"Духовная ценность -культура личности".
Оценка 5

"Духовная ценность -культура личности".

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
6 кл
09.04.2018
"Духовная ценность -культура личности".
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации нашего общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши дети столкнулись с этими негативными явлениями.В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации нашего общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши дети столкнулись с этими негативными явлениями.
духовная ценность -культура личности.docx
Тема: « Духовная ценность – культура личности». Цели:    ознакомить   учащихся   с   широким   смыслом   понятия   «культура   личности»; обсудить   сущность   форм   и   функций   культуры   личности;   пропагандировать   важность духовной   культуры   для   развития   личности;   воспитывать   чувство   уверенности   в   своих силах и возможностях; развивать творческие способности. Подготовительная   работа:   подбор   литературы;   задания   по   выступлениям (самообразование),   консультации;   творческие   задания;   подготовка   тестов,   тренингов; приглашение гостей; подготовка видеофильмов; оформление выставки. Ход мероприятия Понятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот человеческой мысли. М.И. Калинин Воспитатель: Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) — «возделывание земли»,   «культивирование»,   т.е.   изменение   в   природе,   которое   происходит   путем воздействия на нее человека. Уже в этом значении было заложено человеческое начало, состоящее из единства культуры, человека и его деятельности. Сейчас под «культурой» понимают все созданное человеком. С древних  времен  вопросам  культуры  уделялось  большое  внимание.  Под  культурой (cultura   animi)   стали   понимать   «совершенствование   души»   (Цицерон).   В   культуре   уже должны   были   сочетаться   Истина,   Добро   и   Красота.   Позднее   в   культуре   стал прослеживаться культ разума и науки. О ней стали говорить как о процессе и результате образования и воспитания. В.И. Даль  дает  следующее  определение  культуры:  «Культу­  Ра  ­ обработка  и  уход, возделывание,   образование,   умственное   и   нравственное».   Н.К.   Рерих   толковал   слово «культура» как почитание Света (культ — почитание, ур — свет), того Света, который «уничтожает тьму». Это и есть главное в культуре — принести свет во все сферы жизни и деятельности человека. Без   культуры   нет   цивилизованной   страны.   Она   охватывает   все   сферы   деятельности человека. О каких уровнях культуры мы можем говорить? Воспитанники: — об уровне культуры, образования и наших мыслей; — нашего труда и быта; — питания; — отношения человека к природе; — отношений между людьми; — отношения к женщинам, старикам и детям; — политической дискуссии.  Воспитатель :Культура (как непрерывно развивающийся творческий процесс) ­ один из залогов   существования   человечества.   Она   также   является   отличительным   фактором, который разделяет человека и животный мир. С чего же начинается культурный человек?  Воспитанники: — Думаю, с разумной деятельности. Он обладает интеллектом, строит общественные и личные отношения согласно принципам морали. —   Культурному   человеку   присуще   чувство   гармонии   и   красоты.   Он   принимает, понимает и развивает мир вообще и искусство, как его составляющую, в частности. —   Культура   человека   проявляется   в   его   богатой   духовной   жизни   и самосовершенствовании.  Ведь именно «дух  делает  человека  человеком» (Л.  Фейербах). Отсюда возрастание роли духовной культуры человека.  Воспитатель: В культуре выделяют три составные части: науку, искусство и культурные формы   общения   (отношения   между   людьми   на   основе   нравственности).   Эти   сферы деятельности   человека   дополняют   друг   друга.   А   какое   развитие   характерно   для культурного человека?  Воспитанники: — Интеллектуальное, нравственное и художественное. — Но главным здесь является мораль, которая включает такие категории нравственности, как добро и справедливость, долг и ответственность, совесть, честь и достоинство, любовь и   счастье.   Без   общечеловеческой   морали   не   было   бы   и   самой   культуры,   т.к.   жизнь   и отношения людей строились бы тогда на совершенно другой основе. ­ И уж, конечно, не было бы ни «Программы культуры мира», ни усилий по решению все более волнующей человечество проблемы по сохранению и улучшению среды обитания. В связи с поднимаемыми вопросами и проблемами я бы хотел обратиться к человеку дня сегодняшнего. Культурный человек не скажет: «Проблема та не моего ума». Он со спасеньем жизни все увяжет: «Спасем природу — спасем себя».   За воздух будем мы бороться — Чистым дышать и дольше жить! А воду где нам брать, в колодцах, Чтоб без вреда для жизни пить?   В почве сплошной химический состав... Неужто, человек, ты так отстал От понимания моральных норм натуры, А проще скажем — от культуры?   Воспитатель:   Ты   прав,   культура   человеческой   мысли   и   его   действия   (в   связи   с обостряющейся   экологической   обстановкой)   должны   быть   направлены   на   решение экологических   проблем.   Поэтому   в   настоящее   время   все   больше   возрастает   значение экологического аспекта адаптационной функции культуры. Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление)   —   вид   взаимодействия   личности   с   социальной   средой.   Ведь   в   начале своего развития человечество больше заботилось о нормах и эталонах поведения. Культура потребления   и   преобразования   (в   природе)   не   должна   выходить   из­под   контроля человеческого ума. У культуры есть еще одна функция: познание и преобразование мира. Как вы это понимаете?  Воспитанники:   Общество развивается.  Возрастают его  потребности  в целом  и  каждого  человека  в отдельности. Преобразовательная деятельность людей идет через развитие средств труда, научные   исследования,   создание   произведений   искусства   т.   д.   Все   то,   чего   достигло человечество,   является   продуктом   его   знаний   и   творческих   усилий   (космос,   атом, электроника, Шедевры искусства и т.д.).  Воспитатель: У культуры есть еще и коммуникативная функция, при помощи которой из поколения в поколение передаются все накопленные человечеством духовные ценности и весь его социальный опыт. Культура занимается и эмоциональным урегулированием. Что же это такое? Воспитанники: — Мы знаем, что в процессе умственного и физического труда возникает как физическое, так и психическое напряжение (а иногда бытовые взаимоотношения людей выводят их из равновесия). Человеку необходима эмоциональная разгрузка. В этой роли выступает кино и театр, пение и танцы, чтение художественной литературы. — В старших классах, особенно если мы серьезно задумываемся о выборе будущей профессии, приходится много заниматься. В этой ситуации нам на помощь приходит мир наших   культурных   увлечений.   Для   меня   это   ­   музыка   (играет   на   музыкальном инструменте). Воспитатель: Следующая   функция   культуры   —   регулятивная.   В   обществе   действуют определенные нормы и правила. Культура упорядочивает их в соответствии с реальным поведением людей. При помощи чего это делается?  Воспитанники:  Это   соответствие   достигается   соблюдением   моральных   норм   и   принципов, поддержанием   духовных   ценностей.   В   наше   время   особое   внимание   уделяется доброжелательности и терпимости, любви и милосердию, честности и совести. Главное правило нашей жизни — уметь думать не только о своей жизни и благополучии, но и о других   людях,   соблюдая   при   этом   терпимость   к   представителям   других   конфессий, партий, организаций, национальностей и верований. Воспитатель:   У каждого  народа своя  национальная  культура, а  значит  — традиции  и обычаи, язык и вера. И ко всему этому надо относиться с пониманием. При этом хочу отметить, что культура помогает людям общаться и понимать друг друга. Примером этому могут служить всевозможные фестивали: молодежные, музыкальные, искусств и т.д. Они сближают людей, особенно искусство, о котором говорят, что оно является миром без границ (рассказывает о своем или чьем­то участии в таком фестивале). Смотрят   фрагменты   кинофильма   «Традиции   и   обряды   народов   мира»,   «Историю молодежных фестивалей». Учитель комментирует, отвечает на вопросы.  Воспитатель: Что отличает культурного человека?  Воспитанники:  Культурного человека отличает интеллигентность (интеллигентный ­ от лат. знающий, понимающий, разумный). Интеллигентность — сплав умственных и этических достоинств человека,  проявляется в ширине и глубине эрудиции  человека,  богатстве его знаний и внутреннего мира. Поэтому интеллигентный человек высоко ценит достоинство другого человека. У него обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойственен интернационализм.  Воспитатель: Какие из этих качеств, на ваш взгляд, присущи вам? (Раздает листы бумаги с отпечатанным   текстом:   эрудиция,   чувство   социальной   справедливости,   совесть,   такт, терпимость   во   взаимоотношениях   с   близкими   людьми,   терпимость   к   инакомыслию, ориентация на общечеловеческие ценности, интернационализм. Ребята (можно анонимно) подчеркивают (используется классным руководителем в дальнейшей работе для коррекции вопросов воспитания, советов по самообразованию).)   Воспитатель: Особой функцией культуры является индивидуализация. Каждая личность развивается и совершенствуется. Что ей для этого необходимо? Воспитанники: ­ Необходимый уровень знаний, т.е. образование. ­ Кроме этого человек должен идти к своей цели сознательно  и целеустремленно. ­   Необходимо   развитие   своих   задатков,   способностей   и   талантов.   Но   таланту,   чтобы достичь желаемой цели, необходимо активное и настойчивое развитие своих способностей. Так и поступает наша одноклассница Маша Н. Ее умелые руки, старания, дополнительные занятия по прикладному искусству дали свои результаты. Ее творчеством восхищаются и у нас, и за рубежом (рассматривают экспонаты выставки). Воспитатель Сплав ранее перечисленных Форм культуры дает нам самую важную из них —   человекотворческую,   так   как   культура   делает   человека   гуманистом   на   основе нравственного очищения, возвышения его чувств и интеллекта, стремления к идеалу. Она является характеристикой развития человека как культурного индивида, воспитывает в человеке   человеческое.   Роль   образования   в   процессе   воспитания   культуры   личности непререкаема. Воспитанники:  Но вы же не можете не согласиться с тем, что многие люди чаще заботятся о том, чтобы получить как можно больше богатства, т.е. об «образовании» материальных благ, и не очень беспокоятся об «образовании» своего ума, души и сердца. Воспитатель: Да, ребята, это так. Но, наверно, цивилизованный мир потому и существует, «что для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр). Вот к тому, что «есть в человеке» и относится все то, что мы получаем в процессе образования. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Образование — это...  Воспитанники: — Получение знаний и навыков. ­ Обучение и просвещение. ­ Необходимое условие для подготовки к жизни и труду. — Совокупность знаний, умений и навыков, а также взглядов и убеждений.   Воспитатель:   Благодаря   образованию   человек   усваивает   определенную   сумму   знаний, навыков, которые переходят в умения. Тем более если человека учат не просто тому, что думать,   а   еще   и   тому,   как   думать.   Одним   из   условий   успеха   образования   является самообразование.   А   при   успешном   сочетании   того  и   другого   происходит  эффективное формирование и развитие личности (подготовка к труду, нравственное становление, а это значит, и подготовка к жизни согласно моральным нормам общества)  Воспитанники:  Я уверен, что многим хотелось бы научиться «как думать». Но ведь это, как и успехи в образовании, зависит не только от желания человека, а еще и от его способностей и уровня интеллекта. Воспитатель: Способности и интеллект у каждого, конечно, разные. Но разве вы никогда не замечали, что некоторые люди, настойчиво добиваясь своей цели, вскоре обгоняют всех? (Учитель   приводит   в   пример   ученика   масса,   школы;   его   победы   на   олимпиадах, поступление в институт и т.д.) Может   быть,   вы   просто   еще   не   открыли   в   себе   такие   возможности?   Конечно,   для превращения возможностей в действительность нужны определенные условия. Например, насколько ваше окружение (школа, семья) заинтересовано в этом. Но в первую очередь, должны быть заинтересованы вы сами. Заставьте трудиться свой мозг и душу. Читайте, изучайте, сравнивайте и анализируйте, усваивайте человеческие истины и нормы морали, переводите   их   в   действия   и   поступки,   тогда   вы   научитесь   тому,   как   думать   и   как поступать, т.е. как правильно жить. Без усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев — говорил Д.И. Менделеев. А я бы еще добавила, что без этого нет и человека. Притом замечу, что окружающий нас мир требует уже не просто человека, а личность, культурную, способную созидать духовный процесс; личность чистую, сознательную, умную, умелую и надежную. А сейчас давайте  поговорим о том, что же включает  культура  личности. Итак, она включает...  Воспитанники: — Культурную деятельность, направленную на благо человека. ­ Культуру сознания, способную к идеальному отражению сознания. —   Культуру   тела   человека,   проявляющуюся   в   его   гармоническом   внешнем   облике (чистота, здоровье, аккуратность, подтянутость и т.д.). — Психологическую культуру (она необходима каждому человеку, состоит в умении понимать людей и правильно с ними общаться). —   Духовную   культуру   (культура   чувств,   отношений,   эстетика,   нравственность, интеллект). —   Социальную   культуру   (уровень   приобщения   личности   к   общечеловеческим ценностям   культуры,   к  условиям   общественной  жизни,   усвоению  основных   социальных ролей, норм, черт социального характера). —   Визуальную   культуру   (внешний   облик,   культура   речи   и   общения,   деятельности, поступков, умственного труда). Воспитатель: В визуальной культуре большую роль играют положительные эмоции. Они оздоровляют и омолаживают организм человека. А обязанность улыбаться становится все больше   профессиональной   обязанностью   культурного   человека.   Я   считаю,   что человеческая улыбка, настоящая, согревающая душу и сердце другого человека, является едва ли не самым главным показателем нашей культуры. А что вы думаете об этом?  Воспитанники: — Я вспомнила слова песни: «Человек идет и улыбается — значит, человеку хорошо!» Думаю, с таким человеком стоит общаться. Такие люди обычно сами успешные и приносят удачу другим. — Улыбается? Значит, здоров и энергичен. Не нуждается в заботе, наоборот, сам может помочь. — Обычно улыбаются люди с хорошим характером. Они не нагоняют на других тоску, не портят настроение, с ними приятно общаться. — Хотите быть бодрым? Общайтесь с теми, кто вам искренне улыбается. — Быть уверенным, подтянутым, искренним и веселым ­ это престижно в наше время. Такие люди больше нравятся, поэтому у них больше шансов достичь успеха в своих делах и жизни. — Искренне улыбаются люди добрые и отзывчивые. Пусть таких будет больше! Воспитатель: Вот на этой оптимистичной фразе мы и закончим наш разговор. Все хором поют на мелодию песни «Улыбка»: Если кто­то улыбнулся вам, Значит, он здоров и в жизни состоялся. Не вгонял в тоску он никого, Помогал, бодрил, при этом улыбался. Постарайся быть таким, Ты понравишься другим: Людям, кошке, даже маленькой улитке! Наша жизнь — поток, река... Выплыть чтоб наверняка, Начинайте день с зарядки и улыбки! Рефлексия: — Почему вы решили обсудить эту тему? — Какую составную часть культуры личности вы считаете самой важной для себя? —   А   какой   самый   большой   дефицит   культуры   личности   (ваших   знакомых,   друзей, людей вообще)? — Как вы понимали культуру личности до этого разговора? — Что нового и полезного вынесли вы из разговора? — Вы считаете себя культурной личностью?

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".

"Духовная ценность -культура личности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018