Гронтковская Наталья Валентиновна, педагог-организатор
(МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина» город Новороссийск) https://дворец-творчества.рф/
Методическое пособие предназначено для систематизации и повышения эффективности работы педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования. Его основная Цель - оказать методическую поддержку в планировании, организации и проведении воспитательной, досуговой и развивающей деятельности с обучающимися, повысить профессиональную компетентность педагогов, способствовать созданию условий для гармоничного развития детей в системе дополнительного образования.
Конкретные задачи пособия:
1. Теоретическая основа - предоставить актуальные педагогические подходы, особенности работы с детьми и подростками.
2. Практико-ориентированная помощь - предложить готовую форму и технологии организации информационно-познавательных и досуговых мероприятий.
3. Проектирование образовательно-воспитательного процесса –разработка и реализация краткосрочных программ дополнительного образования в рамках сезонной школы.
4. Мотивация и вовлечение - дать инструменты для повышения интереса обучающихся к творческой, познавательной и социально значимой деятельности, профпросвещение.
Пособие включает примеры из опыта работы педагога-организатора и педагогов дополнительного образования МБУ ДО «Дворца творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина» города Новороссийска, а также советы в организации и проведении профильных смен сезонной школы.
Система дополнительного образования предоставляет сегодня широкие возможности для профессионального определения ребенка создавая условия для свободного выбора через разные виды деятельности. Дворец творчества детей и молодежи им. Н.И. Сипягина города Новороссийска, расширяя область естественнонаучного направления, успешно интегрирует исследовательскую и практическую деятельность обучающихся, активно развивает и поддерживает талантливую, мотивированную молодежь города и края. Именно биологическая дисциплина – орнитология, на наш взгляд, является наиболее удобной для привлечения интереса детей к естественным наукам (в первую очередь, биологии, географии и экологии), получению теоретических знаний и практических навыков исследователя, привитию экологической культуры. Что в свою очередь, в совокупности, должно привести к общему повышению экологической грамотности каждого учащегося, задействованного в проекте.
Новороссийска получил Проект сезонной (каникулярной) школы естественнонаучной направленности «Полевая орнитология». Это комплекс творческих мероприятий создан с целью расширения знаний эколого-биологического образования через проектно-исследовательскую деятельность, где можно получить уникальную возможность совершить собственное открытие: стать участником научной конференции, выбрать свою научную тему и под руководством педагога подготовить индивидуальный творческий проект. Экошкола – это альтернатива школьной учебной деятельности, но без стереотипов обучения, это процесс увлекательный и мобильный, ориентирует на выбор профессии в данной области. Программа профильной смены - 10 дней (дневное пребывание в МБУ ДО ДТДМ). За это время дети ближе знакомятся с природой, с экосистемой Черноморского побережья, расширяют познания по орнитологии, наблюдают за птицами, работают с биноклями, микроскопами, определителями, выполняют практические задания с наставниками – педагогами. Участвуя в соревнованиях по спортивной орнитологии (в период осенних и весенних каникул), ребята закрепляют свои теоретические познания и получают хорошую практику. Самую интересную информацию о своих исследованиях предоставляют в Международную организацию по защите птиц «БёрдЛайф Интернешнл».
Удачное географическое местоположение административного района, разнообразие ландшафтов и биотопов, наличие водно-болотных угодий, береговой зоны моря и крупнейшей бухты на Восточном побережье Чёрного моря, а также важнейшей миграционной трассы, являющейся частью
видовое разнообразие и многочисленность отдельных видов птиц. Расположение ДТДМ позволяет эффективно реализовывать образовательные программы и мероприятия в области орнитологии, так как в непосредственной близости от учреждения имеются удобные образовательные «зелёные» площадки: местные особо охраняемые природные территории (ООПТ) – «Пионерская роща», «Южные пруды» и «Прилагунье», а также памятник природы регионального значения «Суджукская лагуна», являющаяся частью акватории Цемесской (Новороссийской) бухты, важнейшего водно-болотного угодья Северного Кавказа. Такое выгодное соседство даёт возможность педагогам делать упор на практическую и исследовательскую деятельность детей, данные биологические объекты и их среда обитания доступны для образовательного процесса
Во время работы сезонной школы каждый заинтересованный ребенок может попробовать себя в роли настоящего исследователя, участвовать в натурных наблюдениях в местах обитания птиц. Авторами сезонной школы разработаны орнитологические маршруты, которые по своей сути являются эколого-образовательными.
Эффективное взаимодействие МБУ ДО ДТДМ с сетевыми партнёрами расширяет возможность реализации сезонной школы и проекта в целом, обеспечивая кадровым потенциалом (профильными специалистами) и материально-технической базой (методические и справочные материалы, транспорт, оборудование для наблюдений, площадки для проведения занятий).
В рамках проекта «Полевая орнитология» разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Шаг навстречу» для обучающихся 11 - 14 лет, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств), детей из малообеспеченных, многодетных семей, учащиеся, состоящие на различных видах профилактического учета, которые желают обучаться в объединениях Дворца творчества. Привлекая детей и подростков в организованный каникулярный досуг с продуктивным использованием времени, практические занятия стали для них сильнейшим стимулирующим фактором при формировании волевых и моральных качеств. Формат каникулярной сезонной школы даёт возможность детям и подросткам получить не только знания в конкретной предметной области, но и расширить опыт общения, приобретая навыки коммуникации среди своих сверстников и педагогов.
Цель проведения профильной смены - это создание условий для формирования познавательного интереса к природе, воспитание экологического сознания через активную деятельностную среду с полезным отдыхом и элементами обучения по биологической дисциплине
- экскурсия по Дворцу творчества детей и молодежи. Ознакомление с правилами по технике безопасности при работе с инструментами – биноклями, компасом, бинокулярами, фотоаппаратами, с оборудованием, которое используют для наблюдения за птицами. Большая роль отводится и соблюдению правил поведения в природе, особенно на маршрутах при полевых исследованиях. С педагогом обучающиеся учатся работать со справочной литературой, веб-ресурсами, получают навыки, которые могут применять в дальнейшем на практике для определения видового состава птиц. Ряд информационно-познавательных мероприятий программы посвящены сезонному пребыванию птиц, здесь обучающиеся знакомятся с новыми терминами: оседлость, кочёвка, миграция. Возможно, приобретая основные базовые экологические знания, умения и навыки, ребята приобретают бесценный практический опыт, получают ориентацию на выбор профессии будущего.
Принимая участие в Открытом детском
экологическом фестивале, посвященного международному Дню Черного моря, дети
активно участвуют в викторине «Живое Черное море». При организации
экологической акции на Суджуке «Чистые берега» по собору пластика вдоль берега
моря, мы сочетаем практическую пользу с
долгосрочным воспитательным
эффектом, формируем у молодежи привычки экологически ответственного поведения.
Никого не оставляет равнодушным интересная познавательная экскурсия в Новороссийский исторический музей-заповедник, где с помощью интерактива можно увидели всю красоту флоры и фауны
Новороссийска, познакомится с разнообразием ландшафта, с обитателями леса и степных склонов Абрауского полуострова.
❖ Учитывая основные тенденции развития дополнительного образования, большая роль отводится постоянному обновлению содержания программ сезонной школы. В техническом направлении немаловажным является материальное оснащение и разработка новых интересных форм обучения, формат и кадровый потенциал учреждения. Во Дворце творчества уже более 7 лет развивается автомодельный спорт: есть трасса и трек, симулятор, спортивные автомодели Багги, спортивные квадракоптеры, а также мастерские с оборудованием - станки с числовым программным управлением, 3D принтер. Разработка программы сезонной школы стала еще одной возможностью выйти за границы шаблона и сделать отдых ребят интересным и познавательным, тем самым, играя привлечь их к техническому творчеству.
Проект профильной смены технической направленности в рамках сезонной школы «Профессиональный пилот радиоуправляемой техники» успешно реализовывается в дни осенних школьных каникул. Учебный материал профориентационной школы направлен на расширение знаний о профессиях в транспортной сфере, с целью приобретения первоначальных навыков технического творчества.
Отрасль по радиоуправлению техникой (в данном случае
автомобилями) является относительно новой, но очень перспективной
и быстроразвивающейся. Знакомство с новыми профессиями, с применением
технических конструкторских новинок, которые сегодня используются
в сфере транспортного обслуживания, это стало нашей рационализаторской идеей,
расширяя познания школьников привлекая их на занятия по автомоделизму, к
инженерно-техническому творчеству.
Все мальчишки с
детства любят играть с машинками, наши автомодели - уменьшенная копия большого
авто, и чтоб грамотно управлять своей моделью, подросток должен знать
технические параметры транспортного средства, развивать и
совершенствовать умения и навыки, уметь технически мыслить. За то короткое
время проведения сезонной
школы во многом интересней и насыщенней стали занятия благодаря сетевому взаимодействию педагогов Дворца творчества с разными организациями города, службами, ведомствами и предприятиями.
Представители
Управления транспорта и дорожного хозяйства познакомили ребят с дорожной
инфраструктурой города, как осуществляется контроль регулярных перевозок,
узнали о работе диспетчера программного обеспечения управления движением в
городе.
Технический прогресс не стоит на месте, тому в подтверждение, что и в нашем городе успешно реализовывается Федеральная программа «Умный город» - применение передовых цифровых технологий: сеть умного освещения улиц и дорог; «Система-112»; умные остановки с таблом графика движения транспорта и видеонаблюдения работающие на солнечной энергии, арт-скамейки с её функциональными возможностями, где можно бесплатно слушать и читать с помощью RQ-кода литературные произведения.
Организовав встречу со специалистами «Службы спасения» можно узнать о возможностях профессионально-аварийной службы, познакомиться с новыми техническими разработками, о применении роботов в поисковоспасательной службе. На экскурсии в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова ребята увидели в работе аэродинамическую трубу-тренажер, которая предназначена для испытания моделей, как морского транспорта, так и наземного.
Итогом смены для всех
ребят стал День соревнований на автотрассе (трек Дворца творчества детей и
молодежи) среди команд участников сезонной школы и учащихся-студентов из
«Новороссийского колледжа радиоэлектронного
приборостроения». Общение расширило возможность школьникам больше узнать о
колледже, о профессиях, о возможностях своего будущего обучения и определения в профессиональном выборе.
Цикл разноплановых профильных смен сезонной школы в каждый период времени предполагает разработку новых образовательных программ, расширяя интерес и привлекая большее количество детей.
Программа профильной смены сезонной школы «От игры к профессии». Многие ребята, попадая в «неблагоприятную среду», нередко становятся на путь правонарушений и преступлений. Актуальность смены заключается в проведении профилактической работы, позволяющей оказать эффективное содействие детям в раскрытии своего внутреннего потенциала, обрести уверенность в себе. Немаловажная задача - это развить интерес у ребят к ведению здорового образа жизни. Предлагая много интересных решений для организации образовательной и досуговой деятельности, коллектив Дворца творчества организовал для детей широкий круг общения. Приобретая практические знания в технической области, обучающиеся посещали студии и объединения Дворца, знакомились с разными видами спорта: баскетбол, спортивное метание ножа «САРГАН», самбо, настольный теннис, авиамоделизм, а также перенимали опыт по декоративноприкладному творчеству на занятиях в изостудии и бумагопластике. За круглым столом на встрече с представителем отдела безопасности дорожного движения ГИБДД узнали о правилах вождения и эксплуатации электросамокатов. В день закрытия смены, знакомясь с новым информационным альманахом «Атлас новых профессий», ребята приняли участие в познавательной викторине, проявив свой интеллект и эрудицию. Программа вызвала большой интерес у ребят именно тем, что каждый день был наполнен новыми событиями.
❖ Все мы знаем, что подростковый возраст называют переходным. Как помочь ребенку ощутить себя личностью, не конфликтовать с собой, находить ответы на интересующие вопросы? Взрослея, меняются интересы, поведение ребенка и на первый план выходит проблема внешности, из-за которой часто возникают всевозможные комплексы. Рассматривая эту проблему, мы смогли привлечь внимание девочек-подростков и разработали программу сезонной школы социально-гуманитарной направленности
«Компас в сфере Бьюти-индустрий»
- этот цикл направлен на то, как правильно воспитывать в себе
здоровую красивую личность.
Особое внимание уделялось детям из малообеспеченных и неполных семей, из
семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Интерес к занятиям вызван знакомством с профессиями индустрии красоты сегодняшнего и будущего - это просмотр и обсуждение материала, работа в
мастер-классах с приглашением ведущих стилистов - визажистов, участие в творческих проектах, знакомство со спецификой профессий сферы красоты.
Каждое утро нового
дня девочки начинали со стретчинга, за тем интересные занятия:
Курс «Красивая походка, манеры и привычки»
В день закрытия смены - беседа-обсуждение в кругу
«World cafe», где можно было всем свободно поделиться идеями и
мнением, услышать актуальные для организаторов вопросы. Исходя
из опыта работы надо отметить, что данный формат сезонной (каникулярной) школы
очень удобный, гибкий и востребованный, в первую очередь для детей и родителей.
За краткосрочный курс летней смены обучающиеся познакомились с профессиями
индустрии красоты и общественного питания, узнали специфику этих профессий,
пробовали себя в той или иной сфере.
Программа универсальна, так как может
реализовываться для работы с детьми из различных социальных групп и для разного возраста. Форма работы позволяет сделать образование непрерывным, доступным и интересным, это прекрасная возможность освоения современных средств обучения, обновление содержания дополнительного образования.
«Сезонные каникулярные школы» (профильные смены) - эффективный формат обучения и социализации детей. Чтобы организовать их успешно, важно учитывать специфику краткосрочных программ и мотивацию участников.
1. Этап проектирования
1.1. Определение целей и тематики.
• Чётко сформулируйте миссию сезонной школы (образовательная, профориентационная, творческая, спортивная и т.д.).
• Увяжите тему с интересами целевой аудитории (например, «Экологическая школа», «Арт-смена», «Спортландия», «Школа блогера»).
Профиль школы:
✔ Научно-технический (робототехника, программирование).
✔ Гуманитарный (журналистика, языковые программы).
✔ Художественно-творческий (театр, дизайн, музыка).
✔ Спортивно-оздоровительный (туризм, командные игры). ✔ Социально-педагогический (лидерство, волонтёрство).
• Учитывайте сезонность (лето, осень, зима, весна).
1.2. Анализ ресурсов.
• Материальные: помещение, оборудование, бюджет.
• Кадровые:
✔ педагог-организатор: координация, логистика, взаимодействие с родителями;
✔ педагоги ДО: проведение профильных занятий;
✔ вожатые/наставники/волонтеры: сопровождение, мотивация детей.
• Партнёры: сотрудничество с образовательными учреждениями, предприятиями. Оформление приказов, договоров (при сотрудничестве с партнёрами).
1.3. Программирование содержания.
• Сочетание образования и досуга (например, мастер-класс, квест…).
• Использование проектного подхода: участники должны получить/создать итоговый продукт (выставку, творческий проект).
• Включение рефлексивных моментов (отзывы, анкеты, тесты, групповые обсуждения).
1.4. Разные форматы проведения:
• очные (выездные лагеря или городские площадки), • онлайн (вебинары, мастер-классы), • смешанные.
2. Организационные аспекты
2.1. Продолжительность и режим.
• Оптимальная длительность: 5 - 10 дней.
• Чёткий распорядок дня с балансом нагрузки и отдыха.
2.2. Набор участников.
• Социальный опрос, упор на актуальность (возможно анкетирование для выявления ожиданий детей и родителей).
2.3. Преимущества для детей:
• Возможность попробовать что-то новое без долгосрочных обязательств.
• Погружение в интересующую тему.
• Новые знакомства и социализация.
• Альтернатива обычному отдыху - полезно и увлекательно.
2.4. Безопасность.
• Соблюдение нормативных требований (СанПиН, локальные акты ОУ). • Алгоритмы действий в ЧС (медицинская помощь, эвакуация).
3. Методические рекомендации
3.1. Интерактивные форматы
• Геймификация: баллы, уровни, сертификаты, бейджи за достижения.
• Командообразование: тимбилдинги.
• Экскурсии и встречи со специалистами для практикоориентированного обучения.
3.2. Индивидуализация.
• Предусмотреть выбор активностей (мастерские разной сферы деятельности).
• Деление на группы по интересам/уровню.
3.3. Работа с родителями.
• Информация о программе (через соцсети, родительские собрания). • Итоговые мероприятия (презентации, защита проектов, концерты).
4. Подведение итогов и обратная связь
• Рефлексия: анкеты, «огоньки», видеоотзывы.
• Анализ эффективности: процент завершивших программу, динамика навыков.
• Пост-сопровождение: создание чатов. • Социальные сети: ведение страницы школы с постами о событиях.
Примеры успешных практик!!!
• «Экошкола»: беседы, лекции, работа лабораторий, круглый стол.
• «Творческая смена»: мастер-классы + создание коллективного творческого проекта.
• «Спортивный интенсив»: тренировки, встречи со спортсменами, просмотр и обсуждение тематических роликов.
• «Школа кибернетики»: обучение основам программирования и робототехники.
• «Школа Интеллектик»: обучение основам искусственного интеллекта и машинного обучения.
• Школа «КодоМир»: обучение новым технологиям в сфере IT и электроники.
• Школа «ТехноГений»: развитие инженерной мысли в авто – мото транспорте.
• «Чип и Пай: Лаборатория будущего»: научно-исследовательская деятельность в различных областях (наука, образование, творчество).
Важно помнить, что гибкость и творчество - ключевые принципы. Стоит адаптировать программу сезонной школы под потребности группы обучающихся и внешние условия.
⮚ Развитие социальных навыков - дети учатся работать в команде и общаться с людьми из разных городов.
⮚ Получение новых знаний - учебная программа разнообразна и интересна, дети получают новые знания и навыки.
⮚ Развитие самостоятельности - дети учатся принимать решения самостоятельно и развивать личные качества.
«Обучение через действие, через опыт, через игру –
единственный способ сделать знание частью личности ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.