«Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный по-тенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах»
Оценка 4.6

«Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный по-тенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах»

Оценка 4.6
docx
31.08.2021
«Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный по-тенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах»
Дополнительное образование статья.docx

Доева Виктория Сергеевна,

педагог-организатор  МАУ ДО «Центр дополнительного образования города Владикавказа», структурное подразделение «Центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект».

 

«Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный потенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах»

(Буданова Г.П.,кандидат педагогических наук, профессор, Лауреат премии Правительства РФ в области образования,Москва)

Дополнительное образование детей сегодня – это приоритетное направление  образовательной системы Российской Федерации, формирующее в подростковом  возрасте  ориентиры человека в духовном возрождении личности. Эта система дает человеку желание, преодолевая преграды, двигаться к новым вершинам жизни, добиваться успеха, располагает значительными возможностями для личностного развития ребенка, удовлетворения его творческих, образовательных и культурных потребностей. Это непрерывный  целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. И наконец, дополнительное образование - это  та среда, которая позволяет  не только преодолеть кризисные этапы  детско – подросткового периода, но и уменьшить число противоправных действий среди лиц несовершеннолетнего возраста.  Перед педагогами дополнительного образования стоит задача- ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, эмоционально и психологически поддерживать его в решении личных проблем.

Содержание интеллектуального воспитания в структурном подразделении «Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» МАУ ДО «Центра дополнительного образования города Владикавказа» (далее – с/п «Центр «Интеллект») состоит из нескольких направлений:

ü  интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики, обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное; развитие определенных социально-значимых качеств личности, свойств и отношений человека, формирование коммуникативных навыков, воспитания у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.

ü  интеллектуально-познавательное воспитание формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности в детских объединениях, где каждый обучающийся имеет возможность удовлетворить или развить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

ü  интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Занятия в с/п «Центре «Интеллект» предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Виды занятий - лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка, консультация, игра-путешествие, мини – экзамены, олимпиадный урок и т.д. Участие в конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться более высокой результативности работы, рождают стремление совершенствовать свои навыки и умения в данном виде творчества. Сотрудничество в работе обучающихся и педагога обогащает обе стороны, стимулирует процесс созидания, помогает комплексному решению проблем обучения и воспитания.

Формы обучения - индивидуальный способ обучения, индивидуально-групповой способ обучения, групповой способ обучения, личностно – ролевой способ обучения.

Особенности организации обучающего процесса:

ü  занятия в форме урока в классе

ü  индивидуальные занятия

ü  дистанционное обучение

Используемые технологии, методы и формы обучения:

ü  Проблемно-поисковая технология (цель: освоение обучающимися различных видов деятельности, входящих в учебную деятельность).

ü  Коммуникативные технологии (дискуссия -  цель: овладение спектром интеллектуальных умений критического мышления).

ü  Метод проектов (цель: овладение интеллектуальными и социально значимыми компетенциями, относящихся к профессиональной деятельности человека, и к взаимодействию человека и социальной сферы).

ü  индивидуальная, парная, групповая, личностно-ролевая, совместно-распределительная формы, метод диалогических сочетаний и др.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Результатом обучения в МАУ ДО «Центре дополнительного образования города Владикавказа» становятся высокие достижения  обучающихся и, как следствие, успешное поступление в ведущие вузы Российской Федерации:

Участие обучающихся с/п «Центра «Интеллект» в интеллектуальных мероприятиях в период с 1.09.2016-31.05.2021 г. г.

Уровень мероприятия

Количество мероприятий

Количество участников

Результат участия

I

II

III

призер

 

Всероссийский уровень

33

 

Очно

68

16

11

8

21

 

77

Дистанц

745

207

129

124

33

 

Международный уровень

125

1740

634

334

237

73

 

Региональный уровень

37

180

68

53

40

17

 

Муниципальный уровень

22

344

142

88

61

22

 

СКФО

8

33

5

6

4

2

 

ИТОГО

302

3110

1072

621

474

168

 

К дополнительному образованию общество предъявляет новые требования: осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему», т.е. повысить его конкурентоспособность, способствовать социализации в обществе. Это обусловило потребность дополнительного образования в новых, эффективных способах управления, обновления подходов в воспитании учащихся, организации единого образовательного пространства в учреждении.

«Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию».  (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.)


 

Доева Виктория Сергеевна, педагог-организатор

Доева Виктория Сергеевна, педагог-организатор

Занятия в с/п «Центре «Интеллект» предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников

Занятия в с/п «Центре «Интеллект» предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников

Занятия в с/п «Центре «Интеллект» предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников

Занятия в с/п «Центре «Интеллект» предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2021