Эффективные упражнения для улучшения дикции.
1. Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 1-2 минуты.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 3 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 3-5 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 3 минуты.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
2. Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь оратора требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом,
чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
2. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными:
ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО!
Затем присоединяют звонкие согласные:
БУ! БО! БА! БЭ! БЫ!
ВУ! ВО! ВА! ВЭ! ВЫ!
ГУ! ГО! ГА! ГЭ! ГЫ!
ДУ! ДО! ДА! ДЭ! ДЫ!
ЖУ! ЖО! ЖА! ЖЭ! ЖЫ!
ЗУ! ЗО! ЗА! ЗЭ! ЗЫ!
НУ! НО! НА! НЭ! НЫ!
МУ! МО! МА! МЭ! МЫ!
ЛУ! ЛО! ЛА! ЛЭ! ЛЫ!
3. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко. По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА-БАПП! БИ-БИ-БИ-БИ-БИПП! БО-БО-БО-БО-БОПП! БЭ-БЭ-БЭ-БЭ-БЭПП! БЫ-БЫ-БЫ-БЫ-БЫПП! |
ВУ-ВУ-ВУ-ВУ-ВУФФ! ВА-ВА-ВА-ВА-ВАФФ! ВИ-ВИ-ВИ-ВИ-ВИФФ! ВО-ВО-ВО-ВО-ВОФФ! ВЭ-ВЭ-ВЭ-ВЭ-ВЭФФ! ВЫ-ВЫ-ВЫ-ВЫ-ВЫФФ! |
ГУ-ГУ-ГУ-ГУ-ГУКК! ГА-ГА-ГА-ГА-ГАКК! ГИ-ГИ-ГИ-ГИ-ГИКК! ГО-ГО-ГО-ГО-ГОКК! ГЭ-ГЭ-ГЭ-ГЭ-ГЭКК! ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫКК! |
ДУ-ДУ-ДУ-ДУ-ДУТТ! ДА-ДА-ДА-ДА-ДАТТ! ДИ-ДИ-ДИ-ДИ-ДИТТ! ДО-ДО-ДО-ДО-ДОТТ! ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭТТ! ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫТТ! |
ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУШШ! ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖАШШ! ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИШШ! ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖОШШ! ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ-ЖЭШШ! ЖЫ-ЖЫ-ЖЫ-ЖЫ-ЖЫШШ! |
ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУСС! ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗАСС! ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИСС! ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗОСС! ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭСС! ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫСС! |
4. Для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.
Далее отрабатываем звуки
1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»
• ваш отважный шар - важный,
• жуткая шутка, жить - шить,
• шпарить- жарить- шарить,
• жужжит жужелица, жужжит, кружится,
• вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К - Г, X»
качели - газели, кол - гол, кость - гость,
|
код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша. |
Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
|
3.Отработка звука «Ц»
цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, |
цвет - свет, цирк - сыр, улица -лиса. |
Цыпочки у цыганок цап цыплёнок спозаранок Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла. |
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, |
всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, |
попасть в ствол, ведомство, брандспойт, |
витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. |
6. Тренировка произношения согласных:
• К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
• Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:
• Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
• Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
• Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. |
Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. |
9. Отработка звуков:
• Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
• Волховал волхв в хлеву с волхвами.
• Рододендроны из дендрария даны родителями.
• Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
• Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
• Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
• Интервьюер интервента интервьюировал.
• Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
• Четверть четверика гороха без червоточинки.
• Яшма в замше замшела.
10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:
• (В, ш) - воспользовавшемуся
• (К) - мелкокалиберными
• (П, в) - опубликовывать
• (П, р) - опосредованному субсидированию
• (Р, т, с) - территориальная целостность
• (Р, т) - проиллюстрировала
• (Р, в) - ревербератор
• (С, ф) - средств
• (Ч, в) - четырехсотдолларового
• (Ч, ф, р) - фантасмагорический
Постиндустриальный синдром небесперспективен
Простота беспристрастности и червоточина вычурности
Беспричинное прочтение перечней притч причт опорочило беспрецедентно
Чок чпок чмок чмык и шмыг и шмык и шмяк.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.