В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации нашего общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши дети столкнулись с этими негативными явлениями.В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации нашего общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши дети столкнулись с этими негативными явлениями.
духовная ценность -культура личности.docx
Тема: « Духовная ценность – культура личности».
Цели: ознакомить учащихся с широким смыслом понятия «культура личности»;
обсудить сущность форм и функций культуры личности; пропагандировать важность
духовной культуры для развития личности; воспитывать чувство уверенности в своих
силах и возможностях; развивать творческие способности.
Подготовительная работа: подбор литературы; задания по выступлениям
(самообразование), консультации; творческие задания; подготовка тестов, тренингов;
приглашение гостей; подготовка видеофильмов; оформление выставки.
Ход мероприятия
Понятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот
человеческой мысли.
М.И. Калинин
Воспитатель: Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) — «возделывание
земли», «культивирование», т.е. изменение в природе, которое происходит путем
воздействия на нее человека. Уже в этом значении было заложено человеческое начало,
состоящее из единства культуры, человека и его деятельности. Сейчас под «культурой»
понимают все созданное человеком.
С древних времен вопросам культуры уделялось большое внимание. Под культурой
(cultura animi) стали понимать «совершенствование души» (Цицерон). В культуре уже
должны были сочетаться Истина, Добро и Красота. Позднее в культуре стал
прослеживаться культ разума и науки. О ней стали говорить как о процессе и результате
образования и воспитания.
В.И. Даль дает следующее определение культуры: «Культу Ра обработка и уход,
возделывание, образование, умственное и нравственное». Н.К. Рерих толковал слово
«культура» как почитание Света (культ — почитание, ур — свет), того Света, который
«уничтожает тьму». Это и есть главное в культуре — принести свет во все сферы жизни и
деятельности человека.
Без культуры нет цивилизованной страны. Она охватывает все сферы деятельности
человека. О каких уровнях культуры мы можем говорить?
Воспитанники:
— об уровне культуры, образования и наших мыслей;
— нашего труда и быта;
— питания;
— отношения человека к природе;
— отношений между людьми;
— отношения к женщинам, старикам и детям;
— политической дискуссии.
Воспитатель :Культура (как непрерывно развивающийся творческий процесс) один из
залогов существования человечества. Она также является отличительным фактором,
который разделяет человека и животный мир. С чего же начинается культурный человек?
Воспитанники:
— Думаю, с разумной деятельности. Он обладает интеллектом, строит общественные и
личные отношения согласно принципам морали.
— Культурному человеку присуще чувство гармонии и красоты. Он принимает,
понимает и развивает мир вообще и искусство, как его составляющую, в частности. — Культура человека проявляется в его богатой духовной жизни и
самосовершенствовании. Ведь именно «дух делает человека человеком» (Л. Фейербах).
Отсюда возрастание роли духовной культуры человека.
Воспитатель: В культуре выделяют три составные части: науку, искусство и культурные
формы общения (отношения между людьми на основе нравственности). Эти сферы
деятельности человека дополняют друг друга. А какое развитие характерно для
культурного человека?
Воспитанники:
— Интеллектуальное, нравственное и художественное.
— Но главным здесь является мораль, которая включает такие категории нравственности,
как добро и справедливость, долг и ответственность, совесть, честь и достоинство, любовь
и счастье. Без общечеловеческой морали не было бы и самой культуры, т.к. жизнь и
отношения людей строились бы тогда на совершенно другой основе.
И уж, конечно, не было бы ни «Программы культуры мира», ни усилий по решению все
более волнующей человечество проблемы по сохранению и улучшению среды обитания. В
связи с поднимаемыми вопросами и проблемами я бы хотел обратиться к человеку дня
сегодняшнего.
Культурный человек не скажет:
«Проблема та не моего ума».
Он со спасеньем жизни все увяжет:
«Спасем природу — спасем себя».
За воздух будем мы бороться —
Чистым дышать и дольше жить!
А воду где нам брать, в колодцах,
Чтоб без вреда для жизни пить?
В почве сплошной химический состав...
Неужто, человек, ты так отстал
От понимания моральных норм натуры,
А проще скажем — от культуры?
Воспитатель: Ты прав, культура человеческой мысли и его действия (в связи с
обостряющейся экологической обстановкой) должны быть направлены на решение
экологических проблем. Поэтому в настоящее время все больше возрастает значение
экологического аспекта адаптационной функции культуры. Адаптация (от лат. adaptatio —
приспособление) — вид взаимодействия личности с социальной средой. Ведь в начале
своего развития человечество больше заботилось о нормах и эталонах поведения. Культура
потребления и преобразования (в природе) не должна выходить изпод контроля
человеческого ума. У культуры есть еще одна функция: познание и преобразование мира.
Как вы это понимаете?
Воспитанники:
Общество развивается. Возрастают его потребности в целом и каждого человека в
отдельности. Преобразовательная деятельность людей идет через развитие средств труда,
научные исследования, создание произведений искусства т. д. Все то, чего достигло
человечество, является продуктом его знаний и творческих усилий (космос, атом,
электроника, Шедевры искусства и т.д.).
Воспитатель: У культуры есть еще и коммуникативная функция, при помощи которой из
поколения в поколение передаются все накопленные человечеством духовные ценности и
весь его социальный опыт. Культура занимается и эмоциональным урегулированием. Что
же это такое? Воспитанники:
— Мы знаем, что в процессе умственного и физического труда возникает как физическое,
так и психическое напряжение (а иногда бытовые взаимоотношения людей выводят их из
равновесия). Человеку необходима эмоциональная разгрузка. В этой роли выступает кино
и театр, пение и танцы, чтение художественной литературы.
— В старших классах, особенно если мы серьезно задумываемся о выборе будущей
профессии, приходится много заниматься. В этой ситуации нам на помощь приходит мир
наших культурных увлечений. Для меня это музыка (играет на музыкальном
инструменте).
Воспитатель: Следующая функция культуры — регулятивная. В обществе действуют
определенные нормы и правила. Культура упорядочивает их в соответствии с реальным
поведением людей. При помощи чего это делается?
Воспитанники:
Это соответствие достигается соблюдением моральных норм и принципов,
поддержанием духовных ценностей. В наше время особое внимание уделяется
доброжелательности и терпимости, любви и милосердию, честности и совести. Главное
правило нашей жизни — уметь думать не только о своей жизни и благополучии, но и о
других людях, соблюдая при этом терпимость к представителям других конфессий,
партий, организаций, национальностей и верований.
Воспитатель: У каждого народа своя национальная культура, а значит — традиции и
обычаи, язык и вера. И ко всему этому надо относиться с пониманием. При этом хочу
отметить, что культура помогает людям общаться и понимать друг друга. Примером этому
могут служить всевозможные фестивали: молодежные, музыкальные, искусств и т.д. Они
сближают людей, особенно искусство, о котором говорят, что оно является миром без
границ (рассказывает о своем или чьемто участии в таком фестивале).
Смотрят фрагменты кинофильма «Традиции и обряды народов мира», «Историю
молодежных фестивалей». Учитель комментирует, отвечает на вопросы.
Воспитатель: Что отличает культурного человека?
Воспитанники:
Культурного человека отличает интеллигентность (интеллигентный от лат. знающий,
понимающий, разумный). Интеллигентность — сплав умственных и этических достоинств
человека, проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и
внутреннего мира. Поэтому интеллигентный человек высоко ценит достоинство другого
человека. У него обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям
совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности,
ему свойственен интернационализм.
Воспитатель: Какие из этих качеств, на ваш взгляд, присущи вам? (Раздает листы бумаги с
отпечатанным текстом: эрудиция, чувство социальной справедливости, совесть, такт,
терпимость во взаимоотношениях с близкими людьми, терпимость к инакомыслию,
ориентация на общечеловеческие ценности, интернационализм. Ребята (можно анонимно)
подчеркивают (используется классным руководителем в дальнейшей работе для коррекции
вопросов воспитания, советов по самообразованию).)
Воспитатель: Особой функцией культуры является индивидуализация. Каждая личность
развивается и совершенствуется. Что ей для этого необходимо? Воспитанники:
Необходимый уровень знаний, т.е. образование.
Кроме этого человек должен идти к своей цели сознательно и целеустремленно.
Необходимо развитие своих задатков, способностей и талантов. Но таланту, чтобы
достичь желаемой цели, необходимо активное и настойчивое развитие своих способностей.
Так и поступает наша одноклассница Маша Н. Ее умелые руки, старания, дополнительные занятия по прикладному искусству дали свои результаты. Ее творчеством восхищаются и у
нас, и за рубежом (рассматривают экспонаты выставки).
Воспитатель Сплав ранее перечисленных Форм культуры дает нам самую важную из них
— человекотворческую, так как культура делает человека гуманистом на основе
нравственного очищения, возвышения его чувств и интеллекта, стремления к идеалу. Она
является характеристикой развития человека как культурного индивида, воспитывает в
человеке человеческое. Роль образования в процессе воспитания культуры личности
непререкаема.
Воспитанники:
Но вы же не можете не согласиться с тем, что многие люди чаще заботятся о том, чтобы
получить как можно больше богатства, т.е. об «образовании» материальных благ, и не
очень беспокоятся об «образовании» своего ума, души и сердца.
Воспитатель: Да, ребята, это так. Но, наверно, цивилизованный мир потому и существует,
«что для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у
человека» (А. Шопенгауэр). Вот к тому, что «есть в человеке» и относится все то, что мы
получаем в процессе образования. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Образование — это...
Воспитанники:
— Получение знаний и навыков.
Обучение и просвещение.
Необходимое условие для подготовки к жизни и труду.
— Совокупность знаний, умений и навыков, а также взглядов и убеждений.
Воспитатель: Благодаря образованию человек усваивает определенную сумму знаний,
навыков, которые переходят в умения. Тем более если человека учат не просто тому, что
думать, а еще и тому, как думать. Одним из условий успеха образования является
самообразование. А при успешном сочетании того и другого происходит эффективное
формирование и развитие личности (подготовка к труду, нравственное становление, а это
значит, и подготовка к жизни согласно моральным нормам общества)
Воспитанники:
Я уверен, что многим хотелось бы научиться «как думать». Но ведь это, как и успехи в
образовании, зависит не только от желания человека, а еще и от его способностей и уровня
интеллекта.
Воспитатель: Способности и интеллект у каждого, конечно, разные. Но разве вы никогда не
замечали, что некоторые люди, настойчиво добиваясь своей цели, вскоре обгоняют всех?
(Учитель приводит в пример ученика масса, школы; его победы на олимпиадах,
поступление в институт и т.д.)
Может быть, вы просто еще не открыли в себе такие возможности? Конечно, для
превращения возможностей в действительность нужны определенные условия. Например,
насколько ваше окружение (школа, семья) заинтересовано в этом. Но в первую очередь,
должны быть заинтересованы вы сами. Заставьте трудиться свой мозг и душу. Читайте,
изучайте, сравнивайте и анализируйте, усваивайте человеческие истины и нормы морали,
переводите их в действия и поступки, тогда вы научитесь тому, как думать и как
поступать, т.е. как правильно жить. Без усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев
— говорил Д.И. Менделеев. А я бы еще добавила, что без этого нет и человека. Притом
замечу, что окружающий нас мир требует уже не просто человека, а личность, культурную,
способную созидать духовный процесс; личность чистую, сознательную, умную, умелую и
надежную.
А сейчас давайте поговорим о том, что же включает культура личности. Итак, она
включает...
Воспитанники:
— Культурную деятельность, направленную на благо человека. Культуру сознания, способную к идеальному отражению сознания.
— Культуру тела человека, проявляющуюся в его гармоническом внешнем облике
(чистота, здоровье, аккуратность, подтянутость и т.д.).
— Психологическую культуру (она необходима каждому человеку, состоит в умении
понимать людей и правильно с ними общаться).
— Духовную культуру (культура чувств, отношений, эстетика, нравственность,
интеллект).
— Социальную культуру (уровень приобщения личности к общечеловеческим
ценностям культуры, к условиям общественной жизни, усвоению основных социальных
ролей, норм, черт социального характера).
— Визуальную культуру (внешний облик, культура речи и общения, деятельности,
поступков, умственного труда).
Воспитатель: В визуальной культуре большую роль играют положительные эмоции. Они
оздоровляют и омолаживают организм человека. А обязанность улыбаться становится все
больше профессиональной обязанностью культурного человека. Я считаю, что
человеческая улыбка, настоящая, согревающая душу и сердце другого человека, является
едва ли не самым главным показателем нашей культуры. А что вы думаете об этом?
Воспитанники:
— Я вспомнила слова песни: «Человек идет и улыбается — значит, человеку хорошо!»
Думаю, с таким человеком стоит общаться. Такие люди обычно сами успешные и приносят
удачу другим.
— Улыбается? Значит, здоров и энергичен. Не нуждается в заботе, наоборот, сам может
помочь.
— Обычно улыбаются люди с хорошим характером. Они не нагоняют на других тоску,
не портят настроение, с ними приятно общаться.
— Хотите быть бодрым? Общайтесь с теми, кто вам искренне улыбается.
— Быть уверенным, подтянутым, искренним и веселым это престижно в наше время.
Такие люди больше нравятся, поэтому у них больше шансов достичь успеха в своих делах и
жизни.
— Искренне улыбаются люди добрые и отзывчивые. Пусть таких будет больше!
Воспитатель: Вот на этой оптимистичной фразе мы и закончим наш разговор.
Все хором поют на мелодию песни «Улыбка»:
Если ктото улыбнулся вам,
Значит, он здоров и в жизни состоялся.
Не вгонял в тоску он никого,
Помогал, бодрил, при этом улыбался.
Постарайся быть таким,
Ты понравишься другим:
Людям, кошке, даже маленькой улитке!
Наша жизнь — поток, река...
Выплыть чтоб наверняка,
Начинайте день с зарядки и улыбки!
Рефлексия:
— Почему вы решили обсудить эту тему?
— Какую составную часть культуры личности вы считаете самой важной для себя?
— А какой самый большой дефицит культуры личности (ваших знакомых, друзей,
людей вообще)?
— Как вы понимали культуру личности до этого разговора?
— Что нового и полезного вынесли вы из разговора?
— Вы считаете себя культурной личностью?
"Духовная ценность -культура личности".
"Духовная ценность -культура личности".
"Духовная ценность -культура личности".
"Духовная ценность -культура личности".
"Духовная ценность -культура личности".
"Духовная ценность -культура личности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.