"ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
труд
8 кл—11 кл
21.09.2018
Описание педагогического опыта работы со старшеклассниками над творческими проектами, имеющими большую социальную значимость, толерантность и духовно - нравственное воспитание школьников на уроках технологии. Тема проектов затрагивает дружбу между народами. Имеет примеры проектных разработок старшеклассников на темы Православной культуры Калининградской области.Описание педагогического опыта "ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
Публикация Островерхова А Ю Word.doc
Островерхова А.Ю., город Калининград. Учитель технологии,
изобразительного искусства, Почётный работник общего образования РФ
ДУХОВНОНРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В школе должно быть всё направлено на то,
чтобы обогатить духовный мир ребенка,
сделать его человечным, гуманным, добрым
В.А.Сухомлинский
Духовнонравственное развитие и воспитание подрастающего поколения
является главным фактором развития любого государства, обеспечения духовного
единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической стабильности.
«Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и
нравственности, стираются национальные традиции, различия наций и культур. От
общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу
совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания
равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по
смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только
ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично,
поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле
народного большинства. Мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих
нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями
составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей
традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной,
жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия
мира». Этими словами президент России В.В. Путин обосновывает идеологию, названную
им «консерватизмом», как приоритета духовнонравственных традиций русского народа,
являющихся основой его национальной идентичности, политической и экономической
независимости.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных ценностей. А есть эти ориентиры
там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным
культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории.
В творческом проекте «Разработка и изготовление декоративных элементов в
технике «Выпиливание» для украшения пасхального стола» ученик 8 класса Сохибов
Шерали отразил толерантное отношение к русской культуре и историческим традициям
нашего государства.
Выдержка из проекта: «Моя семья достаточно давно приехала в Россию из
Таджикистана. За это время у меня появилось много друзей разных национальностей,
как в школе, так и в спортивной секции. Меня давно интересовала история, культура и
традиции россиян. Поэтому я узнал много нового и интересного на уроках «Истории
России», МХК, собрал информацию о наиболее любимых и почитаемых праздниках не
только в России, но и Европе это Рождество, Пасха, Масленица, Святки и.т.д. В
Таджикистане, где раньше жила моя семья, тоже было множество праздников,
например, наиболее любимый Навруз. Исследуя историю, я обратил внимание, что многие традиции очень похожи у различных народов. Всегда на любой праздник хозяйки
украшали свой дом, готовили различные вкусные блюда, накрывали праздничный стол».
В своей проектной деятельности Шерали поставил перед собой цель исследовать
исторические корни праздника Пасха и изготовить красивые декоративные элементы
оформления к пасхальному праздничному столу из дерева. Помогал ему в работе
одноклассник Ракин Игорь.
В ходе исследования ребята познакомились с таким понятием как Волочебный обряд,
который был распространен в Белоруссии, в Польском Подляшье и в некоторых областях.
России. Это традиция обходить окрестные дома в день Пасхи, Воскресения
Христова. Также ребята узнали, что крашенки и писанки это яйца, которые христиане
красили к своим весенним праздникам, а так же как готовится творожная пасха и
праздничный Пасхальный кулич. Работая над проектом, с особым интересом ребята
изучали праздничные Пасхальные открытки прошлого века.
Для сервировки праздничного стола Шерали и Игорь выполнили декоративные
подставки для яиц в виде курочки и петушка, доски для пасхального кулича и творожной
пасхи. Свои изделия они изготовили из многослойной фанеры и декорировали праздничный
комплект в технике «Декупаж».
Проанализировав историю и традиции Пасхального праздника, ребята пришли к
выводу, что это очень древний праздник, почитаемый не только на Руси, но и в других
странах. Изучение культуры и истории государства, в котором мы все живём, развивает
дружеское, толерантное отношение друг к другу, историческим корням, традициям и
людям, проживающим в России.
Духовнонравственное развитие достигает содержательной полноты и становится
актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными
социальными проблемами, которые необходимо решать в ходе работы над своим проектом.
В проекте Дьяченковой Марины, ученицы 11 класса «Путешествие по
Православным архитектурным сооружениям Калининграда и области» прослеживается
любовь к родному краю, к истории возникновения Православия на Калининградской земле.
«В этом году осуществился приезд немецких друзей из города Дрезден к нам в
Калининград. В дружеском общении по переписке, я выяснила, что ребят из Германии
очень интересует Русская культура, история, художественное творчество,
архитектура. Так как Калининградская область возникла на месте Пруссии, то найти
архитектурные сооружения довоенной постройки в русском стиле оказалось
невозможным.
В нашем городе и области в последнее время было построено множество
Православных сооружений – это храмы, церкви, часовни, монастыри, к сожалению,
готового экскурсионного маршрута я не нашла. Поэтому решила сама разработать свой экскурсионный маршрут и познакомить друзей из Германии с архитектурными
сооружениями, построенными в Православных традициях. Для своего маршрута я
выбрала наиболее значимые, на мой взгляд, Православные сооружения, полностью
отражающие Православную культуру нашего региона. Свой маршрут я начала с
посещения Храма Христа Спасителя – главного храма Калининградской области, в
котором происходят все значимые Православные события нашего региона.
Затем пешком мы переместились в Храм Петра и Февронии – в нём внимание
привлекает необычная архитектура, символизирующая любовь.
Далее группа проследовала на микроавтобусе в новый Храм, построенный в
честь великого полководца Александра Невского.
Следующая остановка экскурсионного маршрута СвятоНикольский собор –
первый православный храм в нашем регионе, который располагается в здании немецкой
постройки. Завершил мой экскурсионный маршрут Храм Веры Надежды Любви и
матери их Софии в городе Багратионовске – комплекс, построенный по Православным
канонам.
Немецкие друзья с удовольствием прошли весь созданный мною экскурсионный
маршрут. Долго восторженно обсуждали его и на прощание получили в подарок мои авторские футболки и значки с изображением Православных архитектурных
сооружений Калининграда и области.
В ходе работы над проектом я убедилась, что эта тема глубоко затрагивает
душу и имеет глубокие духовно – нравственные корни».
Организация проектной деятельности и исследовательской работы также нашло
понимание и поддержку со стороны родителей, что очень важно для формирования
мотивации у школьников, знаний и умений в области проектирования.
Обеспечение взаимопонимания школы и семьи в развитии личности ребенка,
мотивов его учения, ценностных ориентаций, раскрытие его индивидуальности,
творческого потенциала позволяет не останавливаться на достигнутом результате, а
добиваться больших успехов в области проектирования. Итогом являются победы на
различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Технология».
Марина Дьяченкова была удостоена чести преподнести свою творческую работу,
выполненную в технике роспись по ткани, на тему "Православие в Калининграде",
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, возглавившему служение
Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде.
Выводом к моей публикации могут послужить следующие слова: Ключевая роль
в духовнонравственном воспитании подрастающего поколения и сплочении общества
отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который
проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена
не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника, а главная
задача учителя помочь и поддержать его в этом начинании.
В статье использованы фотографии со страницы официального сайта
Калининградской епархии: http://www.ubrus.org/interactivemap/
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.