Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Оценка 5
Мероприятия +2
docx
воспитательная работа
5 кл—10 кл
16.02.2017
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы: опыт, проблемы, перспективы.
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идёт активный поиск моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют все важнейшие документы об образовании, которые в последние годы приняты в нашей стране.МЕроприятие
Духовнонравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.docx
О.И. Прокопьева
(МБОУ «Гимназия №3», г. Октябрьский)
Духовнонравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы: опыт,
проблемы, перспективы
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое
образовательное пространство, идёт активный поиск моделей образования, которые позволят
сохранить духовнонравственные и культурноисторические традиции отечественного образования и
воспитания. На сохранение духовнонравственной компоненты в воспитании подрастающего
поколения ориентируют все важнейшие документы об образовании, которые в последние годы
приняты в нашей стране.
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные
духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании
идеологической пустоты. Именно поэтому сегодня мы все вместе должны защитить наших детей от
мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А решить это
можно одним единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно
нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и
воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. От этого
зависит дальнейшее возрождение России.
Что мы понимаем под термином «духовнонравственное воспитание»? В названии два слагаемых.
Нравственность – правила, определяющие поведение человека в обществе, а также духовные и
душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе.
Духовность всегда понималась православным человеком как жизнь с Богом, жизнь во Христе.
Духовный человек всегда стремится следовать требованиям добра, проявляя стойкость и силу духа.
Перед нами, филологами, проблема духовнонравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы
имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Учительсловесник врачует
своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону духовных истоков
русской и мировой культуры. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по
нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за
пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда
более важное, чем любая концепция, ибо он строит жизнь человека.
К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что учитель, прежде всего, должен быть
воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства,
главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», писал он.
Духовнонравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным
средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе.
Сегодня, когда рушатся языковые нормы, когда снижается духовность речи и идет вульгаризация
языка, просто необходимо говорить о бережном отношении к родному слову, культуре речи, потому
как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и
отношений. Размышления над словом помогают учащимся познакомиться с особенностями русского
видения мира. Именно через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное,
нравственное и духовное взаимообогащение.
Небольшие предложения для разбора по русскому языку ( Люди стали жить богаче, но беднее
стала речь. Много на свете умных, да добрых мало.) позволяют учителю провести беседу на
нравственную тему. Огромную возможность для духовнонравственного воспитания дают пословицы
и поговорки русского народа, фразеологизмы и крылатые выражения. Их знание обогащает
словарный запас учеников, помогает противостоять нравственному распаду.
Особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, так
как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин. Литературное
образование – человекоформирующий процесс. Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви
в сердцах учеников, я стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему
ценностей, которые станут прочной основой духовной высоты личности сегодняшних школьников.
Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Затрагивая в своем
выступлении вопрос о духовнонравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить основные
положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы:
1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план выдвигается её духовно
нравственный и художественный потенциал, обеспечивает эффективное духовнонравственное
воспитание личности и глубокое и полное понимание произведений художественной литературы. 2. Наиболее эффективным путем анализа произведений русской литературы является анализ в
аспекте философских понятий добра и зла, чести и достоинства, нравственности и
безнравственности, в процессе которого идёт духовнонравственное совершенствование человека.
3. Полноценное осмысление произведений художественной литературы происходит, если в процессе
анализа особое внимание обращать на роль и место духовных начал в формировании личности
человека, на связь произведений с жизнью, мировоззрением писателя, литературными традициями.
Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать – верный признак доброго сердца, а
эмоциональность и чувствительность – залог милосердия и добрых дел.
Русская литература с древнейших времен, со «Слова о полку Игореве», как никакая другая
литература в мире, несёт высочайший духовнонравственный заряд. Изучая «Слово о полку
Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на
характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава, их любовь к русской земле, братскую помощь друг
другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла. Но
есть в произведении важные рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне
князя Игоря, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои
поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и
любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему, молящей силы
природы о «воинах моего милого».
Духовнонравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии
Муромских» первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе
неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих
людей, на великой силе любви. Нашим детям сейчас широко рекламируют День святого Валентина,
который празднуют даже в школах как день всех влюбленных. Но ведь у русских, у православных,
есть свой День всех влюбленных – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских, причисленных
к лику святых.
Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в русской литературе 19 века:
Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Лиза Калитина, княжна Марья и Наташа Ростова… В каждой из
них посвоему воплощен идеал добра, противостоящего злу. Стремление понять их характеры учит
детей умению отличать истинное от ложного, видеть правильные духовнонравственные ориентиры. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» хороший пример для рассмотрения таких
нравственных понятий, как достоинство, самоуважение, совесть и честь. Не случайно эпиграфом к
произведению писатель взял слова пословицы: «Береги честь смолоду». Человеком чести можно
назвать главного героя Петра Гринева. Он вступается за честь любимой девушки, когда Швабрин
оскорбляет её. И ещё много раз в повести остается верным чести и своему слову. Устарело ли
понятие чести сегодня? Что означает оно для современного человека? Чувство чести это чувство
собственного достоинства. Оно не может устареть, так как это нравственный стержень человека.
Нельзя не согласиться с писателем Д. Граниным, который писал, что честь дается человеку однажды,
вместе с именем, её нельзя ни возместить, ни исправить, её можно только беречь.
Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо постоянно
говорить детям о том, что нужно сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости,
разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Поступая так, мы
исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию.
Раздумывая над страницами рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», начинаем с установления
смысловых ассоциаций со словом «мама». Этот прием способствует пробуждению эмоциональной
памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все
времена находила отражение в произведениях искусства.
Размышляя над проблемой истинной человечности в рассказе «Телеграмма», вместе с ребятами
ищем ответы на вопросы:
Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет?
Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери?
Почему и как пытается мать оправдать дочь?
Почему Настя так безразлична к матери?
Кого из героев рассказа можно назвать сердечным, душевным?
Хороший вопрос – это «множитель информации»: он не только вызывает подсознательные
ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции
учеников.
Анализируя последние сцены покаяния героини рассказа, обращаемся к пятой заповеди из Библии:
«Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле».Знакомство с этой заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовнонравственные законы иллюстрирует
это произведение.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых
проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев, о добре и зле.
Невозможно не обсудить на уроке литературы слова А.Платонова при знакомстве с его рассказом
«Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней
мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
После прочтения начала рассказа А.Платонова становится ясно, что главный герой – больной,
неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.
Нравится ли вам главный герой? (Нет)
Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем?
Если бы вы такого человека встретили на улице, то:
А) подали бы руку?
Б) прошли бы молча мимо?
В) брезгливо усмехнулись ?
Г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?
Картина получается безрадостная.
Знакомясь с главным героем дальше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком –
настоящий человек, который не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других
своей неряшливостью.
С одной стороны – добрый, кроткий Юшка, с другой озлобленные люди. Несчастье не могло не
произойти. Юшка погиб.
Далее обсуждаем и отвечаем на вопросы:
Что же за человек Юшка?
Почему вы «забыли» о его неопрятной внешности?
_ Какая черта его характера выходит на первый план? Почему дети издевались над Юшкой? (не дает сдачи)
За что взрослые обижали его? (не похож на них)
Разве плохо быть не похожим на других?
Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?
(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти остался добрый человек дочь, которая продолжит его
дело).
Поняли ли люди свою ошибку? Изменилось ли их отношение к Юшке хотя бы после смерти? ( Да.
Они сказали: «Прости нас, Юшка»)
А теперь скажите, почему Платонов главным героем рассказа сделал такого непривлекательного
внешне человека?
Беседа идет о духовной красоте человека.
Система вопросов рассчитана на то, чтобы ученик определил собственное отношение к отдельным
персонажам, аргументировал свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные
доводы в защиту или обвинение того или иного героя, происходит столкновение мнений,
коллективный поиск оптимальных выводов, а это основа формирования активного, творчески
мыслящего читателя.
Сегодня проблема духовнонравственного воспитания становится ведущей. Решать её помогают
произведения литературы. Мы сеем зерна разума и доброты, но прорастают они не сразу. Но если
после наших уроков ученики станут добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия
долга, чести, порядочности не останутся для многих просто фразой из книги, то учитель может
считать свою задачу выполненной.
Литература
1. «Воспитание школьников» (журнал № 19 2002г., № 110 2003г.)
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. «Русский язык», 1999г.
3. Донченко Л.М. Духовнонравственное воспитание старшеклассников
4. «Литература в школе». Научнометодический журнал №112 1999г. 5. Лушникова О.Н. Духовнонравственный потенциал современного урока литературы
6. Селевко Г.К. Социальновоспитательные технологии. М. «Народное образование», 2002г.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.