МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Душа, не знающая меры…»
К 125-летнему юбилею со дня рождения поэта
Марины Ивановны Цветаевой
( литературная гостиная
для учащихся 9-11 классов)
Ионова Г.В.
Заведущая библиотекой
МОУ «Лотошинская СОШ№1»
2017
Цели:
Обучающие: Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М. Цветаевой.
Развивающие:1. Развивать поэтический вкус к красоте слова, способного выразить глубочайшие оттенки человеческих чувств.
2. Развитие навыка выразительного чтения стихов (артистического).
Воспитательные: Воспитание души поэтическим словом.
Звучит песня « У зеркала» в исполнении Аллы Пугачевой ( демонстрация слайдов с1 по 3)
Учитель : Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Сегодня мы говорим о женщине с удивительной жизненной творческой судьбой. 8 октября исполнилось бы 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Её по праву считают одним из лучших поэтов 20 века. Поэт с пламенным и нежным сердцем в груди, с « душой, не знающей меры».
« Просто сердце», - так хотела М.Цветаева назвать книгу стихов. А в последний год жизни писала: ”Ничто не льстит моему самолюбию (у меня его нет ), и все льстит моему сердцу (оно у меня есть: только оно и есть)".
Учитель: Из воспоминаний Анастасии Цветаевой, сестры поэта:
«Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт»? Слайд 4
Чтец:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть. (слайд 5)
Учитель: Марина выросла в семье Московского профессора Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств, человека необычайной доброты, отрешенности и подвижнического труда. Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке был буквально заполнен музыкой, льющейся из - под пальцев Марии Александровны, жены Ивана Владимировича, изумительной пианистки, она умерла, когда ее дочери, Марине не исполнилось и четырнадцати. Страсть к труду М. Цветаева унаследовала от отца, к музыке – от матери. Еще очень рано она ощутила в себе некий, говоря словами Блока, “тайный жар” и назвала его любовь. Этим словом “заразил" ее Пушкин, когда она тайком от родителей читала его “Цыган”. Именно Пушкин на примере своих произведений преподнес Марине урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества. (слайд 6)
Учитель: Стихи Цветаева пишет с шести лет, причем по-русски, по-немецки и по-французски. Они часто связаны с каким-то конкретным фактом, с чем-то пережитым.
Чтец: «Домики старой Москвы» – это цикл стихов, один из любимых в её творчестве.
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы.
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
Учитель: В знаменитом цикле «Стихи о Москве» мы чувствуем восхищение столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества.
Чтец: Я жажду сразу всех дорог,
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой.
за всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой,
Гадать по звездам в черной балке,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой день вчерашний
Чтоб был безумьем каждый день…
Учитель: Она не преувеличивала, говоря, что начала любить, когда глаза открыла. Сначала свое детство, город Тарусу на Оке, где жила летом, “домики старой Москвы”, книги в красном переплете, свое имя.
Чтец: Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена-
Высокая пена морская!
Учитель: Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Слайд 7 (на протяжении всего материала)
Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.
Чтец: Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник...
Ты вспомнишь все...
Ты сдержишь крик...
- Пусть я лишь стих в твоем альбоме! Слайд 8
Учитель: Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета винограда. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите, я вам прочту стихи?» Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. Слайд 9
Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
Чтец: Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок. Слайд 10
Звучит романс « Только раз бывает в жизни встреча» 1 куплет Слайд 11
Учитель: Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Послушаем историю их удивительных отношений и непростой любви.
Учитель: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу.
Марина Цветаева вспоминала: « В Коктебеле решилась моя судьба. Это произошло
в самом начале мая… Я собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать мне – красивый, грустный юноша. С поразительно огромными глазами. Взглянув в них, я загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашёл сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от моих зелёных. Вложил мне в ладонь розовый крупный камень, который я хранила всю жизнь…»
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина. Слайд 12
Чтец: Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху. Слайд 13
Учитель: Cтихи Марины Цветаевой задушевны, мелодичны, превращаются в дивные
по красоте романсы.
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной...» в исполнении Аллы Пугачёвой. Слайды 14-15
Учитель: 1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты… Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем.» Слайд 16
Учитель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо.
Учитель: Письмо С. Эфрона:
«Маринушка, солнышко мое, здравствуй! Как ты там одна, без меня, как там наши дети? За три года разлук я устал . Марина мне нужны твои глаза: чистые, справедливые, восхищенные. Я истосковался по Родине, так хочу дотронуться рукой до русской земли, до берез, до трав луговых. Это невозможно передать словами, это говорит, говорит Русская душа…»
Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы они, наконец, встретились. В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Учитель: Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят...» (Из воспоминаний №. Цветаевой.) Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие). Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.
Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий. «Мур, Мурлыга»,- так его называла Марина Цветаева.
В 1934 году Марина Цветаева написала знаковое стихотворение «Тоска по родине...».
Чтец:
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где — совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком Непонимаемой быть встречным!
|
(Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все — равны, мне всё — равно; И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек! Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё — равно, и всё — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина ... Слайд 17 |
Учитель: Она никогда не переставала быть русской поэтессой. Любовь к Родине и желание вернуться побеждают.
Учитель: В 1939 году Марина
Цветаева вернулась наконец на родную землю...Однако
надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Родина встречает ее неприветливо.
Цветаеву не покидает чувство, что ни она, ни ее талант здесь не нужны. Бытовая
неустроенность: ей самой за большую цену приходиться снимать углы. Союз
писателей ничего не хочет для нее сделать. Да ее просто не признают за поэта.
Ее стихи не нужны. Чтобы жить, она вынуждена трудиться над переводами.
Чтец: Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастием,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою за счастьем.
Пересмотрите все мое добро.
Скажите или я ослепла?
Где золото мое ? Где серебро?
В моей ладони – горстка пепла!
И это все ,что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых
И это все , что я возьму с собой .
В край целований молчаливых. Слайд 18
Учитель: Тяжелые удары судьбы... Постоянная тревога за жизнь близких. В 1939 году в октябре был арестован Сергей Эфрон. А еще раньше летом – Аля. Она тоже заплатит дань за то, что она дочь Цветаевой… 16 лет она проведет в сталинских лагерях и на поселении. Нет семьи. Она уже ничего не может для тех двоих. Слайд 19
Грянула Великая Отечественная война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, затем в Елабугу. Сюда переехала Марина Ивановна с сыном Георгием, здесь провела последние дни своей жизни, здесь и настиг её тот «одиночества верховный час», о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.
Российская поэтесса ищет работу, чтобы жить, прокормить сына… Сейчас не нужны ее переводы. Сюда, в Елабугу, эвакуирована писательская организация Москвы. Цветаевой обещано место посудомойки в столовой.
Под гнетом личных несчастий, в тревоге за судьбу сына, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года. Слайд20
Учитель: Предсмертная записка Марины Цветаевой сыну Эфрону Георгию Сергеевичу :
«Мурлыга!
Прости
меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я.
Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але
— если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что
попала в тупик.»
В исполнении Аллы Пугачевой звучит «Уж сколько их упало в эту бездну...».
Демонстрация слайдов с 21 по 26 во время исполнения песни
Учитель: Марина Цветаева.., Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Цветаева - поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию...»
« Вся лирика Марины Цветаевой – это непрерывное объяснение в любви, выражаемой требовательно, страстно.» (Вс. Рождественский).
Поэзия М.И. Цветаевой остаётся современной. После более чем полувекового молчания настало время её стихов. Читая строки её произведений, вникая в разнообразные и переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик Марины Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию.
Список используемой литературы:
1.Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество М., 1997
2.Воспоминания о Марине Цветаевой. – М., 1992
3.Цветаева М.Избранное /Сост., коммент. Л.А.Беловой.-М.: Просвещение,1990
4. https://zf.fm/song/1533671
5. https://zf.fm/song/3801863
6. https://zf.fm/song/1533595
7. https://myzuka.fm/Song/4937364/Kvatro-Tolko-Raz-Bivaet-V-Zhizni-Vstrecha
8. http://tsvetaeva.synnegoria.com/WIN/nastya/vosp101.html
9. http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/vospominaniya/cvetaeva-anastasiya/10-glava-49-chtenie-stihov.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.