Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.
2456789
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...
234
2.Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Ртуть- уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда МаргаритаПерé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.
Запишите номера ответов.
В предложении 1 содержится простое глагольное сказуемое.
Предложение 2 распространённое.
Предложение 3 сложносочинённое.
Предложение 4 сложноподчинённое .
Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
245
Широкое использование БСП в устной речи и литературе объясняется тем, что это придаёт повествованию лаконичность, внутреннюю динамику и афористичность. К примеру, очень часто бессоюзные предложения встречаются в пословицах и поговорках. Благодаря этому они кратки и просты в запоминании.
Работа не волк — в лес не убежит.
1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.
2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.
1) Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы.
2) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
3) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
4) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме он был виден тут всюду.
5) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
6) Я скажу Не надо рая дайте родину мою!
1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.
2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.
1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.
2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.
5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.
1 (,) – 1
(;) – 2, 4
(:) – 3, 5, 6
смысловые отношения между предложениями
«проверочные»
союзы и слова
интонация
союз потому что, так как
предупредительная
Катя не дочитала книгу мама попросила помочь по дому.
ПОЧЕМУ ?
Катя не дочитала книгу, потому что мама попросила помочь по дому.
ПОЧЕМУ ?
смысловые отношения между предложениями
«проверочные»
союзы и слова
интонация
предупредительная
союз потому что, так как
Витя прекрасно говорит по-английски он каждый день занимается с репетитором.
ПОЧЕМУ ?
Витя прекрасно говорит по-английски так как он каждый день занимается с репетитором.
,
ПОЧЕМУ ?
смысловые отношения между предложениями
«проверочные»
союзы и слова
интонация
союз а именно, то есть
пояснения
Саша убрался в своей комнате книги стояли на полках, вещи были сложены в шкаф.
На улице шел сильный дождь крупные капли стучали в окна.
смысловые отношения между предложениями
«проверочные»
союзы и слова
интонация
союз что;
словосочетания: и увидел, что; и услышал, что; и понял, что
предупредительная
Он помнил это правило нельзя нарушать.
что?
Ученик заглянул в класс никого не было.
Ученик заглянул в класс и увидел, что никого не было.
Постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения является обязательной, если в первой части употребляются слова так, таков, такой, одно, конкретное значение которых приводится во второй части.
Сергею было понятно только одно: всем понравилось его выступление.
У нас в школе было так: к Новому году наряжали большую елку.
В каком случае в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие?
Если второе предложение выражает значение причины
Если второе предложение выражает значение следствия
Если второе предложение выражает значение последовательности
Если второе предложение выражает значение условия
1
В каком случае в сложном предложении не ставится двоеточие?
Если второе предложение выражает значение причины
Если второе предложение выражает значение условия
Если второе предложение объясняет первое
Если второе предложение дополняет первое
2
Каким союзом можно проверить употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого выражает значение причины?
А именно
Потому что
То есть
Что
2
В каком из бессоюзных сложных предложений ставится двоеточие?
В магазине Дима купил все (?) что было нужно (?) ручку, карандаш и две тетради.
Лес рубят (?) щепки летят.
Пока мама готовила обед (?) мы помыли посуду.
Мужчина остановился у здания (?) ему показалось, что он здесь бывал раньше.
4
В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого объясняет первую?
Петя помнил: в девять утра нужно позвонить соседу.
Мы шли очень медленно: за стеной густого тумана не было видно дороги.
Миша был рад подарку: об этой книге он мечтал.
Папа переставил мебель: стол теперь стоял у окна, а диван у двери.
4
В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого дополняет первую?
Женщина долго не могла уснуть: ей мешали шорохи.
Погода испортилась: небо стало темно-серым, солнце исчезло за тучами.
Она знала: кто-нибудь точно забудет учебник.
В доме было сыро: тут давно никто не топил печь.
3
Почему в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие: «Совет мой такой: всегда проверяйте написанное и не сдавайте листики так быстро»?
Второе предложение выражает значение причины
Второе предложение выражает значение условия
В первом предложении употреблено слово «такой»
Во втором предложении употреблено слово «так»
3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.