МДОБУ Новоарбанский детский сад «Радуга»
Ежедневный рефлексивный круг
Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее, а в подготовительной к школе — 10—20 мин. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия.
Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для об- суждения своих проблем.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» (далее — ЕРК), можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «По- чему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т. д. Например, вопросы по ситуации месяца «Мой дом — детский сад» могут быть следующими:
• Где находится мой детский сад?
• Кто в нём работает? Что они делают?
• Как я могу им помочь и как отблагодарить (дни рождения, помощь)?
• Кого можно считать другом?
• Есть ли у тебя друзья?
• Как можно утешить друга?
• Как можно помириться, если поссорился?
• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие — нет и почему?
• Как поступить с тем, кто правила нарушает?
• Зачем людям нужны правила?
• Какие правила ты знаешь?
• Каковы основные правила проведения ежедневного рефлексивного круга
• Правила ЕРК для детей: говорит только тот, у кого в руках мячик; если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь; не повторять то, что кто-то уже сказал; не уходить из
• «круга», пока он не закончится.
• Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше; если выбранная вами тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой; в младших группах начинать круг с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от её лица; перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят речёвку, а затем садятся в круг, лучше на свои от- дельные коврики, это оптимальный вариант. Эти же коврики могут быть использованы в процессе свободной игры детей (в свободной игре дети стелют свои коврики и ставят на них игрушки, по правилам «никто не может трогать игрушки на чужом коврике»). Каждый «круг» заканчивается технологией «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего «круга». Например, в ситуации месяца «Мальчики и девочки»: «Мама, а был ли у тебя мальчик, который тебе нравился? Как вы с ним дружили?»; не боятся провести неэффективный «круг», т. к. умение приходит только с опытом. Всегда применять правила развивающего общения.
• Обсуждать проблемы необходимо в альтернативной, общей форме, не перехода на личности детей. Например: «Давайте обсудим, кого можно назвать добрым человеком, а кого злым?» Если же дети начинают переходить на личности «А у нас Ваня злой», необходимо сказать: «Мы сейчас не о Ване, а о зле и добре». Каждый ребёнок на ЕРК должен чувствовать свою защищённость.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.