«Движение в живой природе. Значения движения» (урок-дуэт: биология-математика, 6 класс)

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок биология+математика для обучающихся 6 класса
Иконка файла материала Движение.docx

  Тема урока: «Движение в живой природе. Значения движения»

(урок-дуэт: биология-математика, 6 класс)

Цель урока:

1) познакомить с многообразием способов передвижения живых организмов в природе 

2) провести исследование по вычислению и сравнению скорости движения животных в водной среде обитания

Задачи урока:

Обучающие:  

Формировать знания учащихся о разнообразии способов передвижения как особенностях адаптаций к условиям окружающей среды и образу жизни; о взаимосвязи организма с окружающей средой.

Развивающие:

Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения и математических вычислений, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;

развитие логического мышления;

работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики: ДЖОТ ТОТС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД, МИКС- ФРИЗ- ГРУП, РАУНД ТЭЙБЛ.

Воспитательные:

 Воспитывать интерес к изучению биологии и математики, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру   поведения.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, ноутбуки для учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация «движения в живой природе», таблицы по биологии, учебник Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»

Метод обучения:   репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебное–познавательной деятельности: словесные, наглядные, интерактивный

Форма обучения:   рассказ, беседа, практикум, применение ИКТ

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) о типах, способах и видах движения животных.

2) зависимости способа передвижения от условий окружающей среды;

3) вычислению и сравнению скорости движения животных в различных средах;

4)знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения;

5)развивают умение работать в группах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент  (СЛАЙД №1)

Учитель биологии: “Учиться можно весело … чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. 

       Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Работать сегодня будем в группах.

II. Изучение нового материала (СЛАЙД №2)

1.Ребята мы сегодня изучаем тему «Движение в живой природе. Значение движения».

Учитель математики: О движении вы говорили  и на уроках математики ( напомнить о понятиях скорость, время и расстояние).

Учитель биологии: Вы знаете, много раз видели  движения живых организмов вокруг. Ребята вам сейчас небольшое такое задание «записать мысли».

(Использование структуры .  ДЖОТ ТОТС- «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков).  

Вам нужно каждому назвать один  глагол относящиеся  к теме «Движение», записать его на листочек и класть в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. Ребята давайте послушаем, что же получилось. Прочитает все глаголы своей группы (стол №1)

2.Сейчас вам нужно выделить из написанных вами глаголов те, которые характеризуют движение растений, обсудить это в группе и подготовить ответ на вопрос: «Чем движение растений отличается от движения животных?»

 (Использование структурыСИНГЛ РАУНД РОБИН – «однократный раунд рубин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз). Послушаем ответ ученика стол №2. Хорошо. Давайте познакомимся текстом в учебнике стр.112.

3. Ребята перед вами листочки с утверждениями. Вам нужно:

3.1. Прочитать  утверждения.                                                                                                  

3.2. В столбике «ДО» поставить «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

3.3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

(Использование структуры.  ЭЙ АР ГАЙД- «Руководство предложения/ реакции» -обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения- раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ т.д.)

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

 

1.Движения всех животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью.

нет

 

2. Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности

да

 

3.В водной среде единственным способом передвижения является плавание.

нет

 

4. Самое быстрое водное животное – дельфин. 

нет

 

5. У кита есть специальные приспособления к плаванию хвостовой плавник и обтекаемая форма тела

да

 

6. Морские змеи передвигаются намного быстрее чем кальмар.

да

 

7.Пингвин водоплавающее животное.

да

 

8.Есть животные, которые используют плавательные перепонки между пальцами

да

 

9. Человек водоплавающее животное.

нет

 

10. Некоторые водные животные используют реактивное движение.

да

 

 

3.4. Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали. Отложите ваши таблицы, мы к ним вернемся в конце нашего занятия.

-        Какие среды обитания вы знаете? (Водная среда, воздушно-наземная, почвенная и другие организмы)

-        Ребята, о какой среде обитания идет речь в данной таблице?  (о водной среде)

-        Сформулируйте тему нашего урока (Движение животных в водной среде)

(Слайд №3: тема урока

Слайд №4: цели урока

Слайд №5: локомоция

Слайд №6: Типы движения

 

4. .  Учитель математикпи:

Вы все хорошо знаете, что умственную работу нужно чередовать c физической, чтоб мозг еще лучше работал.

(Слайд №7)

Сейчас физминутка. Вы встаёте, под музыку ходите по классу, когда музыка прекращается, замираете и слушаете вопрос, потом объединяетесь в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

 (Использование структуры МИКС - ФРИЗ - ГРУПМИКС- ФРИЗ- ГРУП- обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос).

        Вопросы:

1.Сколько крыльев у орла?  (два)

2.Сколько крыльев у бабочки? (четыре)

3.А сколько ног у бабочки? (шесть)

4. Сколько пальцев на одной ноге у обезьяны? (пять)

5. Сколько пар ног у лошади? (две пары)

6. Сколько пар ног у мухи? (три пары)

7. Сколько крыльев у мухи? (два)

8. А сколько крыльев у осы? (четыре)

9.Сколько ног у улитки? (одна нога)

10.Сколько пар ног у двух зайцев? (четыре)

   Спасибо, молодцы ребята, садитесь на свои места.

 

Учитель биологии:

5 Сегодня мы с вами говорим о движении, но в различных средах обитания движения живых организмов различны. Знаете ли вы, что….(СЛАЙД №8)

·         Жизнь зародилась в воде.

·         Вода покрывает 71% площади земного шара.

·         Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах

·         В водной среде обитает около 150 000 видов животных.

·          Водная среда обитания отличается повышенной плотностью и большим давлением, особенно на больших глубинах.

·         Животные, обитающие в воде, имеют массу приспособлений для движения.

(СЛАЙД №9)

Учитель математики:

Сейчас вам предстоит выполнить исследования по теме: «Хочешь жить – умей вертеться!»

5.1. Выполнение теста на компьютере (учебник стр 106)

5.2. Решение задач на сравнение скорости движения (индивидуальные задания на карточках, которые дети выбирают самостоятельно)

5.3.  Установить соответствие между скоростью и животным на доске в порядке возрастания

5.4. Вывод: Какое животное и с каким типом движения имеет наибольшую скорость в водной среде?

 

Учитель биологии:

 7.Ребята мы с вами сегодня познакомились с различными видами движения в водной среде. С другими видами движений в остальных средах обитания животных мы познакомимся на последующих уроках

 А сейчас давайте ответим на вопрос: «Для чего нужно движение живым организмам»? Перед вами на столе лист бумаги, напишите ответ на этот вопрос по очереди. Начинает ученик под №2, потом по очереди №3, №4, №1.

Хорошо. Давайте послушаем, какие ответы у вас получились. Отвечает ученик под №1стол №1.

 

(Слайд №10) 

         Двигаясь, животные находят пищу

         Двигаясь, животные спасаются от врагов

         Двигаясь, хищник настигает жертву

         Двигаясь, животные находят убежище

 

 (Использование структуры РАУНД ТЭЙБЛ.  РАУНД ТЭЙБЛ – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги).

 

8. Рефлексия:

·         Возврат к таблице и заполнение по итогам урока.

·         Продолжи предложения:

-        Сегодня на уроке я узнал…..

-        Особенности передвижения животных в водной среде

-        Какие есть приспособления у животных для движения в водной среде

-        Значение движения

-        Сегодня на уроке я научился…

-        Выделять особенности строения животных, связанных с движением в воде.

-         

(СЛАЙД № 11)

 

·         Оцените свою работу на уроке

 

III. Домашнее задание: изучить стр.103-106, найдите и расскажите дополнительную информацию  о животном, которого выбрал при решении задачи на уроке.

 

- Урок закончен, спасибо за урок. (СЛАЙД №13)

 

 

 

 

 

Таблица

Ф.И. учащегося_____________________________________________________

 

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1.Движения всех животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью.

2. Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности

3.В водной среде единственным способом передвижения является плавание.

4. Самое быстрое водное животное – дельфин. 

5. Специальные приспособления к плаванию хвостовой плавник и обтекаемая форма тела есть у кита

6. Морские змеи передвигаются намного быстрее чем кальмар.

7.Пингвин водоплавающее животное.

8.Есть животные, которые используют плавательные перепонки между пальцами

9. Человек водоплавающее животное.

10. Некоторые водные животные используют реактивное движение.

 


 

Скачано с www.znanio.ru