Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Оценка 5
Рабочие листы
docx
информатика +1
11 кл
09.09.2019
Выступление на районном методическом объединении учителей информатики. Тема выступления: "Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n." Этот материал содержит разбор типовых заданий задания № 1 ЕГЭ по информатике.
Миндалиева К.С. двоичное представление 22.01.2019.docx
РМО учителей информатики.
Тема. Двоичное представление информации. Поиск основания системы
счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек
и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n.
Задания данного типа относятся к заданиям базового уровня и требуют
навыков прямо применять изученное правило. В ЕГЭ это единственное
задание на воспроизведение знаний и умений. Несмотря на простоту данных
заданий, здесь важно не просто обладать знаниями о методах перевода между
различными системами счисления и представления чисел в памяти
компьютера, но делать это быстро, четко, наиболее простым и удобным
способом. Максимальное количество времени, которое можно потратить на
выполнение таких заданий во время экзамена, не более 1 минуты. Очень
важна практика, почти автоматизм в выполнении действий. Большинство
ошибок, совершаемых в таких заданиях, следуют изза невнимательности и
арифметических неточностей.
Что нужно знать! (взяла у К. Полякова – что нравится: кратко, четко,
без воды!)
перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системами счисления (см. презентацию «Системы
счисления»)
Полезно помнить, что в двоичной системе:
четные числа оканчиваются на 0, нечетные – на 1;
числа, которые делятся на 4, оканчиваются на 00, и т.д.; числа,
которые делятся на 2k, оканчиваются на k нулей
если число N принадлежит интервалу 2k-1 N < 2k, в его двоичной
записи будет всего k цифр, например, для числа 125:
26 = 64 125 < 128 = 27, 125 = 11111012 (7 цифр)
числа вида 2k записываются в двоичной системе как единица и k
числа вида 2k-1 записываются в двоичной системе k единиц,
нулей, например:
16 = 24 = 100002
например:
15 = 24-1 = 11112
если известна двоичная запись числа N, то двоичную запись числа
2·N можно легко получить, приписав в конец ноль, например:
15 = 11112,
30 = 111102, 60 = 1111002,
120 = 11110002
желательно выучить наизусть таблицу двоичного представления
чисел 0-7 в виде триад (групп из 3-х битов);
и таблицу двоичного представления чисел 0-15
(в
шестнадцатеричной системе – 0-F16) в виде тетрад (групп из 4-х
битов);
отрицательные целые числа хранятся в памяти в двоичном
дополнительном коде;
для перевода отрицательного числа (a) в двоичный
дополнительный код нужно сделать следующие операции:
o перевести число a1 в двоичную систему счисления;
o сделать инверсию битов: заменить все нули на единицы и единицы
на нули в пределах разрядной сетки;
o прибавить единицу.
Рассмотрим на конкретных примерах:
1. Поиск основания системы счисления.
Пример 1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27
записывается в виде 30. Укажите это основание.
Решение
Обозначим искомое основание х.
Тогда, запишем число 30х запишем через развернутую форму записи числа.
27 = 30х = 0 ∙ х0+ 3 ∙ х1 = 3 ∙ х .То есть х = 27: 3, х = 9
Ответ: 9.
Задания для самостоятельного решения по аналогии.
Задача 1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13
записывается в виде 111. Укажите это основание.
P.S.
а. число 111х переводим в 10 сс через развернутую форму записи числа:
111х = 1∙х0 + 1∙х1 + 1 ∙х2; х2 + х + 1 = 13; х2 + х 12 = 0.
б. При решении квадратного уравнения через дискриминант исключаем
отрицательный корень, т.к. основание системы счисления не может быть
отрицательным!
Ответ: 3.
Задача 2. Укажите наибольшее число, двоичная запись которого содержит
ровно три значащих нуля и две единицы. Ответ запишите в десятичной СС.
PS
.
а. Значащие нули НЕ могут располагаться в самом начале числа. В начале
– единица!
б. Вспомним формулу перевода двоичного числа в десятичное: чем левее в
двоичном числе единица, бОльшая степень двойки входит в качестве
слагаемого в эту запись. Следовательно, максимальное значение двоичного
числа получится, если все единицы будут в старших разрядах. в. Так как требуется, чтобы в записи числа было ровно три значащих нуля
и две единицы – число 5разрядное. Логично предположить, что это число
110002.
Г. Смотрим на условие задания: ответ должен быть представлен в 10сс.
Переводим из 2сс в 10 сс через развернутую форму записи числа.
110002 = 24 + 23 = 16+8=24
Ответ: 24
2.
Решение уравнений.
Пример 2. Решите уравнение: 121х + 110 = 1017. Ответ запишите в троичной
системе (основание системы счисления в ответе писать не нужно).
Решение
121х+ 110= 1017
Переведем все числа в десятичную систему счисления:
1∙х0 + 2∙х1+ 1∙х2 +1 = 1 • 70 + 0 •71 + 1∙72;
1 + 2∙х + х2+1 = 1 + 49;
х2 + 2∙ х — 48 = 0.
Квадратное уравнение имеет корни — 8 и 6. х = 610
(так как основание системы не может быть отрицательным).
610 = 203.
Ответ: 20.
Задание для самостоятельного решения по аналогии.
Задача 3. Известно, что для целого числа х выполнено: 334+х 334 = 3310.
Определите значение х. Ответ запишите в десятичной СС.
P.S. Преобразование обоих недесятичных чисел в десятичную СС.
Ответ 11.
3.
Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.) в записи
выражения в системе счисления с основанием n.
Для решения этого типа задач нужно вспомнить, как происходит
сложение и вычитание «в столбик».
В двоичной системе счисления количество значащих нулей легко найти
как разность общего количества разрядов в числе и количества единиц в нем,
поэтому если знаем количество нулей в двоичной СС, то можно легко найти
количество единиц.
При сложении в системах счисленияпроисходит поразрядное
суммирование записанных друг за другом цифр, начиная с младших разрядов.
В системах счисления, отличных от 2 сс, в случае, если полученная сумма
двух цифр больше или равна основанию системы счисления, под
суммируемыми цифрами записывается остаток от деления этой суммы на основание системы, а целая часть от деления этой суммы на основание
системы прибавляется к сумме следующих разрядов.
При вычитании происходит поразрядное вычитание записанных друг
под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если первая цифра
меньше второй, мы «занимаем» у соседнего (большего) разряда единицу.
Занимаемая единица в текущем разряде равна основанию системы счисления.
В привычной 10 сс – это 10, в двоичной – это 2, в троичной – это 3 т.д.
Пример 3.
Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения:
81000 + 4500 – 2250 + 3?
Решение:
1. Все числа, кроме последнего, представим как степени двоек ( 8 = 23, 4 =
22). Число 3, учитывая ограниченное число единиц в его двоичной
записи (всего 2 единицы), просто переведем в 2 сс (112) и так запишем,
получим выражение: 23000 + 21000 – 2250 + 112.
2. Вспоминаем шпаргалки К. Полякова: двоичное число вида 2N содержит
одну единицу в позиции с номером N (при общепринятой нумерации
позиций справа налево, начиная с нуля) и N нулей в последующих
позициях.
3. Прежде чем перейти к непосредственному нахождению значения
данного выражения, вспомним операции сложения и вычитания в
двоичной системе счисления:
3.1. При сложении двух двоичных чисел 2N и 2М (считая, что N >M) мы в
число, состоящее из единицы в Nой позиции и остальных нулей, просто
добавляем еще одну единицу в позицию с номером М. пример:
25 + 23 = 1000002 + 10002 = 1010002
разряды
25 в двоичной сс
23 в двоичной сс
сумма
5
1
1
4
0
0
3
2
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
3.2. Вычитание двоичной единицы из двоичного нуля производится
заёмом из предыдущих разрядов. При этом заём распространяется
влево, пока не дойдёт до первой же встреченной единицы. Эта
единица и затрачивается на очередной заем, а далее вправо в числе
уже ничего не меняется. Пример:
100000
001000
011000 Тем самым при вычитании двоичных чисел 2N и 2М (N >M) за счет заёмов из
старших разрядов получаем число, в котором сначала записаны N – М единиц
( в нашем случае 53 = 2 единицы), а затем М нулей (в нашем случае – 3 нуля).
Еще
28 – 23 = 100000000 – 1000 =
пример
этому:
к
8
7
1
6
1
5
1
4
1
3
1
2
0
1
0
0
0
единица в позиции 8 затрачена на заёмы
4. Используя эти знания, продолжаем решение задачи для полученного
выражения 23000 + 21000 – 2250 + 112.
Первое значение 23000 дает нам одну единицу в позиции 3000.
Пара значений 21000 – 2250 дает нам число, в котором имеется 750 единиц
(1000250).
Сложение это числа с первым дает в сумме 751 единицу, а последние
число 112 (уже представленное в двоичной СС) добавляет еще 2
единицы. Итого получаем: 751 (единица) + 2 (единицы) = 753 единицы.
Ответ: 753.
Пример 4. Значение арифметического выражения 3432017 + 49500 – 7777 +
3 записано в системе счисления с основанием 7. Сколько шестерок и
сколько значащих нулей содержится в этой записи?
Решение.
1. Представляем все числа как степени семерок:
3432017 + 49500 – 7777 + 3 = (73)2017 + (72)500 7777 + 3 = 76051 + 71000 7777 + 3.
Проверим, что степени записаны в порядке убывания.
2. Самое первое значение 3432017 дает только единицу, поэтому в
подсчетах шестерок не участвует. Нам важно лишь количество
разрядов в семеричном числе, очевидно, равно 2018, и из них 2017
нулей.
3. Разность 71000 – 7777 дает 1000777 = 223 шестерки (все остальное –
нули).
4. Последняя тройка нас тоже не интересует, отметим просто, что этот
последний разряд числа получается ненулевым.
5. Тогда количество шестерок в значении выражения равно 223,
количество нулей вычисляется как 20172231 = 1793, где 2017 –
количество нулей в числе 3432017 в троичной записи числа, 223 –
количество шестерок от разности 71000 – 7777, а 1 – число 3. Ответ: 223 шестерки и 1793 нуля.
Встречаются также задания на поиск чисел в выражениях, содержащих два и
более вычитаний подряд, например:
Пример 5. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 8256 + 16256 – 2128
– 245?
Решение.
Прежде всего заметим, что в двоичной системе счисления количество
значащих нулей легко найти как разность общего количества разрядов в числе
и количества в нем единиц, поэтому данная задача, по сути на поиск
количества единиц в числе.
1. Представляем все числа как степени двоек. Число 245 представим
выражение 256821 и тоже посредством степеней двоек:
8256 + 16256 – 2128 – 245 = 2768 + 21024 – 2128 – (28 – 23 – 21 – 20) =
= 2768 + 21024 – 2128 28 + 23 + 21 + 20.
2. Перепишем выражение по убыванию степеней двоек:
2768 + 21024 – 2128 28 + 23 + 21 + 20 = 21024+2768– 2128 28 + 23 + 21 + 20.
3. Можно было бы применить уже занкомое нам правило определения
количества единиц в разности чисел, но здесь у нас идет сразу два
вычитания подряд. Попытаемся свести эту разность к сумме двух
отдельных разностей
! запомним правило (нашла в одном справочнике по подготовке к ЕГЭ!):
2N = 2N+1 + 2N.
Пользуясь этим правилом, заменим число 2128 на сумму 2129 + 2128.
Получаем:
21024+2768– 2128 28 + 23 + 21 + 20 = 21024+2 768 – 2
8 + 23 + 21 + 20.
129 + 2 128 2
4. Теперь в выражении имеем две отдельные разности степеней двоек и
операции сложения, с которыми работать мы умеем. Производим
подсчет единиц: 21024 дает 1 единицу; разность 2 768 – 2
(768129 = 639); разность 2 128 2
8 дает еще 120 единиц (1288 = 120), а
каждое слагаемое из суммы 23 + 21 + 20 добавляет по 1 единице. Всего
получится 1 + 639 + 120 + 1 + 1 + 1 = 763 единицы.
129 дает 639 единиц
5. Находим количество значащих нулей: общее количество значащих
нулей определяется самой старшей степенью двойки, в нашем случае
– числом 21024. Такое число, как мы знаем, содержит единицу в старшем
разряде и 1024 нуля после нее, т.е. общая длина знаков 1025. Тогда
количество значащих нулей в ответе равно 1025763 = 262.
Ответ: 262.
1. Поляков К.Ю. http
2. Есакова Л.Б. Информатика: авторский курс подготовки к ЕГЭ,2018.
. ru;
Использованная литература:
:// kpolyakov
. spb 3. Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2019. Информатика: задания, ответы,
комментарии. 2018.
4. Задания открытого банка ФИПИ.
Подготовила Миндалиева Карлгаш Серекбаевна,
учитель информатики МОУ – СОШ с. Приволжское
Марксовского района Саратовской области
Раздаточный
материал 1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27
записывается в виде 30. Укажите это основание.
2. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13
записывается в виде 111. Укажите это основание.
3. Решите уравнение: 121х + 110 = 1017. Ответ запишите в троичной системе
(основание системы счисления в ответе писать не нужно).
4. Известно, что для целого числа х выполнено: 334+х
Определите значение х. Ответ запишите в десятичной СС.
334 = 3310.
5. Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения:
81000 + 4500 – 2250 + 3?
6. Значение арифметического выражения 3432017 + 49500 – 7777 + 3 записано
в системе счисления с основанием 7. Сколько шестерок и сколько
значащих нулей содержится в этой записи?
7. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 8256 + 16256 – 2128 –
245?
1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27
записывается в виде 30. Укажите это основание.
2. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13
записывается в виде 111. Укажите это основание.
3. Решите уравнение: 121х + 110 = 1017. Ответ запишите в троичной системе
(основание системы счисления в ответе писать не нужно). 4. Известно, что для целого числа х выполнено: 334+х
Определите значение х. Ответ запишите в десятичной СС.
334 = 3310.
5. Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения:
81000 + 4500 – 2250 + 3?
6. Значение арифметического выражения 3432017 + 49500 – 7777 + 3 записано
в системе счисления с основанием 7. Сколько шестерок и сколько
значащих нулей содержится в этой записи?
7. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 8256 + 16256 – 2128 –
245?
1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27
записывается в виде 30. Укажите это основание.
2. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13
записывается в виде 111. Укажите это основание.
3. Решите уравнение: 121х + 110 = 1017. Ответ запишите в троичной системе
(основание системы счисления в ответе писать не нужно).
4. Известно, что для целого числа х выполнено: 334+х
Определите значение х. Ответ запишите в десятичной СС.
334 = 3310.
5. Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения:
81000 + 4500 – 2250 + 3?
6. Значение арифметического выражения 3432017 + 49500 – 7777 + 3 записано
в системе счисления с основанием 7. Сколько шестерок и сколько
значащих нулей содержится в этой записи?
7. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 8256 + 16256 – 2128 –
245?
Полезно знать! (Взято у К.Ю. Полякова http
четные числа оканчиваются на 0, нечетные – на 1;
числа, которые делятся на 4, оканчиваются на 00, и т.д.; числа,
:// kpolyakov
. spb
. ru )
которые делятся на 2k, оканчиваются на k нулей
если число N принадлежит интервалу 2k-1 N < 2k, в его двоичной
записи будет всего k цифр, например, для числа 125:
26 = 64 125 < 128 = 27, 125 = 11111012 (7 цифр)
числа вида 2k записываются в двоичной системе как единица и k
числа вида 2k-1 записываются в двоичной системе k единиц,
если известна двоичная запись числа N, то двоичную запись числа 2·N
можно легко получить, приписав в конец ноль, например:
15 = 11112, 30 = 111102, 60 = 1111002, 120 = 11110002
2N = 2N+1 + 2N;
для перевода отрицательного числа (a) в двоичный
дополнительный код нужно сделать следующие операции:
o перевести число a1 в двоичную систему счисления;
нулей, например:
16 = 24 = 100002
например:
15 = 24-1 = 11112. o сделать инверсию битов: заменить все нули на единицы и единицы
на нули в пределах разрядной сетки;
o прибавить единицу.
Необходимо знать наизусть таблицу двоичного представления чисел
0-7 в виде триад
Х10, х8
Х2
000
001
010
011
0
1
2
3
Х10, х8
4
5
6
7
Х2
100
101
110
111
и таблицу двоичного представления чисел 0-15 (в
шестнадцатеричной системе – 0-F16) в виде тетрад.
Х10
0
1
2
3
4
5
6
7
Х2
0000
0001
0010
0011
0100
0101
0110
0111
Х2
1000
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111
Х10
8
9
10
11
12
13
14
15
Х16
8
9
A
B
C
D
E
F
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Двоичное представление информации. Поиск основания системы счисления. Решение уравнений. Подсчет количества единиц (нулей, двоек и т.д.)в записи выражения в системе счисления с основанием n
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.