Тема урока: «Движение в живой природе. Значения движения»
(урок-дуэт: биология-математика, 6 класс)
Цель урока:
1) познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе
2) провести исследование по вычислению и сравнению скорости движения животных в водной среде обитания
Задачи урока:
Обучающие:
Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.
Развивающие:
Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения и математических вычислений, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
развитие логического мышления;
работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики: ДЖОТ ТОТС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД, МИКС- ФРИЗ- ГРУП, РАУНД ТЭЙБЛ.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению биологии и математики, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, ноутбуки для учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по биологии, учебник Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»
Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебное–познавательной деятельности: словесные, наглядные, интерактивный
Форма обучения: рассказ, беседа, практикум, применение ИКТ
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) о типах, способах и видах движения животных.
2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;
3) вычислению и сравнению скорости движения животных в различных средах;
4)знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;
5)развивают умение работать в группах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент (СЛАЙД №1)
Учитель биологии: “Учиться можно весело … чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” сказал однажды французский писатель Анатоль Франс.
Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Работать сегодня будем в группах.
II. Изучение нового материала (СЛАЙД №2)
1.Ребята мы сегодня изучаем тему «Движение в живой природе. Значение движения».
Учитель математики: О движении вы говорили и на уроках математики ( напомнить о понятиях скорость, время и расстояние).
Учитель биологии: Вы знаете, много раз видели движения живых организмов вокруг. Ребята вам сейчас небольшое такое задание «записать мысли».
(Использование структуры . ДЖОТ ТОТС- «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков).
Вам нужно каждому назвать один глагол относящиеся к теме «Движение», записать его на листочек и класть в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. Ребята давайте послушаем, что же получилось. Прочитает все глаголы своей группы (стол №1)
2.Сейчас вам нужно выделить из написанных вами глаголов те, которые характеризуют движение растений, обсудить это в группе и подготовить ответ на вопрос: «Чем движение растений отличается от движения животных?»
(Использование структуры. СИНГЛ РАУНД РОБИН – «однократный раунд рубин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз). Послушаем ответ ученика стол №2. Хорошо. Давайте познакомимся текстом в учебнике стр.112.
3. Ребята перед вами листочки с утверждениями. Вам нужно:
3.1. Прочитать утверждения.
3.2. В столбике «ДО» поставить «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3.3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
(Использование структуры. ЭЙ АР ГАЙД- «Руководство предложения/ реакции» -обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения- раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ т.д.)
|
ДО |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ПОСЛЕ |
|
|
1.Движения всех животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью. |
нет |
|
|
2. Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности |
да |
|
|
3.В водной среде единственным способом передвижения является плавание. |
нет |
|
|
4. Самое быстрое водное животное – дельфин. |
нет |
|
|
5. У кита есть специальные приспособления к плаванию хвостовой плавник и обтекаемая форма тела |
да |
|
|
6. Морские змеи передвигаются намного быстрее чем кальмар. |
да |
|
|
7.Пингвин водоплавающее животное. |
да |
|
|
8.Есть животные, которые используют плавательные перепонки между пальцами |
да |
|
|
9. Человек водоплавающее животное. |
нет |
|
|
10. Некоторые водные животные используют реактивное движение. |
да |
3.4. Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали. Отложите ваши таблицы, мы к ним вернемся в конце нашего занятия.
- Какие среды обитания вы знаете? (Водная среда, воздушно-наземная, почвенная и другие организмы)
- Ребята, о какой среде обитания идет речь в данной таблице? (о водной среде)
- Сформулируйте тему нашего урока (Движение животных в водной среде)
(Слайд №3: тема урока
Слайд №4: цели урока
Слайд №5: локомоция
Слайд №6: Типы движения
4. . Учитель математикпи:
Вы все хорошо знаете, что умственную работу нужно чередовать c физической, чтоб мозг еще лучше работал.
(Слайд №7)
Сейчас физминутка. Вы встаёте, под музыку ходите по классу, когда музыка прекращается, замираете и слушаете вопрос, потом объединяетесь в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
(Использование структуры МИКС - ФРИЗ - ГРУП. МИКС- ФРИЗ- ГРУП- обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос).
Вопросы:
1.Сколько крыльев у орла? (два)
2.Сколько крыльев у бабочки? (четыре)
3.А сколько ног у бабочки? (шесть)
4. Сколько пальцев на одной ноге у обезьяны? (пять)
5. Сколько пар ног у лошади? (две пары)
6. Сколько пар ног у мухи? (три пары)
7. Сколько крыльев у мухи? (два)
8. А сколько крыльев у осы? (четыре)
9.Сколько ног у улитки? (одна нога)
10.Сколько пар ног у двух зайцев? (четыре)
Спасибо, молодцы ребята, садитесь на свои места.
Учитель биологии:
5 Сегодня мы с вами говорим о движении, но в различных средах обитания движения живых организмов различны. Знаете ли вы, что….(СЛАЙД №8)
· Жизнь зародилась в воде.
· Вода покрывает 71% площади земного шара.
· Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах
· В водной среде обитает около 150 000 видов животных.
· Водная среда обитания отличается повышенной плотностью и большим давлением, особенно на больших глубинах.
· Животные, обитающие в воде, имеют массу приспособлений для движения.
(СЛАЙД №9)
Учитель математики:
Сейчас вам предстоит выполнить исследования по теме: «Хочешь жить – умей вертеться!»
5.1. Выполнение теста на компьютере (учебник стр 106)
5.2. Решение задач на сравнение скорости движения (индивидуальные задания на карточках, которые дети выбирают самостоятельно)
5.3. Установить соответствие между скоростью и животным на доске в порядке возрастания
5.4. Вывод: Какое животное и с каким типом движения имеет наибольшую скорость в водной среде?
Учитель биологии:
7.Ребята мы с вами сегодня познакомились с различными видами движения в водной среде. С другими видами движений в остальных средах обитания животных мы познакомимся на последующих уроках
А сейчас давайте ответим на вопрос: «Для чего нужно движение живым организмам»? Перед вами на столе лист бумаги, напишите ответ на этот вопрос по очереди. Начинает ученик под №2, потом по очереди №3, №4, №1.
Хорошо. Давайте послушаем, какие ответы у вас получились. Отвечает ученик под №1стол №1.
(Слайд №10)
• Двигаясь, животные находят пищу
• Двигаясь, животные спасаются от врагов
• Двигаясь, хищник настигает жертву
• Двигаясь, животные находят убежище
(Использование структуры РАУНД ТЭЙБЛ. РАУНД ТЭЙБЛ – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги).
8. Рефлексия:
· Возврат к таблице и заполнение по итогам урока.
· Продолжи предложения:
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Особенности передвижения животных в водной среде
- Какие есть приспособления у животных для движения в водной среде
- Значение движения
- Сегодня на уроке я научился…
- Выделять особенности строения животных, связанных с движением в воде.
-
(СЛАЙД № 11)
· Оцените свою работу на уроке
III. Домашнее задание: изучить стр.103-106, найдите и расскажите дополнительную информацию о животном, которого выбрал при решении задачи на уроке.
- Урок закончен, спасибо за урок. (СЛАЙД №13)
Таблица
Ф.И. учащегося_____________________________________________________
|
ДО |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ПОСЛЕ |
|
1.Движения всех животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью. |
||
|
2. Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности |
||
|
3.В водной среде единственным способом передвижения является плавание. |
||
|
4. Самое быстрое водное животное – дельфин. |
||
|
5. Специальные приспособления к плаванию хвостовой плавник и обтекаемая форма тела есть у кита |
||
|
6. Морские змеи передвигаются намного быстрее чем кальмар. |
||
|
7.Пингвин водоплавающее животное. |
||
|
8.Есть животные, которые используют плавательные перепонки между пальцами |
||
|
9. Человек водоплавающее животное. |
||
|
10. Некоторые водные животные используют реактивное движение. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.