Управленческий ресурс в Экопрофилактике

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Специфика современного образования на селе заключается в том, что, с одной стороны, сельская школа должна дать знания для жизни и работы в агросоциуме, с другой - современное образование в контексте мировых и отечественных тенденций в образовании с целью полноценного вхождения учащихся в реальный мир информационного общества.
Иконка файла материала Управленческий ресурс в Экопрофилактике.docx

Управленческий ресурс по внедрению концептуальных основ «Экопрофилактики» в образовательный процесс современной сельской школы.

 

Н.Н. Степина - педагог-организатор Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МОУ СОШ с. Хоперское.

 

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина

России – зрелого ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.

В.В. Путин

В.В. Путин, Президент РФ заявил, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху. Школа формирует будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».

Так чему же должна учить современная школа?

Сельский образ жизни имеет свою специфику, который заключается в пространственной ограниченности среды, ее статичности и однообразии; в ограниченном доступе к культурным и образовательным услугам. Специфика современного образования на селе заключается в том, что, с одной стороны, сельская школа должна дать знания для жизни и работы в агросоциуме, с другой - современное образование в контексте мировых и отечественных тенденций в образовании с целью полноценного вхождения учащихся в реальный мир информационного общества.

В общеобразовательной школе осуществляется образовательный процесс по Федеральной образовательной программе. В рамках реализации Национального проекта «Образование», в школах сельской местности открываются Центры «Точка роста». В нашем случае, это Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". В связи с этим, нами создана Модель непрерывного дополнительного образования. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.

Работа Центра выстроена следующим образом: в первую половину дня в специализированных кабинетах проходят уроки, а в свободное время, оборудование используется для предоставления дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Открытие Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в сельских школах, в частности в нашей школе, дает ряд преимуществ и перспективного развития образовательных организаций:

- получена интеллектуально - развивающая образовательная среда;

- возможность обучающимся получать бесплатное качественное дополнительное образование, не покидая стен родной школы;

- развитие творческих способностей;

- организация сетевого взаимодействия;

- наличие новых рабочих мест в школе;

- обеспечение внеурочной деятельности по экопрофилактике;

- использование инфраструктуры Центра в ежедневном образовательном процессе.

Все это создает позитивный имидж современной образовательной организации в достижении цели – становления уникальной интеллектуально-развитой личности, формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков и компетенций по предметным областям, в выборе будущей профессиональной занятости.

Сегодня, как никогда остро стоит задача осмысления и познания бытия, создания новой философии образования, раскрытой к таинствам жизни общества, его стремлениям, возможностям и свершениям. На этой основе должна формироваться новая педагогика – педагогика здоровья. Не только в удовлетворении интересов государства, но и в развитии духовно-нравственного общества, в развитии и оздаровлении каждого участника образовательного процесса.

Взяв за основу, идеи профессора Д.В. Воробьёва о школе экопрофилактики, представленную на предыдущих конференциях как комплекса оздоровительных мероприятий, осуществляемый в условиях окружающей среды, максимально соответствующих физиологическим возможностям человека и направленный на предупреждение экотоксикоза. Где автор предлагает три основных направления: экологическое, медико-техническое и образовательное.

Нам, педагогам, ближе образовательное направление при реализации задач экопрофилактики, поэтому на наш взгляд, воспитание духовно-нравственного здоровья обучающихся должно стать приоритетным в условиях современной Школы. Духовное спасение и возрождение общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания: понятий «честь», «достоинство» и «дружба», «здоровье», «российская ментальность и патриотизм». Данное направление подтверждается словами В. Шекспира «Каков ты сам, таков вокруг твой мир».

Анализируя ценностные ориентации современной молодежи по широкому кругу проблем, связанных с современной Россией, необходимо иметь в виду значимые факторы, оказывающие на эти ориентации существенное влияние:

- молодежь, получившая первичную социализацию в семье и школе, затем проходит ее вторично в условиях транзитивной действительности современной России.

- немаловажным фактором вторичной социализации являются российские ментальные ценности и социальные представления, существенно влияющие на сознание обучающихся.

В настоящее время в школах создается система воспитательной работы, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей личности, патриотизм и любовь к Родине, ответственность за судьбу России. Государственный подход в реализации этой системы основан на конкретных мероприятиях:

- проведение общешкольных линеек и исполнение Гимна РФ еженедельно по понедельникам;

- проведение урока «Разговоры о важном»;

- создание детских общественных объединений: «Орлята России», РДДМ «Движение Первых», Юнармия, отряд ЮДП (Юный друг полиции);

- введение должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;

- участие в патриотических акциях и социально-значимых проектах, в том числе «Школа экопрофилактики».

Данная система обучения и воспитания позволяет включить подрастающее поколение в государственную парадигму воссоздания статуса «Великой России».

Поскольку дети, безусловно будущее страны, то мы должны обеспечить не только их благополучие, но и стать ответственными за них.

В истории всех времен и народов молодежь всегда играла ключевую роль. И это не случайно, потому что молодым присущи активные качества - жажда справедливости, отвага, честь, поэтому задачи школы состоит в следующем:

- обеспечить детей надлежащим образованием;

- принимать участие в обеспечении благополучия и безопасности страны;

- нести в массы знания о правах и обязанностях гражданина;

- укреплять веру в себя и достигать благородных общественно - значимых целей;

- пропагандировать историческую правду в Победе советского народа во 2-ой мировой войне;

- нести положительный образ своей страны перед другими странами мира.

- использовать свои навыки и таланты для развития страны;

- искоренить всё негативное, что есть в нашем обществе;

- развивать культуру, тенденции и традиции общества;

- поддерживать политику правительства РФ;

- обеспечивать информационную безопасность в сети Интернет и других информационных источниках;

- стать образцом для подрастающего поколения при формировании здорового образа жизни и оказание первой медицинской помощи.

Внедрение концептуальных основ «Экопрофилактики» в образовательный процесс современной школы позволяет полноценно решать поставленные выше задачи, так как «Экопрофилактика» в нашем понимании это….

Э – ЭТО ИНОВАЦИОННО

К – КОНКРЕТНАЯ МОТИВАЦИЯ

О – ОБЩЕСТВЕННО- ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

П – ПРОФИЛАКТИКА АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Р – РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

О – ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМОЕ СЕТЕВОЕ      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Ф – ФИЛОСОФИЯ ЗАБОТЫ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

И – ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Л – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ЛИЧНОСНЫЙ РОСТ

А – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА

К – КОНКРЕТНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т – ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

И – ИНТЕГРАЦИЯ ЛУЧШИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОЧТИ

К – КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А – АБСОЛЮТНЫЙ РЕЗЕЛЬТАТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭКОПРОФИЛАКТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ

Поэтому, актуальность внедрения концептуальных основ «Экопрофилактики» в образовательный процесс современной школы, чрезвычайно важна для принятия управленческих решений:

- четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;

- оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;

- педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;

- эффективная организационная культура школы, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, определяющих специфику поведения коллектива в целом;

- сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, яркой личности, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение социально-значимой цели.

Организовать внеурочную деятельности по Экопрофилактике в общеобразовательной школе возможно при планировании внеурочной деятельности (разработка и планирование программы дополнительного образования или внеурочной деятельности, рассмотрение на школьном методическом объединении, педсовете и оформление приказом директора по школе).

Результаты управленческой деятельности команды дает для образовательной организации:

- позитивный имидж школы в образовательной среде района:

- школа привлекательна для родителей, выбор школы как места для получения общего (среднего) образования;

- думающая, духовно-нравственная, здоровая, общественно-значимая, патриотически - сформированная личность выпускника.

В заключение процитируем президента РФ В.В. Путина: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке…»