Бюджетное образовательное учреждение города Омска
«Гимназия №115»
Утверждено
на заседании методического совета
протокол №____от___________2020г.
Председатель_____________
«____»_____________2020 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Народные календарные праздники»
(продолжительность 216 час,
возраст с 7-11 лет)
Автор-составитель: Педагог дополнительного образования Воронова Елена Викторовна |
2020 г.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные календарные праздники» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для обучения и воспитания детей в возрасте от 7 до 10 лет. Программа включает в себя знакомство с основными видами народных традиционных праздников, традициями, обрядами, связанными с ними духовными, нравственными, эстетическими ценностями.
Актуальность программы. Современный воспитательный и образовательный процесс требует совершенно нового подхода к решению задач по формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе и духовную и эстетическую красоту. Далеко не каждая современная мать может дать своему ребенку необходимые знания о законах жизни, здоровья и красоты. Немногие семьи сохранили традиции «русской патриархальности», на которых воспитывались многие поколения русских людей, даже и в советскую эпоху. Поэтому программа, в основе которой лежат знания предков об устройстве мира, об основных его законах, влияющих на жизнь природы и человека, об отношениях людей между собой, об устройстве дома и семьи просто необходимы не только ребенку, но и его родителям, решает социальный заказ общества.
Народная культура – основа, от которой произошли все последующие направления, в том числе и современное искусство. Поэтому знакомство с традициями наших предков, календарными народными праздниками, обрядами, музыкальным и игровым фольклором, овладение навыками исполнительства является той природной естественной основой, на которой строится дальнейшее развитие всех человеческих качеств ребенка.
Формы и режим занятий
Форма реализации программы: очная/очная с применением дистанционных образовательных технологий
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы организации занятий: Основной формой работы являются групповые обучающие занятия (исследование, творческая мастерская, виртуальные путешествия, экскурсия, виртуальная экскурсия, диспут, игра, занятие с элементами игрытворческий диалог, интерактивная игра и др.)
Режим занятий:
Занятия с каждой группой проводятся 3 раза в неделю по 2 часа ( 45 мин + 10мин.перемена+45мин.)
Учитывая возрастные психофизические особенности воспитанников (7-10 лет) (более развита наглядно-образная память, дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, неусидчивы, имеют кратковременную память и внимание, склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей, еще не умеют организовывать свое внимание и действие, недостаточно умеют логически мыслить) - .оптимальный состав группы 12-15 человек.
Набирается группа примерно одного возраста из детей, желающих посещать занятия без тестирования и отбора по способностям.
В основе методики – игровые технологии, основанные на этнопедагогических принципах.
1.1. Цели и задачи.
Цель программы :
– формирование и развитие духовно-нравственных категорий и творческих способностей младших школьников средствами традиционной народной культуры для их успешной социализации в дальнейшем.
Задачи программы:
- познакомить младших школьников с нравственными, эмоциональными, эстетическими ценностями, связанными с традициями народных календарных праздников.
- развить музыкальные и ритмические способности детей через пение, движение, художественно-образное мышление, фантазии детей, их творческие способности на основе импровизации, игры и элементов театрального действа.
- воспитать любовь к родной природе, национальным традициям, семье, национальной культуре и уважение к культуре других народов.
- воспитывать чувства коллективизма, взаимоуважения и ответственности;
1.2.Планируемые результаты.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
-начальные представления о безопасности жизнедеятельности; - мотивация на оценку своих поступков; - умение дружески общаться со сверстниками; - мотивация к бережному отношению к природе и родной культуре; - мотивация к взаимопомощи, поддержке;; |
- первоначальное умение излагать свои мысли, пробовать их аргументировать, -формирование способности к рефлексии; - мотивации на получение новых знаний; - умения анализировать (самоанализ) качество выполнения учебных заданий. |
- правила правильного пения и движения; - простейшие знания о мифологии жизни природы и человека, смены времен года; - знания простых пословиц, поговорок, загадок, песен - сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх по показу; |
2. Учебно-тематическое планирование
№ |
Название раздела программы и темы учебных занятий |
ВСЕГО |
|
Раздел 1. Основные понятия народного календаря |
|||
1.1 |
Вводное занятие. Инструктаж ТБ. Понятие народного календаря |
2 |
|
1.2. |
Понятия «традиция», «обряд». |
4 |
|
1.3 |
Солнце на небе, а число в календаре. |
8 |
|
1.4 |
Загадка, открой свою тайну. Вселенная в земных образах. |
4 |
|
1.5 |
Православная составляющая народного календаря. |
4 |
|
Итого: |
18 |
|
|
Раздел 2 Осенние календарные праздники |
|||
2.1. |
Осеннее Новолетье – новые новины. |
6 |
|
2.2. |
Рождество Пресвятой Богородицы – вторая встреча Осени |
4 |
|
2.3. |
Воздвижение – третья встреча осени. Традиции и обряды. |
4 |
|
2.4. |
Октябрь – зазимник. Приметы октября. |
2 |
|
2.5. |
Осенние православные праздники. Праздник Покрова. |
6 |
|
2.6. |
Льняные смотрины |
2 |
|
2.7 |
Осенний календарный словесно-игровой фольклор. |
8 |
|
2.8 |
Хороводы и песни осенней тематики |
8 |
|
2.9 |
Обряды осенних календарных праздников |
4 |
|
2.10 |
Итоговое занятие «А у нас «Капустник» |
2 |
|
Итого: |
46 |
|
|
Раздел 3. Знакомство с древними идеями и образами Зимних календарных праздников |
|||
3.1. |
Мировое древо – ось порядка. |
2 |
|
3.2. |
Мир из яйца. Из чего зачался белый свет. Условность счета времени. |
4 |
|
3.3 |
Спиридон - солнцеворот. |
2 |
|
3.4 |
Православный праздник Рождество Христово Традиции и обряды. Святочный цикл. |
6 |
|
3.5. |
Словесный святочный фольклор |
4 |
|
3.6. |
Вертепный театр. |
6 |
|
3.7. |
Калядование и ряжение. |
6 |
|
3.8. |
Песенный и игровой святочный фольклор |
6 |
|
3.9. |
Подготовка к новогодним праздникам |
6 |
|
3.10. |
Святочная вечерка |
2 |
|
Итого: |
44 |
|
|
Раздел 4. Вечерка как форма народного досуга |
|||
4.1. |
Понятие вечерки. Содержание. |
2 |
|
4.2. |
Словесный вечерочный фольклор |
4 |
|
4.3. |
Вечерочные игры и хороводы |
6 |
|
4.4. |
Бытовые вечерочные танцы |
12 |
|
Итого: |
18 |
|
|
Раздел 5. Календарно-обрядовый масленичный цикл |
|||
5.1. |
Древние корни праздника Масленица. |
2 |
|
5.2. |
Масленичная неделя. Обряды и традиции. |
2 |
|
5.3. |
Подготовка к празднику « Проводы Масленицы». Сценарий, костюмы. |
4 |
|
5.4. |
Масленичный игровой фольклор |
6 |
|
5.5. |
Хороводы и песни масленичной недели |
6 |
|
5.6. |
Праздник «Проводы Масленицы» |
2 |
|
Итого: |
22 |
|
|
Раздел 6.Весенние календарные народные праздники |
|||
6.1. |
Обряды закликания весны. |
6 |
|
6.2. |
Игры весенней тематики |
10 |
|
6.3. |
Песни и хороводы весенней тематики |
8 |
|
6.4. |
Древние народные праздники встречи весны. |
10 |
|
6.8. |
Православные весенние праздники. Традиции и обряды |
12 |
|
6.8. |
Вербный базар – благотворительная ярмарка |
4 |
|
6.9. |
Светлое Христово Воскресенье |
2 |
|
Итого: |
48 |
|
|
Раздел 7. Летние календарные праздники |
|||
7.1. |
Традиции и обычаи летних праздников. |
6 |
|
7.2. |
Игры и хороводы летней тематики |
6 |
|
7.3. |
Подготовка и участие в фестивале «Васильковое лето» |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
|
ИТОГО: 216 |
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж ТБ. Понятие народного календаря – 2 часа
Форма организации: Исследование
Виды образовательной деятельности: Просмотр видео фильма «Тайна русской прялки». Работа по книгам «Народный месяцеслов», «Народный календарь». Викторина. Игровой хоровод «А кто у нас гость большой»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 1.2. Понятия «традиция», «обряд». – 4 часа
Форма организации: Исследование
Виды образовательной деятельности: Просмотр видео фильма «Традиции русских праздников». Работа по книгам «Народный месяцеслов», «Народный календарь». Учебник – стр 28-30. Обсуждение. Создание коллективного проекта «Традиции современного народного праздника». Игровой хоровод »А кто у нас гость большой», «Ворон»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 1.3. Солнце на небе, а число в календаре. – 8 часов
Форма организации: Исследование
Виды образовательной деятельности Работа по схеме «Солнечные часы». Просмотр видео фильма «Тайна русских узоров». Условность счета времени. Начало года в народной традиции Исторический аспект. Создание и защита проекта «Праздники в моей семье». Игровой хоровод «Осень к нам пришла»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 1.4. Загадка, открой свою тайну. Вселенная в земных образах. – 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие – исследование.
Виды образовательной деятельности Народный фольклор о законах Вселенной, историческом времени, смене времен года. Вселенная в земных образах отражается в народной загадке. Сопоставление небесного и земного мира. Загадка не пустое развлечение, а способ раскрыть важное, значительное иносказательным образом. Отражение мифологического сознания предков. Игра «Нарисуем образ Вселенной». Рисунки на отгадки. Коллективное панно. Народная игра «Ворон».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 1.5.Православная составляющая народного календаря. – 4 часа
Форма организации: Виртуальная экскурсия
Виды образовательной деятельности Знакомство с образами русских святых. Соотнесение дней, посвященных им с древними календарными периодами и праздниками земледельческого календаря. Просмотр видео «Иконопись». Работа по книгам «Народный месяцеслов», «Народный календарь». Сообщения. Ведение тетради. Игровой хоровод.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Раздел 2 Осенние календарные праздники
Тема 2.1.Осеннее Новолетье – новые новины. – 6 часов
Форма организации учебного занятия Занятие с элементами игры.
Виды образовательной деятельности Рассказ с комментариями. Праздник Осеннее новолетье (происхождение праздника, проводы лета, новоселья, детские инициации у мальчиков, обряд-игра «Похороны мух и комаров»;) Попевка «Осень в гости просим», Игровой хоровод «А мы сеяли ленок», Хоровод «Как у наших у ворот».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Тема 2.2. Рождество Пресвятой Богородицы – вторая встреча Осени – 4 часа
Форма организации учебного занятия Занятие с элементами игры
Виды образовательной деятельности Беседа. Народные пословицы, поговорки, приметы – энциклопедия народного естествознания. Обряды и обычаи жатвы. Жнивные песни – разучивание. Рассмотреть картины «Жатва». Словесный разбор Теста песни «Осень к нам пришла». Орудия труда – косы, цепы, серпы. Попевка «Как у нашего овса», Хороводная игра «Осень к нам пришла».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 2.3. Воздвиженье – третья встреча осени. Приметы, обычаи, обряды. – 4 часа
Форма организации учебного занятия Исследование.
Виды образовательной деятельности Работа по учебнику. Рассмотреть иллюстрации. Православная составляющая праздника. Послушать и поразмышлять о смысле примет. Первые зазимки. Природа двигается к зиме. Заготовки к зиме. Какие заготовки делают в вашей семье. Хоровод «Я на камушке сижу». Игра «Плетень».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Вводный контроль.
Тема 2.4. Октябрь – зазимник. Приметы октября.- 2 часа
Форма организации учебного занятия Исследование.
Виды образовательной деятельности Просмотр видео. Обсуждение. Приметы октября. Работа по учебнику.стр.20. Рассмотреть иллюстрации, ответить на вопросы. Начало посиделок. Понятие «посиделки», чем занимались? Песня «Прялица», «В огороде бел козел» - инсценирование.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 2.5. Осенние православные праздники – 6 часов
Форма организации учебного занятия Подготовка к празднику
Виды образовательной деятельности Православная легенда о возникновении праздника. Праздник Покрова Богородицы в народной традиции. Видеофильм. Обсуждение. Хоровод «Вейся ли капуста». Покровская ярмарка ежегодное традиционное в Всероссийское мероприятие. Приготовиться к участию в студийной Ярмарке на Покров.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 2.6. Льняные смотрины. – 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие - исследование
Виды образовательной деятельности Знакомство с народными обычаями дня св.Параскевы Пятницы, покровительницы женского рукоделия, женских работ на земле и женской судьбы. Работа с учебником стр.8-9. 3 главные идеи обычаев этого дня: честный труд, который всех кормит и одевает, продолжение рода, воспитание детей, благодарность Матушке земле, которая всех кормит. Рассмотреть вышивки, найти символы. Прочитать пословицы. Сделать вывод. Хоровод «А мы сеяли лен». Игра «Веселые ткачихи»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 2.7. Осенний календарный словесно-игровой фольклор – 4 часа.
Форма организации учебного занятия Соревнование
Виды образовательной деятельности Разучивание и закрепление загадок, пословиц, попевок, хороводных игр. Работа над качеством исполнения. Формирование и развитие личностных качеств: уверенности, самодостаточности, креативности – индивидуальное исполнение, роль ведущих в играх.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 2.8. Хороводы и песни осенней тематики - 8 часов
Форма организации учебного занятия Игровая
Виды образовательной деятельности Разучиванрие игровых хороводов (Хоровод «Вейся ли капуста», «Плетень», Осень к нам пришла» «Ручеек»).. и песенных хороводов осенней тематики («На горе то калина», «Я на камушке сижу»). Покровская ярмарка ежегодное традиционное в Всероссийское мероприятие. Приготовиться к участию в студийной «Ярмарке на Покров»,
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 4. Льняные смотрины. – 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие - исследование
Виды образовательной деятельности Знакомство с народными обычаями дня св.Параскевы Пятницы, покровительницы женского рукоделия, женских работ на земле и женской судьбы. Работа с учебником стр.8-9. 3 главные идеи обычаев этого дня: честный труд, который всех кормит и одевает, продолжение рода, воспитание детей, благодарность Матушке земле, которая всех кормит. Рассмотреть вышивки, найти символы. Прочитать пословицы. Сделать вывод. Хоровод «А мы сеяли лен». Игра «Веселые ткачихи»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 5. Хороводы и песни осенней тематики – 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие тренинг
Виды образовательной деятельности Знакомство, разучивание новых хороводных песен «Я на камушке сижу» и « В огороде бел козел», Повторение знакомых песен «На горе-то калина», «Осень к нам пришла». Разучивание хороводной игры «Плетень», «Вейся капустка» Инсценирование. Упражнение. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Тема 5. Обряды осенних календарных праздников - 4 часа
Форма организации учебного занятия Занятие - игра
Виды образовательной деятельности Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника. Подготовка к празднику «А у нас –Капустник». Песни В огороде бел козел», игры «Плетень», хороводы «Я на камушке сижу», «Вейся капустка», словесный фольклор, инсценирование. Повторение. Упражнение. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Тема 6. Итоговое занятие-праздник «А у нас Капустник» - 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие - праздник
Виды образовательной деятельности Интерактивное игровое занятие с элементами инсценирования, привлечение к участию родителей, угощение. Песни:»Осень к нам пришла», « В огороде бел козел», игры «Плетень», хороводы «Я на камушке сижу», «Вейся капустка», словесный фольклор, инсценирование.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Итоговый контроль.
Раздел 3. Знакомство с древними идеями и образами
Зимних календарных праздников
Тема 3.1. Тема 3.1. Мировое древо – ось порядка. – 2 часа
Форма организации учебного занятия Виртуальное путешествие.
Виды образовательной деятельности Сказка «Петушок и волшебные жерновки» . Образ мирового древа в разных культурах мира. Просмотр слайд-фильма. Ось симметрии: верх-низ, небо – земля, Образ МД в вышивке, росписи, народном костюме. Образ Древа = образу Женщины-Матери-Прародительницы мира. Образ МД в архитектуре. Обсуждение. Этическая беседа. Анализ. Выводы.
4 стороны света, 4 природные стихии, 4 времени года. Хоровод «Гость большой»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 3,2. Мир из яйца. Из чего зачался белый свет. Условность счета времени.
– 4 часа
Форма организации учебного занятия Виртуальное путешествие.
Виды образовательной деятельности Рассказ с комментариями. Мифы разных народов. Чтение фрагмента Духовного стиха о Голубиной книге. Верх и низ, светлое и темное, а между ними – человек. Этическая беседа. Стих о Правде и Кривде. Философия духовности.
Святой счет – троица. Трехярусность мира в культурах разных народов: небо, земля и подземны мир. В сказках и ДПИ: Верхний, средний и нижний мир. В архитектуре русского дома. 3 – сакральное число в культуре разных народов, в Православии. Духовный стих «Троица». Символ праздника «Троица». Сюжет иконы «Троица». Видео-фильм. Рефлексия. Нарисовать устройство мира на трафарете яйца.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Формы контроля Анализ. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.3. Спиридон – солнцеворот, на лето поворот.- 2 часа
Форма организации учебного занятия Виртуальное путешествие
Виды образовательной деятельности Понятие: Зимний солнцеворот. Древние легенды о конце мира. Легенда о Каляде. Зимнее солнцестояние. Гадание по погоде с 26.12 – какой будет год. Песня «Сею вею снежок». Праздники декабря: день св.Николая - прообраз Д.Мороза. Легенда о св.Николае. Игра.»Два Мороза»
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 3.4. Православный праздник Рождество Христово Традиции и обряды. Святочный цикл.- 6 часов
Форма организации учебного занятия Подготовка к празднику
Виды образовательной деятельности Православная легенда о рождении И.Христа. Разучивание калядок, христославлений, величаний. Просмотр видео о празднике, обрядах. Обряд вождения Козы – смысл обряда. Маски и ряжение. – древние дохристианские верования. Легенда о Каляде. Фронтальная работа.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 3.5. Словесный святочный фольклор – 4 часа
Форма организации учебного занятия Занятие – игра
Виды образовательной деятельности Подготовка к праздникам «Святки» Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника.
Песни «Сею-вею снежок», калядки «В Рождество Христово» «Уж я сяду на порог», игры, хороводы «Уж ты зимушка-зима», словесный фольклор, инсценирование. Повторение. Упражнение. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Тема 3.6. Вертепный театр – 6 часов
Форма организации учебного занятия Репетиция.
Виды образовательной деятельности Просмотр видео-фильма Библейские легенды о Рождестве, Вертепный театр,. Работа по сценарию. Работа с вертепными куклами. Упражнения. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности фронтальная, подгрупповая, индивидуальная работа.
Формы контроля Анализ, наблюдение Самоанализ.
Тема 3.7. Калядование и ряжение.- 6 часов
Форма организации учебного занятия:. Репетиция..
Виды образовательной деятельности Святочная постановка. Чтение сценариев. Обсуждение ролей. Обсуждение и постановка образов. Выбор костюмов, грима. Пластическое и сценическое решение образов. Игра.Упражнение. Метод проекта
Форма организации учебной деятельности Подгрупповая и индивидуальная.
Формы контроля Анализ..Наблюдение. Защита проекта.
Тема 3.8. Песенный и игровой святочный фольклор – 6 часов
Форма организации учебного занятия Соревнование
Виды образовательной деятельности Разучивание и закрепление загадок, пословиц, попевок, хороводных игр. Работа над качеством исполнения. Формирование и развитие личностных качеств: уверенности, самодостаточности, креативности – индивидуальное исполнение, роль ведущих в играх.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 3.9. Подготовка к новогодним праздникам – 6 часов
Форма организации учебного занятия:. Репетиция..
Виды образовательной деятельности Постановка спектакля. Чтение сценария. Обсуждение ролей. Обсуждение и постановка образов. Выбор костюмов, грима. Пластическое и сценическое решение образов. Разучивание хороводов и игр. Игра.Упражнение. Метод проекта
Форма организации учебной деятельности Подгрупповая и индивидуальная.
Формы контроля Анализ..Наблюдение. Защита проекта.
Тема 3.10 Святочная вечерка -2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие – игра
Виды образовательной деятельности Проведение праздника «Святки». Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника.
Песни «Сею-вею снежок», калядки «В Рождество Христово» «Уж я сяду на порог», игры, хороводы «Уж ты зимушка-зима», словесный фольклор, инсценирование.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Раздел 4. Вечерка как форма народного досуга
Тема 4.1. Понятие вечерки. Содержание.- 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие с элементами игры.
Виды образовательной деятельности Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника. Подготовка к празднику «Вечерка». Подготовка фольклорного материала: потешки, частушки, скороговорки, чистоговорки, докучные сказки. Поисковая деятельность. Повторение вечерочных игр и танцев.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Тема 4.2. Словесный вечерочный фольклор – 4 часа
Форма организации учебного занятия Соревнование
Виды образовательной деятельности Разучивание и закрепление загадок, пословиц, попевок, хороводных игр. Работа над качеством исполнения. Формирование и развитие личностных качеств: уверенности, самодостаточности, креативности – индивидуальное исполнение, роль ведущих в играх.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 4.3. Вечерочные игры и хороводы – 6 часов
Виды образовательной деятельности Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника. Подготовка к празднику «Кузьминки». Песни В огороде бел козел», игры «Плетень», хороводы «Царевна-королевна», «Вейся капустка», словесный фольклор, частушки, инсценирование. Роль Кузьмы. Повторение. Упражнение. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Тема 4.4. Бытовые вечерочные танцы – 12 часов
Форма организации учебного занятия: Мастер-класс
Виды образовательной деятельности Разучивание народных вечерочных игр. .Место и роль игры в вечерке. «Как у тётушки Матрёны», «Ворон», «Во саду ли». «Дударь», «Жила-была бабка», «Чиж-чижачок», «Светит месяц», Во саду ли в огороде».
Форма организации учебной деятельности фронтальная
Формы контроля Анализ. Наблюдение
Раздел 5. Календарно-обрядовый масленичный цикл
Тема 5.1. Древние корни праздника Масленица.- 2 часа
Форма организации учебного занятия Исследование.
Виды образовательной деятельности Просмотр видео-фильма.Масленица: ряжение, (древнейшие представления о смене времен года,) Образы Марены. Появление названия «Масленица». Обрядовая пища. Рисунки хороводов и игр. Обряды с огнем. Работа по книгам «Народный календарь». «Народоведение». Викторина.
Форма организации учебной деятельности фронтальная, подгрупповая
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 5.2. Масленичная неделя. Обряды и традиции – 2 часа
Форма организации учебного занятия Виртуальное путешествие
Виды образовательной деятельности Просмотр видео-фильма. Масленичная неделя Обряды Масленицы. игры Масленичной недели, Разучивание. Работа по книгам «Народный календарь». «Народоведение». Викторина.
Форма организации учебной деятельности фронтальная, подгрупповая
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 5.3. Подготовка к празднику « Проводы Масленицы». Сценарий, костюмы. 4 часа
Форма организации учебного занятия Тренинг
Виды образовательной деятельности Работа по сценариям праздников. Разучивание материала. Распределение ролей. Тренинги. Игры, хороводы Масленичной недели, Разучивание. «А мы Масленицу состречали», «Ой блины», «Едет Масленица». «Ты прощай, наша масленица».
Форма организации учебной деятельности фронтальная.
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 5.4. Масленичный игровой фольклор 6 часов
Форма организации учебного занятия Тренинг
Виды образовательной деятельности Работа по сценариям праздников. Разучивание материала. Распределение ролей. Тренинги. Игры Масленичной недели (Месим тесто, У медведя во бору, Воробьи и вороны, Два Мороза) Повторение «А мы Масленицу состречали», «Ой блины», «Едет Масленица». «Ты прощай, наша масленица». Тренинг
Форма организации учебной деятельности фронтальная.
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 5.5. Хороводы и песни масленичной недели 6 часов
Форма организации учебного занятия Тренинг
Виды образовательной деятельности Разучивание Игр, хороводов Масленичной недели, Разучивание. «А мы Масленицу состречали», «Ой блины», «Едет Масленица», «А кто у нас гость большой», « Ой втавала я ранешенько»,«Ты прощай, наша масленица».
Форма организации учебной деятельности фронтальная.
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 5.6.Праздник «Проводы Масленицы» 2 часа
Форма организации учебного занятия Занятие – игра
Виды образовательной деятельности Проведение праздника «Масленица». Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника.
Песни, хороводы, игры, словесный фольклор, инсценирование.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль.
Раздел 6.Весенние календарные народные праздники
Тема 6.1. Обряды закликания весны. 6
Форма организации учебного занятия Виртуальное путешествие
Виды образовательной деятельности Апрель с водой, май с травой. Обсуждение названий месяца. Обряды Благовещения. Праздник птиц. Изготовление птички из ткани или цветной бумаги. Жаворонки из теста. Пение закличек. Игры, хороводы.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 6.2. Игры весенней тематики 10
Форма организации учебного занятия Занятие-игра
Виды образовательной деятельности Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника. Подготовка к праздникам «Закликание весны», Песни «Веснянка», «Летели две птички»,игры «Ручеек», хороводы «Летай воробейка», «Как под наши ворота», словесный фольклор, инсценирование. Повторение. Упражнение. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль
Тема 6.3 Песни и хороводы весенней тематики 8
Форма организации учебного занятия Соревнование
Форма организации учебного занятия Разучивание и закрепление загадок, пословиц, попевок, хороводных игр. Работа над качеством исполнения. Формирование и развитие личностных качеств: уверенности, самодостаточности, креативности – индивидуальное исполнение, роль ведущих в играх..
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная и индивидуальная работа
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 6.4. Древние народные праздники встречи весны.6
Форма организации учебного занятия Занятие с элементами игры
Виды образовательной деятельности Просмотр видео «Встреча весны» Обсуждение. Знакомство с обрядами праздников «Встреча птиц» и «Пробуждение медведя». Разучивание закличек. Повторение изученного материала). Распределение ролей на празднике. Репетиция.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, подгрупповая.
Формы контроля. Педагогическое наблюдение.Текущий контроль.
Тема 6.5 Православные весенние праздники. Традиции и обряды 12
Форма организации учебного занятия Подготовка к празднику
Виды образовательной деятельности Благовещение. Легенды и обряды. Просмотр видео. Рефлексия. Значение и Обряды Великого Поста. Вербное Воскресение. Легенды и обряды. Подготовка к Вербному базару. Православная легенда о Воскресении И.Христа. Просмотр видео. Обсуждение. Рассказ об обрядах в Западной Сибири.. Роспись яиц по трафарету Беседы.Просмотр видео. Пасхальные игры, «День св. Георгия-Победоносца» - народные обряды и обычаи Егорьева дня. Знакомство с народными духовыми инструментами: пастуший рожок, сопелка, свирель. Волочебные песни, духовные стихи, посвященные Егорию. Хоровод «Земелюшка-чернозем». Тренинг
Форма организации учебной деятельности фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 6.6. Вербный базар – благотворительная ярмарка 4
Форма организации учебного занятия Подготовка и участие в празднике
Виды образовательной деятельности Знакомство со структурой русской ярмарки, видами деятельности, распределение ролей, участие в играх, хороводах. Мастер-классы по разным видам ДПИ.
Форма организации учебной деятельности фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Формы контроля Анализ, наблюдение
Тема 6.7. Светлое Христово Воскресенье -2
Форма организации учебного занятия Занятие - праздник
Виды образовательной деятельности Православная легенда о Воскресении И.Христа. Просмотр видео. Обсуждение. Рассказ об обрядах в Западной Сибири.. Роспись яиц по трафарету Беседы.Просмотр видео. Пасхальные игры.
Форма организации учебной деятельности фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Формы контроля Анализ, наблюдение
Раздел 7. Летние календарные праздники
Тема 7.1.Традиции и обычаи летних праздников. – 6 часов
Форма организации учебного занятия Виртуальное путешествие
Виды образовательной деятельности Рассказ с комментариями.Смысл названий месяцев, связь с первой травой, щавель, крапива, зелень, время посева урожая. Понятие «Зеленые святки» Знакомство со структурой праздника, его отдельными обрядовыми частями, историей праздника. Подготовка к праздникам «Троица», «Ярилин день». Обряды праздника «Троица». Их связь с древними земледельческими обрядами. Четыре стихии: Вода, Земля, Воздух и огонь. Подготовка проектов по группам. Защита.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 7.2. Игры и хороводы летней тематики. Словесный фольклор. – 6 часов
Форма организации учебного занятия Занятие-игра
Виды образовательной деятельности Разучивание хороводов «Летели две птички»,игры «Ручеек», хороводы «Летай воробейка», «Как под наши ворота», словесный фольклор, инсценирование. Повторение. Упражнение. Тренинг.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и подгрупповая
Формы контроля. Педагогическое наблюдение. Текущий контроль
Тема 7.3. Подготовка и участие в фестивале «Васильковое лето» - 8 часов
Форма организации учебного занятия Репетиция. Тренинг.
Виды образовательной деятельности Содержание праздника. Просмотр видео. Повторение знакомых песен, игр, хороводов, частушек, словесного фольклора (пословиц, загадок).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы контроля. Педагогический анализ, Итоговый контроль.
4. Контрольно-оценочные средства
1. Контрольно-оценочные средства
Мониторинг образовательных результатов по программе имеет следующую структуру: входная диагностика (первое занятие), текущая диагностика (в конце каждого занятия),промежуточная диагностика ( в конце раздела или полугодия), итоговая диагностика (последнее занятие). Система оценки предусматривает уровневый подход: ниже базового, базовый, выше базового.
№ п/п |
Вид диагност ических процедур |
Цель, задачи (краткая характеристика) |
Объект контроля |
Метод контроля |
1 |
Входной контроль |
Выявление профильных, метапредметных, личностных качеств |
Действия обучающихся |
собеседование, экспресс-опрос |
2 |
Текущий контроль |
Контроль освоения учебных элементов программы |
Действия обучающихся |
Педагогический анализ, наблюдение |
3 |
Итоговый контроль |
Контроль и фиксация результатов освоения программы |
Действия обучающихся |
Педагогический анализ |
Виды контроля:
· вводный ,
· творческая работа на занятии,
· участие в мероприятии, празднике,
· итоговый (праздник)
Формы контроля:
· педагогическое наблюдение,
· самоанализ обучающихся
· педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, празднике.
5.Условия реализации программы
Дидактическое обеспечение программы:
- наглядные пособия по программе,
- шумовые народные инструменты: ложки, трещотки, бубны и др.
- духовые народные инструменты,
- нотные сборники,
Информационно-образовательные ресурсы
- аудио-записи православных духовных песнопений;
- видео-записи народных песен, выступлений детей. ,
- обучающие видео-фильмы: «Русский народный костюм»,«Народные промыслы», «Тайна русской прялки», «Глиняная игрушка», «Искусство деревянной резьбы», «Устройство русской избы»
Материально-техническое обеспечение программы:
- актовый зал,
- музыкальный центр, видео-плеер, телевизор, активная колонка.
- фортепиано, народные шумовые и музыкальные инструменты;
- костюмы для участников ансамбля,
- необходимые атрибуты и оформление к праздникам.
- техническое оснащение: компьютер,
- ширма, куклы.
Методическое обеспечение образовательной программы.
- разработки, сценарии
- видео мастер-классов по вокалу, хореографии, игре
- видео-записи календарных праздников студии,
- аудио-записи музыкального материала студии
- учебники
6.1. Литература для руководителя.
Нормативно-правовая литература
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Методическая литература
1. М.Ю.Новицкая. Книга для учителя. Введение в народоведение.1-2-класс Дрофа.2001г.
Научно-популярная и методическая литература
1. Аркин Е.Я. Ты, березка моя. – Омск Книжное издательство 1987. 87 с.
3. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю РИГ М. 1997. 72 с.
4. Православные иконы. №3, ноябрь 2007.г.Дзержинск, «Импульс» 2007.- 36с.
5. Рыженко Г.Д. Народный месяцеслов – М. Современник. 1991. 189 с.
6. РублевА.В., Рублева Т.С. Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура: Программно-методический сборник. – Новосибирск: НП Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 256 с.
7. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М. Художественная литература.1997.
8. Традиционные промыслы и ремесла. №5. 1997. 46 с.
9.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.- М. Уч.пед.изд-во 1962. 126 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.