"ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ " ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ СЕЗОННЫХ ШКОЛ в МБУ ДО ДТДМ

  • Культурные мероприятия
  • pdf
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пособие включает примеры из опыта работы педагога-организатора и педагогов дополнительного образования МБУ ДО «Дворца творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина» города Новороссийска, а также советы в организации и проведении профильных смен сезонной школы.
Иконка файла материала Методическое пособие СЕЗОННЫЕ ШКОЛЫ.pdf



 

 

Гронтковская Наталья Валентиновна, педагог-организатор 

(МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина»  город Новороссийск) https://дворец-творчества.рф/  

 

 

Методическое пособие предназначено для систематизации и повышения эффективности работы педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования. Его основная Цель - оказать методическую поддержку в планировании, организации и проведении воспитательной, досуговой и развивающей деятельности с обучающимися, повысить профессиональную компетентность педагогов, способствовать созданию условий для гармоничного развития детей в системе дополнительного образования.

Конкретные задачи пособия:

1.                       Теоретическая основа - предоставить актуальные педагогические подходы, особенности работы с детьми и подростками.

2.                       Практико-ориентированная помощь - предложить готовую форму и технологии организации информационно-познавательных и досуговых мероприятий.

3.                       Проектирование образовательно-воспитательного процесса –разработка и реализация краткосрочных программ дополнительного образования в рамках сезонной школы.

4.                       Мотивация и вовлечение - дать инструменты для повышения интереса обучающихся к творческой, познавательной и социально значимой деятельности, профпросвещение.

Пособие включает примеры из опыта работы педагога-организатора и педагогов дополнительного образования МБУ ДО «Дворца творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина» города Новороссийска, а также советы в организации и проведении профильных смен сезонной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сезонная школа – современная форма работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся

 

Система дополнительного образования предоставляет сегодня широкие возможности для профессионального определения ребенка создавая условия для свободного выбора через разные виды деятельности.  Дворец творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина города Новороссийска, расширяя область естественнонаучного направления, успешно интегрирует исследовательскую и практическую деятельность обучающихся, активно развивает и поддерживает талантливую, мотивированную молодежь города и края. Именно биологическая дисциплина – орнитология, на наш взгляд, является наиболее удобной для привлечения интереса детей к естественным наукам (в первую очередь, биологии, географии и экологии), получению теоретических знаний и практических навыков исследователя, привитию экологической культуры. Что в свою очередь, в совокупности, должно привести к общему повышению экологической грамотности каждого учащегося, задействованного в проекте.

Новороссийска получил Проект сезонной (каникулярной) школы естественнонаучной направленности «Полевая орнитология». Это комплекс творческих мероприятий создан с целью расширения знаний эколого-биологического образования через проектно-исследовательскую деятельность, где можно получить уникальную возможность совершить собственное открытие: стать участником научной конференции, выбрать свою научную тему и под руководством педагога подготовить индивидуальный творческий проект. Экошкола – это альтернатива школьной учебной деятельности, но без стереотипов обучения, это процесс увлекательный и мобильный, ориентирует на выбор профессии в данной области. Программа профильной смены - 10 дней (дневное пребывание в МБУ ДО ДТДМ). За это время дети ближе знакомятся с природой, с экосистемой Черноморского побережья, расширяют познания по орнитологии, наблюдают за птицами, работают с биноклями, микроскопами, определителями, выполняют практические задания с наставниками – педагогами. Участвуя в соревнованиях по спортивной орнитологии (в период осенних и весенних каникул), ребята закрепляют свои теоретические познания и получают хорошую практику. Самую интересную информацию о своих исследованиях предоставляют в Международную организацию по защите птиц «БёрдЛайф Интернешнл». 

Удачное географическое местоположение административного района, разнообразие ландшафтов и биотопов, наличие водно-болотных угодий, береговой зоны моря и крупнейшей бухты на Восточном побережье Чёрного моря, а также важнейшей миграционной трассы, являющейся частью

видовое разнообразие и многочисленность отдельных видов птиц. Расположение ДТДМ позволяет эффективно реализовывать образовательные программы и мероприятия в области орнитологии, так как в непосредственной близости от учреждения имеются удобные образовательные «зелёные» площадки: местные особо охраняемые природные территории (ООПТ) – «Пионерская роща», «Южные пруды» и «Прилагунье», а также памятник природы регионального значения «Суджукская лагуна», являющаяся частью акватории Цемесской (Новороссийской) бухты, важнейшего водно-болотного угодья Северного Кавказа. Такое выгодное соседство даёт возможность педагогам делать упор на практическую и исследовательскую деятельность детей, данные биологические объекты и их среда обитания доступны для образовательного процесса

Во время работы сезонной школы каждый заинтересованный ребенок может попробовать себя в роли настоящего исследователя, участвовать в натурных наблюдениях в местах обитания птиц. Авторами сезонной школы разработаны орнитологические маршруты, которые по своей сути являются эколого-образовательными.

Эффективное взаимодействие МБУ ДО ДТДМ с сетевыми партнёрами расширяет возможность реализации сезонной школы и проекта в целом, обеспечивая кадровым потенциалом (профильными специалистами) и материально-технической базой (методические и справочные материалы, транспорт, оборудование для наблюдений, площадки для проведения занятий).

В рамках проекта «Полевая орнитология» разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Шаг навстречу» для обучающихся 11 - 14 лет, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств), детей из малообеспеченных, многодетных семей, учащиеся, состоящие на различных видах профилактического учета, которые желают обучаться в объединениях Дворца творчества. Привлекая детей и подростков в организованный каникулярный досуг с продуктивным использованием времени, практические занятия стали для них сильнейшим стимулирующим фактором при формировании волевых и моральных качеств. Формат каникулярной сезонной школы даёт возможность детям и подросткам получить не только знания в конкретной предметной области, но и расширить опыт общения, приобретая навыки коммуникации среди своих сверстников и педагогов. 

Цель проведения профильной смены - это создание условий для формирования познавательного интереса к природе, воспитание экологического сознания через активную деятельностную среду с полезным отдыхом и элементами обучения по биологической дисциплине

- экскурсия по Дворцу творчества детей и молодежи. Ознакомление с правилами по технике безопасности при работе с инструментами – биноклями, компасом, бинокулярами, фотоаппаратами, с оборудованием, которое используют для наблюдения за птицами. Большая роль отводится и соблюдению правил поведения в природе, особенно на маршрутах при полевых исследованиях. С педагогом обучающиеся учатся работать со справочной литературой, веб-ресурсами, получают навыки, которые могут применять в дальнейшем на практике для определения видового состава птиц. Ряд информационно-познавательных мероприятий программы посвящены сезонному пребыванию птиц, здесь обучающиеся знакомятся с новыми терминами: оседлость, кочёвка, миграция. Возможно, приобретая основные базовые экологические знания, умения и навыки, ребята приобретают бесценный практический опыт, получают ориентацию на выбор профессии будущего.

 

 

Принимая участие в Открытом детском экологическом фестивале, посвященного международному Дню Черного моря, дети активно участвуют в викторине «Живое Черное море».  При организации экологической акции на Суджуке «Чистые берега» по собору пластика        вдоль          берега        моря,          мы сочетаем практическую     пользу        с долгосрочным   воспитательным

эффектом, формируем у молодежи привычки экологически ответственного поведения.

          Никого       не      оставляет равнодушным интересная познавательная    экскурсия   в Новороссийский исторический музей-заповедник, где с помощью интерактива можно увидели всю красоту флоры        и        фауны

Новороссийска, познакомится с разнообразием ландшафта, с обитателями леса и степных склонов Абрауского полуострова.

Учитывая основные тенденции развития дополнительного образования, большая роль отводится постоянному обновлению содержания программ сезонной школы. В техническом направлении немаловажным является материальное оснащение и разработка новых интересных форм обучения, формат и кадровый потенциал учреждения. Во Дворце творчества уже более 7 лет развивается автомодельный спорт: есть трасса и трек, симулятор, спортивные автомодели Багги, спортивные квадракоптеры, а также мастерские с оборудованием - станки с числовым программным управлением, 3D принтер. Разработка программы сезонной школы стала еще одной возможностью выйти за границы шаблона и сделать отдых ребят интересным и познавательным, тем самым, играя привлечь их к техническому творчеству.

Проект профильной смены технической направленности в рамках сезонной школы «Профессиональный пилот радиоуправляемой техники» успешно реализовывается в дни осенних школьных каникул. Учебный материал профориентационной школы направлен на расширение знаний о профессиях в транспортной сфере, с целью приобретения первоначальных навыков технического творчества.

Отрасль по радиоуправлению техникой   (в      данном       случае автомобилями) является относительно новой,        но      очень перспективной    и быстроразвивающейся. Знакомство с новыми профессиями, с применением технических         конструкторских новинок,     которые     сегодня используются в сфере транспортного обслуживания, это стало нашей рационализаторской идеей, расширяя познания школьников привлекая их на занятия по автомоделизму, к инженерно-техническому творчеству. 

Все мальчишки с детства любят играть с машинками, наши автомодели - уменьшенная копия большого авто, и чтоб грамотно управлять своей моделью, подросток должен знать технические параметры         транспортного     средства, развивать и совершенствовать умения и навыки, уметь технически мыслить. За то короткое время проведения сезонной

школы во многом интересней и насыщенней стали занятия благодаря сетевому взаимодействию педагогов   Дворца       творчества с        разными организациями города, службами, ведомствами и предприятиями.

Представители Управления транспорта и дорожного хозяйства познакомили ребят с дорожной инфраструктурой города, как осуществляется контроль регулярных перевозок, узнали о работе диспетчера программного обеспечения управления движением в городе.

Технический прогресс не стоит на месте, тому в подтверждение, что и в нашем городе успешно реализовывается Федеральная программа «Умный город» - применение передовых цифровых технологий: сеть умного освещения улиц и дорог; «Система-112»; умные остановки с таблом графика движения транспорта и видеонаблюдения работающие на солнечной энергии, арт-скамейки с её функциональными возможностями, где можно бесплатно слушать и читать с помощью RQ-кода литературные произведения.

Организовав встречу со специалистами «Службы спасения» можно узнать о возможностях профессионально-аварийной службы, познакомиться с новыми техническими разработками, о применении роботов в поисковоспасательной службе. На экскурсии в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова ребята увидели в работе аэродинамическую трубу-тренажер, которая предназначена для испытания моделей, как морского транспорта, так и наземного. 

Итогом смены для всех ребят стал День соревнований на автотрассе (трек Дворца творчества детей и молодежи) среди команд участников сезонной школы и учащихся-студентов из «Новороссийского колледжа радиоэлектронного

приборостроения». Общение расширило возможность школьникам больше узнать о

колледже, о профессиях, о возможностях своего будущего обучения и определения в профессиональном выборе.

Цикл разноплановых профильных смен сезонной школы в каждый период времени предполагает разработку новых образовательных программ, расширяя интерес и привлекая большее количество детей. 

Программа профильной смены сезонной школы «От игры к профессии». Многие ребята, попадая в «неблагоприятную среду», нередко становятся на путь правонарушений и преступлений. Актуальность смены заключается в проведении профилактической работы, позволяющей оказать эффективное содействие детям в раскрытии своего внутреннего потенциала, обрести уверенность в себе. Немаловажная задача - это развить интерес у ребят к ведению здорового образа жизни. Предлагая много интересных решений для организации образовательной и досуговой деятельности, коллектив Дворца творчества организовал для детей широкий круг общения. Приобретая практические знания в технической области, обучающиеся посещали студии и объединения Дворца, знакомились с разными видами спорта: баскетбол, спортивное метание ножа «САРГАН», самбо, настольный теннис, авиамоделизм, а также перенимали опыт по декоративноприкладному творчеству на занятиях в изостудии и бумагопластике. За круглым столом на встрече с представителем отдела безопасности дорожного движения ГИБДД узнали о правилах вождения и эксплуатации электросамокатов. В день закрытия смены, знакомясь с новым информационным альманахом «Атлас новых профессий», ребята приняли участие в познавательной викторине, проявив свой интеллект и эрудицию.   Программа вызвала большой интерес у ребят именно тем, что каждый день был наполнен новыми событиями. 

Все мы знаем, что подростковый возраст называют переходным. Как помочь ребенку ощутить себя личностью, не конфликтовать с собой, находить ответы на интересующие вопросы? Взрослея, меняются интересы, поведение ребенка и на первый план выходит проблема внешности, из-за которой часто возникают всевозможные комплексы. Рассматривая эту проблему, мы смогли привлечь внимание девочек-подростков и разработали программу сезонной школы социально-гуманитарной направленности

«Компас в сфере Бьюти-индустрий» - этот цикл направлен на то, как правильно воспитывать в себе здоровую       красивую        личность. Особое внимание уделялось детям из малообеспеченных и неполных семей, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  

Интерес к занятиям вызван знакомством с профессиями индустрии красоты сегодняшнего и будущего - это просмотр и обсуждение материала, работа в

мастер-классах с приглашением ведущих стилистов - визажистов, участие в творческих проектах, знакомство со спецификой профессий сферы красоты.

 Каждое утро нового дня девочки начинали со стретчинга, за тем интересные занятия:

Курс «Красивая походка, манеры и привычки»

         В день закрытия смены - беседа-обсуждение в кругу «World cafe», где можно было всем свободно       поделиться          идеями       и       мнением, услышать актуальные для организаторов вопросы.          Исходя из опыта работы надо отметить, что данный формат сезонной (каникулярной) школы очень удобный, гибкий и востребованный, в первую очередь для детей и родителей. За краткосрочный курс летней смены обучающиеся познакомились с профессиями индустрии красоты и общественного питания, узнали специфику этих профессий, пробовали себя в той или иной сфере.

                                                                           Программа     универсальна,     так     как      может

реализовываться для работы с детьми из различных социальных групп и для разного возраста. Форма работы позволяет сделать образование непрерывным, доступным и интересным, это прекрасная возможность освоения современных средств обучения, обновление содержания дополнительного образования. 

 

 

Рекомендации по разработке сезонных профильных школ     

 

«Сезонные каникулярные школы» (профильные смены) - эффективный формат обучения и социализации детей. Чтобы организовать их успешно, важно учитывать специфику краткосрочных программ и мотивацию участников.

1.  Этап проектирования

1.1. Определение целей и тематики.

  Чётко сформулируйте миссию сезонной школы (образовательная, профориентационная, творческая, спортивная и т.д.).

  Увяжите тему с интересами целевой аудитории (например, «Экологическая школа», «Арт-смена», «Спортландия», «Школа блогера»).

        Профиль школы:

  Научно-технический (робототехника, программирование).

  Гуманитарный (журналистика, языковые программы).

  Художественно-творческий (театр, дизайн, музыка).

  Спортивно-оздоровительный (туризм, командные игры). Социально-педагогический (лидерство, волонтёрство).

     Учитывайте сезонность (лето, осень, зима, весна).

1.2. Анализ ресурсов.

     Материальные: помещение, оборудование, бюджет.

     Кадровые: 

  педагог-организатор: координация, логистика, взаимодействие с родителями;

  педагоги ДО: проведение профильных занятий;

  вожатые/наставники/волонтеры: сопровождение, мотивация детей.

  Партнёры: сотрудничество с образовательными учреждениями, предприятиями. Оформление приказов, договоров (при сотрудничестве с партнёрами).

1.3. Программирование содержания.

  Сочетание образования и досуга (например, мастер-класс, квест…).

  Использование проектного подхода: участники должны получить/создать итоговый продукт (выставку, творческий проект).

  Включение рефлексивных моментов (отзывы, анкеты, тесты, групповые обсуждения).

1.4. Разные форматы проведения:

  очные (выездные лагеря или городские площадки), онлайн (вебинары, мастер-классы), смешанные.

 

2.  Организационные аспекты

2.1. Продолжительность и режим.

     Оптимальная длительность: 5 - 10 дней.

     Чёткий распорядок дня с балансом нагрузки и отдыха.

2.2. Набор участников.

     Социальный опрос, упор на актуальность (возможно анкетирование для выявления ожиданий детей и родителей).

2.3. Преимущества для детей:

     Возможность попробовать что-то новое без долгосрочных обязательств.

     Погружение в интересующую тему.

     Новые знакомства и социализация.

     Альтернатива обычному отдыху - полезно и увлекательно.

2.4. Безопасность.

     Соблюдение нормативных требований (СанПиН, локальные акты ОУ). Алгоритмы действий в ЧС (медицинская помощь, эвакуация).

 

3.  Методические рекомендации

3.1. Интерактивные форматы

     Геймификация: баллы, уровни, сертификаты, бейджи за достижения.

     Командообразование: тимбилдинги.

     Экскурсии и встречи со специалистами для практикоориентированного обучения.

3.2. Индивидуализация.

     Предусмотреть выбор активностей (мастерские разной сферы деятельности).

     Деление на группы по интересам/уровню.

3.3. Работа с родителями.

     Информация о программе (через соцсети, родительские собрания).  Итоговые мероприятия (презентации, защита проектов, концерты).

 

4. Подведение итогов и обратная связь

  Рефлексия: анкеты, «огоньки», видеоотзывы.

  Анализ эффективности: процент завершивших программу, динамика навыков.

  Пост-сопровождение: создание чатов.   Социальные сети: ведение страницы школы с постами о событиях.

 

Примеры успешных практик!!!

  «Экошкола»: беседы, лекции, работа лабораторий, круглый стол.

  «Творческая смена»: мастер-классы + создание коллективного творческого проекта.

  «Спортивный интенсив»: тренировки, встречи со спортсменами, просмотр и обсуждение тематических роликов.

  «Школа кибернетики»: обучение основам программирования и робототехники.

  «Школа Интеллектик»: обучение основам искусственного интеллекта и машинного обучения.

  Школа «КодоМир»: обучение новым технологиям в сфере IT и электроники.

  Школа «ТехноГений»: развитие инженерной мысли в авто – мото транспорте.

  «Чип и Пай: Лаборатория будущего»: научно-исследовательская деятельность в различных областях (наука, образование, творчество). 

 

Важно помнить, что гибкость и творчество - ключевые принципы. Стоит адаптировать программу сезонной школы под потребности группы обучающихся и внешние условия.

Преимущества сетевых сезонных школ для детей

    Развитие социальных навыков - дети учатся работать в команде и общаться с людьми из разных городов.

    Получение новых знаний - учебная программа разнообразна и интересна, дети получают новые знания и навыки.

    Развитие самостоятельности - дети учатся принимать решения самостоятельно и развивать личные качества.

 

 

«Обучение через действие, через опыт, через игру – 

единственный способ сделать знание частью личности ребенка»