ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ
Оценка 5

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитание
9 кл—11 кл +1
15.06.2024
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ статья.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Филиппова Надежда Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии»

г. Дзержинск, пр. Ленина, 79, 

Нижегородская обл.,

606010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск

2022


 

«Я школьный учитель, моя задача  создать условия для того, чтобы между текстом и человеком пробежала искра, чтобы заработала мысль и начался процесс. У каждого свой».

С. В.  Волков, учитель, главный редактор журнала «Литература» (издательский дом «Первое сентября»)

 

 

 Приглядимся повнимательнее к понятиям, включённым в тему настоящего сообщения.

Воспитание – от дрр. ПИТАТИ, то есть питание, вскармливание ребенка, еще не способного к самостоятельной жизни и совершенно беспомощного при  рождении.

Образование – от слова ОБРАЗ, то есть создавать по образу и подобию, устремляться к идеалу.

Духовно-нравственное

1.      Дух – выражение определенных психических возможностей и способностей человека, стремление к идеалу, совершенству.

2.     От дрр нрав/норов – в значении «стремление, желание, добродетель». Словарь Ожегова трактует нравственность как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы.

Для чего же нам необходимо духовно-нравственно воспитывать своих детей? Может они сами всему научаться?  Так же как ходить, держать ложку, говорить.

Ответ на этот вопрос можно извлечь из слов знаменитого философа Китая  - Конфуция:

Хотите строить планы на год вперёд? Сажайте рис.

На десять лет вперёд? Сажайте деревья.

На сто лет вперёд? Воспитывайте детей.

Итак, образование и воспитание молодого поколения во все времена осознавалось стратегически важной задачей любого государства.

Насколько важен этот вопрос сегодня, думаю, даже не надо говорить. Остается получить ответ на последний вопрос – как в современных условиях качественно и целесообразно осуществить этот процесс?

Являясь преподавателем-словесником, я могу дать только один ответ. Главным инструментом воспитания можно назвать художественное слово. Или художественный текст. Благо, мы я являемся наследниками великой культуры и литературы.

Только вот незадача/проблема: современное молодое поколение совершенно утратило интерес, а значит и доверие к русской классической литературе. Особенно болезненно и остро звучит сегодня вопрос о читательской культуре и читательском восприятии.

В век информационно-технологических открытий и высоких скоростей человеческое сообщество находится в состоянии непрерывного поиска и переработки разнообразной информации. Возрастает и меняется роль текста. Процесс чтения становиться важнейшим инструментом получения знаний. Умение грамотно читать и понимать смысл текста является базовым для работы с информацией в современном постиндустриальном обществе. 

Но как бы это противоречиво не звучало, именно механизмы развития постиндустриального информационного общества выключили процесс чтения художественной литературы из списка привычных повседневных увлечений людей.

Удивительно, но стремительное развитие информационного общества способствовало снижению читательской грамотности и культуры как в нашей стране, так и во всем мире. На сегодняшний день приоритетным для всех государств мира становится задача развития «читающей нации».

Общеизвестно, что достижения научно-технического прогресса без гуманитарных знаний и нравственных ориентиров могут быть опасны. На сегодняшний день в условиях искажения системы духовно-нравственных ценностей решение проблемы читательской культуры приобретает особое звучание и становится приоритетным направлением образования, в частности гуманитарного. Отсутствие интереса к русской литературе и культуре со стороны молодого поколения создает опасность утраты нравственных ориентиров. «Мы живы, - пишет Валерий Владимирович Прозоров, - пока живы позывные нашей словесности».

Цель своей профессиональной деятельности вижу в создании условий для развития читательской культуры посредством формирования учебно-познавательных мотивов.

Исходя из цели педагогической деятельности, ставлю перед собой следующие задачи:

1.     диагностика мотивов и потребностей современных обучающихся;

2.     поиск средств и способов формирование мотивов учебной деятельности по предметам гуманитарного цикла;

3.     стимулирование интереса к чтению через потенциал художественного текста и творческую деятельность;

4.     развитие способности к эстетическому восприятию художественного текста.

Удивительно, но главным помощником в процессе возвращения интереса к литературе может стать психология.  Литература + психология, психология + литература или литература в психологии, психология в литературе – приоритетное направление в современной образовательной системе.

По словам Граник Генриетты Григорьевны, «для стимулирования интереса учащихся к национальной классике особое значение имеет выбор возможных аспектов анализа литературного произведения. Одним из них может стать постижение психологизма произведений русской классической литературы. Именно «в психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она /классическая литература/ говорит с каждым читателем о нем самом». Выбор этого аспекта связан, с одной стороны, со спецификой литературы как вида искусства, главным предметом постижения которого является человек. С другой стороны – с возрастными особенностями учащихся. Возраст перехода к юности характеризуется развивающейся рефлексией, самонаблюдениями, что непосредственным образом отражается на читательских интересах школьников – их начинает привлекать психологическая проза».

 

По словам Новлянской Зинаиды Николаевны, «у художника, занимающегося литературным творчеством, особый метод проникновения во внутренний мир человека». Этот метод получил полное раскрытие в трудах Михаила Бахтина. Главной точкой соприкосновения авторского художественного творчества и читательского сотворчества, по его мнению, Бахтина, является понятие «вненаходимости».  «Вненаходимость» - это нераздельное единство вживания в предмет – и сохранения позиции вне его, своей точки зрения на него.

Бахтин описывал ее так: «Я должен вчувствоваться в этого другого человека, ценностно увидеть изнутри его мир так, как он его видит, психология и литература в диалоге о человеке, стать на его место и затем, снова вернувшись на свое, восполнить его кругозор тем избытком видения, который открывается с этого моего места вне его, обрамить его.

Таким образом, благодаря особому методу проникновения во внутренний мир читателя художественное слово позволяет каждому стать участником действия, процесса

Каждое художественной произведение -  это зеркало, в котором мы внимательно разглядываем себя. Именно через призму художественного слова мы становимся сопричастными тем события, которые не имели место быть в нашей жизни, но которые мы пережили как читатели.

Итак, изучение литературы с позиции психологии позволяет не просто получить сумму знаний по предмету, но быть внутренне причастным предмету познания – сопереживать герою, пережить события прошлого, которое тут же становиться твоей историей. Именно в процессе чтения художественного произведения событие прошлого переживается как произошедшее с тобой.

Главная задача уроков литературы – сформировать устойчивый мотив деятельности.

Мотив учения – это направленность ученика на различные аспекты учебной деятельности. Таким образом, можно заключить, что «положительно валентный мотив» у человека является залогом активной и успешной деятельности. Данные знания психологии помогут нам лучше понять проблему чтения, точнее проблему ослабления интереса к классической литературе у современных студентов.

На сегодняшний день можно выделить целый ряд причин, которые привили к снижению читательского интереса у современного подрастающего поколения к наследию русской литературы, но самыми значительными хотелось бы назвать следующие:

·        угасание традиции семейного чтения;

·        дистанция (языковая, культурная, нравственная), возникающая между современным молодым читателем и классической литературой;

·        смена парадигмы духовно-нравственных ценностей;

·        стремительная цифровизация всех сфер жизни общества;

·        негативный читательский опыт.

Нельзя сказать, что современное молодое поколение совсем не читает, скорее наоборот, читающую молодежь можно увидеть в любом общественном месте, но качество этого чтения значительно изменилось. По мнению Н. Л. Голубевой, в настоящее время происходит «замена творческого чтения как личностно-значимой духовной деятельности, предопределяющей воспитательную и познавательную ценность литературы и чтения, на развлекательное (досуговое)». [2, с.4] Тексты классической литературы уже не являются объектом чаяний современных школьников или студентов. Они не вызывают у них ощущения радости и восторга от новых эстетических открытий.  Для многих школьников книга уже давно не источником знания, а, скорее наоборот, источником утомления, непонимания и скуки. Нежелание читать проистекает по большей части от того, что дети не понимают прочитанное. Чаще всего они просто не готовы к полноценному осмыслению текстов художественной литературы: не понимают язык произведения, не знают исторический контекст, не имеют богатого опыта духовных переживаний и т. д. Именно поэтому читать непонятный текст не хочется. Возникает порочный круг: не понимаю – не хочу читать – не люблю книгу. Как же разорвать этот привычный, уже годами сложившийся круг? Очевидно, что нельзя оставлять неопытного читателя один на один с непонятным для его возраста и уровня развития текстом. Пережив однажды негативный читательский опыт, ребенок не пожелает еще раз обращаться к книге.

Интерес к чтению возникает в том случае, если у обучающегося развиты учебно-познавательные мотивы: зачем мне читать, что я от этого получу. Несформированность мотива к чтению, как правило, связана с негативным читательским опытом, то есть процесс «узнавания» или опредмечивания потребности так и не произошел. Пережив однажды негативный читательский опыт, человек не захочет его повторять, а значит, не обратится к книге.   В акте чтения должен произойти процесс «узнавания» своей потребности, понимания себя. Если ученик не понимает или не может осмыслить то, что он читает, то процесс интериоризации знаний не происходит.

Таким образом, можно сказать, что эмоционально удачный (положительный) опыт прочтения может стать мотивом для развития дальнейшего желания читать.   Новые потребности могут возникать в процессе эмоционального переживания и проживания художественного текста.

Очевидно, что первым и самым важным проводником в мир художественного слова для ребенка, конечно же, становится родитель. Но на сегодняшний день культура домашнего чтения угасает, подчас сами родители не обладают сформированной читательской грамотностью и культурой. В сложной ситуации понимания и осмысления текста ребенок остается один.  Вторым по степени значимости проводником ребенка в мир художественного слова является учитель. Сегодня именно на плечи учителя-словесника ложиться задача – открыть и раскрыть мир художественной литературы для ребенка. Что может сделать учитель в этой ситуации?  По моему мнению, задача учителя – «очаровать» книгой, вызвать живой интерес к процессу чтения и понимания текста, зародить чувство радости от совершения новых открытий и понимания себя через текст. Хочется вспомнить слова московского учителя, главного редактора журнала «Литература» - С. В.  Волкова. По его мнению, «задача школьного учителя - создать условия для того, чтобы между текстом и человеком пробежала искра, чтобы заработала мысль и начался процесс. У каждого свой».

Таким образом, главными установками и принципами своей педагогической деятельности считаю следующие.

1.     В процессе изучения литературы нельзя оставлять неопытного читателя один на один с непонятным для него текстом. Пережив однажды негативный читательский опыт, ребенок может никогда больше не обратиться к этой книге или книге в целом.

2.     В контексте проблемы угасания интереса к чтению считаю первостепенной задачей учителя уделять внимание не столько проблеме количества чтения, сколько проблеме качества чтения. Считаю, что нельзя подавлять хрупкое, едва зародившееся желание читать большими объемами. Иногда достаточно качественного анализа фрагмента, чтобы зародить чувство радости от открытия и понимания текста. Можно анализировать конкретные фрагменты текста, это позволит прочитать, понять, сохранить интерес к дальнейшему чтению. Считаю допустимым, что студент не прочитает текст в полном объеме, гораздо страшнее, когда студент отвернется от текста при первой смысловой или эмоциональной неудаче.

3.     Сделать чтение «личностно-значимой деятельностью», в процессе которой учащийся обогащается интеллектуально, духовно и нравственно. Н. А. Рубакин пишет, что прочитанные переживания «попадают в сферу переживаний собственных. Такое внедрение в нас того, о чем мы читаем, и есть то, что мы называем «пониманием книги»» [8, с. 53].

4.     Создавать ситуацию успеха на уроках литературы и русского языка с целью формирования учебных мотивов. С уважением и приятием относиться к мысля учащихся, как проявлению их сознательной активности. Положительные эмоции являются неосознанными мотивами к действию.

5.     Развивать способность эстетического восприятия текста через внимание к художественному слову. При развитой способности к эстетическому восприятию текста читатель сможет воссоздать в своем воображении «черты внутреннего мира произведения и испытать радость от восприятия мастерски сделанной вещи, от ощущения оригинальности и силы таланта автора».  [12, с. 53]

Современным юным читателям нужно показать, что художественный текст может быть не только источником знаний, но ещё источником радости и восхищения. Нужно научить ребят совершать маленькие открытия в процессе чтения, именно эта ситуация будет способствовать зарождению учебного мотива.

Современный учащийся – это, как правило, начинающий читатель, не имеющий активного читательского опыта, поэтому учителю очень важно найти такие средства и способы, которые привлекли бы учащихся к данному процессу. Именно чтение должно превратиться в процесс удивительных открытий, в том числе и открытий себя. По мнению, Мелентьевой Ю. П., чтение служит способом постижения себя (своего Я) через другого. Любопытно, что человек будет с интересом читать тот текст, который будет отражать его личные качества, его читательское Я.

В сознание молодых читателей должно закрепиться убеждение о престижности чтения как процесса, дающего человеку привилегии. Способы «продвижения» чтения и развития читательской культуры должны основываться на интересах и запросах современного юного читателя. Иначе говоря, учитель должен погрузить процесс изучения литературы и художественных текстов в привычную для учащихся среду.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

Я школьный учитель, моя задача — создать условия для того, чтобы между текстом и человеком пробежала искра, чтобы заработала мысль и начался процесс

Я школьный учитель, моя задача — создать условия для того, чтобы между текстом и человеком пробежала искра, чтобы заработала мысль и начался процесс

Насколько важен этот вопрос сегодня, думаю, даже не надо говорить

Насколько важен этот вопрос сегодня, думаю, даже не надо говорить

Мы живы, - пишет Валерий Владимирович

Мы живы, - пишет Валерий Владимирович

По словам Новлянской Зинаиды Николаевны, «у художника, занимающегося литературным творчеством, особый метод проникновения во внутренний мир человека»

По словам Новлянской Зинаиды Николаевны, «у художника, занимающегося литературным творчеством, особый метод проникновения во внутренний мир человека»

На сегодняшний день можно выделить целый ряд причин, которые привили к снижению читательского интереса у современного подрастающего поколения к наследию русской литературы, но самыми значительными…

На сегодняшний день можно выделить целый ряд причин, которые привили к снижению читательского интереса у современного подрастающего поколения к наследию русской литературы, но самыми значительными…

Интерес к чтению возникает в том случае, если у обучающегося развиты учебно-познавательные мотивы: зачем мне читать, что я от этого получу

Интерес к чтению возникает в том случае, если у обучающегося развиты учебно-познавательные мотивы: зачем мне читать, что я от этого получу

В процессе изучения литературы нельзя оставлять неопытного читателя один на один с непонятным для него текстом

В процессе изучения литературы нельзя оставлять неопытного читателя один на один с непонятным для него текстом

Нужно научить ребят совершать маленькие открытия в процессе чтения, именно эта ситуация будет способствовать зарождению учебного мотива

Нужно научить ребят совершать маленькие открытия в процессе чтения, именно эта ситуация будет способствовать зарождению учебного мотива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2024