ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Оценка 4.9

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Оценка 4.9
docx
04.11.2021
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ.docx

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

 

 

Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек. Именно родители – самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни! Однако, появление в семье «особенного» ребенка приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, таким, какой он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Необходимость привлечения родителей в коррекционный процесс заставляет педагогов постоянно искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном

уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.

Одним из важных направлений в деятельности учителя-логопеда

является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Главная цель в работе учителя-логопеда с семьей ребенка – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Задача учителя-логопеда способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности, сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание и обучение ребёнка в семье и в образовательной организации более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй

ребенка. В частности, с родителями. Направления работы учителя-логопеда реализуются в школе через:

- родительские собрания;

- беседы;

- консультации: по итогам диагностики; по итогам коррекционного обучения; по организации работы учителя-логопеда; по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей;

- информационный стенд «Речевой уголок»;

- открытые индивидуальные, групповые занятия;

- проведение праздников и др.

Рассмотрим основные достоинства различных форм работы.

- Беседа - позволяет быстро установить контакт и доверительные

отношения.

- Анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между

взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по

отношению к речевому дефекту ребёнка, их педагогическую

осведомленность.

Также анкетирование родителей дает возможность выявить отношение родителей к коррекционной работе логопеда, что впоследствии позволяет грамотно выстроить работу учителя-логопеда с родителями детей ОВЗ. Также одной из форм работы учителя-логопеда являются общие и групповые родительские собрания, целью которых является создание условий для привлечения родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на

помощь ребёнку; подводятся итоги проделанной работы, освещается план

мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений. Групповые родительские собрания – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания речевого развития детей определенного возраста в условиях образовательной организации и семьи. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на работу, активно включиться в процесс воспитания речевого развития детей.

Консультации – должны быть предельно чёткими и содержать только

необходимый родителям конкретный материал. С целью создания условий

для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу

воспитания речевого развития детей, способствования достижений единой

точки зрения проводятся индивидуальные консультации с родителями. Тематика консультаций для родителей может быть следующая: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей»,

«Развитие связной речи детей в семье», «Совершенствуем внимание и память

ребенка», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи» и др.

Тематические консультации организуются с целью получения ответов на все интересующие вопросы родителей, особое внимание уделять на вопросы, касающиеся трудностям воспитания речевого развития детей. Тематика консультаций может быть разнообразной, приведем некоторые из них:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

- «Как научить ребёнка читать»;

- «Как учить звуко-буквенному анализу».

К консультациям учителем-логопедом готовится специальное оборудование, организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие

мелкой моторики» рекомендуется подготовить бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой и др.

Индивидуально-практические занятия (практикумы) знакомят родителей с практическими приемами логопедической работы. Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам

деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Наглядная информация – это информационные стенды, статьи в уголках для родителей, памятки и буклеты с различной информацией. Просмотр индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности детей позволяют родителям познакомиться со структурой и спецификой проведения логопедической работы в ОУ, учат методам и приёмам работы.

Особое место в работе с родителями детей ОВЗ занимают тренинги с

родителями. У родителей такие мероприятия вызывают живой интерес, радость общения. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а

активные помощники учителя-логопеда. Цель тренинга: привлечь внимание

родителей к речевым проблемам детей. Тренинги вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Они не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. Еще одной из форм работы учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется два-три раза в неделю для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. Многие логопеды в своей работе используют современные нетрадиционные формы работы.

Ящик для вопросов родителей – «Логофакс». Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами также родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой педагогов.

«Устный журнал» – посредством этого издания у учителя-логопеда существует возможность достучаться до «бегущих и спешащих» родителей,

обогатить и активизировать их знания, умения, навыки.

«Бейджи динамики» – оформляются индивидуально для каждого ребенка, отражают динамику коррекции нарушения звукопроизношения. Учитель-логопед должен видеть развитие ребенка и на основе динамики выстраивать свою работу.

Проведение развлечений по тематическим неделям: «Осень», «Домашние животные», «Зима», «Новогодний праздник» и т. д. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями. Еще один факт. Мы должны понимать, что речь является сложной функцией, присущей человеку, и развитие ее зависит от многих факторов. Большое значение играет влияние окружающих. Ребенок учится говорить на примере своих родителей, друзей, педагогов. Четкая зависимость речи детей от особенностей речи родителей очень велика. Подражая окружающим, они перенимают все тонкости произношения, изъяны и ошибки, встречающиеся в речи взрослых. Поэтому важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, четкую, выразительную речь, на базе которой будет формироваться его собственная. Для того, чтобы приобщить родителей к образовательному процессу, ознакомить с методами и приемами обучения детей: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики учителя-логопеды должны использовать в своей работе различные мастер-классы, например, «Родители в роли логопеда» (родителям предлагается самим выполнить игровые упражнения для совместной работы с детьми), «Родители в роли детей» и др.

Родительская газета – оформляется самими родителями. В ней они делятся своим опытом, отмечают интересные случаи и высказывания детей. Каждый номер газеты посвящается только одной теме. Цель газеты: сделать интересный опыт родителей достоянием каждого и преподнести его так,

чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни

детей.

Подводя итог всему представленному, отметим, что данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

 

Список использованной литературы:

1 Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с

недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. – М. : ТЦ «Сфера», 2009

2 Данилина Т.А. Социальное партнёрство педагогов, детей,

родителей / Т.А. Данилина, Н.М. Стёпина. – М. : «Айрис дидактика», 2004

3 Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьёй, имеющей ребёнка с

ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева. – М. : Институт

социальной работы, 1996

4 Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О.А. Ишимова. –

М. : «Просвещение», 2012


 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

Речевой уголок»; - открытые индивидуальные, групповые занятия; - проведение праздников и др

Речевой уголок»; - открытые индивидуальные, групповые занятия; - проведение праздников и др

Тематика консультаций для родителей может быть следующая: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей», «Развитие связной речи детей в семье», «Совершенствуем внимание и…

Тематика консультаций для родителей может быть следующая: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей», «Развитие связной речи детей в семье», «Совершенствуем внимание и…

Особое место в работе с родителями детей

Особое место в работе с родителями детей

Для того, чтобы приобщить родителей к образовательному процессу, ознакомить с методами и приемами обучения детей: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики учителя-логопеды должны использовать в…

Для того, чтобы приобщить родителей к образовательному процессу, ознакомить с методами и приемами обучения детей: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики учителя-логопеды должны использовать в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021