Отдел образования администрации Жердевского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании
Методического совета приказ от «21» июня 2019г №326
от «20» июня 2019г
Протокол № 4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Светофорик»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Капустина Вера Николаевна,
учитель начальных классов
г. Жердевка, 2019г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога
|
Капустина Вера Николаевна |
Вид программы
|
модифицированная |
Тип программы
|
общеразвивающая |
Образовательная область
|
социально-педагогическая |
Направленность деятельности
|
гражданское воспитание |
Способ освоения содержания образования
|
практический |
Уровень освоения содержания
|
стартовый |
Уровень реализации Программы
|
начальное общее образование |
Формы реализации Программы |
групповая |
Продолжительность реализации программы
|
1 год |
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Программа «Светофорик» для 3 класса разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2013 и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл.шк. возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2015.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она создает условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов год обучения разделён на 3 раздела:
Улица полна неожиданностей
Наши верные друзья
Это должны знать все
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Срок реализации программы и режим занятий.
На изучение программы дополнительного оьбразования «Светофорик» в 3 классе предусмотрен 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
практические занятия в «городках безопасности»
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
обучающие |
развивающие
|
воспитательные |
Научить основным правилам дорожного движения; Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу; Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
|
Развивать мотивацию к безопасному поведению; Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность |
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. |
Учебный план.
№ п/п |
Название раздела |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1. |
Улица полна неожиданностей |
11 |
3 |
8 |
Тест, Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте |
2. |
Наши верные друзья |
10 |
4 |
6 |
Защита проектов, ролевая игра |
3. |
Это должны знать все |
14 |
5 |
9 |
Зачёт, викторина, конкурс на лучшего знатока ПДД |
|
Итого |
35 |
12 |
23 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел: УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ – 11ч.
В первом разделе программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Теория. Дисциплина на дороге. Может ли машина сразу остановиться. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.-3 ч.
Практические занятия. Знакомство с элементами улиц и дорог. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. Правила перехода. Просмотр видеоролика Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. Правила перехода дорог. Викторина по ПДД «А мы знаем ПДД?» -8 ч
Экскурсия по городу «Улицы города»
2 раздел: НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ - 11 ч
Во втором разделе учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.
Теория. Пешеходные переходы. Регулируемые перекрестки. Светофор. Дорожная полиция. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.-4 ч
Практические занятия. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам ( Ролевые игры). Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей (Просмотр фильма. Беседа). Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков ( Викторина)- 6 ч
Экскурсия на ближайший к школе перекресток. «Дорожные знаки и дорожная разметка».
3 раздел: ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ - 14 ч
В третьем разделе учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Теория. Опасные ситуации при переходе дороги. История появления автомобиля и правил дорожного движения. Мы – пешеходы, мы – пассажиры. Ты – велосипедист. Улица глазами водителей. Дорожно-транспортные происшествия.-5ч.
Практические занятия .Поездка на автобусе и троллейбусе (Заочная экскурсия). Поездка на трамвае и других видах транспорта ( Ролевая игра). Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Оказание медицинской помощи. Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» -10 ч.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы необходимы:
- Учебный кабинет;
- Учебная мебель (столы и стулья);
- Шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- Компьютер;
- Канцелярские товары (бумага, ватман);
- Учебный комплект для каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги).
Планируемые результаты освоения курса
личностные
|
метапредметные
|
предметные |
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
|
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей;
|
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
.Формы и методы контроля:
· опрос, анкетирование родителей;
· праздники, конкурсы;
· анализ результатов деятельности.
· тестирование,
· праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
ЛИТЕРАТУРА для учителя
·
Федеральный
закон «О
безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
· Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -2010
· В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
· Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
· Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
· Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
· Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.
· Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -2011
· Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
· Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
· Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
· Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
· Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
· Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
· Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
· Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
· Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
· Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.