Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика +1
10 кл
08.04.2018
Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения - приоритетные проблемы современной действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны.
Каждый предмет обладает уникальным, ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован. Духовно-нравственные ценности должны пронизывать весь образовательный процесс. Каждый учитель, опираясь на свой предмет, может существенным образом повлиять на душу человека
Духовно-нравственное воспитание 8 апреля копия.doc
Духовнонравственное воспитание в рамках внеурочной
деятельности по физике и математике
Проблемы духовнонравственного развития и воспитания
подрастающего поколения приоритетные проблемы современной
действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны.
Каждый предмет обладает уникальным, ценностносмысловым
потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно
задействован. Духовнонравственные ценности должны пронизывать весь
образовательный процесс. Как отметил А.Эйнштейн: «Важнейшее из
человеческих усилий стремление к нравственности. От него зависит наша
внутренняя устойчивость и само наше существование. Только
нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей
жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значениеглавная
задача образования».
Каждый учитель, опираясь на свой предмет, может существенным
образом повлиять на душу человека.
Как считал педагог России второй половины XIX — начала XX
столетия П.Ф. Каптерев: «Каждый учебный предмет может и должен быть
так поставлен, чтобы в некоторой степени, хотя бы и небольшой,
содействовал нравственному развитию обучающихся, так как каждому
предмету при разумной постановке непременно присуща нравственно
воспитательная сила» [1]
Предметы «Математика», «Физика» является не только областью
знаний, но и существенным элементом общей культуры, языком научного
восприятия мира.
Нравственнодуховному воспитанию способствует не только урочная,
но и внеурочная деятельность. Это проведение конференции, викторины,
интеллектуальных игр, проектов.
Так как физика, как наука сформировалась со времён Ньютона, а до
этого являлась частью натурфилсофии, во внеурочной деятельности
использую афоризмы, высказывания из жизни известных философов,
художников, учёных, обращаюсь с вопросами о нравственности, чтобы
показать, что вопросы нравственности всегда волновали человечество.
Приведу некоторые из них:
Высказывание философа А.Ф.Лосева, в котором он описывает свою
встречу с геометрической теоремой: «Когда я понял, что сумма углов
треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто
своё личное, бесконечно родное, чего никто у меня не отнимет. Знающая
любовь и любящие знания всегда хоть чутьчуть , но обязательно несут в
себе стремление к небывалому» [3]
При проведении викторины «Поиски истины» привожу пример из
жизни древнегреческого философа Диогена. Однажды Диогена спросили: «Почему он не любит людей ни плохих, ни хороших. Плохих за то, что
творят зло, ответил философ. А почему он не любил хороших?»
Высказывание всемирно известного классика персидскотаджикской
поэзии, учёного, математика, астронома, поэта и философа Омара Хайяма:
«Мелкие люди обсуждают людей. Средние люди обсуждают события.
А, что обсуждают великие люди?»
Нравственные переживания может вызвать и успешно решённая задача,
эффектно поставленный эксперимент, рисунок.
В своих картинах В.В.Кандинский изображал треугольник, разделив
его на неравные части. «Треугольник, вершиной направленный вверх это
изображение духовной жизни человека и человечества»
При проведении интеллектуальной игры «Этот многогранный мир»,
обращаю внимание на то, что многогранники занимали определенное место
в идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона.
Правильные многогранники известны с древнейших времён. Платон считал,
что вся Вселенная имеет форму додекаэдра, а материя состоит из атомов
четырех типов, которые имеют форму тетраэдров, кубов, октаэдров и
икосаэдров. С Платоновыми телами древние греки связывали свое
представление о гармонии Мироздания. Обучающиеся выполняют модели
правильных многогранников.
Сюжет басни И.А.Крылова о том, как «Лебедь, Рак и Щука везти с
поклажей воз взялись» был осмыслен не только с физической точки
зрения, но рассмотрена главная нравственная мысль: «Когда в товарищах
согласья нет, на лад их дело не пойдёт»
С докладами об учёных обучающиеся выступают на конференции
«Сердца, отданные науке».
Прекрасным примером для молодого поколения духовный и
нравственный облик, верность науке, формирования волевых качеств
является жизнь учёныхфизиков: И.Ньютона, А.Эйнштейна,
М.В. Ломоносова, М Склодовской Кюри и П.Кюри и др.
Важной частью духовнонравственного воспитания учащихся является
патриотическое воспитание. Важность патриотического воспитания
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своём ежегодном Послании народу
Казахстана отметил: «Фундамент казахстанского патриотизма это
равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины». [4]
При проведении внеурочного мероприятия по теме «Физика и Космос»
акцентирую внимание обучающихся на подвиг космонавта
Т.А. Аубакирова, за который ему было присвоено звание Героя
Советского Союза ещё до полёта в космос.
Изучение физических явлений посредством живописи способствуют
формированию научного и гуманного мировоззрений. Студенты работают над проектами: «Физика через призму живописи»,
«Произведения живописи как средство формирования представления о
физической сущности природы». С учётом законов преломления и
отражения света выполнена работа «Рассвет». Работы «Иволга», (иволга
одна из самых красивых птиц Наурзумского государственного природного
заповедника), «Осенний лес», «Зимний лес» (сосновый бор Аманкарагая ) и
др. выполненные в рамках проекта дает им толчок для творческого
саморазвития, создает условия для постоянного поиска новых идей.
В программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Глава
государства Н.А.Назарбаев отметил о необходимости расширения границ
национального самосознания, при этом сохранив главное в национальном
менталитете.
Казахский народ всегда отличался доброжелательным отношением к
окружающему миру, гостеприимством.
Рассказывают, что давнымдавно, когда было еще совсем мало людей
на свете, жил старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров,
овец и стал первым скотоводом в казахских степях.
Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом
деле. Когда пришло время умирать, призвал старец сыновей к себе и сказал:
«Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на
четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и живите дружно».
Кому оставил старец одну четвёртную часть своего богатства? Четвертую
часть старец оставил будущему гостю.
Особая роль в деле духовнонравственного воспитания принадлежит
учителю. Не зависимо от того, какой предмет ведёт преподаватель, для
воспитания высокоразвитой личности от него самого требуется постоянное
умственное и духовное самосовершенствование.
Вопервых, учитель, если он стремится быть полезным обществу,
подрастающему поколению, постоянно должен заниматься не только
воспитанием учащихся, но и в не меньшей мере самовоспитанием.
Вовторых, должен постоянно заниматься самообразованием.
Втретьих, учитель никогда не добьётся успеха, если будет жить по
двойным стандартам: опошлять недалёкое прошлое и очернять
действительность, злоупотреблять спиртным, то есть проявлять элементы
моральной деградации, а учеников убеждать не делать всего этого.
В качестве вывода приведу слова профессора Московского
Государственного Университета имени М.В.Ломоносова
Сыздыковой Ж.С.:
«Видимо, так заложено в генах человеческих, что в любые эпохи и
времена: во времена прогресса и регресса, в дни мира и войны, человек,
если он не потерял своего облика, думает о будущем, живёт для будущего,
которое олицетворяют его дети. Их он стремится воспитать своими достойными преемниками,
продолжателями своего рода.
И всё же при этом мы порой забываем простую истину, которую когда
то извлёк на свет немецкий философ И.Кант:
«…дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего,
возможно, лучшего состояния рода человеческого» [2]
Для воспитания человеческих качеств, целеустремлённых, духовно богатых
людей, живущих «не хлебом единым», [6] достойных граждан своей Родины
Способствует и внеурочная работа, которую я провожу по моим предметам.
Литература:
1.Каптерев П.Ф.Избранные педагогические сочинения. М.,1982.
2. Ляпунова В. газета «Есиль» № 1 от 21 января 2002 г. Рубрика: Встреча с
интересными людьми. Статья «О завтрашнем дне думать сегодня».
3.Лосев А.Ф.Страсть к диалектике. М.,1990.
4.Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Лидера
Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана
«Стратегия «Казахстан2050»: Новый политический курс состоявшегося
государства», Астана, 14 декабря 2012 г.
5.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана
«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»,
Астана, 31 января 2017 г.
6.Шалабаев В.А. Дорога жизни. Костанай, 2001г
7.Алексей Стахов, Валериан Владимиров Платоновы тела (их энтропия,
рекурсии, симметрия, связь с «золотым сечением», исключительная роль в
науке прошлых веков и в современной науке)
http://www.trinitas.ru/
Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Духовно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности по физике и математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.