Персонализированный подход в изучении иностранного языка

  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 02.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В условиях современного преподавания иностранных языков актуальной является проблема индивидуализации обучения. Она не является новой, однако до сих пор не раскрыты полностью все ее стороны, а также ее значение в образовательном процессе.
Иконка файла материала Персонализированный подход в изучении иностранного языка.docx

   

Персонализированный подход в изучении иностранного языка

(на примере различных категорий – семьи полные, неполные, дети, потерявшие родителей, сироты, воспитанники детских домов и другие)

В.А. Редько, учитель английского языка,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ № 2»

 

"Знание - это единственное богатство,

которое увеличивается, когда его делят."

Сократ

 

Аннотация. В условиях современного преподавания иностранных языков актуальной является проблема индивидуализации обучения. Она не является новой, однако до сих пор не раскрыты полностью все ее стороны, а также ее значение в образовательном процессе.

 

Индивидуализация обучения иностранному языку должна быть ключевым элементом образовательного процесса, ориентированным на каждого ученика, вне зависимости от его успехов. Главная задача такого подхода – стимулировать интерес к предмету, обеспечить максимально эффективную работу для каждого и предотвратить пробелы в усвоении материала.

Как отмечает Е.Н. Соловова, суть индивидуального подхода заключается в использовании потенциала каждого учащегося. По мнению исследователя, даже одна и та же тема, например, "Семья", может восприниматься по-разному. В классе могут быть дети из разных семейных обстоятельств – полных, неполных, дети, потерявшие родителей, сироты, воспитанники детских домов и другие. Поэтому у каждого ученика может сформироваться уникальное отношение к обсуждаемой теме, и педагогу необходимо учитывать жизненный опыт обучающихся при проведении занятий.

Е.Н. Соловова также подчеркивает, что индивидуализация может проявляться в различных формах на каждом уроке, предлагая следующие рекомендации:

* При планировании учебного материала следует выбирать темы, соответствующие интересам конкретного класса.

* Использовать задания, побуждающие к высказыванию собственного мнения и требующие решения проблемных ситуаций.

* Учитывать жизненный опыт, интересы и увлечения школьников, которые можно использовать в обсуждениях.

* Предлагать индивидуальные домашние задания, позволяющие каждому проявить свои способности в полной мере.

* Принимать во внимание положение ученика в коллективе и его самооценку.

* Оценивать реальный уровень владения языком и речевыми навыками.

* Подбирать дополнительные учебные материалы.

* Использовать разнообразные формы и методы работы на уроке.

Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева, в свою очередь, акцентируют внимание на важности учета индивидуальных, личностных и субъективных особенностей учащихся. Это должно отражаться в следующем:

* Учитель должен оказывать целенаправленную поддержку ученикам в сложных ситуациях. Например, во время фонетической разминки все участвуют коллективно, а индивидуальная работа проводится только с теми, кто испытывает трудности. При изучении грамматики обобщение правил должно происходить в первую очередь с отстающими.

* На уроках необходимо использовать различные типы опор: смысловые, содержательные, вербальные, схематические, наглядные.

* При опросе, ученикам с меньшим уровнем подготовки будет проще отвечать после тех, кто демонстрирует лучшие знания, однако порядок должен быть переменным.

* Следует учитывать время, необходимое каждому ученику для подготовки. Ослабленным учащимся может потребоваться немного больше времени.

* Использовать упражнения разной степени сложности, адаптированные для сильных, средних и слабых учеников.

* Сильным ученикам следует предлагать дополнительный материал для углубленного изучения.

* Поощрять сильных учеников помогать своим товарищам.

* Чаще опрашивать учеников, испытывающих трудности, чтобы активизировать их участие в уроке.

* Разрабатывать дополнительные задания для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке.

В своей исследовательской работе С.Ю. Николаева представляет классификацию индивидуализированных упражнений, опираясь на следующие ключевые принципы: результативность, вовлеченность, продуктивность, целесообразность, персонализация, целостность и направленность. Рассмотрим эти принципы подробнее.

1. Достижение успеха в обучении зависит от своевременного выявления и ликвидации лакун в знаниях, речевых навыках и умениях учащихся, а также от оптимизации работы психических процессов.

2. Интерес к любому виду деятельности напрямую связан с мотивацией человека, поэтому при преподавании иностранного языка необходимо учитывать потребности и отношение ученика к предмету.

3. Эффективность индивидуального подхода заключается в адаптации учебного материала. Педагогу важно уметь трансформировать задания, чтобы они соответствовали уровню подготовки, способностям и особенностям психических процессов каждого школьника.

4. Целесообразность в изучении иностранного языка предполагает сбалансированное использование как общих, так и индивидуальных упражнений в учебном процессе.

5. Индивидуальные упражнения должны составлять значимую часть всех видов заданий, включая условно-речевые, речевые и лингвистические.

6. Цели индивидуализации обучения включают:

- Оказание поддержки – частичная модификация заданий с учетом особенностей психологической структуры личности ученика;

- Устранение недостатков – развитие конкретных, недостаточно развитых элементов психологической структуры личности;

- Всестороннее развитие – стимулирование развития всех компонентов психологической структуры личности.

На основе этих целей С.Ю. Николаева выделяет следующие типы индивидуализированных упражнений:

1. Адаптивные упражнения, которые делятся на два подтипа:

- Вспомогательные упражнения, предназначенные для поддержки более слабых учеников в выполнении заданий, рассчитанных на весь класс (условно-речевые и лингвистические), а также для поддержания образовательного процесса на необходимом уровне для сильных учеников, в соответствии с требованиями учебной программы по иностранному языку;

- Условно-речевые или речевые упражнения, способствующие развитию иноязычных речевых навыков и умений в различных коммуникативных ситуациях, учитывая познавательную активность учащихся, их интересы и особенности общения.

2. Корректирующие упражнения – также вспомогательного характера. Они направлены на устранение пробелов в знаниях иностранного языка и на дальнейшее развитие ключевых психических свойств и процессов, необходимых для успешного изучения языка. К ним относятся любые задания, направленные на совершенствование навыков и умений, которые должны быть сформированы к определенному этапу обучения.

3. Упражнения, направленные на самосовершенствование, способствуют развитию всех аспектов психологической структуры личности ученика и раскрытию его индивидуальности. Упражнение можно отнести к категории совершенствующих, если оно:

- предусмотрено для целенаправленной работы над личностным ростом школьника; - соответствует текущему уровню его подготовки;

- стимулирует формирование четкой речемыслительной цели;

- позволяет выявить и развить индивидуальный стиль деятельности.

Т.В. Скубневская и И.И. Черданцева считают, что разнообразные индивидуализированные упражнения должны находить применение на уроках иностранного языка как при освоении языкового материала, так и при развитии различных видов речевой деятельности.

Л.В. Саидова и Т.В. Скубневская также отмечают, что подобное разделение упражнений на типы носит скорее условный характер, поскольку все задания тесно взаимосвязаны, и провести между ними четкую границу не всегда возможно. В обучении иностранному языку практически все задания в той или иной степени оказывают совершенствующее воздействие.

О.А. Соломатина подчеркивает, что при индивидуальном подходе необходимо в первую очередь провести психологическое наблюдение, в ходе которого будут выявлены личностные качества и характеристики обучающихся, их мотивация и потребности, которые можно использовать в процессе коммуникации. Педагогу следует предоставлять возможность выбора моделей речевого поведения, способствующих развитию уникальных особенностей каждого ученика. Для этого она предлагает такой прием: при изучении темы ученикам предлагается не только написать текст, но и создать к нему иллюстрацию, выступающую в роли комментария. Это задание может быть предложено всему классу или отдельным учащимся, испытывающим затруднения с устной речью. Анализируя рисунки, О.А. Соломатина обращает внимание на цветовую гамму. Преобладание темных оттенков может служить поводом для беседы с психологами, которые помогут выявить возможные проблемы ученика.

Педагог также акцентирует внимание на важности терпения. Необходимо уметь поставить себя на место школьника и вспомнить о трудностях, с которыми сталкивался сам, только начинал изучать иностранный язык. Учитывая индивидуальные особенности, педагог должен помочь учащемуся преодолеть языковой барьер.

Т.Е. Крыжановская описывает последовательность действий, которые следует применять при индивидуализированном обучении:

1) педагог анализирует психологические и личностные особенности школьников, используя методы тестирования, анкетирования и наблюдения. Важно учитывать такие факторы, как темперамент, мотивация, ценности, мировоззрение и другие;

2) педагог условно разделяет учеников на группы по определенным признакам;

3) педагог строит урок, адаптируя его к выбранным критериям дифференциации;

4) педагог избегает создания впечатления о неравноценности учеников, демонстрируя, что для достижения прогресса необходимо сначала освоить более простые задачи, а затем, при желании, переходить к более сложным. При этом группировка учеников носит условный характер.

При индивидуальном подходе необходимо учитывать разнообразие личностных особенностей учащихся и, основываясь на них, выстраивать эффективный образовательный процесс. Для этого могут использоваться адаптивные, корректирующие и совершенствующие упражнения.