Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика +1
10 кл
08.04.2018
Духовно-нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике
Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения - приоритетные проблемы современной действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны. Каждый предмет обладает уникальным, ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован. Духовно-нравственные ценности должны пронизывать весь образовательный процесс. Каждый учитель, опираясь на свой предмет, может существенным образом повлиять на душу человека
Духовно-нравственное воспитание 8 апреля копия.doc
Духовно­нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике                                                                                                   Проблемы духовно­нравственного развития и воспитания  подрастающего поколения ­ приоритетные проблемы современной  действительности, от решения которых напрямую зависит  будущее страны. Каждый предмет обладает уникальным, ценностно­смысловым  потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно  задействован. Духовно­нравственные ценности должны пронизывать весь  образовательный процесс. Как отметил А.Эйнштейн:  «Важнейшее из  человеческих усилий ­ стремление к нравственности. От него зависит наша  внутренняя устойчивость и само наше существование. Только  нравственность в наших поступках придаёт красоту и  достоинство нашей  жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение­главная  задача образования». Каждый учитель, опираясь на свой предмет, может существенным  образом повлиять на душу человека. Как считал педагог России второй половины XIX — начала XX  столетия П.Ф. Каптерев: «Каждый учебный предмет может и должен быть  так поставлен, чтобы в некоторой степени, хотя бы и небольшой,  содействовал нравственному развитию обучающихся, так как каждому  предмету при разумной постановке непременно присуща нравственно­ воспитательная сила» [1] Предметы «Математика», «Физика» является не только областью  знаний, но и существенным элементом общей культуры, языком научного  восприятия мира.  Нравственно­духовному воспитанию способствует не только урочная,  но и внеурочная деятельность. Это проведение конференции, викторины,  интеллектуальных игр, проектов.  Так как физика, как наука сформировалась со времён Ньютона, а до  этого являлась частью натурфилсофии, во внеурочной деятельности  использую афоризмы, высказывания из жизни известных философов,  художников, учёных, обращаюсь с вопросами о нравственности, чтобы  показать, что  вопросы нравственности всегда волновали человечество. Приведу некоторые из них: Высказывание философа А.Ф.Лосева, в котором он описывает свою  встречу с геометрической теоремой: «Когда я понял, что сумма углов  треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто  своё личное, бесконечно родное, чего никто у меня не отнимет. Знающая  любовь и любящие знания всегда хоть чуть­чуть , но обязательно несут в  себе стремление к небывалому» [3] При проведении викторины «Поиски истины» привожу пример из  жизни древнегреческого философа Диогена. Однажды Диогена спросили: «Почему он не любит людей ­ ни плохих, ни хороших. Плохих за то, что  творят зло, ­ ответил философ. А почему он не любил хороших?»  Высказывание всемирно известного классика персидско­таджикской  поэзии, учёного, математика, астронома, поэта и философа Омара Хайяма:  «Мелкие люди обсуждают людей. Средние люди обсуждают события. А, что обсуждают великие люди?»  Нравственные переживания может вызвать и успешно решённая задача, эффектно поставленный эксперимент, рисунок. В своих картинах В.В.Кандинский изображал треугольник, разделив  его на неравные части. «Треугольник, вершиной направленный вверх ­ это  изображение духовной жизни человека и человечества»  При   проведении   интеллектуальной   игры   «Этот   многогранный   мир», обращаю внимание на то, что многогранники занимали определенное место в   идеалистической   картине   мира   древнегреческого   философа   Платона. Правильные многогранники известны с древнейших времён. Платон считал, что вся Вселенная имеет форму додекаэдра, а материя состоит из атомов четырех   типов,   которые   имеют   форму   тетраэдров,   кубов,   октаэдров   и икосаэдров.   С   Платоновыми   телами   древние   греки   связывали   свое представление о гармонии Мироздания. Обучающиеся выполняют модели правильных многогранников.  Сюжет басни И.А.Крылова о том, как «Лебедь, Рак и Щука везти с  поклажей воз взялись» был осмыслен  не только с  физической точки  зрения, но рассмотрена главная нравственная мысль: «Когда в товарищах  согласья нет, на лад их дело не пойдёт» С докладами об учёных обучающиеся выступают  на конференции  «Сердца, отданные науке».    Прекрасным примером для молодого поколения духовный и  нравственный облик, верность науке, формирования волевых качеств  является  жизнь учёных­физиков: И.Ньютона, А.Эйнштейна,  М.В. Ломоносова, М Склодовской­ Кюри и П.Кюри и др.   Важной частью духовно­нравственного воспитания учащихся является патриотическое   воспитание.   Важность   патриотического   воспитания Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в  своём ежегодном Послании народу Казахстана     отметил:     «Фундамент   казахстанского   патриотизма   ­   это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины». [4] При проведении внеурочного мероприятия по теме «Физика и Космос» акцентирую внимание обучающихся на подвиг космонавта  Т.А. Аубакирова,  за который ему было присвоено звание Героя  Советского Союза ещё до полёта в космос. Изучение физических явлений посредством живописи способствуют  формированию научного и гуманного мировоззрений. Студенты работают над проектами: «Физика через призму живописи»,  «Произведения живописи как средство формирования представления о  физической сущности природы». С учётом законов преломления и  отражения света выполнена работа «Рассвет».  Работы «Иволга», (иволга  ­одна из самых красивых птиц Наурзумского государственного природного  заповедника), «Осенний лес», «Зимний лес» (сосновый бор Аманкарагая )  и др. выполненные в рамках проекта дает им толчок для творческого  саморазвития, создает условия для постоянного поиска новых идей.  В программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Глава  государства Н.А.Назарбаев отметил о  необходимости расширения границ  национального самосознания, при этом сохранив главное в национальном  менталитете. Казахский народ всегда отличался доброжелательным отношением к  окружающему миру, гостеприимством.  Рассказывают, что давным­давно, когда было еще совсем мало людей  на свете, жил старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров,  овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом  деле. Когда пришло время умирать, призвал старец сыновей к себе и сказал: «Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на  четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и живите дружно».  Кому оставил старец одну четвёртную часть своего богатства? Четвертую  часть старец оставил будущему гостю. Особая роль в деле духовно­нравственного воспитания принадлежит  учителю. Не зависимо от того, какой предмет ведёт преподаватель, для  воспитания высокоразвитой личности от него самого требуется постоянное  умственное и духовное самосовершенствование.  Во­первых, учитель, если он стремится быть полезным обществу,  подрастающему поколению, постоянно должен заниматься не только  воспитанием учащихся, но и в не меньшей мере самовоспитанием.  Во­вторых, должен постоянно заниматься самообразованием.  В­третьих, учитель никогда не добьётся успеха, если будет жить по  двойным стандартам: опошлять недалёкое прошлое и очернять  действительность, злоупотреблять спиртным, то есть проявлять элементы  моральной деградации, а учеников убеждать  не делать всего этого.    В качестве вывода приведу слова профессора Московского  Государственного Университета имени М.В.Ломоносова  Сыздыковой Ж.С.:   «Видимо, так заложено в генах человеческих, что в любые эпохи и  времена: во времена прогресса и регресса, в дни мира и войны, человек,  если он не потерял своего облика, думает о будущем, живёт для  будущего,  которое олицетворяют его дети. Их он стремится воспитать своими достойными преемниками,  продолжателями своего рода. И всё же при этом мы порой забываем простую истину, которую когда­ то извлёк на свет немецкий философ И.Кант:  «…дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего,  возможно, лучшего состояния рода человеческого» [2]                  Для воспитания человеческих качеств, целеустремлённых, духовно богатых людей, живущих «не хлебом единым», [6] достойных граждан своей Родины Способствует и внеурочная работа, которую я провожу   по моим предметам. Литература: 1.Каптерев П.Ф.Избранные педагогические сочинения. М.,1982. 2. Ляпунова В. газета «Есиль» № 1 от 21 января  2002 г. Рубрика: Встреча с  интересными людьми. Статья «О завтрашнем дне думать сегодня».  3.Лосев А.Ф.Страсть к диалектике. М.,1990. 4.Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан ­ Лидера  Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан­2050»: Новый политический курс состоявшегося  государства», Астана, 14 декабря 2012 г. 5.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», Астана, 31 января 2017 г. 6.Шалабаев В.А. Дорога жизни.­ Костанай, 2001г 7.Алексей Стахов, Валериан Владимиров Платоновы тела (их энтропия,  рекурсии, симметрия, связь с «золотым сечением», исключительная роль в  науке прошлых веков и в современной науке)  http://www.trinitas.ru/

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике

Духовно-нравственное воспитание в рамках  внеурочной деятельности по физике и математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018