«Досуг как средство социализации детей»
Статья Жекотова Л.В.
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В образовании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Театральное искусство как один из наиболее ярких и эмоционально притягательных видов искусства обращается непосредственно к жизни человека, к насущным вопросам его бытия и сознания. Это - особый способ передачи художественно-эстетической информации, и поэтому значение его в воспитании подрастающего поколения очень велико.
На сегодняшний день процесс становления личности не укладывается в традиционные рамки учебно-воспитательных учреждений. Поэтому происходит усиление роли социально-культурных учреждений, активно участвующих в процессе организации дополнительного образования детей и подростков. Одна из ведущих тенденций развития образования связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и в воспитании подрастающего поколения.
Исходя из природы досуга как социально – культурного явления в обществе формировалось и его определение. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, ведь даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени
2
ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, настойчивость, уверенность в себе. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, реализовать то лучшее, что в нем есть.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.
В сфере досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
В процессе коллективного времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, освоение норм поведения в обществе. Иначе говоря, досуг благоприятен для формирования идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность подростков и юношества. Происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.
Одна из важных задач досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста этот вопрос становится все актуальней, волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
3
Современное дополнительное образование не просто расширяет и углубляет полученные знания, но прежде всего формирует человека, дает ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в разных областях творчества, сделать жизнь насыщеннее и ярче. Часто дополнительное образование дает подростку главные ориентиры в выборе жизненного пути, то есть целенаправленно осуществляет профориентационную деятельность.
Жизнедеятельность современных подростков и юношества предельно насыщена, и относительно регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне подростковый досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность на этой основе творить.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным вкладом культурно-досуговой деятельности в социализацию личности является вовлечение индивида в процесс познания культурных ценностей, а также возможность воздействия учреждений организации досуга на формирование духовно-нравственного облика личности, ее социальную активность.
4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.