Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений: ü Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении; ü Все упражнения стоит выполнять до еды; ü Одежда не должна сковывать движения малыша; ü Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены; ü Вдох должен происходить через нос; ü Выдох должен быть длинным и плавным; ü Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями; ü Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания:
*«Нюхаем цветы» Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот. *«Задуваем свечи» Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками. *«Кораблики» В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе. * «Карандаши-спортсмены» Положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше. *«Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше ребенок дует в нее, тем выше получается пенная шапка (вдох через нос, а через рот долгий выдох). *«Летящее пёрышко» Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть. * «Снег идёт!» Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.
* «Футбол» Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом. |
Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом: Ø Небольшой вдох через нос. Ø Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот. Ø Выдох производится до конца. Ø После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды). Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.
*«Мыльные пузыри» Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть. *«Чья птичка дальше улетит?» Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: *«Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше. *«Чей кубик поднимется выше?» Цель: развивать диафрагмальное дыхание. Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше. *«Бабочка – лети» Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
«Дышим правильно — говорим легко и красиво!»
Составитель: учитель-логопед Велижанина Н.М.
г. Югорск *«Немое кино» Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
*«Топор» Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
*«Повороты» Покачиваем голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом.
*«Кошка» Ноги на ширине плеч. Вспомним кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторим ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваемся то вправо, то влево. Тяжесть тела переносим то на правую ногу, то на левую. И шумно нюхаем воздух справа, слева, в темпе шагов.
*«Насос» Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.