ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 5
Работа в классе
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
11.03.2019
В данной статье описывается опыт работы по духовно - нравственному воспитанию детей в начальных классах на уроках "Окружающий мир". Статья знакомит с видами проектной деятельности, начиная с первого класса, а так же показана совместная работа с музеем и библиотеками города.
Духовно - нравственное воспитание.docx
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Царегородцева Татьяна Викторовна
МОУ «Звениговская СОШ № 1»
Аннотация. В статье говорится о методах и приемах работы с детьми
на уроках «Окружающий мир». На уроках дети осмысливают и понимают
окружающий мир, цену и смысл своих поступков и поступков других людей.
Предмет «Окружающий мир» формирует патриотические чувства,
воспитывает культурного и вежливого человека.
Ключевые слова: духовно – нравственное образование; любовь к
своему краю, людям.
В условиях реализации ФГОС второго поколения одним из
приоритетных направлений содержания начального общего образования
становится духовно – нравственное воспитание детей. Проблема духовно –
нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных. А в
современных условиях она приобретает особое значение. Еще В. А.
Сухомлинский говорил о том. Что необходимо заниматься нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [2]
Я считаю, что работу по нравственному воспитанию через
формирование духовно – нравственных качеств младшего школьника.
Что же такое нравственность? – Это принципы поведения, мотивы
поступков. Нормы поведения. Духовность? – это ценностная характеристика
сознания, стремление к познанию мира и самого себя. [4]
На уроках окружающего мира социальный опыт школьника, умение
оценивать свои поступки и поступки других людей. [3]
На своих уроках я воспитываю любовь к своему городу Звенигово, к
Республике Марий Эл, к России. Развиваю интерес к познанию самого себя и
окружающего мира.
На уроках «Мы – граждане России», «Россия – наша родина», «Символы
России», «Народы России» объясняю детям, почему слово «родина» пишется
с маленькой и большой буквы, знакомлю не только с символами России, но и с
символами Республики Марий Эл, Звениговского района и города Звенигово.
Дети стараются обсуждать ситуации общения людей разной национальности и
религиозной принадлежности.
Начиная с первого класса, учу создавать проекты. С каждым годом темы
усложняются и углубляются. Например, в 1 классе ребята создавали проект
«Моя малая родина», в котором они с помощью фотографий рассказывали о
городе Звенигово. Во 2 классе проект углубился и школьники создали проект «Йошкар – Ола – столица Марий Эл», где отразились знания, полученные на
уроке, во время экскурсии в столицу и беседы в районном краеведческом
музее г.Звенигово. В 3 – 4 классах ученикам предложила создать проект
«Города Марий Эл», где они самостоятельно выбрали один из городов
республики. Используя метод проектов, ученики расширяют свой кругозор.
На своих уроках я помогаю ребятам сформировать свое отношение к
миру, искать ответы на такие вопросы, как строить свою жизнь в отношении с
природой и людьми.
Умение жить в коллективе, общаться и сотрудничать формируются при
изучении тем «Ты и твои друзья», «Ты и твоя семья», «Человек в мире
людей».
При изучении темы «Ты и твоя семья» дети составляли родословное
древо своей семьи, собирали фотографии родственников, информацию об
именах и фамилиях своей семьи. По итогам темы был создан проект «Моя
родословная».
Если ребенок не сохраняет в себе память прошлого, равнодушно
относится к истории, то он губит часть своей личности, и в конечном итоге
деградирует как человек. [1]
На своих уроках я использую разные виды деятельности: беседы,
дидактические игры, работа в группах, самостоятельная работа, творческие
задания, проекты. Благодаря этой работе, у детей формируются такие
качества: ответственность, умение прощать, трудолюбие, терпимость к
недостаткам других учеников.
Для успешного решения задач курса провожу экскурсии, учебные
прогулки, встречи с интересными людьми, тесно сотрудничаем с районным
краеведческим музеем г.Звенигово.
Я считаю, что предмет «Окружающий мир» позволяет формировать у
младших школьников бережное отношение к природе, уважительное
отношение к окружающим людям, формированию патриотических чувств,
воспитанию вежливого и культурного человека.
1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова.
– М.: Просвещение, 2014.
Литература:
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / А.А. Казакова. – М.: Просвещение, 2018.
3.Плешаков А.А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий
мир», М.: Просвещение 2011.
4.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности
школьника в коллективе.: учебное пособие для студентов пед Вузов:
Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2013. 5.А.А. Пекпаев. Родной край. – Йошкар – Ола. Марийское книжное
издательство, 1992.
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.