Эффективные формы взаимодействия с родителями в детском саду по ФОП ДО
Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий.
Закон об Образовании определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.
На сегодняшний день у каждого родителя есть доступ к огромному количеству информации в различных областях знания, но не каждый готов и может соотносить ее с реальными жизненными ситуациями и грамотно применять. Как и пятьдесят, и сто, и более лет назад родители совершают ошибки в воспитании детей и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Поэтому одна из главных задач, которая стоит перед педагогами, – оказывать семьям воспитанников эту поддержку в соответствии с нормативными документами.
Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: каковы эффективные формы работы с родителями?
Выделяют различные формы взаимодействия с семьёй.
Это:
-диагностирование семей, составление социального паспорта семьи. Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов, удовлетворенности родителей;
- мероприятия по повышению педагогической компетентности родителей, по обмену опытом: консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные. Познавательные формы взаимодействия предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Здесь важно строить общение с родителями на основе диалога, открытости, искренности, отказаться от критики и оценки;
- мероприятия для детей и взрослых: праздники, досуги, викторины, конкурсы, КВН и многое другое.
Практика показывает, что наиболее эффективны формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, поскольку совместное творчество позволяет родителям активно включаться в деятельность детского сада.
Самые распространенные формы:
- Семейные клубы по интересам. Это могут быть спортивные, театральные, фольклорные, туристические клубы. В клубе создается особая атмосфера, в которой происходит сближение родителей и детей, развивается сотворчество.
- Студийные занятия родителей и детей, где дети и родители совместно выполняют задания педагога. Это могут быть занятия по дизайну, изготовлению народной игрушки, оригами, флористике, конструированию, а также по лечебной физкультуре, занятия с логопедом, психологом. На таких занятиях происходит знакомство родителей не только с обучением, но и со своим ребёнком;
- Семейные встречи. На таких встречах дети отдыхают вместе с родителями, поют, танцуют, соревнуются. Такие встречи выступают примером для родителей в организации семейного отдыха и досуга;
- Педагогические гостиные проводятся с использованием средств музыки, театра, живописи, фольклора. Цель: раскрепощение каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, культуры, социальной адаптации. Интересно, когда в театральной постановке принимают участие родители, члены семьи, старшие дети;
- Спортивные праздники, досуги, занятия совместно с родителями, различные формы трудовой деятельности. Такие мероприятия помогают сплотить детей, родителей и педагогов, в них наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Опыт показывает, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Также к досуговой форме работы относятся праздники, развлечения, утренники, театрализованная деятельность.
ФГОС ДО и ФОП ДО требуют от педагогов включать в планирование разнообразные формы взаимодействия с семьёй.
При планировании надо помнить, что любая тема, вопрос, понятие осваивается детьми в рамках системы:
Планирование взаимодействия с родителями удобнее вынести в отдельный документ, так как планы взаимодействия с семьёй подлежат постоянной корректировке.
При анализе плана необходимо ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель? Все ли задачи решены? Какие задачи остались
нерешенными? Какой профессиональный и личностный опыт приобретен? Каковы дальнейшие перспективы? Ведь этап осмысления и оценки итогов очень важен для эффективной работы в будущем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.