Приоритетные направления обновления базового содержания воспитания
Каждое направление осуществляется с учетом всех основных направлений модернизации общественного сознания программы «Рухани жаңғыру»
Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Национальное воспитание.
Семейное воспитание.
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Духовно-нравственное воспитание
Цель: формирование глубокого понимания ценностных основ программы «Рухани жаңғыру» о возрождении духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ:ПУТЬ В БУДУЩЕЕОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ
…Начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания.
Она не просто дополнит политическую и экономическую
модернизацию - она выступит их сердцевиной…
Н.Назарбаев
IV. Конкурентоспособность
V. Прагматизм
II. Открытость сознания
I.Сохранение
национальной
идентичности
III. Культ знания
VI. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
I. Сохранение национальной идентичности
«Туған жер» – «Туған ел»
«Духовные святыни Казахстана», или «Сакральная география Казахстана».
Это - региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.
Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах.
1. Сохранение национальной культуры
2. Изменения в рамках национального сознания
Планируем организовать ряд экскурсий….40 лет назад североказахстанский археолог, доктор исторических наук Виктор Зайберт открыл неолитическое поселение Ботай, что изменило многие представления о развитии древнего мира. Европейские ученые подтвердили: именно здесь впервые была одомашнена лошадь. За годы работ здесь найдено свыше 200 тысяча артефактов. Поселение находится на юге Северо-Казахстанской области в Айыртауском районе у села Никольское, 1,5 км юго-восточнее села, на правом берегу реки Иман-Бурлык. Площадь поселения 15 гектар.
Общенациональные «Духовные святыни Казахстана»
Проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции.
Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.
Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности.
II. Открытость сознания - это условие для работы в глобальном мире
Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».
Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуникации?
Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский, итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский?
III. Культ знаний
Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века.
Мы создали ряд университетов очень высокого уровня,
Систему интеллектуальных школ и
Многое другое.
И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.
И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.
Многое сделано за годы Независимости
Но культ образования должен быть всеобщим
IV. Конкурентоспособность - модернизация нации в XXI веке и фактор успеха нации
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость
V. Прагматизм
Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма. На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.
На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.
Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.
Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.
Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.
VI. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.