Дополнительная общеобразовательная программа
естественно-научного направления
«Школа точной мысли»
Программа кружка рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы, их подготовку к дальнейшему математическому образованию, и предусматривает углубление и расширение тем, составлена с учѐтом мотивации, устойчивого интереса учащихся к математике. Данная программа разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с базовым изучением математики, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов А.Н. Колмогорова и А.В. Погорелова.
Настоящая программа предназначена для старшей школы и позволяет организовать систематическое изучение вопросов, вызывающих затруднения у учащихся в процессе обучения и сдаче единого государственного экзамена
Данный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Кружок по математике представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Преобладающей же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется доминированием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.
-интеллектуальных и практических умений в решении задач различных типов
-систематизации математических знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена
1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
2. Формирование поисково-исследовательского метода
3. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
4. Осуществление работы с дополнительной литературой.
5. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
6. Расширить математические представления учащихся по определѐнным темам, включѐнным в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
· навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
· составление алгоритмов решения типичных задач;
· умения решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств, уравнений с модулями и параметрами
· исследования элементарных функций, решения задач различных типов.
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
3. Нетрадиционные формы изучения материала.
№ п/п |
Тема |
часов |
1 |
Числа и вычисления |
4 |
2 |
Уравнения |
6 |
3 |
Система уравнений |
4 |
4 |
Неравенства |
5 |
5 |
Выражения и преобразования |
3 |
6 |
Функции |
6 |
7 |
Геометрические задачи |
27 |
8 |
Нестандартные задания |
12 |
|
Всего часов: |
68 |
Содержание изучаемого курса
Основная цель: повторение начальных сведений о процентах и пропорциях (данная тема используется при решении текстовых задач на движение, работу и смеси). В тестах ЕГЭ включены задачи по этим темам.
Основная цель: изучение общих приѐмов решений уравнений с одной переменной и использование равносильности уравнений, иррациональных уравнений. Использование нескольких приемов при решении различных уравнений. Уравнения высших степеней, где будут рассмотрены методы решения уравнений: замена переменной, схема Горнера, Теорема Безу, возвратные уравнения. Также в данной теме будут рассмотрены уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Обобщение всех методов решения различных уравнений.
Основная цель: провести обзор систем уравнений и методов их решения. При решении систем уравнений могут быть использованы графики. Рассматриваются задачи на составление системы, содержащие одинакового вида уравнения и разного, например показательно-логарифмические.
Основная цель: рассмотреть рациональные неравенства, методы их решения. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные неравенства и методы их решения. Использование графиков при решении неравенств. Изучая тему в курсе данной программы, происходит выработка умений и навыков успешно применять общие методы решений(метод замены переменной, метод разложения на множители, графический метод) к решению тригонометрических, показательных, логарифмических и иррациональных неравенств. Происходит углубление изученного материала за счѐт решения неравенств, содержащих знак модуля, параметры.
Задания на преобразование выражений всегда включаются в работу, предлагаемую на выпускном экзамене. В старшей школе изучают преобразования тригонометрических, степенных и логарифмических выражений. Этот материал достаточно трудоѐмкий, так как содержит много
формул и правил преобразования. Выбор рационального пути во многом зависит от владения всем объѐмом информации о способах преобразования выражений. Изучая тему в курсе данной программы, происходит актуализация базовых знаний и умений по данной теме, расширяются понятия за счѐт введения новых формул. Предусматривается возможность творчества учащихся.
В курсе изучения алгебры и начал анализа тема «Функции» является одной из важных. Изучая эту тему, учащиеся должны не только уметь читать графики и переводить его свойства с графического на алгебраический и наоборот, но и уметь работать с формулой задающей функцию, обосновывая или проверяя наличие указанных свойств. Исследование функции при помощи производной. проведении лабораторно-практических работ способствуют формированию прочных знаний учащихся по данной теме.
Основная цель: совершенствовать умение анализировать геометрические задачи, изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат.
Примеры решения нестандартных уравнений. Решение нестандартных уравнений различными способами: графический, с использованием свойств функций, нахождением производной. Уравнения в целых числах и пути их решения. Решение комбинированных уравнений. Решая такие уравнения учащиеся развивают умение анализировать полученную ситуацию, развивать навыки исследовательской работы.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
· беседы
· лекции
· тренажеры
· самостоятельные работы
· лабораторно-практические работы
· исследовательские работы
· творческие работы
№ |
Наименование разделов и тем |
Часов |
Дата |
Коррекция даты |
|
1.Числа и вычисления |
4 |
|
|
1-2 |
Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты |
2 |
|
|
3 |
Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины |
1 |
|
|
4 |
Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава |
1 |
|
|
|
2.Уравнения |
6 |
|
|
5-6 |
Использование нескольких приемов при решении уравнений |
2 |
|
|
7 |
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля |
1 |
|
|
8 |
Тригонометрические уравнения |
1 |
|
|
9 |
Показательные уравнения |
1 |
|
|
10-11 |
Уравнения с параметрами |
2 |
|
|
|
3.Система уравнений |
4 |
|
|
12-13 |
Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения |
2 |
|
|
14-15 |
Использование графиков при решении систем |
2 |
|
|
|
4. Неравенства |
5 |
|
|
16 |
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля |
1 |
|
|
17 |
Неравенства, содержащие параметр |
1 |
|
|
18 |
Тригонометрические неравенства |
1 |
|
|
19-20 |
Показательные и логарифмические неравенства |
2 |
|
|
|
5. Выражения и преобразования |
3 |
|
|
21 |
Преобразование степенных, иррациональных выражений |
0,5 |
|
|
Преобразование тригонометрических выражений |
0,5 |
|
|
|
22-23 |
Преобразование логарифмических выражений |
2 |
|
|
|
6.Функции |
6 |
|
|
24 |
Область определения функции. Множество значений функции |
1 |
|
|
25 |
Графики функций и их использование |
1 |
|
|
26 |
Чѐтность, нечѐтность, периодичность функций |
1 |
|
|
27 |
Экстремумы функции (теорема Ферма) |
1 |
|
|
28 |
Исследование графиков на выпуклость, точки перегиба |
1 |
|
|
29 |
Касательная к кривой |
1 |
|
|
|
7.Геометрические задачи |
27 |
|
|
30 |
Построение чертежа |
1 |
|
|
31 |
Выявление характерных особенностей заданной задачи |
1 |
|
|
32-34 |
Опорные задачи |
3 |
|
|
35-36 |
Геометрические методы решения задач |
2 |
|
|
37-38 |
Аналитические методы решения задач |
2 |
|
|
39-42 |
Векторный метод |
4 |
|
|
43-44 |
Планиметрия: нахождение отрезков и углов |
2 |
|
|
45-46 |
Планиметрия: нахождение площадей |
2 |
|
|
47-48 |
Планиметрия: многоконфигурационные задачи |
2 |
|
|
49-52 |
Стереометрия: нахождение площадей поверхностей и объемов |
4 |
|
|
53-56 |
Нахождение площадей сечений |
4 |
|
|
|
8.Нестандартные задания |
12 |
|
|
57-60 |
Примеры решения нестандартных уравнений. |
4 |
|
|
61-64 |
Примеры решения нестандартных неравенств |
4 |
|
|
65-68 |
Различные способы решения уравнений и неравенств с параметром |
4 |
|
|
Методическое обеспечение курса Литература для учителя.
1. И.И. Гайдуков. Абсолютная величина. Просвещение.1968г.
2.П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения. Москва. Ставрополь. 2005г.
3.А.Г. Цыпкин , А.И.Пинский. Справочник по методам решения задач по математике.Москва «Наука».Главная редакция физико-математической литературы, 1989г.
4.Еженедельная учебно-методическая газета «Математика».Издательский дом «Первое сентября». 2008-2011 г.
5.Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г.. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. Москва. «Просвещение».1991г.
6.М.А. Галицкий,М.М. Мошкович., С.И. Шварцдурд. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Москва. «Просвещение».1990г.
7.А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике с решениями 7-11 классы. Харьков. ИМП «Рубикон»,1995г.
8.Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
1.А.Н. Колмогоров Алгебра и начала анализа.10-11кл. Учебник. М:Просвещение.2008г. 2.Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.
3. АверьяновД.И., Алтынов П.И., Баврин Н.Н.. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Москва: Дрофа, 1999г.
4. Учебно-тренировочные тесты ЕГЭ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион» .2004-2007г.
5Полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009- 2010:Математика/авт.сост В.И.Ишина, Л.О.Денищева и др. М.АСТ:Астрель (ФИПИ) 6.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы: М., 1989 г.
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М);
2. С D «Математика, 5 - 11».
· Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
· Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
· Педагогическая Сеть «Методисты.ру» Математика в школе
· Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
· Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
· Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
· сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
· сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
1. http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
2. http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
3. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
4. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
5. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
6. http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
7. http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
8. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
9. http://alexlarin.net/ - Основной целью создания этого сайта было оказание информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ по математике, поступлении в ВУЗы.
10. http://shpargalkaege.ru/ - информационная поддержка студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ по математике
11. http://решуегэ.рф/ - Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.
12. http://matematikalegko.ru/ - проект "Математика? Легко!!!" создан для того, чтобы помочь выпускникам в подготовке к сдаче ЕГЭ по математике. На данный момент на блоге размещено решение более 1000 задач, дано множество рекомендаций по ходу решения, представленный материал поможет достойно подготовиться к сдаче экзамена.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.