«Современное воспитание подрастающего поколения в малокомплектной школе».
Ивашкин В.А. (учитель математики, советник директора по воспитанию). Каково воспитание молодёжи в нашей стране показали последние события в государстве, т. е. СВО в оказании помощи братскому Украинскому народу при освобождении страны от нацистов! Много народу попросту «сбежало» из страны! Не стоит напоминать, как шли на фронт в годы ВОВ люди разных возрастов, в том числе школьники старших классов! В этом отличие современного воспитания от коммунистического! За 30 лет после «развала» Советского Союза и «перехода» к демократии в стране мало осталось институтов воспитания подрастающего поколения, в смысле именно
«народного» патриотического воспитания! Только в последние годы, а именно с приходом в образовательные организации советника директора по воспитанию, мы понемногу стали приводить в порядок то, чего так легко лишились после перестройки.
Я живу в маленьком селе Саратовской губернии и работаю в школе, без малого, 23 года. Воспитанный сам в пионерско-комсомольской среде, пытался сохранить смысл воспитания того времени, а именно формирование нового человека, предполагающее воспитание в духе нравственности, впитавшей в себя основные общечеловеческие моральные нормы, которые народные массы выработали на протяжении тысячелетий.
Работаю Советником второй год. Первый год работы был «пробным». Лиха беда — начало! В школе мало кто понимал смысл работы Советника… Что это будет? Как это будет? Много вопросов и мало ответов!
В нашей школе 15 детей! Село исчезает потихоньку, но пока есть школа, оно живёт и функционирует! А когда-то в школе количество учащихся достигало 150 человек! К чему эти исторические сведения? Да к тому, что работа Советника в малокомплектной школе отличается от работы Советника в школе, где большое количество детей!
Но, в любом общеобразовательном учебном заведении у ребёнка должны быть равные условия для развития своих интересов и способностей. И советники – как раз те люди, которые сегодня приводят это всё к единому знаменателю. Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, человек, дружба, семья, природа, здоровье, труд, культура. Поэтому моя задача, как Советника, помогать формировать их и развивать через активную социальную деятельность.
Показывать детям, родителям и педагогам устоявшиеся ценности через новые реалии.
В этом учебном году наша школа вступила в ряды Общероссийской общественно государственной детско-юношеской организации «РДДМ», которая включает в себя такие направления как - волонтерство и добровольчество, патриотизм и историческая память, спорт, медиа и коммуникации, туризм и путешествия.
Ранее наши обучающиеся начинали свою деятельности с участия в акциях РДШ. А в 2023 году было открыто первичное отделение РДДМ "Движение первых". На официальном сайте движениепервых.рф зарегистрированы пока только 5 учащихся и 1 педагог. Проблема регистрации заключается в сложности желающих подтверждения регистрации через ГосУслуги. И усугубляется тем, что в селе отсутствует стабильная интернет связь! Но работа в этом направлении всё же ведётся. Я разъясняю учащимся значимость РДДМ для каждого ребёнка, обсуждаю проекты и конкурсы Движения Первых, которые интересны детям, в которых они могут принять участие и заявить о себе, реально показать результат на уровне школы, муниципалитета, региона и страны.
Деятельность РДДМ в нашей школе в 2023 году реализовывалась по следующим направлениям:
- Труд, профессия - «Моё Призвание!»
- Культура и искусство - «Созидай и Вдохновляй!»
- Волонтёрство и добровольчество - «Благо Твори!»
- Патриотизм и историческая память. «Служи Отечеству!»
- Спорт - «Сильнее! Выше! Быстрее!!»
- Здоровый образ жизни - «Будь Здоровым!»
- Экология и охрана природы - «Береги Планету!»
- Туризм и путешествия - «Открывай свой край родной!»
У нас, в малокомплектной школе, нагрузка на ребёнка очень большая.
Одни и те же дети участвуют в нескольких детских творческих объединениях. Отсюда — нехватка времени и сил на другие дела! Если в каждом направлении задействовать одного или двух человек, то отсутствует коллективная деятельность, что тоже не правильно! Ребёнок должен воспитываться в большом коллективе! Приходится выбирать не все предложенные направления и это одна из проблем малокомплектной школы!
Работа среди младших школьников у нас ведётся в рамках проекта «Орлята России». Пока только на стадии организации. В данном проекте от нашей школы участвуют все три начальных класса. На данный момент проходим обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Работа в этом направлении продолжается. Второй год в рамках военно-патриотического воспитания школьников действует молодёжный военно-патриотический клуб «Каскад», в состав которого входит 5 человек (5-7 классы). Клуб работает под началом руководителя Саратовского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство» Сергея Авезниязова . Здесь воспитывается характер, смелость, целеустремлённость, патриотизм и воля к победе. Это ребята, которым не безразличны проблемы общества и страны. Все члены клуба приняли присягу и получили удостоверения! Имеется полный комплект обмундирования для парада и повседневной формы! «Каскадовцы» принимают участие в различных акциях, а именно: проводятся экологические десанты, содержат в чистоте территорию у памятника павшим в годы ВОВ односельчанам, и стоят в почётном карауле во время проведения «Вахты Памяти». Участвуют в выездных мероприятиях на муниципальном и региональном уровнях.
С 2022 года в школе начал действовать театр. Дети с удовольствием участвуют в кружке и демонстрируют свои умения на школьных мероприятиях. Привлекаем к работе родителей – они создают костюмы и если это кукольная постановка, то помогают изготовить кукольный персонаж.
В школе имеется музей. Он функционирует с 2013 года. В нём созданы стенды, на которых собраны коллекции из разных областей деятельности человека, в частности: бытовая утварь крестьян села; монеты и денежные знаки разных эпох; значки; электронная техника (первый телевизор, первый компьютер, проигрыватель и др.) и музыкальные инструменты. Проблема сохранения памяти о своей земле, ее истории, земляках всегда была близка всему коллективу школы. Учащиеся с интересом, совместно с руководителем музея, родителями , оформили стену «Бессмертный полк», куда разместили фотографии своих дедов и прадедов с описанием их военного пути. Также оформили уголок про нашего выдающегося земляка – участника ВОВ и Героя Социалистического Труда Никитина Сергея Михайловича. Пришлось много поработать с архивными материалами, но это того стоило. Ещё оформили альбом о выдающихся людях села. Сейчас мы оформляем ещё один уголок в музее про нашу землячку – учительницу, Отличницу народного просвещения и бывшего директора Вяжлинской школы – Чушкину Галину Павловну. Ребята с удовольствием собирают о ней материалы, беседуют с родственниками, находят в архиве газетные статьи о ней и сохранившиеся фотографии.
С сентября 2023 года в филиале действует отряд ЮИДД. Целями работы отряда ЮИДД являются воспитание законопослушных участников дорожного движения, чувства коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки и ориентация школьников на профессии, необходимые в органах внутренних дел. Главными задачами отряда ЮИДД являются активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждение их нарушений. «ЮИДДовцы» являются проводниками этих знаний среди обучающихся школы.
В 2023-2024 учебном году продолжается деятельность по реализации работы школьного спортивного клуба на базе нашего филиала. Его цели и задачи – это сохранение и укрепление здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни, закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физической культуры. В спортивной секции ребята проходят общефизическую подготовку. Опять же проблема в малом количестве ребят – невозможно создать полноценные команды по волейболу и баскетболу. Можно было бы привлечь молодёжь из села, но её у нас практически нет. Всё равно наши ребята с удовольствием посещают спортивную секцию, сдают нормативы ГТО. Пока ещё нет значимых достижений, но ребята увлечены и это главное.
Работа по всем направлениям курируется мною – Советником директора по воспитанию.
В этом году две ученицы из 6 класса изъявили желание участвовать в волонтёрском движении по экологии! Эта инициатива детей, их осознанный самостоятельный выбор, поэтому мы их поддержали в их начинании. Теперь у нас в школе своеобразное волонтёрское экологическое общество «ЭкоДом», состоящее из 2 человек + Советник, которое не только поддерживает чистоту на сельской детской площадке, территории школы, но и проводит лекции и акции среди младших классов на тему защиты окружающей среды от загрязнения! Каждый понедельник с нового учебного 2022 года начинается с общешкольной линейки, где ученики и учителя исполняют государственный гимн Российской Федерации, поднимаеют флаг и на которой Советник чествует ребят, отличившихся в спортивных, культурных, предметных направлениях. Фото и видео материалы, проводимых мероприятий, размещаются на информационном портале вконтакте.
В 2023-2024 учебном году планируется:
• Продолжить реализацию программы общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», с целью формирования личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
• Уделить большее внимание воспитанию в виде проведения мероприятий с целью формирования активной жизненной позиции школьников, осознанного ценностного отношения к истории своей страны, города, района, народа;
• Развивать у детей чувство патриотизма, национальной гордости за свою страну, стимулировать социальную деятельность школьников, направленную на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения;
• Формировать единую информационную среду первичного отделения РДДМ и включиться в единую информационную среду РДДМ России для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально преобразовательной деятельности РДДМ.
В функции советника входит подготовка стратегии воспитательной работы, организация школьных мероприятий по выявлению талантов, профилактике вредных привычек и буллинга, развитие системы ученического самоуправления, вовлечение учеников в социально значимые детскоюношеские проекты и, эти усилия, я надеюсь, в скором времени приведут к необходимому результату и мы получим цель основной задачи педагогики — это гармонично развитую Личность!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.