Создание положительного климата в детском коллективе специальной коррекционной школы – интернат. ( 1 группа «ИСКРА»)
Воспитатель Горшенина Т.В.
Специальная коррекционная школа в своей работе руководствуется теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и воспитании положительного микроклимата в детском коллективе она использует те же пути и средства, но по-иному.
В специальной коррекционной школе мы имеем дело с детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефектов и индивидуальных различий. Если в массовой школе по преимуществу используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика является в основном «педагогикой прямого действия». В массовой школе умственно отсталые дети, общаясь со сверстниками или детьми более младшего возраста, попадают в подчиненное положение, они не проявляют самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им предлагают товарищи. Поэтому, попадая в специальную (коррекционную) школу, ученик оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место. При организации совместной деятельности детей у них пробуждается потребность в общении, что оказывает влияние на развитие поведения детей, воспитывает его коллективную направленность. У ребенка формируются связи с окружающими, он вступает в определенные с ними отношения.
Главная роль в создании микроклимата в группе принадлежит воспитателю. Следует сказать, что один воспитатель без совместной работы с учителями, дефектологами, психологами, логопедами, соц.педагогами, администрацией не достиг бы тех результатов, о которых мы сегодня будем говорить.
На первом организационном этапе группа воспитанников не представляет собой коллектив в полном смысле слова. И первый этап работы характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни группы.
Хочу сказать, что работа в данном направлении проводится совместно со всеми субъектами образовательного процесса: (о них я говорила выше), в том числе и медицинскими работниками школы. Это в первую очередь диагноз, характер поведения, уровень физического и умственного развития и т.д. В течение учебного года провожу наблюдение, беседы с целью установления характеристик психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности воспитанников.
Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с приветствия: «Доброе утро, добрый день, …» И нередко приходится слышать искаженное пожелание здоровья – «здрасьте». Может быть мелочь. Но приветствие – наш показатель уважения к окружающим- говорит педагог.» Я рада вас видеть. Будьте здоровы. Здравствуйте!» Это первое правило, которое прививается ребятам.
В ходе наблюдения было выявлено, что ребята очень любят играть в разные сюжетно-ролевые игры такие как «Школа», «Больница», «Семья», «Магазин» и другие. Моя задача состояла, прежде всего, в том, чтобы научить их понимать правила поведения в игре, применять их сознательно. Наблюдая за играми детей, старалась отвести их от конфликтов, а также корректировать неправильные действия в игре.
Например, возьмем игру «Семья»: в этой игре дети показывали то, что видели у себя дома, в своей семье – скандалы, драки, пьяных родителей.
Моя задача - рассказать и показать, а какие же отношения должны быть в семье. Учить вежливо относиться друг к другу. Уступать в споре, разговаривать, не крича в ответ, а спокойно разъясняя им это.
Очередное правило в моей группе, которому мы стараемся следовать –обращаемся только по именам. Свою фамилию дети услышат только в том случае, если ребенок серьезно нарушил правила (обидел кого-то или не реагирует на замечания со стороны детей или взрослого.) Обращение по имени исключает надменное общение между собой.
Важным условием в процессе создания и развития положительного климата коллектива является постоянный состав детей. Но в условиях, например, нашей школы-интерната не всегда получается соблюдение данного условия и на это есть свои причины:
Очень часто прибывают или убывают дети в группе. А мы знаем, что вновь прибывший ребенок в коллектив –показатель новой формы организации коллектива детей.
Основой для благоприятного микроклимата в группе могут стать:
· создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех воспитанников группы — и сильных и слабых;
· создание нестандартных ситуаций в ходе общения, на самоподготовках;
· предоставление возможности каждому ребенку проявить себя;
· демонстрация достижений каждого воспитанника на каждом собрании по выходным дням;
· умение хвалить любого воспитанника даже за малые достижения и успехи.
Очень часто я хвалю своих детей словами: «молодец», «умница», «очень хорошо», а еще чаще использую: мимику, жесты, улыбку, поглаживание по голове. Часто похвалу обычно выражаю в жетонах, полученных за правильный ответ на занятиях.
Свою работу я строю так, чтобы ребята не боялись высказывать свое мнение, даже если оно ошибочное. Часто задаю вопрос: «А кто думает по другому? Кто согласен?» Во время этой работы дети учатся правильно говорить, доказывать, отстаивать свое мнение, повышать свой словарный запас. А главное не боятся давать ответы. В группе есть дети, которые знают ответ, но сформулировать его вслух не могут. Естественно они понимают, что отличаются от других, поэтому они малоразговорчивы, имеют трудности в обучении. Моя задача- разговорить их, не дать им замкнуться в себе. Я стараюсь поощрять таких детей, если они высказывают свое мнение, и строго пресекаются все попытки невоспитанных ребят смеяться над ними или передразнивать их. Я говорю детям, что каждый из нас имеет право на ошибку. Мы и пришли с вами в школу, в группу чтобы научиться». В конце концов, дети привыкают к тому, что они могут высказаться, не боясь, не стесняясь своего дефекта, не боятся ответить неправильно, попросить помощи и получить ее либо от воспитателя, либо от детей.
В своей работе использую игры и упражнения на сплочение группы, своих детей, такие как: «Дотронься до цвета», «Атомы», «Гусеница», и др. Темы групповых занятий, такие как «Я, и моя семья», «Дом, в котором я живу», «Забота взрослых о детях», «Поведение дома» дают свои положительные результаты.
В каждой группе складываются ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Через притчу, авторскую сказку, через творческие рисунки и задания мудрость жизни беседует с детьми со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые правильные слова. Ребята осмысливают услышанное, примеривают к ситуации, что называется «мотают на ус».
Любой коллектив всегда имеет свои традиции. У моих воспитанников они тоже есть. Большинство детей в свой день рождения обязательно угощают ребят конфетами. Мы водим хоровод, воспитанники говорят в этот день имениннику много хороших слов, пожеланий отмечают его положительные качества, делают искренние комплименты. Я вижу, как все от души радуются в такие моменты, как похожи на большую дружную семью.
В группе мы часто устраиваем чаепития, в ходе которых беседуем, обмениваемся мнениями, обсуждаем события в группе и в стране.
Дети сами накрывают на стол, обслуживают, убирают и моют посуду.
Эти посиделки сближают детей и улучшают микроклимат группы.
Одной из распространенных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение коллектива, и формирование личности школьника.
Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный на пришкольных участках, самообслуживание. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности. Так во время генеральной уборки группы командир распределяют обязанности: кто-то моет стены и двери, кто-то удаляет пыль с мебели, подоконников, кто-то поливает и удаляет пыль с комнатных растений, кто-то подметает и моет пол. Не всегда у ребят получается распределить обязанности равномерно, поэтому, если возникает необходимость, наша задача помочь им в этом. Во время генеральной уборки действия воспитателя заключаются также в трудовой деятельности, так как личный пример должен присутствовать всюду.
Весьма важную роль в создании коллектива играет различные коллективные выезды. Но, к сожалению, группы выезжающих комплектуются из разных групп детей, что конечно не способствует сплочению, а часто вызывают зависть и раздоры в группе.
Применяя разнообразные методы воспитания — приучение, упражнение, разъяснение, пример, учим детей правильному отношению друг к другу, к учителю, к воспитателям, к учению, к труду. Надо показать школьникам с умственной отсталостью, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью. Для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность. Так, в начале создания коллектива нашей группы, мной было предложено ребятам обсудить и утвердить «Правила поведения в коллективе». Каждый из пунктов данных правил мы совместно обсудили, приняли и постоянно контролируем соблюдение пунктов данных «Правил» в нашей повседневной жизни. Так, например, если кто-то из ребят ябедничает на кого-то, прошу его посмотреть одно из наших «Правил», а оно гласит: «Не ябедничай взрослым! Попробуй сам объяснить и донести свою точку зрения товарищу». Если у ребенка не получается, на помощь приходят остальные дети и воспитатель.
Конечно, любой воспитатель имеет в своем арсенале множество различных приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех педагогов. Но достичь ее быстро не получится. Наша профессия часто не предполагает быстрого результата. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!» Бывает, что судить о своей работе мы можем, когда встречаем своих бывших повзрослевших воспитанников вне школы, в школе. И если они рады нас с Вами видеть, значит, можем себе мысленно поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте. Я желаю вам, дорогие коллеги, чтобы Ваш журнал профессионального роста был заполнен только пятерками!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.