
7. ”Мәктәп китапханәсе” сериясе томлыклары.
8. ”Энҗе чәчтем” сериясеннән фольклор җыентыклары.
9. Татар балалар әдәбиятыннан хрестоматия.Төзүче- авторлары Л.И.Минһаҗева,И.И.Мияссарова,Казан-“Хәтер” нәшрияты,2004
10. Татар халык әкиятләре.
11. Табышмаклар.
12. Мәкальләр.
13. Мэзэклэр жыентыгы.
14. Пионер сэхнэсе. 6-8 кисэк
15. Галиев.Кунелле сэхнэ.-Казан, 1971.
16. Ш.Мостафин. Безнен сэхнэ. –Казан, 1989.
17. Классик драматурглар ижаты урнэклэре.
18. И.Нуруллин. Драматургиядэ жанр формалары.
19. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
20. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);
21. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей (утверждено постановлекнием Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
22. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
23. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Приложение 5
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1-й год обучения (128 часов)
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведе- ния занятия |
Форма занятия |
Коли- чество часов |
Тема занятия |
Место прове- дения |
Форма контроля
|
1 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Сбор участников коллектива. Инструктаж ТБ. Знакомство с детьми. Начальная диагностика |
БООШ |
текущий |
2 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Введение в программу. Знакомство с театральной терминологией. |
БООШ |
текущий |
3 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Знакомство с видами театрального искусства. |
БООШ |
текущий |
4 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Сценическое искусство. |
БООШ |
текущий |
5 |
|
|
|
лекция
|
2 |
Культура поведения в театре. |
БООШ |
текущий |
6 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Сценическая речь героев.
|
БООШ |
текущий |
7 |
|
|
|
чтение
|
2 |
Чтение спектакля «Беренче театр»
|
БООШ |
текущий |
8 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Разучивание спектакля |
БООШ |
текущий |
9 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция
|
БООШ |
текущий |
10 |
|
|
|
спектакль |
2 |
Премьера спектакля «Беренче театр» |
БООШ |
Контрольное занятие |
11 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Скороговорки и стихи |
БООШ |
текущий |
12 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие дикции на материале скороговорок и стихов.
|
БООШ |
текущий |
13 |
|
|
|
творческая работа |
2 |
Работа над эпизодам. «Таз»
|
БООШ |
текущий |
14 |
|
|
|
групповая работа
|
2 |
Работа над эпизодами в форме этюдов |
БООШ |
текущий |
15 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Поиски музыкально-пластического решения эпизодов,
|
БООШ |
текущий |
16 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция |
БООШ |
текущий |
17 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция |
БООШ |
текущий |
18 |
|
|
|
спектакль |
2 |
Премьера спектакля. «Таз» |
БООШ |
итоговый |
19 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие навыков и действий с воображаемыми предметами. |
БООШ |
текущий |
20 |
|
|
|
игры |
2 |
Игры-пантомимы |
БООШ |
текущий |
21 |
|
|
|
постанова этюда |
2 |
Этюд – в школе
|
БООШ |
текущий |
22 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие чувства ритма и координации движений. |
БООШ |
текущий |
23 |
|
|
|
Тестирование |
2 |
Диагностика ЗУН приобретенных за первый год обучения |
БООШ |
Контрольное занятие |
24 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции. |
БООШ |
текущий |
25 |
|
|
|
инценеровка |
2 |
Упражнения попеременного напряжения и расслабления основных групп мышц. |
БООШ |
текущий |
26 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие умения равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом.
|
БООШ |
текущий |
27 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Построение диалога с самостоятельно выбранным партнером. Использование интонаций, выражающих основные чувства. |
БООШ |
текущий |
28 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение. Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение. |
БООШ |
текущий |
29 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. |
БООШ |
текущий |
30 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. |
БООШ |
текущий |
31 |
|
|
|
Групповая работа |
2 |
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. |
БООШ |
текущий |
32 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Построение диалога с самостоятельно выбранным партнером. Использование интонаций, выражающих основные чувства. |
БООШ |
текущий |
33 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. |
БООШ |
текущий |
34 |
|
|
|
репетиция |
2 |
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. |
БООШ |
текущий |
35 |
|
|
|
Спектакль |
2 |
Премьера спектакля. Обсуждение. |
БООШ |
Итоговый |
36 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции. |
БООШ |
текущий |
37 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности. Звукообразование. |
БООШ |
текущий |
38 |
|
|
|
Индиви- дуальная работа
|
2 |
Построение диалога с самостоятельно выбранным партнером. |
БООШ |
текущий |
39 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Использование интонаций, выражающих основные чувства. |
БООШ |
текущий |
40 |
|
|
|
круглый стол
|
2 |
Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение. Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение. |
БООШ |
текущий |
41 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Работа над выразительностью речи |
БООШ |
текущий |
42 |
|
|
|
Репетиции
|
2 |
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. |
БООШ |
текущий |
43 |
|
|
|
Репетиции |
2 |
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.. |
БООШ |
текущий |
44
|
|
|
|
групповая работа |
2 |
Закрепление отдельных мизансцен |
БООШ |
текущий |
45 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция |
БООШ |
текущий |
46 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция |
БООШ |
текущий |
47 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Премьера спектакля. Обсуждение |
БООШ |
Итоговый |
48
|
|
|
|
групповая работа |
2 |
Кукольный театр. |
БООШ |
текущий |
49 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Театральная азбука.
|
БООШ |
текущий
|
50 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Театральная игра
|
БООШ |
текущий |
51 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Основы театральной культуры |
БООШ |
текущий |
52 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Постановка спектакля «Әлмәндәр булам, мин дә!” |
БООШ |
текущий |
53 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Культура и техника речи Инсценирование постановки |
БООШ |
текущий |
54 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Ритмопластика |
БООШ |
текущий |
55 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Инсценирование постановки |
БООШ |
текущий |
56 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Знакомство с работой писателя-сценариста. |
БООШ |
текущий |
57 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа по созданию собственного сценария |
БООШ |
текущий |
58 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа по созданию собственного сценария |
БООШ |
текущий |
59 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Распределение ролей |
БООШ |
текущий |
60 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над актёрским мастерством |
БООШ |
текущий |
61 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над актёрским мастерством |
БООШ |
текущий |
62 |
|
|
|
выступле ние |
2 |
Выступление перед детьми младших классов |
БООШ |
итоговый
|
63 |
|
|
|
анкета |
2 |
Диагностика ЗУН приобретенных за первый год обучения |
БООШ |
Контрольное занятие |
64 |
|
|
|
беседа |
2 |
Итоги года |
БООШ |
итоговый |
2 год обучения (128 часов)
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведе- ния занятия |
круглый стол |
Коли- чество часов |
Тема занятия |
Место прове- дения |
Форма контроля
|
1 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Введение в программу. Знакомство с терминологией театрального искусства. |
БООШ |
текущий |
2 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Знакомство с театральными профессиями: (гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.) |
БООШ |
текущий |
3 |
|
|
|
лекция |
2 |
Особенностей театрального искусства . . |
БООШ |
текущий |
4 |
|
|
|
беседа |
2 |
Знакомство с устройством театра снаружи и изнутри. Воспитание зрительской культуры |
БООШ |
текущий |
5 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии.
|
БООШ |
текущий |
6 |
|
|
|
просмотр слайдов |
2 |
Развитие чуткости к сценическому искусству. Развитие готовности к творчеству |
БООШ |
текущий |
7 |
|
|
|
беседа |
2 |
Знакомство с терминологией театрального искусства. |
БООШ |
текущий |
8 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса. Закрепление умений реагировать на команду или музыкальный сигнал. |
БООШ |
текущий |
9 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Про театр. Виды театра |
БООШ |
текущий |
10 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Сценическое искусство. Разъяснение особенностей театрального искусства и его отличие от других видов искусств. |
БООШ |
текущий |
11 |
|
|
|
беседа |
2 |
Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение. Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение |
БООШ |
текущий |
12 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. |
БООШ |
текущий |
13 |
|
|
|
индивидуальная работа |
2 |
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов. |
БООШ |
текущий |
14 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей |
БООШ |
текущий |
15 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Премьера спектакля. Обсуждение. |
БООШ |
текущий |
16 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Развитие умения владеть своим телом. Закрепление навыков певческой постановки. |
БООШ |
текущий |
17 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Совершенствование двигательных способностей, гибкости и выносливости. Развитие вокального слуха. |
БООШ |
текущий |
18 |
|
|
|
ролевые игры |
2 |
Развитие умений напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации. Развитие артикуляции при пении. |
БООШ |
текущий |
19 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие умения равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Звукообразование и выразительность исполнения. |
БООШ |
текущий |
20 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в различных ситуациях. |
БООШ |
текущий |
21 |
|
|
|
индивиду альная работа |
2 |
Развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики. |
БООШ |
текущий |
22 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Развитие правильного речевого дыхания, тренировка трех видов дыхания. |
БООШ |
текущий |
23 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Улучшение дикции, тренировка точного и четкого произношения гласных о согласных звуков. |
БООШ |
текущий |
24 |
|
|
|
Тестирование, анкета |
2 |
Диагностика ЗУН обучающихся приобретенных за полугодия. |
БООШ |
итоговый |
25 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение. Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение. |
БООШ |
текущий |
26 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. |
БООШ |
текущий |
27 |
|
|
|
групповая работа
|
2 |
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. |
БООШ |
текущий |
28 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. |
БООШ |
текущий |
29 |
|
|
|
групповая работа
|
2 |
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. |
БООШ |
текущий |
30 |
|
|
|
спектакль |
2 |
Премьера спектакля. Обсуждение. |
БООШ |
итоговый |
31 |
|
|
|
Сценическая речь |
2 |
Воспитание зрительской культуры. Развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики. |
БООШ |
текущий |
32 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Развитие правильного речевого дыхания, тренировка трех видов дыхания. Совершенствование двигательных способностей, гибкости и выносливости. |
БООШ |
текущий |
33 |
|
|
|
репетиция |
2 |
Введение. История возникновения тростевого театра и театра теней |
БООШ |
текущий |
34 |
|
|
|
лекция |
2 |
Знакомство с работой писателя-сценариста. |
БООШ |
Итоговый |
35
|
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа по созданию собственного сценария |
БООШ |
текущий |
36 |
|
|
|
групповая работа
|
2 |
Распределение ролей |
БООШ |
текущий |
37 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
репетиция
|
БООШ |
текущий |
38 |
|
|
|
беседа |
2 |
Обсуждение |
БООШ |
текущий |
39 |
|
|
|
круглый стол |
2 |
Работа над актёрским мастерством |
БООШ |
текущий |
40 |
|
|
|
групповая работа
|
2 |
Работа над актёрским мастерством |
БООШ |
текущий |
41 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Подготовка материальной базы. |
БООШ |
текущий |
42 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Выступление перед детьми младших классов |
БООШ |
текущий |
43 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Обсуждение «+» и « - » |
БООШ |
текущий |
44
|
|
|
|
групповая работа |
2 |
Театр кукол |
БООШ |
текущий |
45 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Распределение ролей |
БООШ |
текущий |
46 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Изготовление кукол, декораций |
БООШ |
текущий |
47 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Пьесы – миниатюры |
БООШ |
итоговой |
48 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Театр марионеток |
БООШ |
текущий |
49 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Изготовление кукол, декораций и бутафории |
БООШ |
текущий |
50 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Пьесы – миниатюры |
БООШ |
текущий |
51 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Выбор и чтение пьесы. |
БООШ |
текущий |
52 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Распределение ролей |
БООШ |
текущий |
53 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над актёрским мастерством |
БООШ |
текущий |
54 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Работа над актёрским мастерством |
БООШ |
текущий |
55 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Подготовка материальной базы. |
БООШ |
текущий |
56 |
|
|
|
выступле ние |
2 |
Выступление перед детьми и родителями |
БООШ |
Итоговый |
57 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Обсуждение «+» и « - » |
БООШ |
текущий |
58 |
|
|
|
лекция |
2 |
История возникновения тростевого театра и театра теней |
БООШ |
текущий |
59 |
|
|
|
показ слайдов |
2 |
Знакомство с работой писателя-сценариста. |
БООШ |
текущий |
60 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. |
БООШ |
текущий |
61 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция |
БООШ |
текущий |
62 |
|
|
|
групповая работа |
2 |
Репетиция |
БООШ |
текущий |
63 |
|
|
|
Тестирование, анкета |
2 |
Диагностика ЗУН приобретенных за второй год обучения |
БООШ |
итоговый |
64 |
|
|
|
спектакль |
2 |
Проведение аттестации в форме премьеры спектакля |
БООШ |
итоговый |
Карточка исходного состояния индивидуального развития детей в объединении
№ |
ФИ ребенка |
Качества |
||||||||||||||||||||||||||||
Психофизические |
Организационно-волевые |
Мотивационные |
Поведенческие |
|||||||||||||||||||||||||||
Физическая активность |
Психическая активность |
Терпение |
Воля |
Самоконтроль |
Тип самолюбия |
Интерес к занятиям |
Уровень конфликтности |
Тип сотрудничества |
||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||||
Внешне побуждаемая |
Стихийная |
Самоуправляемая |
Внешне побуждаемая |
Стихийная |
Самоуправляемая |
Меньше, чем на ползанятия |
Больше, чем на ползанятия |
На все занятие |
Постоянно побуждается извне |
Иногда внутренними усилиям усилиями |
Всегда внутренними усилиями |
Контроль постоянно извне |
Периодически сам |
Постоянно сам |
Завышенный |
Заниженный |
Нормальный |
Навязан извне |
Иногда поддерживает сам |
Поддерживается самост-но |
Провоцирует конфликты |
Не участвует в конфликтах |
Старается улаживать конфликт |
Избегает общих дел |
Участвует при побуждении извне |
Инициативен в общих делах |
||||
1 |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|||
2 |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
3 |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
4 |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
5 |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
6 |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|||
7 |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
8 |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
9 |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|||
10 |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|||
11 |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
||
12 |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
||
13 |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
||
14 |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
||
15 |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
||
ФИО педагога: Мингазова Люция маратовна
Название объединения: Надежда.
Анализ исходного состояния индивидуального развития детей в объединении: «Надежда»
КАЧЕСТВА |
Количество детей |
Примечания |
|||
КАЧЕСТВА |
Психофизические |
Физическая активность |
Внешне побуждаемая |
|
|
Стихийная |
|
||||
Самоуправляемая |
|
||||
Психическая активность |
Внешне побуждаемая |
|
|||
Стихийная |
|
||||
Самоуправляемая |
|
||||
Организационно-волевые |
Терпение |
Меньше, чем на ползанятия |
|
||
Больше, чем на ползанятия |
|
||||
На все занятие |
|
||||
Воля |
Постоянно побуждается извне |
|
|||
Иногда внутренними усилиям |
|
||||
Всегда внутренними усилиями |
|
||||
Самоконтроль |
Контроль постоянно извне |
|
|||
Периодически сам |
|
||||
Постоянно сам |
|
||||
Мотивационные |
Тип самолюбия |
Завышенный |
|
||
Заниженный |
|
||||
Нормальный |
|
||||
Интерес к занятиям |
Навязан извне |
|
|||
Иногда поддерживает сам |
|
||||
Поддерживается самостоятельно |
|
||||
Поведенческие |
Уровень конфликтности |
Провоцирует конфликты |
|
||
Не участвует в конфликтах |
|
||||
Старается улаживать конфликт |
|
||||
Тип сотрудничества |
Избегает общих дел |
|
|||
Участвует при побуждении извне |
|
||||
Инициативен в общих делах |
|
ФИО педагога: Мингазова Люция Маратовна Подпись _______________________Дата заполнения: __________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.