«Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный потенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах»
(Буданова Г.П.,кандидат педагогических наук, профессор, Лауреат премии Правительства РФ в области образования,Москва)
Дополнительное образование детей сегодня – это приоритетное направление образовательной системы Российской Федерации, формирующее в подростковом возрасте ориентиры человека в духовном возрождении личности. Эта система дает человеку желание, преодолевая преграды, двигаться к новым вершинам жизни, добиваться успеха, располагает значительными возможностями для личностного развития ребенка, удовлетворения его творческих, образовательных и культурных потребностей. Это непрерывный целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. И наконец, дополнительное образование - это та среда, которая позволяет не только преодолеть кризисные этапы детско – подросткового периода, но и уменьшить число противоправных действий среди лиц несовершеннолетнего возраста. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача- ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, эмоционально и психологически поддерживать его в решении личных проблем.
Содержание интеллектуального воспитания в структурном подразделении «Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» МАУ ДО «Центра дополнительного образования города Владикавказа» (далее – с/п «Центр «Интеллект») состоит из нескольких направлений:
ü интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики, обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное; развитие определенных социально-значимых качеств личности, свойств и отношений человека, формирование коммуникативных навыков, воспитания у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.
ü интеллектуально-познавательное воспитание формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности в детских объединениях, где каждый обучающийся имеет возможность удовлетворить или развить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;
ü интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Занятия в с/п «Центре «Интеллект» предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Виды занятий - лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка, консультация, игра-путешествие, мини – экзамены, олимпиадный урок и т.д. Участие в конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться более высокой результативности работы, рождают стремление совершенствовать свои навыки и умения в данном виде творчества. Сотрудничество в работе обучающихся и педагога обогащает обе стороны, стимулирует процесс созидания, помогает комплексному решению проблем обучения и воспитания.
Формы обучения - индивидуальный способ обучения, индивидуально-групповой способ обучения, групповой способ обучения, личностно – ролевой способ обучения.
Особенности организации обучающего процесса:
ü занятия в форме урока в классе
ü индивидуальные занятия
ü дистанционное обучение
Используемые технологии, методы и формы обучения:
ü Проблемно-поисковая технология (цель: освоение обучающимися различных видов деятельности, входящих в учебную деятельность).
ü Коммуникативные технологии (дискуссия - цель: овладение спектром интеллектуальных умений критического мышления).
ü Метод проектов (цель: овладение интеллектуальными и социально значимыми компетенциями, относящихся к профессиональной деятельности человека, и к взаимодействию человека и социальной сферы).
ü индивидуальная, парная, групповая, личностно-ролевая, совместно-распределительная формы, метод диалогических сочетаний и др.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Результатом обучения в МАУ ДО «Центре дополнительного образования города Владикавказа» становятся высокие достижения обучающихся и, как следствие, успешное поступление в ведущие вузы Российской Федерации:
Участие обучающихся с/п «Центра «Интеллект» в интеллектуальных мероприятиях в период с 1.09.2016-31.05.2021 г. г.
Уровень мероприятия |
Количество мероприятий |
Количество участников |
Результат участия |
||||
I |
II |
III |
призер |
|
|||
Всероссийский уровень |
33
|
Очно 68 |
16 |
11 |
8 |
21 |
|
77 |
Дистанц 745 |
207 |
129 |
124 |
33 |
|
|
Международный уровень |
125 |
1740 |
634 |
334 |
237 |
73 |
|
Региональный уровень |
37 |
180 |
68 |
53 |
40 |
17 |
|
Муниципальный уровень |
22 |
344 |
142 |
88 |
61 |
22 |
|
СКФО |
8 |
33 |
5 |
6 |
4 |
2 |
|
ИТОГО |
302 |
3110 |
1072 |
621 |
474 |
168 |
|
К дополнительному образованию общество предъявляет новые требования: осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему», т.е. повысить его конкурентоспособность, способствовать социализации в обществе. Это обусловило потребность дополнительного образования в новых, эффективных способах управления, обновления подходов в воспитании учащихся, организации единого образовательного пространства в учреждении.
«Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию». (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.